varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Харьков. Часть 1: вокзал и окрестности



Какие образы возникают, когда слышишь название Харьков? Огромный промышленный город с гигантскими базарами, серый, пыльный, шумный и очень советский. Во многом это действительно так, но! Но всё это не отменяет того, что Харьков - один из красивейших городов Украины и всего бывшего СССР, вполне достойный по количеству и, главное, качеству архитектурных шедевров Львова, Киева, Одессы. Не уступает этим городам он и своей атмосферой, где переплелось пролетарское, столичное, университетское, базарное. А главное - Харьков непохож ни на что: неповторимый архитектурный портрет на стыке северного модерна и конструктивизма; гигантизм, возведённый в стиль; полноценное метро из трёх линий, охватывающих почти весь город; специфический юмор в скульптурах и надписях; специфический говор при почти полной русскоязычности и память о том, что Харьков был "первой столицей Украины" до 1934 года, а фактически - до войны.

Мой рассказ о Харькове будет состоять из 10 частей, и там будут архитектурные прогулки по площадям и улицам, шедевр мирового конструктивизма Госпром, поездки на метро и канатной дороге, вьетнамская пагода, поход по крупнейшей в бывшем Союзе промзоне... Ну а начнём мы с вокзала и его окрестностей.

Что здесь было до 17 века, теперь уже точно не скажешь - но есть версия, что где-то здесь стояла половецкая столица Шарукань и был разбит князь Игорь; впрочем, это лишь одна из гипотез её расположения. По другой версии, здесь стоял древнерусский город Донец... только вот Харьков стоит не на Донце, а у слияния речек Харьков и Лопань. Ещё поговаривают, что Харьков - имя жены самого Атиллы. Как бы то ни было, здесь, у Белгородской криницы, с 1630-х годов, когда Москва дала старт проекту Слободской Украины, начали селиться первые эмигранты из Речи Посполитой. Есть легенда, что людей сюда привёл некий казак Харько (Харитон), но достоверно известно, что крепость Харьков заложил в 1653 году воевода Воин Селифантов.



Ну а дальнейшая история Харьков по-пролетарски проста и прямолинейна. Ставший центром Слободской Украины город в 1765 году получил губернский статус, а в 1804 году стараниями местного дворянина Василия Каразина, приближённого Александра Первого и министра Народного просвещения, в тогда ещё захолустном городе открылся университет, что сделало Харьков интеллектуальным центром Юга. И когда в 1869 году сюда пришла железная дорога, именно Харьков благодаря наличию квалифицированных кадров стал главной базой освоения Донбасса и рудного Поднепровья, попутно став центром машиностроения на Юге. Наконец, в Гражданскую войну Харьков был столицей сильнейшего из квазигосударственных образований на территории Украины - красной Донецко-Криворожской республики. Именно ДКР стала прототипом Советской Украины, именно к ней приписали по остаточному принципу Киев и Одессу, и до 1934 года именно Харьков был столицей УССР, то есть фактически - третьим городом Советского Союза.



В войне Харьков "прославился" в первую очередь катастрофой 1942 года, открывшей немцам путь на Сталинград. Ну а после войны Харьков, утратив столичность, превратился в крупнейший по валовому продукту промышленный центр СССР с десятками гигантских машиностроительных заводов, по населению стабильно занимая 5-7 место - после Москвы,  Ленинграда,  Киева,  Ташкента и, с попеременным успехом, Минска и Баку (1,62 миллиона жителей к 1989 году). Затем СССР распался, а следом распалась и харьковская промышленность, население сократилось почти на 200 тысяч человек (ныне тут живёт 1446 тыс. жителей, примерно как в Новосибирске), а на смену супер-заводам пришли супер-базары. Но всё-таки город оказался достаточно силён, чтобы выдержать этот удар, и остался одним из центров восточно-славянского мира.



Южный вокзал, он же Харьков-Пассажирский - весьма наглядная иллюстрация этой истории. Размером он достоин вокзалов в Новосибирске и Екатеринбурге, роскошью - тоже. Достаточно сказать, что одним из главных его архитекторов был Борис Мезенцев, соавтор московских высоток. В 1978-82 годах была пристроена новая часть с 16-этажной гостиницей "Экспресс", хорошо видимой на кадрах выше.



Вокзал действительно грандиозен - в первые минуты он просто подавляет своим масштабом и мощью. Это очень харьковское здание - ведь даже маститые эконом-географы не отрицают, что "в этом городе нет мелкоты". В Харькове любят всё не просто большое, а ГИГАНТСКОЕ - именно так, кэпслоком. Вокзальные башни высотой всего-то по 42 метра - но на глаз кажется, что раза в полтора выше.



Диаметр часов - 4,25 метра, то есть всего на треть меньше московских Курантов:



Фасад со стороны путей - обратите внимание на металлические кольца:



Крыльцо:





Ну а зал вокзала с 26-метровым потолком напоминает зал какого-нибудь собора:








(человек в кадре - не я и не кто-нибудь, мне позирующий, а просто случайный прохожий)

В галерее, ведущей в кассовый зал - вот такие вот, уже современные, витражи с архитектурными памятниками и важнейшими новостройками:



А вот эта котельная на путях построена, наверное, ещё до войны, а то до революции - такой характерный для Харькова конструктивизм с элементами модерна:



Трафик на станции очень большой, и в значительная часть, как не трудно догадаться, на линии Москва-Крым. Прямо здесь находится и таможня, так что в обратный поезд лучше садиться в начале посадки, а не за 5 минут до отхода..



А вот так в Харькове выглядит привокзальная площадь - слева Главпочтамт 1920-х годов, справа - ещё дореволюционное здание Южной железной дороги.



Честно скажу - самая уютная привокзальная площадь, что я видел. А казалось бы, что может быть проще - закрыть её для въезда транспорта, организовать паркинги по краям, остановки - непосредственно на проходящих мимо магистралях (вроде Полтавского шляха), и устроить пешеходную зону с фонтанами и летними кафе. В тёплое время - фактически, зал ожидания на открытом воздухе. Тем более благодаря разветвлённому метро, здесь крупный узел наземного транспорта не так и нужен.



Особенно красиво тут вечером, и для такого огромного транспортного узла очень спокойно - попрошаек много, но криминальных элементов как-то не заметил:



Хорошо подсвечивается только здание ЮЖД (1912-14), как и все железнодорожные дирекции, очень монументальное:



В темноте особенно хорош вот этот логотип:



Напротив - Главпочтамт (1927-29), один из немногих в Харькове образцов "чистого" конструктивизма:



Хотя Харьков славится своими конструктивизмом, здесь этот стиль какой-то особенный - почти все его образцы несут какие-то черты или модерна, или сталианса. Например, жилой дом напротив вокзала, завершающий перспективу площади или удивительно оригинальный ДК Железнодорожников (отсюда), к которому мы подойти почему-то забыли. Преобладают в Харькове 1920-30-х годов вот такие дома:





И бросается в глаза действительно столичная многоэтажность.
Теперь поднимемся на эстакаду Полтавского шляха - одной из главных городских улиц, ведущую мимо вокзала в центр. С эстакады были сняты общие виды станции в начале поста, а сам Шлях выглядит с неё так:



Очень запоминаются обелиски, судя по всему советские - такие стоят на всех въездах в Харьков, в том числе на Московском проспекте и на Белгородском шоссе. Судя по всему, поставлены были уже после войны, но здесь эта пара стоит ещё и почти в центре города. Сталинская башня стоит на углу Шляха и улицы, ведущей к вокзалу, но не менее впечатляет модерновый дом, на торце которого герб советского Харькова - пшеничный сноп в роли атомного ядра.
Хороший вид и на Привокзальную площадь - на далёком холме этаким замком из космических саг возвышается Госпром, да и просто ракурс даётся представление о Харькове как столице конструктивизма:



Полтавский шлях продолжается и за железной дорогой - здесь находится район Холодная гора, запомнившийся мне в первую очередь тем, что мы там квартировали у родственников моей попутчицы. Холодная гора оправдывает вторую половину названия:



Ну а первая на +29 градусах в середине мая звучит издёвкой. Исторических зданий на горе почти нет, выделяется вот эта тюрьма, основанная в 1823 году как Холодногорский централ и с тех пор использующуюся по назначению всеми властями, включая фашистов (тут был концлагерь для военнопленных, где погибло около 30 тысяч красноармейцев). С тюрьмой соседствует Дом Цветов:



Чуть выше - церковь Озерянской иконы Богоматери (1892-1901). Её тёзка есть в Покровском монастыре в самом центре. Эту икону в конце 17 века в селе Озерянка под Мерефой нашёл некий косарь, который случайно рассёк её пополам в высокой траве (ну правда, сложно же предположить, что там икона валяется!), а она у него дом срослась, что стало лишь первым из многих чудес. Постепенно икона стала покровительницей Слобожанщины, и основным её местом обитания стали Покровский монастырь в Харькове и Куряжский монастырь на 15-й версте Полтавского шляха. Между ними были крёстные ходы, и Озерянская церковь служила промежуточным пунктом, где паломники могли отдохнуть после восхождения на Холодную гору. Как водится, в советское время икона бесследно исчезла (последний крёстный ход был в 1926 году), а из Куряжского монастыря сделали колонию для малолеток... прославившуюся тем, что в 1920-28 годах (то есть ещё до перевода в здания монастыря) ей заведовал великий педагог Антон Макаренко.



Вид с Холодной горы на центр города. На самом деле это только кажется, что он маленький - от площади с торцами до колокольни 2-3 километра. Колокольня (1821-23) принадлежит Успенскому собору, и её высота, ни много ни мало, 89 метров - уступает на Украине лишь Большой Ларвской звоннице в Киеве,  в 1924-41 годах её даже приспособили под радиобашню. Сталинская башня со шпилем же украшает площадь Конституции.



Дальше по шляху есть и ещё кое-что - например, Училище танковых войск в корпусах бывшей семинарии, выросшей из Харьковского коллегиума, но мы туда уже не доходили, а жили в квартале у метро "Холодная гора" - конечной на главной, "красной" линии. В основном же Холодная гора такая (вид из окна) - Харьков славится ещё и ГИГАНТСКИМИ (крепитесь, это слово везде будет с кэпс-локом) спальными районами, этажностью не уступающими окраинам Москвы. Особенно известна Салтовка с 400-тысячным населением, но и Холодная гора её достойна. Популяция гопников в этих районах очень приличная.



...Ну а может быть, Вы в Харьков не поездом прибыли, а автобусом или электричкой, и не из Москвы или Киева, а с юга? Тогда воротами города будет Левада у станции метро "Проспект Гагарина" всё на той же красной линии. Пригородный вокзал Левада обслуживает электрички юго-восточного направления, и отличается Т-образным расположением платформ, как в столицах - то есть, тупиковые пути перпендикулярны вот этому зданию. Внутрь не пройти из-за турникетов, поэтому заснять не удалось:



Вокруг Левады уже правильная привокзальная местность с ларьками, гадюшниками и очередями на транспорт. А чуть дальше находится здание, которое я ищу уже не первый год:



АВТОвокзал в сталинском стиле! Сталинских железнодорожных вокзалов у нас сколько угодно, а вот автовокзалы в бывшем СССР преимущественно всё хрущовские да брежневские (часто, правда, и очень интересные). Единственные примеры старинных автовокзалов я наблюдал в бывшей Финляндии - Выборг и Сортавала, вот только от брежневок они не очень-то отличаются... Ну а Харьков был столь крутым, что автовокзал-сталинка тут был уже тогда.



Если снаружи облик здания довольно строг, внутри убранство вполне в духе "высокого сталианса":



Как и станция Левада, обслуживает он в основном юг и восток (север и запад - рядом с главным вокзалом). Недалеко от Левады запомнился вот такой дом - кажется, часть завода "Оргтехника" (выпускает отнюдь не ядерное оружие, а всего-то канцелярские принадлежности).



В следующей части - о Харьковском метро. 

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка и Лопань.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Улица Пушкина.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Чудеса Кременец-горы.
Святогорск. Лавра и Артём.
Донбасс
Донецк. По центру.
Донецк. Старая Юзовка.
Горловка. По центру.
Горловка. Ртутный путь.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Дорога на Луганск.
Луганск.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.
Tags: "Молох", Юго-Восточная Украина, дорожное, транспорт
promo varandej april 26, 15:58 35
Buy for 500 tokens
Примерно до 2013 года я путешествовал круглогодично, в темпе "по неделе в месяц". С тех пор всё изменилось, и я начал ездить сезонами - несколько долгих, от пары недель до пары месяцев, путешествий с середины весны по середину осени и зима в сидячем положении за компом. К весне у меня…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 102 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →