varandej (varandej) wrote,

Ивано-Франковск (Станиславов). Часть 1, парадная.



Ивано-Франковск - областной центр (240 тыс. жителей) в 130км от Львова. До 1962 года - Станиславов (или Станислав), а переименован был к 300-летию. Непроизносимое название - наверное, чтобы не было путаницы между украинским писателем Иваном Франко и испанским диктатором Франсиско Франко.
Мне Ивано-Франковск понравился с первого взгляда. При весьма скромных размерах, он совершенно не производит впечатление провинции. Дело в том, что это едва ли не главный идеологический центр Западной Украины, где в 1990-м году был впервые поднят сине-жёлтый флаг, а в 2004 посрамлён Янукович. В украинской литературе оформился "Станиславовский феномен" - мощная группа украиноязычных писателей (Юрий Андрухович, Юрий Издрык, Тарас Прохасько), идеологов "западенства". В общем, город небольшой - но особый. И к тому же чуть ли не самый благоустроенный и комфортный на Украине.

Путешественнику Ивано-Франковск интересен хорошим историческим центром рубежа 19-20 веков - за архитектуру Станиславов иногда называют Малый Львов. Мой рассказ о городе будет состоять из двух частей - парадной и непарадной. В первой пройдём от вокзала к ансамблю трёх центральных площадей.

Станиславов был основан в 1662 году краковским кастелляном и коронным гетманом Анжеем Потоцким и назван им в честь отца. Дальнейшая история типична для Галиции - войны с турками и шведами (а в 1706 году и от русских досталось, так как Потоцкий поддерживал Карла Двенадцатого), упадок 18 века, вхождение в состав Австрийской империи в 1772 году. В 1866 году сюда пришла железная дорога, и начался промышленный подъём города, особенно ускорившийся в период независимой Польши: если в 1890 году Станиславов был меньше Львова в 10 раз, то в 1939 - лишь вдвое (198 тысяч жителей). В годы польско-украинской войны в январе-мае 1919 года Станиславов был столицей Западно-Украинской народной республики. Среди всех польских городов уже в 1920-30-е годы Станиславов обладал крупнейшей украинской общиной (24% населения), что во многом объясняет его современность - это исторический центр городской культуры Западной Украины (в отличие от Львова, заселённого выходцами из глубинки и других областей УССР).

Первая достопримечательность города - вокзал начала ХХ века австрийский постройки. Если сам город - "Малый Львов", то и вокзал соответственно "Малый Львовский":



С площади вокзал кажется огромным, но внутри оказывается существенно теснее, чем большинство российских вокзалов. Да и открыта для пассажиров от силы одна треть. От главного корпуса тянутся еще два "крыла" - общая длина постройки метров 200:



Здесь же и довольно загруженный автовокзал, и несколько кафе (я обедал в кафе "Пицца-Цимес" - понравилось), но нет нормальных магазинов - маленькие и с задранными ценами. В центр удобнее всего идти от северного конца вокзала по Грюнвальдской улице, но я пошёл от южного, по улице Богдана Лепкого:



Да и зачем мне ходить кратчайшими путями? На этой улице сразу оценил архитектурный облик Станиславова: ничего сверхвыдающегося, но очень цельно, и потому красиво. Понравились переулки - вот такая одноэтажная застройка начала 19 века встречается на многих непарадных улочках:



По дороге попалась и сталинка - то ли СБУ, то милиция:



Попадается и конструктивизм/функционализм:



И в целом стилевой облик центра города я бы оценил так: 2/3 - сецессия, 1/4 - функционализм, оставшееся делят примерно поровну новостройки, советская архитектура и классицизм начала 19 века.
Между тем, улица Лепкого вывела меня на площадь с советским Драмтеатром. Забавно раскрашенная гостиница "Надия" с кадра выше на этом кадре была бы правее границы:



Перпендикулярная улица Сечевых стрельцов образует южную границу исторического центра, и её застройка - пожалуй, лучший в городе ансамбль функционализма 1920-30-х годов. Вообще, непривычное зрелище - функционалистические дома "единой фасадой":



Далее - неплохой новострой, пожалуй, самый интересный из увиденных в эту поездку:



Здесь улица раздваивается - налево Сечевых стрельцов, а направо пешеходная улица Независимости, более известная как Стометровка:



На самом деле длина улицы около 500 метров, и всё же выглядит она действительно очень короткой. Тем не менее, все атрибуты арбата есть - и летние кафе, и уличная скульптура:



На архитектуре подробно останавливаться не буду - на самом деле в Ивано-Франковске мелкие детали играют даже большую роль, чем во Львове, и общие виды старинных зданий не передают их красоту. Кстати, вопреки ожиданиям, в центре Ивано-Франковска довольно много и новостроек, и советских зданий. При какой власти (поляки, советы, независимость) построено вот это сооружение в конце Стометровки, боюсь даже предполагать:



Отсюда уже совсем недалеко до центрального ансамбля, который в Ивано-Франковске слагают три площади. Центральная, между улицами Галицкой и Шереметы, расположена в 5 минутах ходьбы от конца Стометровки, и её украшает пожалуй самое интересное здание Станиславова - Ратуша:



Большинство ратуш в Галиции были построены в польский период (из виденных мной еще Жолква и Дрогобыч), и Станиславов (бывший центром воеводства, то есть области) здесь не исключение. Ратуша возведена в 1927-32 годах, но не в "историческом" стиле (типа неоклассицизма или неоренессанса), а в стиле конструктивизма. Что ж, если бывают конструктивистские Обкомы и Горкомы, почему не быть конструктивистской Ратуше? Внутри ныне музей. Высота башни - 49 метров, и она знаменита еще и тем, что в 1990 году здесь был впервые в СССР поднят украинский флаг.
Совсем не конструктивистские украшения (вероятно, пристроены позже):



А перед ратушей - знаменитое Яйцо. На самом деле это не более чем фонтан (по другой версии - общегородская "писанка", то есть пасхальное яйцо), поставленный в 2002 году. Однако в украинской политике Ивано-Франковск иногда называют "Город Яйцеметателей" - 24 сентября 2004 года, во время предвыборного визита Виктора Януковича некий 17-летний студент Дмитрий Романюк кинул в премьер-министра яйцом, после чего тот поспешно уехал. Сей жест очень воодушевил "оранжевых", и возможно добавил им несколько процентов голосов (что при том раскладе сил было очень существенно). Показательно, что в отличие от Ботинкометателя (иракский журналист, кинувший ботинками в Джорджа Буша), Яйцеметатель не был никак наказан (даже не отчислен из вуза). А традиция кидать яйцами в политиков продолжилась.
После этого Яйцо на площади многие туристы принимали за памятник Яйцеметателю. Почему оно в таком состоянии - не знаю:



Левее Ратуши - длинный "островной" квартал:



Южнее которого возвышается Воскресенский собор (1729-63) - образец австро-баварской архитектуры (которая уже тогда стала проникать в Галицию):



Боковым фасадом собор выходит на длинную, узкую и полностью пешеходную площадь Андрея Шептицкого:





На другом конце площади - костёл Пресвятой Девы Марии (1672-1703), исторически главный храм города и усыпальница Потоцких:



В костёле хорошо сохранились росписи и убранство, но при этом он занят картинной галереей - редкий случай в Галиции. Построен итальянским архитектором Корассиини, поэтому и облик нетипичен для Украины:



Между соборами - скульптура Девы Марии (ближе к Воскресенскому) и скульптура "Пасхальное солнце" - раз в год в Ивано-Франковске проводится фестиваль кузнецов, которые совместно строят в подарок городу металлический памятник. "Солнце" было выковано в 2008 году, а уже показанное "Дерево Счастья" на Стометровке - в 2009:



Низовая улица, перпендикулярная площади Шептицкого:



За Воскресенским собором можно увидеть чудом уцелевший бастион 17 века - остатки первоначальных городских укреплений. Вокруг бастиона сейчас идёт реконструкция, на бастионе будет, наверное, что-то интересное:



А напротив фасада Воскренского собора - огромное здание бывшего Иезуитского коллегиума (1744, вероятно, перестроено при австрийцах), ныне занятое мединститутом:



Впрочем, мединститут - далеко не главный в Ивано-Франковске. Намного больше известен Институт нефти и газа, созданный в 1967 году на базе филиала Львовской политехники - еще один наследник Галицкой нефти и едва ли не лучшая кузница кадров нефтегазовой промышленности СССР.

От мединститута был снят вводный кадр поста. Мы вернулись к Ратуше, и теперь пойдём от неё направо - в переулке виден фасад Армянской церкви (1677, 1868):



Как уже говорилось в постах про Львов, особенностью Галиции была крупная армянская диаспора, сложившаяся в Средние века из беженцев от Османского ига. Армянские купцы в предприимчивости не уступали еврейским, имели хорошие торговые связи с Востоком (Персия, Индия), и к тому же, будучи христианами, пользовались намного большим доверием поляков, чем иудеи. Восточная торговля, которая держалась на армянских купцах, была одной из основ экономики Галиции. Крупные армянские кварталы были во Львове, Каменце-Подольском, Черновцах.



Правда, в начале 17 века армяне были насильно обращены в католичество, поэтому собор в Станиславове изначально был армянским костёлом. А ныне, ввиду почти полного отсутствия армян, принадлежит Автокефалии:



По соседству с Армянским собором - синагога Темпль (1897-99), изначально построенная реформистами (иудейский аналог протестантов), а ныне принадлежащая хасидам:



Так как до войны Галиция была одним из центров еврейской нации, синагог в ней сохранилось множество. Но в основном - заброшенные (как древняя синагога в Жолкве или австрийская в Дрогобыче). Даже используемая не по назначению синагога тут редкость. За таковую я и принял Темпль, но оказалось, всякой всячиной синагога она занята только частично (где-то на 1/3), а в основном используется по назначению. Я обошёл вокруг здания, и у дверей (которые выходили во дворик с каким-то кафе) меня увидел раввин, который сразу спросил "Вы чего-то хотели?", а затем провёл мне небольшую экскурсию:



Что ж, в действующих синагогах я бывал нечасто (даже мечетей я обошёл на порядок больше, не говоря уж о церквях). На кадре выше - малый молельный зал на первом этаже, а основной зал располагается на втором. Больше всего он напоминает поточную аудиторию в университете (в центре кадра бима - площадка, с которой читается тора):



В конце зала (ориентированного на Иерусалим) - ковчег, аналог алтаря, символизирующий Ковчег Завета в иерусалимском Храме. В Храме хранились скрижали, а в синагогальных ковчегах - свитки торы.



На противоположном конце - балкон, где изначально располагалась женская половина (как в мечетях), а ныне что-то вроде библиотеки. Как сказал раввин, "этим талмудам лет по двести":



Вообще, раввин рассказал много интересного. И ничего стереотипного в его образе не было - если бы не кипа, я бы не подумал не только что это раввин, но и что это еврей. Говорил он по-русски без малейшего акцента. А настолько спокойного отношения к фотосъёмке я не видел ни в одном храме.

...Финал еврейской общины Станиславова - такой же, как и всюду в Галиции: к приходу Красной Армии в городе оставалось всего около ста евреев из сорока тысяч (правда, выжило несколько больше - кто-то успел бежать, кто-то попал в концлагерь, но сумел дожить до освобождения).



Синагога и Армянская церковь стоят практически на заднем дворе гигантского Дома Советов довольно интересной планировки - трилистник из трёх одинаковых изогнутых зданий с внутренним двориком. Вот так он выглядит с фасада - непропорционально огромный для маленько по меркам СССР области (почти такой же в Днепропетровске):



Перед фасадом - памятник Единству Украины. Цимбалист и кобзарь:



В следующей части, последней в Галицкой серии - архитектурные детали и "изнанка" Ивано-Франковска.

ГАЛИЦИЯ-2010.
Вступление.
Галиция. Исторический обзор.
ЛЬВОВ.
От вокзала к центру.
Площадь Рынок.
Коридорами Ратуши.
Виды с Ратушной башни.
Старый город
Средняя часть (Латинский собор, монастыри Иезуитов и Доминиканцев).
Северная часть (Армянский квартал и окрестности).
Южная часть (Успенская церковь, Бернардинский монастырь) и непарадные виды.
Австрийский город
Проспект Свободы.
Городская среда.
Отдельные здания.
Другие районы
Подзамчье и Старый Рынок.
Лычаков и его кладбище.
Высокий замок.
Про жизнь.
ГАЛИЦКАЯ ГЛУБИНКА
Жолква.
Галиция сельская.
"Золотая подкова"
Олеско.
Подгорцы и дорога к ним.
Золочев.
Прикарпатье.
Дрогобыч. Рынок и окрестности.
Дрогобыч. Предместья и деревянные церкви.
Борислав и Сходница.
Трускавец.
Ополье.
Галич. Город.
Галич. Шевченково.
Галич. Крылос.
Ивано-Франковск. Центральные площади.
Ивано-Франковск. Детали и изнанка.
Tags: "Другая сторона", "Черта оседлости", Западная Украина, дорожное, замки-крепости
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded  

  • 67 comments