varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Полярная ночь. Часть 5: Чёрный день в Мурманске. До полудня.



Если летом на Севере белые ночи, зимой там, видимо, чёрные дни. В Мурманске Солнце 44 дня в году не поднимается над линией горизонта, фактически же еще на 10 дней дольше - ведь город окружён высокими сопками. Как уже говорилось в прошлой части, тут нет кромешной темноты - даже 21-22 декабря над южной стороной неба возникает на 3 часа красная предрассветная заря.
Так что сегодня я покажу кульминацию своего путешествия в полярную ночь: прогулка по Мурманску в самый тёмный день года. Мурманск - город и сам по себе феерический, а зимой он еще зрелищнее, чем летом. Уложить прогулку в 1 пост мне не удалось (так как всё вместе получилось 80 фотографий), поэтому я разобью её на 2 равные части: до полудня и после полудня.
О "летних" впечатлениях от Мурманска в целом можно прочитать здесь.

В Мурманск я прибыл вечером 21 декабря, поел трески в кафе недалеко от вокзала, а потом сел на автобус и отправился в гостиницу "69 параллель". Гостиница оказалась хорошая: тёплая, уютная, с просторными номерами, вежливым персоналом и умеренными ценами. Минус был только один - очень уж далеко от центра (10-20 минут на автобусе + еще 10 минут пешком), в районе так называемой Долины Уюта - месте проведения Праздника Севера, одного из крупнейших спортивных фестивалей.
Но в общем на Крайнем Севере в гостинице главное только одно - горячий душ.
Примерно в 10 утра 22 декабря я отправился на осмотр города. Было -14 градусов и сильный ветер с длинными порывами.



Как известно, вокзал в Мурманске находится около порта, их разделяет многопутная железная дорога (в основном грузовые пути), и почти от вокзала к порту ведёт длинный путепровод. На кадре выше всё это хоршо видно: зелёный дом с куполом - вокзал, светящаяся высотка - гостиница "Арктика" на площади Пяти Углов.

Виды с путепровода - на город:



И на порт:



Это пока еще 11 утра. Обратите внимание, как непроглядна ночная темень.

Морской вокзал:



Мурманское пароходство рядом с вокзалом:



Морской вокзал сейчас обслуживает всего 2 рейса: пригородный в посёлок Абрам-мыс (на другой стороне залива, в пути 15 минут) и дальний в ЗАТО Йоканьга на восточном берегу Кольского полуострова. Там до сих пор нет аэропорта, поэтому сохранился действующий пассажирский теплоход "Клавдия Еланская". В пути 11 часов, самый дорогой билет стоит 527р. - дешевле плацкарта в поезде. Но Йоканьга - это ЗАТО, то есть закрытый город, и непосвященным просто не продадут билет. Или, если очень постараться, продадут - но не выпустят на берег в Йоканьге (так на "Еланской" ходил af1461 в своё время).

У причала - "Клавдия Еланская" (белая слева) и спасательное судно "Капитан Мартышкин" (справа).



В темноте было очень сильным ощущением пройтись по причалу между двумя судами. Ни с чем не сравнимый звук корабельного скрипа, плеск волн, разговоры матросов на бортах - всё это непередаваемо. Фотографировать тут мне было совсем не страшно, так как я имел отмазку: "Мой отец - научник в крабовых рейсах, а я турист, и фотографирую тут для него". Первая часть этого утверждения - правда.



Хотя на улице -14, вода не замерзает: Мурманск обогревает Гольфстрим. И в этом его суть: Чёрное море и Балтику с их портами легко перекрыть, Архангельск замерзает зимой. Нынешний Мурманск - далеко не самый крупный порт России (грузооборот 20 миллионов тонн, в 4 раза меньше Новороссийска), но из-за своего положения он абсолютно незаменим. Старожилы помнят, что залив замёрз за последние 30 лет всего 1 раз, когда неделю стоял мороз -39, но не зря же Мурманск - база атомных ледоколов.

Атомный ледокол "Ленин" - первый атомный ледокол в мире и один из самых ярких советских символов, ныне стоит в порту как музей. О "Ленине" и порте вообще у меня уже есть репортаж на основе фотографий моего отца лета-2009.





Правда, внутрь я опять не попал - зимой "Ленин" закрыт в понедельник и вторник, зато летом открыт ежедневно. Но хотя бы увидел своими глазами судно, много раз виденное на картинках и почтовых марках. В 2007 году его тут еще не было.
Неподалёку докуется (то есть проходит ремонт в доке) атомный ледокол "Россия" - один из десяти атомных ледоколов. Но в темноте я его адекватно заснять не смог. Впрочем, "Россию" мы еще увидим сверху.

Пока же покидаем порт и идём в город - к вокзалу и Пяти Углам. Времени - около 11 утра.



Гостиница "Арктика" - главная высотная доминанта Мурманска - пока закрыта на реконструкцию. Ну да, брежневка - однако здесь очень уместная. Вообще же, архитектурой Мурманск не слишком богат - но всё же она тут есть. Площадь Пяти Углов пересекает Проспект Ленина. В темноте я пошёл по нему от площади на юг:



Сталианс и конструктивизм, суровые и благородные здесь:











Между прочим, обратите внимание на троллейбус - в Мурманске он самый северный в мире.

Дворы:





А вообще, город, особенно его нижняя часть, очень уютный и благоустроенный. Часто здесь забываешь о том, что находишься на Крайнем Севере, в 300км от полярного круга.



После 11 начало понемногу светать. Небо стало обретать синеватый оттенок, как в обычную ночь. И я отправился на Зелёный мыс, чтобы увидеть панораму города в полдень. О том, что такое Зелёный мыс, у меня также был отдельный репортаж - сопка на севере города с двумя мемориалами и прекрасными видами.

Путь наверх, по улицам за Проспектом Ленина:









Обратите внимание - в жилых домах почти все окна чёрные, в офисных - почти все горят. Хотя и темно, а на самом деле день уже в самом разгаре.
Мурманск, стоящий на прибрежных склонах амфитеатром, имеет как бы несколько "этажей" - улицы идут параллельно заливу, пешком между ними может быть 100 метров, а объезд несколько километров. Крыши одних 12-этажек находятся на уровне подъездов других. По самому верху проходит улица Папанина, на неё я и забрался в итоге.



Вдали была хорошо видна цель - мемориал погибшим на море в мирное время с храмом Спаса-на-Водах:



К нему я и отправился, любуясь открывающимися видами. Время подходило к 12 часам, и на юге небо начал розоветь.



Район южнее центра. Две трубы ГРЭС - одна из главных мурманских вертикалей:



Внизу по центру - площадь Пяти Углов, стоящие рядом гостиницы "Меридиан" и "Арктика":



Чуть севернее центра - порт, гирлянда ярких огней:



Если в нижней части города было относительно тепло, то наверху дул пронизывающий ветер. Вообще, климат Мурманска уникален: лето здесь вполне арктическое (короткое и холодное), зато зима теплее, чем в Москве. Самый холодный ветер в Мурманске - южный, с материка. Северный же, особенно северо-западный - наоборот, приносит тепло Гольфстрима.



Продолжает светать. Вид с одного из дворов на подходах к мемориалу - но внизу пока еще темно:



Из другого двора уже виден мемориальный маяк. Он не действует, нижний этаж - комната памяти, у каждой из 5 стен которой лежит книга с именами погибших моряков: надводников, подводников, морских лётчиков, торговых моряков и рыболовов, и у последних книга толще, чем у всех остальных, вместе взятых. Впрочем, подробнее о постройках Зелёного мыса смотрите по ссылке, мне лень повторять то, что уже выкладывал.



Храм Спаса-на-Водах:



За ним виден Алёша - 30-метровый бетонный солдат, памятник Защитникам Заполярья. От него самые красивые виды, к нему я тоже дошёл.
Третье сооружение мемориала - это памятник погибшим подводникам. В 2007 году я его еще не видел. А ведь это ни что иное, как фрагмент рубки АПЛ "Курск"! Подлинный. Эта рубка была там, на 100-метровой глубине, эта рубка видела смерть 121 человека - экипажа "подводного крейсера". Позднее "Курск" был поднят, а его корпус распилен - но рубка осталась как памятник.
Один из самых жутких памятников в мире...



Кадры с почти дневным светом - это недостаток обработки. На самом деле здесь всё-таки несколько темнее, наиболее точно реальную палитру передают кадры вроде этого:





Это полдень. Светлее здесь уже не станет.
Вид от маяка на порт (опять же высветленный). Хорошо виден упомянутый в начале ледокол "Россия" в доке, видны "Ленин", "Клавдия Еланская" и "Капитан Мартышкин":



Почти тот же самый вид летом, для наглядности:



Но лично мне зимний Мурманск показался даже зрелищнее летнего. Еще пара сравнений.





Сначала я планировал прямо от Храма Спаса-на-Водах отправиться к Алёше, от которого виды самые эффектные. Но фотографируя дальние виды (а в сумерках для этого надо твёрдо держать фотоаппарат и целиться, что занимает некоторое время) на ветру и -15 градусном влажном морозе (сочетание этих трёх вещей - примерно как -30), я поморозил себе пальцы так, что они перестали слушаться. И понял, что для продолжения адекватной деятельности мне необходимо спуститься в город, отогреться и поесть.



Однако я рассчитал время: зная, сколько времени назад началась заря, я мог предположить, сколько она еще продлится.
В следующей части - еще немного города (теперь уже в сумерках) и возвращение на Зелёный мыс.

Полярная ночь-2009.
Часть 1: Олония.
Вступление.
Видлица. Рассвет у замёрзшего моря.
Олонец. Самый карельский город Карелии.
Мегрега. Село и деревянная церковь.
Часть 2: Заполярье.
Полдень в полярную ночь и полночь в полярный день. Фотосравнение.
Мурманск. (1)
Мурманск. (2)
Часть 3: Вологда.
Tags: "К студёным морям", Крайний Север, событийное
Subscribe
promo varandej september 24, 14:08 58
Buy for 500 tokens
-Так-то мы уже месяц в дороге. По Алтаю путешествуем: российский Алтай, монгольский Алтай, казахстанский Алтай... -Пешком что ли? -Почему пешком? Едем на всём, что едется. Так-то я не автостопщик, но что ещё делать, когда автобус дважды в день, а интересное через каждый десяток километров? В…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments