varandej (varandej) wrote,

Онега. Река.



...По законам жанра этот пост надо было начинать словами "В душной Москве, наверное, каждый мечтает окунуться в холодную чистую северную реку", но... Здесь было так же жарко и даже более душно из-за влажности. Север - не место для тридцатиградусной жары, и она там еще хуже, чем в мегаполисе.
И все же Онега - не случайно название и города, и реки. Этот пост - не столько о реке, сколько об их взаимосвязи. Порт, речные суда, лодочная переправа и немного Белого моря с птичьим базаром на островке у Кий-острова, который, кстати, хорошо виден на заглавном кадре. О самом городе же было рассказано в прошлой части.

...В Онегу я прибыл в 4 часа утра на автобусе от станции Вонгуда. У меня был забронирован номер в гостевом доме "Алёнушка" на улице Мулина, но ни где этот дом, ни где эта улица, в Онеге не знал, кажется, никто. Мне посоветовали высадиться на остановке - и как оказалось, на правильной остановке, а вот дальше... Из прохожих была только компания чОтких пацанов с пивом. Я, недолго думая, спросил дорогу у них.
-А ты сам-то откуда?!
-С Помодсковья.
-И чё, один, что ли?
-Ну да.
-Ё...нулся?! Запомни - никогда один не гуляй! Особенно по Онеге! Это ладно мы тебе нормальные попались!
Вся суть северного гопничества: "у нас тут  опасно, но бить тебя будет только кто-то другой".
Проблема в том, что пацаны направили меня в противоположную сторону - не со зла, а по ошибке. Поблуждав по пустынным улицам, я всё-таки позвонил в гостевой дом, и мне сказали, что сейчас за мной приедет Алексей Петрович. Так произошло моё первое знакомство с хозяином Кий-острова: где ещё вы видели такое, чтобы директор известного на всю область дома отдыха и вообще главный по туризму в районе ЛИЧНО и бесплатно поехал подвозить до гостиницы заблудившегося туриста в 5 утра?
"Алёнушка" оказалась двориком из трёх коттеджей и бани на окраине, но при этом в центр вела уже упомянутая в прошлой части улица Гоголя. Вот так выглядел мой одноместный номер, стоивший всего 900 рублей. Огромный и пахнущий свежим деревом. Правда, без душа - но с удобствами. А ещё - электрочайником и сахаром (заварку Алексей Петрович принёс мне сам, хотя я даже не просил - только обмолвился, что своей нет).



Вообще, путешествия по Северу познакомили меня с этой совершенно особой породой людей, будь то Нина Селиванова с Мезени или Зинаида Вокуева с Ижмы. Не столько бизнесмены, сколько энтузиасты, обладающие лучшими качествами бизнесмена. Они принимают гостей за плату - но их гостеприимство искреннее; обустраивают гостиницы - но действительно вкладывают в это душу. Но дело Алексея Петровича выделяется размахом - ведь помимо гостевого дома в городе он управляет и огромным Кий-островом, и лично решает даже на первый взгляд незначительные вопросы. Как мне показалось, он при деле 24 часа в сутки без перерывов на еду.
В "Алёнушке" я отоспался, и вместе с Петровичем отправился в порт. Сам он - в синей клетчатой рубахе, присутствует на многих кадрах.



На Онеге с утра тишь да гладь:



В порту - наоборот, оживление: отходят сразу два судна. На переднем плане "Буревестник" до Кий-острова с туристами, на заднем - "Капитан Митягин" до предместья Легашевская Запань за рекой, фактически паром, перевозящий местных. Совпадают они далеко не всегда - расписание "Митягина" фиксированное, а расписание "Буревестника" зависит от приливов.



Вообще, движение на Онеге в черте города более чем активное. Вот отходит "Митягин", который сразу поворачивает - Легашевская чуть выше по течению.



Вот поплёлся на Кий-остров "Буревестник" - ему туда пилить больше часа:



Куда ходит вот эта "Заря" - не знаю, но вероятнее всего в село Порог выше по Онеге. Говорят, застать её большая удача, так как большую часть времени она сломана. Да и другие рейсы постоянно грозят отменить.



Но лучшее судно на Онеге вот это - катер Алексея Петровича. До Кий-острова долетает за 20 минут, и по реке идёт как по стеклу. Здесь он смотрится примерно как смотрелся бы "Феррари", и в отличие от "Буревестника", не зависит от приливов и отливов, поэтому носится туда-сюда по несколько раз на дню. Петрович на нём и туристов возит, но если посещение Кий-острова без ночёвки на "Буревестнике" (билет туда-обратно, еда три раза в день, пребывание) стоит 900 рублей, то на катере - 1500.



На катере мы отправимся чуть позже.
С набережной Онеги хорошо видна Поньга - одно из двух предместий за рекой:



Оттуда лежит путь на Ворзогоры, поэтому я съездил и в Поньгу. Своего пароходика туда нет - ему там просто негде пристать. Но здесь я познакомился с ещё одной спецификой Русского Севера - рейсовыми моторными лодками:



Вообще, лодка на северах - не роскошь, а средство передвижения, да и пропитания. В краю скудных почв, бездорожья и огромных рек лодка незаменима, и есть почти у каждой семьи, причём почти всегда - с мотором. Из деревень на лодках ездят в город, отовсюду - на рыбалку (а здесь это не спорт, а поход за продуктами). Ну а на некоторых переправах моторки за небольшую плату возят пассажиров. В Онеге такая переправа начинается у "Фаворита" (см. прошлую часть):



Когда я отправлялся в Поньгу, сюда подошли две лодки. Одна - за пассажирами, другая - за грузом. Тут же с берега подошёл и грузовичок:



В прилив моторки подходят прямо к берегу, в отлив же до них надо ещё доскакать по камням - внизу не песок, а вязкая грязь. Местных, в обычных кроссовках, совсем не парит ходить по щиколотку в воде.



На лодке же всё серьёзно - перевозчик выдаёт каждому спасательный жилет, собирает по 25 рублей и гонит на тот берег. К слову, на реках есть и свой аналог ДПС, и говорят - за перезгрузы штрафует безжалостно. Впрочем, всё равно все всё нарушают.



Вот так выглядит причал в Поньге:



А пристань представляет собой огромную бесформенную кучу досок и опилок, этакий деревянный пляж:



Опилки как песок, доски как тростник. И хотя народ на Севере не слишком набожный, без деревянной часовни тут никуда:



Вдали - Кий-остров:



Сама же Поньга выглядит так - исключительно депрессивный барачный посёлок, утративший лесозавод, но всё ещё заваленный следами его деятельности. Например, ещё одна северная особенность - опилочные дороги. Такие я видел в нескольких местах - грунтовку в черте посёлка отсыпают не песком, а опилками.



Ну а напоследок отправимся уже на Кий-остров в 14 километрах от порта и в 7 - от берега моря. Кадр снят по возвращении, примерно в 11 ночи:



Внутри катера:



Виды на саму Онегу я уже показывал в прошлой части, так что сейчас сразу вырвемся в Белое море. Переплатить 600 рублей можно не только ради более быстрой (20 минут против полутора часов) и комфортной дороги, но и потому, что на своём катере Петрович проводит небольшую экскурсию по лудам - так у поморов называют шхеры, мелкие скалистые островки.



Вообще, беломорские берега очень сильно изрезаны, и если смотреть на карту, буквально усыпаны сотнями луд. Почти всё западное побережье Белого моря - один сплошной архипелаг. Так и Кий-остров окружен целой россыпью мелких островков:



Здесь же видна и характерная (хотя встречающаяся не только здесь!) форма рельефа - "баранье лбы", совершенно гладкие, отполированные ледником скалы с плавными очертаниями. На некоторых лудах есть кусты...



На некоторых - даже рощи:



Ну а мы подошли к Избяной луде - избушка там действительно есть, вот только сейчас в ней вряд ли возможно жить:



Потому что на острове находится птичий базар, потревоженный нашим приближением:



Птицы сейчас выводят птенцов, и того, кто посмеет тут высадиться, вполне могут и заклевать до смерти:



Основной контингент - чайки, гаги ("морские утки") и бакланы. Последние, если я не ошибаюсь, и стерегут гнёзда. Баклан - птица очень серьёзная: они умеют нырять и охотиться на рыб под водой.



Гнёзда:



Да и чайки тут серьёзные, не в пример нашим - размером как минимум с курицу.
Скалы:



Гаги - "морскими утками" их зовут совсем не зря. Но гажий пух, мягкий, прочный и очень тёплый - на Севере вещь незаменимая.



Вообще же нарезание кругов вокруг Избяной луды с вьющимися над ней птицами, чьи крики перекрывали даже рёв мотора - очень сильное и величественное впечатление. Обходим луду и берём курс на Кий-остров:



Сам Кий-остров выглядит так. Природой напоминает Валаам, архитектурой - Соловки, но при этом гораздо меньше и того, и другого. Кадр снят уже по пути назад - на Кий-острове я провёл почти ровно 12 часов, и не пожалел об этом.



"Буревестник" на фоне собора:



В следующих двух частях я расскажу о своём прибывании на острове Кий.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры.  Село над Белым морем.
Беломорск.
Терский берег.
Печенга.
Баренцево море.
.
Tags: "К студёным морям", Русский Север, дорожное, природа, рыбацкое, транспорт
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments