varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Харьков. Часть 10: Московский проспект, или поход по Аллее Гигантов



Как уже говорилось не раз, в Харькове любят всё ГИГАНТСКОЕ. В заключительной части взглянем на ключ к понимаю этого гигантизма - район Московского проспекта, который ведёт почти в противоположную Москве сторону - на Донбасс. Его длина - 16 километров, и начинаясь от площади Конституции, проспект уходит к самой окраине. Вдоль него в первой половине ХХ века сложилась одна из крупнейших советских промзон с несколькими грандиозными машиностроительными заводами. Вообще, Харьков был крупнейшим промышленным центром СССР по объему производства, и несмотря на глубокий упадок его промышленности, и сейчас можно оценить масштабы этой Аллеи Гигантов (так иногда Московский проспект называли в советское время).
Осмотр проспекта состоял из двух прогулок: в один день мы обошли соцгород Тракторного Завода в вечерних сумерках, в другой я прошёл пешком от станции метро "Тракторный Завод" до станции метро "Завод имени Малышева" (около 8 километров), в рассказе же просто пойдём от центра к окраине.

Начнём прогулку от Завода имени Малышева, расположенного чуть-чуть в стороне от Московского проспекта, близ одноимённой станции метро. Это старейший из гигантов, основанный в 1896 году как паровозостроительный и бывший до войны флагманом этой отрасли в Российской империи и СССР. Выходцем с этого завода был Фёдор Сергеев, более известный как Артём - лидер Донецко-Криворожской республики. С 1927 года здесь налажено производство танков, к 1968 году полностью вытеснивших тепловозы (но осталось производство больших дизельных двигателей - основная гражданская специализация). Ныне танковый завод - один из немногих исправно работающих харьковских гигантов, не только поставляющий оружие в страны третьего мира, но и разрабатывающий новые модификации танков (например, Т-84). Это к вопросу о том, нужны ли Украине военные заводы, доставшиеся от СССР.



К проходной Завода Малышева мы выехали на трамвае от пагоды Чук-Лам, и трамвай объезжал завод 15-20 минут. Как и большинство машиностроительных предприятий, он приземистый и не слишком зрелищный, за заборами видны лишь крыши цехов и толстые трубы на крышах. Говорят, жители окрестных домов частенько видят в окно танки на заводской территории.
А вот здесь, на противоположной стороне улицы, я закончил свой поход по проспекту, но мы пойдём в обратном направлении. До проспекта отсюда около километра.



Проспект начинается прямо на площади Конституции - его "ворота" напротив Горсовета я уже показывал в одной из частей. Противоречие между названием и направлением появилось не сразу - начало проспекта действительно обращено на северо-восток, но дальше он начал застраиваться и удлиняться, постепенно повернул на юго-восток и дорос практически до Чугуева. От завода Малышева я вышел как раз в ту часть проспекта, где заканчивается конструктивистская застройка "столичного" периода:



Не охвачено осталось довольно много - ближе к центру много шедевров конструктивизма, таких как ДК ХЭМЗ, о которых можно прочесть в Википедии. Но впрочем, конструктивизма я видел и показал уже немерено. Мне была интересна именно дальняя часть Аллеи Гигантов.



Вдоль проспекта расположены, от центра к окраине, следующие заводы: "Серп и Молот" (основан в 1882 году как завод сельхозмашин и орудий; в 2005 году остановлен, территорию планируется застроить), Велосипедный завод имени Петровского (основан в 1923 году, при Советах клепал до миллиона велосипедов в год), электромеханический завод ХЭМЗ (основан в 1915 году на базе эвакуированного из Риги), Турбоатом (с 1934 года), Электротяжмаш (с 1949 года), полиграфический комбинат, завод "Кондиционер"  (его кондиционерами были оборудованы все советские метрополитены), тракторный завод имени Орджоникидзе, станкостроительный завод имени Косиора и даже плиточный завод, основанный отнюдь не женой мэра, а в 1934 году.
Каждый из них тянется на километры. А проспект представляет собой действительно аллею:



По обе его стороны - двухполосные автодороги, к которым иногда добавляются трамвайные пути, а в конце ещё и железная дорога. Идти по этой аллее, созерцая индустриальные гиганты, очень удобно. Так что - в путь!



Одно из последних исторических зданий на проспекте - поликлиника (1925-27), входящая в комплекс больницы, основанной ещё в 1890-е годы. Архитектура очень странная - такой гибрид модерна со сталиансом:



У самой больницы - очень красивая ограда:



Ну а дальше, через километр-полтора, начинаются ЗАВОДЫ. Первый на нашем пути - ХЭМЗ, Харьковский электромеханический завод. Как уже говорилось, здесь он обосновался в 1915 года на базе эвакуированного из Риги завода Всемирной электрической компании. Здесь делались электродвигатели, электроприводы, источники питания и в общем всё остальное, что генерирует электричество. В том числе - элементы питания для токамаков. Если кто не знает, что это такое - напомню: это термоядерные реакторы, пока только экспериментальные "рукотворные звёзды", где 1 килограмм топлива дал бы столько же энергии, сколько дают три миллиона тонн угля. Впрочем, пока у человечества нет возможностей зажечь звезду - и в бывшем СССР, и на Западе пока дело не идёт дальше исследований.



По площади ХЭМЗ относительно небольшой, к проспекту выходит лишь его проходная, вид которой очень печален. Буквально рядом начинается следующий завод:



Не могу не обратить внимание на торговый центр и его название. Ну кто скажет навскидку, что это кадр снят на Украине?! Особенно забавно, что капиталистический торговый центр русскоязычен, в то время как на советском заводе советская надпись на правильном языке:



А башня очень красивая - прямо таки замок... Рядом - самая уделанная сталинка, которую я когда-либо видел:



Сам же завод имеет и краткое, гораздо более эффектное название "Турбоатом":



Хотя турбины тут делались для электростанцией всех трёх основных типов. Они по сей день крутятся в 40 с лишним странах, в том числе на многих электростанциях России, которая в последние годы является основным заказчиком этого завода. Как ни странно, "Турбоатом" вполне исправно работает - но по его облезлым или превращённым в торговые комплексы цехам догадаться об этом сложно:



"Турбоатом" вытянут вдоль проспекта на несколько километров, при этом его площадка довольно небольшой ширины - за ней железная дорога и частный сектор. Проходная с винтом находится близ станции и вот эта каланча находятся у разных выходов станции "Московский проспект":



Застройка вдоль проспекта - местами аллея прерывается обширными пустырями, и именно в районе "Турбоатома" сосредоточено огромное количество торговых комплексов:



Ближе к метро "Советской Армии" есть пара вот таких вот коробок - одна из них, кажется, скрывает полиграфический комбинат, а вторая (на этом кадре) - бывшая дирекция бывшего завода "Кондицонер" близ станции метро "Маршала Жукова":



Довольно интересный памятник героям Харьковских дивизий (1973):



Ещё одна проходная "Турбоатома" - от одной до другой я шёл не менее получаса:



Метро - кажется, "Советской Армии". Типичный пейзаж на проспекте:



Харькоевские заводы - не только гиганты. Хотя совсем не факт, что здесь делали унитазы, а не ракетные двигатели:



В районе станции метро "Имени Масельского" проспект по эстакаде пересекает сам себя - дальше две его части разделены железной дорогой:



Посмотрим назад - увидим море частного сектора с торчащими из него трубами и цехами:



Храм строят:



Здесь же - очень харьковский многоэтажный микрорайон. Дома таких серий может есть и в других городах, но для Харькова особенно характерны. И конечно серый цвет:



Вдалеке - завод "Хладпром" (не путать с ликвидированным в 2005 году "Кондиционером" - там делали холодильники, а тут - мороженное):



Аллея здесь выглядит уже так - настоящий, да при том крайне запущенный парк меж двумя рукавами проспекта, по которому проложена трамвайная линия:



По краям - заводские корпуса. Это уже Тракторный Завод - как и все тракторные заводы, легенда советской индустриализации:



Остановки трамвай напоминают загородные станции электричек:



Сумеречный кадр от метро "Тракторный Завод". Здесь проспект виден от края до края, и включает, по мере удаления: полосу в сторону окраины; железную дорогу со станцией Лосево, парк, трамвайную линию, полосу в сторону центра, лишь за которой находится проходная ХТЗ:



Крупнейший в СССР тракторный завод построен в 1930-31 годах в степи за 7 километров от города. Производил колёсные и гусеничные трактора, изначально по американским образцам. В советское время клепал до 50 тысяч тракторов в год, к 1967 году выпустив миллионную машину. Ныне условно работает, делая в год около 2000 тракторов. Впрочем, тракторостроение в глубоком упадке по всему бывшему СССР (кроме Беларуси), в Волгограде и Челябинске на тракторных заводах ситуация немногим лучше.



У проходной - памятник Орджоникидзе. Корпуса изначально были, вероятно, в конструктивистском стиле:



В другую прогулку, в сумерках, мы с lexrom  гуляли по соцгороду Тракторного Завода - здесь, за многоэтажками и частным сектором, вновь начинается мощная советская архитектура.





Большинство этих зданий - на параллельной проспекту улице Мира:



Архитектура для соцгорода очень капитальна - пожалуй, даже Уралмаш выглядит несколько проще:





Пятиэтажки тоже впечатляющие:



От платформы Лосево вглубь района перпендикулярно Московскому проспекту уходит проспект Фрунзе - очень уютный тенистый бульвар:



Здания вдоль бульвара:





В изначальном виде посёлок должен был быть ещё интереснее - предполагалось соединить всего здания крытыми переходами, превратить район в единое целое.





И что удивительно, по району ХТЗ совсем не виден упадок завода - здесь довольно чисто, много женщин с колясками, в конце проспекта даже работающий фонтан. Вечером втроём тут гулять было не страшно - но может быть, то, что я был не один, просто отвлекало меня от мыслей об опасности? Одному мне даже в середине дня было менее комфортно.



Завершает бульвар очень красивая, хотя и новодельная, церковь Святителя Александра (не Александра Невского!):



Последние кадры сняты из окна автобуса по дороге в Изюм. Обелиск на выезде из города - такие же, попарно, видел на Белгородском шоссе и Полтавском шляхе, причём на втором - почти в центре:



Мемориал "Дробицкий Яр" - это харьковский аналог Бабьего Яра, здесь было расстреляно около 20 тысяч человек. Не только евреев, но самый заметный памятник - менора:



А это уже не Харьков, хотя и по той же дороге - на окраине Чугуева:



На этом и закончу рассказ о Харькове - одном из самых красивых, мощный и самобытных городов, что я когда-либо видел. Больше всего в Харькове впечатляет даже не архитектура, не масштабы, не всякие "фишки", а то, что этот город, от самых окраин до самого центра - единое целое. Всё вместе - конструктивизм и сверхвысокие колокольни, заводы и базары, станции метро и улицы от центра до окраин, многоэтажки и модерн, лица и скульптуры, голоса и шумы, образует неповторимую и очень законченную картину. Харьков - город одного порядка с Львовом и Одессой.

И именно Харьков, расположенный довольно далеко от Донбасса, до возвышения Донецка считался столицей угольного края. Проехав московский проспект, начинаем путь на Донбасс. В следующей части - о городке Изюм.

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Чудеса Кременец-горы.
Святогорск. Лавра и Артём.
Донбасс
Донбасс. Шахтёрский край.
Донецк. По центру.
Донецк. Старая Юзовка.
Горловка. По центру.
Горловка. Ртутный путь.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.
Tags: "Молох", Юго-Восточная Украина, дорожное, индустриальный гигант
Subscribe
promo varandej 08:01, Четверг 18
Buy for 500 tokens
На фотографии - две электрички расходятся с одного пути в разные стороны на станции Татарская, а вдалеке - свет поезда Чита-Москва, которым пару суток спустя, то есть пару часов назад, я наконец-то добрался до дома. По ощущениям моё отсутствие в Москве длилось не с августа, а с июня - десять дней…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →