varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Екатеринбург. Часть 6: Верх-Исетский завод



В основе дореволюционного Екатеринбурга было три металлургических завода: Уктусский (1706, был небольшой и быстро закрылся), собственно Екатеринбургский (1723, о нём я уже рассказывал не раз) и Верх-Исетский, основанный в 1726 де Геннином. Изначально это было вспомогательное предприятие Екатеринбургского завода, а Верх-Исетский пруд был в несколько раз крупнее городского и при необходимости оттуда спускалась вода.

До наших дней из трёх заводов дошёл только ВИЗ. Не как музей, а как действующее и весьма крупное предприятие. С посещением этого района у меня вышла та же история, что с Уралмашем - изначально его не было в моих планах, но после прогулки по центру мне предложил съездить туда stubb .
Также в этом посте - рассказ о Екатеринбургском трамвае.

Верх-Исетский завод расположен достаточно близко к центру города, и туда нетрудно доехать от площадь 1905 года на трамвае. Стоит сказать, что трамвай в Екатеринбурге произвёл на меня впечатление - местами его пути можно принять за небольшую железную дорогу:



Трамвай в Екатеринбурге - это почти что лёгкое метро, особенно за пределами центра (на Проспекте и площадях трамвай тут мало отличается от любого другого в России). Пути почти везде вынесены за проезжую часть или обустроены так, чтобы машина по ним не смогла проехать, что защищает трамвай от пробок:



Огороженные и оснащенные собственным тротуаром остановки - почти что посадочные платформы, их вполне можно даже оснастить турникетами:



А конечные остановки имеют даже некоторое подобие вокзальных зданий, как на маленьких пригородных станциях:



Говорят, нечто подобное сейчас представляют собой трамвайные системы Европы (пережившие волну закрытий в 1970-90-е годы) - что-то среднее между традиционным трамваем и лёгким метро или городской электричкой.
На кадре выше показана конечная остановка трамвая на Верх-Исетском заводе. Однако прежде, чем идти осматривать посёлок, покажу несколько фотографий, снятых по дороге из окна:



Дворец Молодёжи находится еще около старого центра Екатеринбурга, мне он запомнился металлическим барельефом:



Далее историческая застройка прерывается - начинается бывшая территория между Екатеринбургом и Верх-Исетским заводом. Затем вновь начинаются сталинки - подобную схему я уже видел в Перми по дороге на Мотовилиху:





Среди сталинок начинают всё чаще встречаться дореволюционные домики:



И вот, наконец, главная улица ВИЗа:



До площади 1905 года отсюда 15 минут езды. Впереди - площадь Субботников, главная на ВИЗе, слева район изб старой заводской слободки, справа собственно завод. Особенно интересен вот этот с виду невзрачный цех - ему около 200 лет:



Для промышленного объекта возраст феноменальный, но на Урале не редкий. В этом цехе трудились еще крепостные рабочекрестьяне, он помнит эпоху расцвета Горнозаводского Урала... Да и другие цеха завода весьма архаичны, хотя бы лет сто есть многим из них:



Завод сто лет назад на фотографии Прокудина-Горского:



Около завода - Успенский собор (1831-38), в прошлом главный храм ВИЗа, довольно долго бывший хлебзаводом:



Недавно его передали церкви, уже проводят службы, но отреставрировать еще не успели. Проходная храма - это очень по-уральски:



И собор, и завод, и трамвайная станция выходят на Площадь Субботников со сталинским ДК Верх-Исетского завода:



Надо сказать, что посёлок ВИЗа производит намного более приятное впечатление, чем, например, Уралмаш - тут чисто, молодёжшь играет в футбол, а не пьёт пиво... Вероятно, дело в том, что Верх-Исетский район Екатеринбурга включает и часть центра, а администрация общая.
В дальней части площади - вот такие домики:



За которыми, в закутке, спряталась старообрядческая церковь Рождества Христова (1837), построенная изначально как единоверческая:


Как я уже писал в посте про Быньги (староверческий центр Урала), Горнозаводской Урал привлёк много старообрядцев. Заводчики ценили прибыль, а не церковь и закон - и брали староверов на работу и как простых рабочих (ведь те были непьющими), и как купцов и управленцев, так как старообрядцы были едва ли не лучшими купцами России. В Екатеринбурге легально строились единоверческие церкви, сами старообрядцы молились в скитах у озера Шарташ (ныне в черте города). Староверы Урала принадлежали к разным небольшим согласиям, в основном весьма ридкальным, но постепенно объединились под Белокриницким согласием (крупнейшей церковью староверов) или перешли в единоверие.
Церковь на ВИЗе ныне белокриницкая, о ней можно прочесть короткий, но очень интересный репортаж denisov-dnevnik.

Около церкви - Верх-Исетский пруд:







Находится он на окраине, и тянется далеко за город. В многоэтажном и тесном Екатеринбурге, лишённом крупной реки, этот пруд выглядит как окно из подвала. За прудом, вдалеке, синеют Уральские горы:



Мой рассказ о Екатеринбурге занял 6 частей - больше, чем о Пскове, Смоленске или Выборге. И дело тут в том, что Екатеринбург - один из самых разноплановых городов России. Многие посёлки его окраин представляют отдельный интерес - Уктус с его живописными холмами, Шарташ с озером и скалами Каменные Палатки, Химмаш - "младший брат" Уралмаша, из-за положения вдали от центра увязший в 1990-х, да и многое другое. Нечто подобное представляет собой из виденных мной городов еще Новосибирск. По сути это агломерация, где интересен не только главный город.

Посмотрим последний раз на горы Урала:



Удивительный край, где в городах к заводу ведут все дороги, а люди веками, из поколения в поколение, работают на одном и том же предприятии. Недружелюбный, закрытый от посторонних, но древностями богатый не менее, чем Средняя Россия.

В моих планах - еще одна экспедиция на Урал ближайшим летом. Уральская быль не окончена.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010.
Вступление. Фотообзор путешествия.
Пермь..
Пермь. По центру.
Пермь. Пермь-Первая и музей современного искусства.
Пермь. Мотовилиха.
Пермское Прикамье.
Кунгур. По городу.
Кунгурская ледяная пещера.
Пермь-36. Последний лагерь ГУЛага.
Горнозаводской Урал.
Невьянск. Столица Демидовых.
Быньги. Урал старообрядческий.
Нижний Тагил. Лисья горка.
Нижний Тагил. По городу.
Нижний Тагил. Демидовский завод.
Северный Урал
Дороги, станции, города и веси.
Североуральск.
Краснотурьинск.
Екатеринбург.
Виды с небоскрёба.
Проспект Ленина.
Плотинка и пруд.
Прочее в центре.
Уралмаш.
Верх-Исетский завод.
Tags: "Молох", "Раскол", "Уральская быль", Урал, дорожное, индустриальный гигант, староверы, транспорт
Subscribe
promo varandej сентябрь 24, 14:08 58
Buy for 500 tokens
-Так-то мы уже месяц в дороге. По Алтаю путешествуем: российский Алтай, монгольский Алтай, казахстанский Алтай... -Пешком что ли? -Почему пешком? Едем на всём, что едется. Так-то я не автостопщик, но что ещё делать, когда автобус дважды в день, а интересное через каждый десяток километров? В…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments