varandej (varandej) wrote,

Почаевская Лавра



Что такое "лавра" и чем она отличается от обычного монастыря, я честно говоря так и не разобрался, но от сотен других православных монастырей Лавры отличаются примерно в той же степени, как Москва, Петербург, Киев от других городов.. Всего в России и Украине 5 православных лавр: Киево-Печерская (с 1051 года) в Киеве, Троицке-Сергиева (с 1744) в Подмосковье, Александро-Невская (с 1791 года) в Петербурге, Почаевская (с 1833) в Западной Украине и Святогорская (с 2004 года) в Восточной. Три первых Лавры я видел ещё достаточно давно, в Святогорске побывал в мае-2011, а в ноябре наконец достиг и Почаева. И сказать, что Почаевская Лавра впечатляет - не сказать ничего! Крошечный Почаев (8,3 тыс. жителей) весь помещается у её подножья, и ещё неизвестно, что в этой Лавре впечатляет больше - архитектура или общий колорит. Не так много мест я посещал, где мне хотелось фотографировать людей - и Почаев одно из них.

...По легенде, монастырь на Почаевской горе основали в 1240 году монахи, бежавшие из разрушенного Киева, а место им указала огненная фигура Богородицы. Но достоверно православный монастырь здесь известен с 1527 года, а расцвет начался на рубеже 16-17 веков: в 1597 году помещица Анна Гойская завещала обители большие земельные угодья и чудотворную икону Богоматери, которую ей в 1559 году подарил митрополит Неофит, будущий Патриарх Константинопольский, а в 1604 игуменом был избран Иов (в миру Иоанн Железо) - праведник и аскет, сподвижник уже знакомого нам Константина-Василия Острожского, редактор и куратор "Острожской Библии" Иваноа Фёдорова. Это было не случайно: по Речи Посполитой стремительно распространялась новая конфессия - греко-католичество, у нас более известное как "униатство", и Почаевский монастырь стал крупнейшим оплотом традиционного православия в Западной Руси. Почаевская икона в 1624-44 годах покидала обитель - у Анны Гойской нашёлся наследник-лютеранин Андрей Фирль.



Иов Почаевский умер в 1651 году, прожив ровно 100 лет, но сделанного им монастырю хватило ещё на полвека. В 1675 году монастырь каким-то чудом обошло турецкое войско. А в 1713 году "оплот православия" наконец принял унию (о степени добровольности судить не берусь, мнения диаметрально противоположны, аргумент - очевидность), после чего точно так же остался одним из главных монастырей Западной Руси, начав к тому же строиться в камне. Наконец, в 1830 году униатство на территории России было ликвидировано с правом перехода как в православие, так и в католичество (при этом "по умолчанию" униатов записывали православными, и как можно быстрее), и некогда крупнейший монастырь греко-католического мира в 1833 году стал четвёртой Лаврой российской церкви. С тех пор Лавра ни разу не закрывалась, в 1939-42 годах архимандрит Николай (Ярушевич) присоединил к РПЦ православные епархии на новопокорённых землях, а архимандрит Алексий (Громадский) провозгласил Украинскую Автокефальную Церковь, тогда ещё в московской юрисдикции. Закрыть монастырь особенно интенсивно пытались при Хрущове и позже, причём в основном мирным средствами, и к 1980 годами таки почти добили - но только "почти". Ныне обитель вполне оправдывает роль Лавры.
Стоящие на горе соборы и башни с золотыми куполами становятся видны за несколько километров от города, и буквально нависают над ним. Компактная и высокая Почаевская Лавра уступает Киево-Печерской и Троице-Сергиевой размером, количеством зданий, историей - но едва ли не превосходит их зрелищностью. А теперь представьте, как действовал такой вид на паломника давних эпох, пришедшего сюда пешком из глухой деревни:



Первое моё впечатление от Почаева выглядело так: толпа паломниц, штурмующая рейсовый ПАЗик, на котором я приехал из Кременца, и очень красивая придорожная часовня-новостройка.



На главной улице, огибающей Лавру, смешались повозки и комфортабельные автобусы:



Мимо семинарии с "русском стиле" к воротам Лавры ведёт самая настоящая улица:



Здесь же - единственный в городе квартал уездных домиков, очевидно входивших в инфраструктуру Лавры сто лет назад:



Чуть выше - настоящий базар, где соседствуют иконы и сувениры типа плетёных корзин, а уж торговля платками для паломниц здесь в промышленных масштабах:



У подножья - внезапный памятник "борцам за волю", над которым флаг и воззвание националистов. Как и в 17 веке, Почаевская Лавра - оплот "московского" православия в чужой земле, и я хорошо помню разговор с греко-католическим священником в Бучаче, который долго мне рассказывал, как это несправедливо - что Почаевская Лавра до сих пор не возвращена греко-католикам, но вот через несколько лет непременно... Случайно ли административные переделы ХХ века привели к тому, что расположенный в изначально православной и дружественной Волыни Почаев оказался "московским" форпостом в самой что ни на есть Галичине.



Я на территорию Лавры решил зайти позже: прибыв в незнакомый город, я обычно первым дело стараюсь попасть на автовокзал, чтобы купить билет дальше. В принципе, просто не стоило слезать с автобуса прямо у Лавры - а так пришлось идти около километра под ее стеной. После восхождения на кременецкую гору Бона я не чувствовал ничего, кроме холода, мечтал лишь о тёплой еде (а адекватное кафе найти не удалось) - и всё же сделал по дороге кадров 15 - настолько поражает масштаб лаврских зданий, нависающих над тобой. Фотографии, конечно, не передают этого величия - но просто представьте, что высота этой горы 70 метров.



Слева направо - Успенский собор (1771-83), вписанная в склон церковь Святой Варварвы (1888) и колокольня (1869-71) высотой 65 метров, явно роднящая эту лавру с Троице-Сергиевой и Киево-Печерской. Левее - Архиерейский дом в стиле классицизма (1825), также вписанный в склон - наверное, самая поздняя из "униатских" построек Лавры:



Успенский собор - напротив, самая ранняя из сохранившихся. Это классическая униатская базилика с алтарём на север, к тому же являющаяся образцом "виленского барокко" - этот стиль, отличающейся чрезвычайно сложной пластикой фасадов, является архитектурной "визиткой" Белоруссии, а Успенский собор, один из двух таких храмов на Украине (вместе с монастырём в уже упомянутом Бучаче), считается едва ли не лучшим его образцом. Почему был выбран именно этот стиль - судить не берусь, возможно дело в фундаторе, крайне эксцентричном магнате Николае Потоцком, построившем крупнейший греко-католический собор даже невзирая на то, что сам был римо-католиком.



Обратите внимание на "стилобат" - под собором монастрыские пещеры, скалистый склон горы просто "упакован" в одно из зданий. А между тем, белёную стену Лавры сменяется за башенкой-"ладьёй" краснокирпичная:



Мы вышли к Большой Лаврской промзоне - иначе назвать эту часть монастыря у меня язык не повернётся. Напротив этих ворот - довольно крупный, и неожиданно пустынный автовокзал. Легко уехать в Броды и Кременец, по 1-2 рейса в день почти во все крупные города Западной Украины. Через Броды мне показалось удобнее всего выбираться во Львов.



Над крышами лаврских складов и фабрик хорошо видны Успенский собор, корпус над церковью Иова Почаевского, огромные жилые корпуса и строящийся Преображенский собор - краны добавляют индустриальности. Направившись вдоль кирпичный стены, я увидел ещё одни ворота, из которых периодически выезжали повозки. Мне стало интересно, что там, и я заглянул:


Включил ультразум только затем, чтобы приблизить табличку - но в кадр попал и крестьянин, судя по выражению лица, заметивший мой фотоаппарат. Ладно, надеюсь, этот кадр ему ничем не навредит, по крайней мере в содержании ничего компрометирующего не вижу. "Млин", если кто не в курсе - это мельница, здесь селяне сбывают зерно:



Подъём к задним воротам Лавры над промзоной, которую украшает церковь Всех Святых:



Вот так, с чёрного хода, я вошёл в Почаевскую Лавру, и первым, что я увидел, стал строящийся Преображенский собор:



Который обещает стать очень красивым храмом - только неизбежно подмяв под себя другие соборы:



Как видите, работают на стройке не басурмане какие-нибудь, а сами монахи, возможно при поддержке местных жителей:



Войдя в Лавру с чёрного хода, я не увидел вот этот стенд с правилами поведения, стоящий у главных ворот. Одно правило, догадайтесь какое, я интенсивно нарушал, так как соборы аналогичным пунктом не снабжены. В этом же кадре казаки - как и в Святогорске, здесь они выполняют роль охраны, да и в Сергиевом Посаде, вроде бы, они есть. Причём во всех трёх лаврах обмундирование казаков заметно отличается - здесь их облик самый прогрессивный:



На следующей площади - паломническая гостиница, и обычно тут страшная толчея, но я каким-то образом ухитрился снять кадр без людей. Только старушка, судя по всему местная, ищет какие-нибудь отходы богатых туристов.



Паломническая гостиница огромна, думаю, два её корпуса по вместимости не уступят иному "Туристу" иил "Центральной" в областных центрах, сзади к ней примыкает автостоянка. Внутрь не заходил (почему-то), а на входе приметил табличку, запрещающу паломникам выходить из гостиницы в Лавру после 22 часов.



А странная "башня" перед гостиничным фасадом - ещё один технический памятник. Если в обычных монастырях бывают надколодезные часовни, то в Почаевской Лавре - часовня-водонапорная башня! Слева - церковь Похвалы Богородице (1860), справа - краешек колокольни:



Вид с того же места в другую сторону. Один из кадров, где я попытался "поймать" и людей вполне даёт представление о контингенте: вот явные туристки, вполне возможно проездом из Киева во Львов, любуются архитектурными красотами, а рядом двое молодых людей с монахом беседуют о вере.



Впечатляют и две часовенки. Первая - безымянная часовня для богослужений на октрытом воздухе (в неё, видимо, помещают алтарь или раку с мощами Иова Почаевского):



А вторая часовня носит посвящение Двухтысячелетия Рождества Христова, что намекает на время её постройки и простенькое "убранство", сфотографированное через оконце - судя по всему, часовня вообще не предназначена для того, чтобы заходить вовнутрь.



Здесь же колокол, судя по всему новый. Мне удалось найти несколько новостей о визите в Лавре патриарха Кирилла, который среди прочего освятил 6-тонный колокол - видимо, вот этот:



Общий вид этой части Лавры со "стилабата" Успенского собора:



Вообще, ходить по главной площади Лавры действительно интересно, просто смотреть на людей. Я был наслышан о том, что здесь неадекватно строгие порядки, всякого рода кликушество (например, на тему ИНН), у всех в глазах деньги... И был порядком удивлён, когда этого не заметил. Мне кажется, такие огромные монастыри с сотнями монахов и тысячами паломников в принципе содержат все грани современного православия, и каждый увидит здесь то, что хочет увидеть: кто-то - одухотворённых святых отцов, наставляющих мирян на путь истинный; кто-то - сребролюбие и мракобесие, желание нажиться и ещё чего-нибудь, чего "нет у греко-католиков, КП и Автокефалии". В том-то и дело, что всего тут хватает, и места вроде Почаевской Лавры одинаково годны и для того, чтобы убедиться в абсолютно превосходстве Московского патриархата над всеми остальными, и для того, чтобы убидеться в абсолютном превосходстве над Московским патриархатом всех остальных. И даже чтобы убедиться, что у всех четырёх конфессий своя правда, и все споры о том, кто лучше - дело пустое...



Единственное, что мне однозначно в Лавре не понравилось - это невероятное обилие попрошаек. Столько, сколько здесь, я их кажется не видел во всех остальных монастырях, вместе взятых. Причём если внутри Лавры это набожного вида старушки, собирающие деньги на  какие-то конкретные нужды, то за воротами - в основном довольно стрёмного вида бомжи.



Ещё одна деталь:





Поднимаемся на стиллобат, к подножью Успенского собора - он пугающе огромен. Когда чуть менее года назад я писал, что костёл Франциска Ксаверия в Гродно - самый величественный собор Западной Руси, мне просто в голову не приходило, что в Почаеве может быть такое! Храмов такого масштаба нет даже во Львове, по впечатлениям (как по цифрам - не знаю) даже Латинский собор немного меньше... Но Успенский собор не только огромен, но и действительно очень красив. Особенно обратите внимание на башни, поставленные под углом в 45 градусов к фасаду собора.



Вид с площадки перед собором. Уже знакомая церковь Святой Варвары, монастырские огороды на склоне и райончик у входа вдалеке:



Почаев - в сущности, даже не город, а просто лаврская слободка. В этом смысле он ещё менее самодостаточен, чем Святогорск, совмещающий свою Лавру с курортом.



Ещё один вид лаврской промзоны:



Успенский собор окружает каре жилых корпусов с домовыми церквями, построенных одновременно с храмом, между которыми есть дворик с собственной надколодезной часовней - но туда, если я не ошибаюсь, вход открыт только самим монахам. А окна прямо в склоне холма - ни что иное, как подземная церковь Иова Почаевского, вход в которую под тем барочным фасадом:



Коридор, которому и принадлежат окна - слева толща горы, справа виды наружу. На лавочках о чём-то беседуют паломницы. Зал церкви Иова Почаевского также вытянут вдоль горы, и серебряная рака святого стоит в скальном гроте с почти не обработанными сводами.



Но самый интересный храм Лавры, на мой взгляд - не гигантский Успенский собор и не подземная церковь Иова, а относительно небольшой Троицкий собор, до этого мелькавший на некоторых моих кадрах. Его построил в 1905-11 годах Алексей Щусев, и здесь этот гений русского стиля превзошёл сам себя!



Чем же, спросите вы? Как минимум - самой идеей: православной Лавре был остро необходим ДРЕВНИЙ собор, переживший нашествие монголов. А где взять такой собор в монастыре, сложившемся в 16 веке и вплоть до 18 века сплошь деревянном? И Щусев не просто построил церковь, стилизованную под Древнюю Русь, а ещё и изобразил в её облике многовековую эволюцию домонгольского храма, не раз разрушавшегося, восстанавливашегося, горевшего, передававшегося от одной конфессии к другой - но каким-то чудом пережившего все эти перепитии. Лестничная башня у фасада, контрфорсы, мелкие детали... Какие исторические события могли бы стоять хотя бы за ассиметрией его апсиды?



Вид почти от главного входа (левее края кадра), на переднем плане трёхглавая часовенка в честь 400-летия Перенесения Почаевской иконы в монастырь:



Южный портал делал Рерих:



И за что мне нравятся постройки Щусева - за то, что он даже не пытался скрыть, что это работа эпохи модерна. В этом, на мой взгляд, в первую очередь заключается его гениальность: понимая с первого взгялда, что перед тобой всего лишь начало ХХ века, щусевским стилизациям ВЕРИШЬ:



Восточный портал делал художник Нерадовский по эскизу самого Щусева:



Северный портал послабее, и судя по всему - современный:



Вид от "рериховского" портала на Архиерейский дворец и ворота:



Покидаю Лавру через Никольскую надвратную церковь (1835):



Здесь тоже столптворение - паломники, туристы, монахи, миряне, бомжи-попрошайки и сборщицы податей:





Улица спускается к уже упомянутой семинарии, откуда прямая дорога ведёт на кладбищенский скит. Справа - одна из самых необычных часовен православного мира, сделанная в стволе усохшей липы, посаженной ещё в 1595 году Иовом Почаевским:



По дороге ещё одна церковь-новостройка:



За церковью - мирское кладбище, а на нём мемориал, который я мечтал увидеть в Западной Украине хоть где-нибудь - рядом одинаково ухоженные памятники красноармейцам и "борцам за волю":



В конце дороги - монашеское кладбище с церковью Рождества Богородицы. Дальше, за лугами, есть ещё Свято-Духов скит, где уединялся Иов Почаевский, но я туда уже не пошёл - архитектура не слишком интересная, а времени и сил уже было мало. Кроме того, у кладбищенского скита окалачиваются ещё более люмпенизированного вида попрошайки, один из которых стал слишком уж настойчиво расспрашивать, кто я. куда и откуда.



Вокруг церкви - огромное, действительно огромное монашеское кладбище: ведь даже в 1960-е годы, когда положение Лавры было особенно трудным, в ней оставалось более 30 монахов, в среднем же постоянно их здесь было около трёхсот.



Жаль только, что погода подвела... Из Почаева, как уже говорилось, с пересадкой в Бродах я уехал во Львов, где меня ждали друзья. Но по традиции буду придерживаться географического, а не хронологического порядка в повествовании, и в следующих трёх частях отправимся в Луцк, столицу Волыни.

А в целом, логика расположения 5 лавр мне так до конца и не ясна. Киево-Печерская, Троице-Сергиева и Александро-Невская - понятно: три главных города, Киевская Русь - Московская Русь - Российская империя. С Почаевской в общем тоже понятно - преемствеенность от греко-католиков. Святогорская - честно говоря, единственный вариант, который приходит в голову - идеология, поддержка восточных сил в 2004 году. И к тому же - почему ни одной лавры нет в Белоруссии (как вариант - Жировичский монастырь)? В общем, может кто объяснит?

P.S.
Любые оскорбления в адрес любой конфессии (хоть УПЦ МП, хоть УПЦ КП, хоть УАПЦ, хоть УГЦК) будуь пресекаться быстро и безжалостно, особенно рьяные провокаторы - баниться. Да и просто очередного срача на 200 комментариев мне не надо.

ВОЛЫНЬ-2011
Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина, или Острожская ординация
Ровно.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Замок.
Дубно. Старый город.
Южная Волынь (Тернопольская область).
Кременец.
Почаевская Лавра.
Волынская область.
Берестечко.
Луцк. Замок.
Луцк. Старый город.
Луцк. Новый город.
Владимир-Волынский.
Зимно. Монастырь и городище.
Лодомерия.
Немного Галиции.

Tags: "Другая сторона", "Молох", ВКЛ, Западная Украина, дорожное
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 107 comments