varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Новороссия. Калифорния Российской империи.



Новороссия, вытянувшаяся вдоль двух морей от Днестра до Кавказа- не просто одна из исторических областей. Это целая эпоха, и не будет преувеличением сказать, что Россия 1870-1920-х годов - это в первую очередь Новороссия, и лишь во вторую - всё остальное, кроме разве что Петербурга. Отвоёванная у Дикого поля, некогда казачья вольница превратилась в вольницу капиталистическую, с разгульными портовыми Одессой-мамой и Ростовом-папой, с угольными и железными "молохами" Донбасса и Поднепровья, с любителями древностей, увлеченно копавшими античные руины, с "плавильным котлом" народов , с революционерами, писателями, военачальниками.... В России рубежа 19-20 веков Новороссия занимала то же место, что в современных США - Калифорния. Локомотив экономики и кузница смыслов.

В эту поездку мы посетили в общем-то главную часть Новороссии - историческую Херсонщину, при Советах распавшуюся на три области (Одесская, Николаевская, Херсонская). По тэгу в моём журнале - посты о металлургической Екатеринославщине и той части Новороссии, что осталась в России. О городах вдоль побережья я ещё расскажу отдельно, ну а пока расскажу кратенько историю этого края и покажу "внутреннюю" Новороссию, удалённую от побережья, в основном в Николаевской области.

История Новороссии проста настолько, что даже удивительно - как она могла дать такой результат. На протяжении многих веков это была часть Великой Степи, а точнее Дикого поля - её западной, европейской части. Здесь ходили скифы и сарматы, гунны и остготы, печенеги и половцы, монголы и татары. На побережье же строили свои города для торговали с варварами греки - Борисфен, Тира, Танаис... Когда-то травы черноморской степи скрывали с головою всадника, и потому Дикое поле было мечтой каждого племени, кочевавшего в лютых азиатских степях. Но главный закон Великой Степи - что бы ты ни создал, не далее как через век оно будет втоптано в землю и зарастёт бурьяном. Наследство Дикого поля - бесчисленные курганы среди вспаханных полей:



Вплоть до конца 18 века эта территория была малопригодна для жизни. Определенный порядок поддерживала Золотая Орда, при которой на побережье стали возникать генуэзские фактории, но затем Орда распалась, новым хозяином стала Османская империя и её сателлит - Крымское ханство. Генуэзские форты разрушили, и вдоль побережья остались кочевать многочисленные ногайские орды, которые при случае крымский хан или турецкий паша мобилизовывали для походов на Русь и Польшу.



Ещё здесь были лиманы - мелководные тёплые заливы Чёрного моря, уходившие вглубь степи на десятки километров. Березанский лиман (на кадре выше) на полпути между Одессой и Николаевом, Куяльницкий и Хаджибейский лиманы под Одессой, Днестровский лиман... В лиманах можно было добывать самоосадочную соль, поэтому со всей Украины сюда ходили чумаки - старатели, охотники за солью, стремившиеся привести в родное село хотя бы воз, чтоб не зависеть от Королевских солеварен.



А ещё было море. Тёплое лишь по российским меркам, но веками служившее воротами в Средиземноморье, где как известна мудрая Греция и благословенная Италия.



Именно к Чёрному морю, а не к Балтике, изначально стремился Пётр Первый, думавший основать новую столицу в устье Дона. Но упадок Османской империи тогда только начинался, подъём России - тоже, поэтому борьба за Новороссию растянулась почти на столетие. Приазовье удалось захватить лишь в 1740-е годы, а кавказское побережье и Крым (1783) - при Екатерине Второй. Падение Крыма можно считать ключевой датой в истории Новороссии.



К тому времени Потёмкин уже разгромил Запорожскую Сечь, а затем и кочевников с черноморских берегов вежливо попросили. Кочевники предпочли уйти по-хорошему. Дикое поле начало превращаться в житницу:



На побережье были построены крепости (Херсон):



Верфи (Николаев):



И конечно же порты (Одесса):



Заселять Новороссию начали не только русские и украинцы, но и всевозможные беженцы из Османской империи - греки, болгары, армяне, сербы, арнауты (православные албанцы), к которым добавились немецкие колонисты и еврейские купцы - Новороссию включили в "черту оседлости". На Северском Донце обнаружили уголь, Дикое поле распахали, всё это надо было как-то вывозить - а тут и вот оно, море! Ну а появление железных дорог, пришедших сюда в 1860-е годы, превратило развитие Новороссии в вертикальный взлёт.



Но от былого осталось в итоге немногое. Капиталистическая вольница оказалась несовместима с плановой экономикой, и хотя она осталась мощнейшим промышленным районом СССР, назвать её Калифорнией язык уже не повернется. Но и возвращение капитализма не вернуло былой славы: по крайней мере пока реализовать потенциал этого региона Украине не удаётся.



Специфика Западной Новороссии ещё и в том, что почти вся экономическая активность здесь концентрируется вдоль побережья. Здесь не было железных руд или угля, поэтому удалённая от моря её часть осталась преимущественно аграрной. Но именно поэтому здесь лучше всего сохранилась её сельская ипостась. Если в одесских предместьях сёла выглядят так:



А на трассе Одесса-Николаев так:



То километров за 100-200 от побережья - уже вот так:



В принципе сельская глубинка "внутренней" Новороссии вполне достойна сельской Галиции или хотя бы Подолии. Дома не столь роскошны, но так же ухожены. Зато бросается в глаза гораздо более современный автопарк, хорошие дороги и полное отсутствие повозок. А ещё - красные черепичные крыши, коих я не видел даже во Львове.



Бывает, впрочем, и такое. Хат с соломенными крышами здесь немало, как и в глубинке Восточной Украины. В России же я видел соломенные крыши только в музеях.



Вдоль дорог активно торгуют. Вот типичный ассортимент - мёд, раки и даже креветки. Оказывается, эти милые создания живут и в пресной воде. Хорошо запомнилось село Раково, где нам по очереди встретились таблички:
"Крупные раки"
"Очень крупные раки"
"Самые крупные раки".
"Ну очень большие раки".



В общем, вот такие пейзажи будут сопровождать вдоль дорог украинской Тавриды. Поедем на юг от места, где остановились в прошлом посте - Музея ракетных войск в Кировоградской области. Напротив отворота к нему - посёлок Побугское (8,5 тыс. жителей), где дымит уже показанный в прошлой части ферроникилевый завод, построенный в 1950-е годы.



Возникает вопрос - откуда он тут взялся? На самом деле эта местность, по научному называемая Гранитно-Степное Побужье - один из нескольких выходов кристаллического щита к поверхности. Примерно то же самое, что Курская магнитная аномалия или Криворожский железнорудный бассейн - только в миниатюре. Для создания своего промышленного района мало - но кое-что добывается. Местами из степной травы торчат скалы:



А указатели на "гранкарьеры" (то есть гранитные карьеры) вдоль дорог висят один за другим. Местами пейзаж напоминает степную Башкирию.



Граница Кировоградской и Николаевской областей - буквально через километр от Побугского, а через 20 километров встречает город Первомайск (68 тыс. жителей), по которому обычно и локализуют музей РВСН - хотя они находятся даже в разных областях. Телевышка-мачта в райцентре - такого я раньше не видел. В Виннице такая же, но только высотой 354 метра - на момент постройки (1961) высочайшая в мире. Это тоже наследство Ракетных войск.



До 1919 года Первомайск был агломерацией из трех селений, основанных в 1760-70-е годы - крепости Ольвиополь, заставы Богополь (Бугополь), купеческого посада Голта. Поэтому и исторических центров тут аж три штуки, разделенных пятиэтажками и частным сектором.



Есть некое подобие уездного города, отдельные очень симпатичные дома:



Но больше всего Первомайск интересен своими уроженцами - будь то опальный иконописец Зинон (ох, друзья-украинцы, как же вам понравится его история!!!) или Мишка Винницкий, он же Япончик, он же Беня Крик (30 октября 1891 года). А в целом здесь больше признаков Правобережной Украины, чем Херсонщины.



Едем дальше - становится всё больше красных крыш:



А через полсотни километров впереди показываются трубы и жутковатые цилиндрическое сооружения. Особенно эффектен вид с юга (а мы ведь ехали наоборот из Николаева на север):



Даже не зная географии, можно догадаться - впереди атомная станция. Южно-Украинская АЭС, построенная в 1975-82 годах. Вообще, на Украине всего 4 атомных станций (ещё Хмельницкая в Нетешине, Ровенская в Кузнецовске, Запорожская в Энергодаре, а также остановленная Чернобыльская), но они дают стране почти половину электроэнергии.



А Южноукраинск (39 тыс. жителей) вообще энергетическая столица Юго-Западной Украины - помимо АЭС здесь находятся две ГЭС на Буге - Александровская и Ташлыкская, причём вторая ещё и гидроаккумулирующая. Весь этот комплекс обслуживает несколько областей с общим населением 5 миллионов человек.



Ну а когда подъезжаешь с севера, по ходу нашего движения, Южно-Украинская АЭС выглядит так:



Ещё через 30 километров - город Вознесенск (42 тыс. жителей):



Основан опять же в 1795 году - в Новороссии сложно найти город, возникший не в конце 18 века и не указом Екатерины или Елизаветы, да ещё и как правило на месте казацкой крепости. В Вознесенске в 1837 году побывал проездом Николай Первый, к визиту которого был построен дворец с парком, от которого сохранилась небольшая беседка. С трассы же видна новодельная церковь - судя по архитектуре, Киевского патриархата или Автокефаилии.



Если в Первомайске-Голте уже упомянутый Мишка Япончик (Беня Крик) родился, то в Вознесенске он встретил свою пулю 4 августа 1919 года. Как известно, при Советах одесский "король" предпринял интересный манёвр - реорганизовал свою банду в 54-й имени Ленина Советский Революционный полк. Впрочем, финт не удался - бандиты были разбиты Петлюрой под Вапняркой, половина разбежалась, другая половина подняла бунт... Япончика красные послали в Киев, он попытался вернуться в Одессу и был убит из засады чекистами. Впрочем, есть версия, что он застрелился сам, видя бесперспективность борьбы с этой властью. Ну и конечно легенда, что он уплыл за море и ещё долго там жил в роскоши. Как бы то ни было, на тот момент "королю Молдаванки" было всего 27 лет.



Ещё через 30 километров - город Новая Одесса, но у неё хоть население другое (14 тыс. человек). Основана как Фёдоровка. конечно же конца 18 века (1776), новое название получила в 1837 году. Сколь непохожа Новороссия на другие регионы, столь же она и однообразна.



На южном въезде со стороны Николаева - один из самых впечатляющих мемориалов Победы, что я когда-либо видел: 



Курган Славы, который венчает Стальной солдат (1976) в чрезвычайно экспрессивной позе - проезжать под ним даже немного страшно.



А оттуда сколько? правильно - 30 километров до Николаевской объездной, с которой прекрасно видны гигантские арочные краны Черноморского судозавода. Но о Николаеве позже - пока всё-таки доедем до Херсона. Между двумя областными центрами в устьях соответственно Южного Буга и Днепра - около 50 километров. По дороге, на границе областей - какой-то стратегический объект:



А уже почти на въезде в Херсон старый МиГ взлетает с пьедестала. Если в истории Российской империи Новороссия запомнилась буйством капитализма, то в истории Советского Союза - героическими и не очень сражениями двух Мировых и Гражданской войн.



В следующих частях - о Херсоне и Николаеве.

НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки. Деревни, природа, автобан и немного Киева.
Умань и парк "Софиевка".
Музей ракетных войск под Голованевском.
НОВОРОССИЯ
Новороссия. Калифорния Российской империи..
Таврида.
Аджигольские маяки в устье Днепра.
Херсон. Проспект и крепость.
Херсон. По центруу.
Николаев. Заводы и набережные.
Николаев. Старый город.
Одесса и окрестности
Одесса. Какой я её увидел.
Одесса. Порт.
Одесса. Архитектура.
Одесские дворики.
Одесса. Молдаванка.
Одесса. Чёрное море.
Затока.
Буджак.
Буджак. Между Днестром и Дунаем.
Белгород-Днестровский (в двух частях)
Измаил.
Дорога вдоль Дуная.
Килия.
Вилково.
.
Tags: "Атомная быль", Великая Степь, Новороссия (историческая область), Юго-Восточная Украина, дорожное, индустриальный гигант, природа, рыбацкое, этнография
promo varandej september 18, 16:28 113
Buy for 500 tokens
Вот уже несколько дней, как я спустился из под самой Крыши Мира в знойный Ташкент, где наслаждаюсь безделием, вкушая восточные сладости и попивая лимонад. Само же путешествие по Таджикистану через Памир было, безусловно, самым долгим и сложным среди моих среднеазиатских хождений, и усталость,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments