varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Люди Казахстана



Долгий рассказ о соседней стране я начинаю постом о её обитателях. Во-первых, чтоб было понятно, кто ходит по улицам тех городов и селений, которые я покажу далее, а во-вторых потому что действительно, любая страна - это в первую очередь люди. В России о Казахстане знают неестественно мало, в том числе и о том, кто его населяет.

Но сначала - небольшой дисклеймер, который я настоятельно прошу перечитать 10 раз подряд, и желательно проговаривая вслух. Так вот, в своих путешествия я давно убедился, что любой "менталитет" минимум на 50% определяется моим собственным поведением, в особенности такие категории как "дружелюбие", "отзывчивость", "агрессивность", "разгильдяйство" и т.д. Если я отдельно опишу, какими я увидел казахов в своих трёх поездках - можно будет решить, что речь о трёх разных народах. Другой человек, тем более живущий там, может увидеть всё совсем иначе. Поэтому рассказываю здесь о том, как увидел всё это лично я, и не более того.


Для начала, в целях развенчания штампов, несколько фотографий городской молодёжи. Например, вот эту девушку я сфотографировал в Каркаралинске на празднике Первомая. Каркаралинск - город с 5 тысячами населения, так что возможно, она живёт или учится в Караганде, но может быть и местная:

2.


Эту девочку сфотографировал на карагандинском автовокзале, перед посадкой в автобус:

3.


По-видимому, студентки педагогического университета в Аркалыке - полузаброшенном рудничном городе:

4.


5.


Ребята с национальным музыкальным инструментом кюй на главной площади города Сатпаев - опять же рудничного, но вполне зажиточного:

6.


Весёлая компания в Жезказгане:

7.


И в целом, казахстанская молодёжь (и казахи, и русские) оставляет приятное впечатление. Девушки в основном красивые и одеты со вкусом. Часто ловлю себя на мысли, что многие казахстанские типажи в Москве я бы принимал за японских туристов или китайских студентов. Но при этом в Казахстане почти полностью отсутствуют неформалы, по крайней мере заметные на улице. Вплоть до прибытия в Алма-Ату мне казалось, что я единственный мужчина с хаером на всей территории Республики. Хотя, вру - один раз видел из окна автобуса металлиста в Щучинске ("ворота" курорта Боровое).

8.


Но при этом и идеализировать казахстанскую молодёжь тоже не стоит - гопников по городам (особенно крупным) бродит довольно много, и своим поведением они не слишком отличаются от наших. Правда, как мне показалось, в Казахстане, в отличие от России или Украины, в малых городах и аулах гопников гораздо меньше, чем в крупных. По статистике уровень преступности (в т.ч. убийств) в Казахстане чуть-чуть ниже, чем в России (но значительно выше, чем на Украине), и в отличие от славянских стран тут меньше развита бытовуха, а следовательно - больше развита именно уличная преступность.
Ну и да, ребят на фотографии ниже я скопом в гопники не записываю, а снята фотография была опять же на каркаралинском Первомае. Увы, настоящих гопников фотографировать гораздо сложнее, чем миловидных студенток с предыдущих кадров.

9.


Совсем иначе народ выглядит в аулах (а аулом здесь называют любой сельский населённый пункт). Вот например по дороге из Каркаралинска в Кентские горы - таксист Есей (повернут спиной), который некогда работал воспитателем в интернате, встретил на степной дороге своего бывшего воспитанника и спрашивает, как лучше ехать:

10.


А это уже непосредственно Кентских горах. Местный прикол - паренёк носит на ухе живую ящерицу как серьгу:

11.


Там же - семья из аула Кент на пикнике:

12.


13.


Другая категория - пожилые люди, хоть в аулах, хоть в городах.

14.


Казахстанские бабушки выглядят порой так же фольклорно, как наши - только это другой фольклор:

15.


На вокзале в Караганде:

16.


В каком-то селе в Алматинской области, по дороге из Жаркента в Сарыозек:

17.


18.


Аркалык:

19.


Ну и отдельная тема - дети, а вернее школьники. Обратите внимание, что в Казахстане в ходу школьная форма:

20.


21.


22.


Вообще же, хотя я слышал о казахах довольно много нелестных отзывов от других путешественников, позволю себе не согласиться. В первые поездки и начале этой мне и самому казахи показались недружелюбными... но углубляясь в их страну, я понял в какой-то момент, что просто у нас и у них несколько разное мышление, в которое я постепенно встроился - и уже день на пятый, наоборот, казахи стали казаться мне очень радушными и отзывчивыми. Это опять к вопросу о металитете.

23.


В целом же, казахи - народ не ближневосточный, у них нет того, что у нас называют "южный темперамент": казах сдержан, немногословен, нетороплив, даже слегка отрешён. Из народов, с которыми мне доводилось общаться, ближе всего к казахам по характеру, пожалуй, корейцы - правда, и тех я знаю только обрусевших (ибо в самой Корее не бывал). Но при этом ещё одно свойство казахов - это вполне себе восточная расслабленность на грани пофигизма. Как мне показалось, с казахами бесполезно что-то решать теоретически: если позвонить заранее и спросить, можно ли у вас сделать то-то и то-то, в ответ скорее всего услышишь какие-нибудь общие слова - предпочтительнее договаривать на месте: "мне нужно доехать туда-то или сфотографировать то-то, возможно ли это и сколько будет стоить?". Отметил у казахов и ещё одну особенность, которая поначалу очень сильно затрудняла мои перемещения, а именно: казах не задумываясь говорит "ДА", которое на поверку оказывается не более чем междометием, как у нас "ага, угу, понятно". Скажем так: если русский скорее сначала скажет "нет", а потом всё-таки поможет, то казах скорее сначала скажет "да", а потом выяснится, что речь-то шла совсем не о том, что мне надо. В совокупности всё это выглядит примерно так:
-Здравствуйте, скажите, по каким дня работает миграционный отдел и какие нужны документы для регистрации?
-Каждый день работает, приходи с удостоверением, за 10 минут регистрацию сделаем!
(на самом деле - закрыт по выходным, помимо паспорта нужна справка из гостиницы, а готовая регистрацию будет только через сутки).
Опять же, оговорюсь - это мои субъективные впечатления, на истину я не претендую. Но в целом хорошо и то, что в Казахстане почти всё можно решить на месте.

24.


Другой вопрос - языковый. Как известно, Казахстан - одна из немногих постсоветских стран, где государство пытается держать режим двуязычия. По крайней мере в тех краях, где в советское время жило много русских, русский язык в ходу и поныне. В больших городах на русском дублируются почти все вывески, особенно официальные. Казахи, не владеющий русским языком свободно, мне впервые встретились в аулах Алматинской области, а в северных областях и городах все казахи владеют двумя языками (по статистике, понимают русский 92% казахов, а читать и писать по-русски умеют 79%). Показательно и то, что русские в основном казахским языком почти не владеют (по статистике, понимают казахскую речь около 25% славян и немцев, а читать и писать по-казахски умеют и вовсе 6-8%), что при этом не слишком мешает им жить.

25.


Отдельная тема - государственные люди. Государство в Казахстане всепроникающее и довольно навязчивое, даже Россия по возвращении воспринимается куда как свободнее. Здесь ещё больше, чем у нас, любят проверять документы, необходимо регистрироваться в 5-дневный срок, ещё больше запретов на фотосъёмку и подозрений в терроризме. В прошлые приезд мне пару раз указывали, что я наверное "вяхябыт", причём главным признаком ваххабизма почему-то считали мою бородку (ещё смешнее то, что в этот раз я бородку перед поездкой сбрил, и никаких подозрений в ваххабизме более не было).
При этом казахские полицейские в основной массе выглядят довольно подтянутыми, общаются вежливо, обращаясь на "вы", и как минимум вызывают уважение. Да и униформа у них, прямо скажем, поэстетичнее, чем у наших. Но и идеализировать местных копов я бы тоже не стал: те ребята, которые под предлогом проверки вытащили у меня 8000 тенге (около 1,5 тыс. рублей) в Караганде в декабрьский приезд, со стороны тоже выглядели подтянуто и интеллигентно. Я бы сказал так: полиция в Казахстане в основном цивилизованная, но при этом очень въедливая - однако и здесь "в семье не без урода". Ещё показательный момент: даже в преимущественно русскоязычных городах встретить копа-славянина огромная редкость.

26.


Другая категория - военные. Не могу судить о боеспособности казахской армии, но и сами воинские части, и их обитатели со стороны выглядят достаточно внушительно. Этих военных мы встретили в Жаркенте 7 мая (а это в Казахстане как у нас 23 февраля). Один из офицеров заметил наши фотоаппараты, тут же спокойно, но настойчиво потребовал показать документы, и заметил, что есть такое понятие, как "информационная война", так что кто знает, в каком свете мы их фотографируем и как это представим... но однако на мои объяснения, что я пишу путеводитель и предъявленную визитку среагировал адекватно, и когда я затёр кадры - военные сами нам спозировали:

27.


...на фоне Первого президента. Про культ личности я писал ещё в декабре, и сейчас остался при том же мнении. Елбасы ("лидер нации") в Казахстане повсюду, а публично ругать его здесь даже не столько опасно, сколько попросту неприлично. Назарбаева в Казахстане действительно любят и уважают, и 90% процентов голосов на выборах отдают вполне искренне. При этом других чиновников в народе ругают и высмеивают не меньше, чем у нас... но Елбасы - неприкосновенен. Помимо Первого Президента, Казахстан впечатляет ещё и обилием развешанных на улицах лозунгов в типично советском стиле: "Казахстан-2030!", "Решение елбасы - в жизнь!", "Для модернизации республики необходим вклад каждого!" и т.д. - разве что пишутся не жёлтыми буквами на красном фоне, а белыми на синем.
А вот чиновники Каркаралинского района на Первомае:

28.


На самом деле тут всё достаточно сложно. Во-первых, многие реформы в Казахстане и России идут почти синхронно (скажем, на летнее время Казахстан перешёл на год раньше), но разница в том, что у нас любой законопроект будут подолгу обсуждать в Думе и прессе, где-то затягивать, где-то доводить до ума, а в Казахстане всё делается быстро и без вопросов. Например, пенсионный возраст здесь не так давно повысили на 3 года (63 и 58 лет соответственно). А ещё для меня было шоком узнать, что в Казахстане отсутствует бюджетное высшее образование - хотя достаточно развита система грантов (в т.ч. "болашак" - гранты на обучение за границей). В общем, хорошо это или плохо - возможность быстрого принятия решений и внедрения реформ - вопрос сложный.
Вот ещё одна довольно своеобразная категория казахов - оралманы:

29.


Так здесь официально называют репатриантов. При Советах казахи активно селились и в Средней Азии, и в Монголии, и в западных ССР. Назарбаев развернул очень мощную программу возвращения оралманов на родину, причём в особенности - в те города, которые покинули русские. Оралманам предоставляют жильё, работу и довольно приличную сумму на первое время. Особенно активно оралманы возвращаются из Узбекистана, Киргизии и Монголии. Например, женщины с кадра выше - это "узбекские казахи" в посёлке Сары-Шаган. Коренные казахи оралманов недолюбливают, как мне рассказывала встречная учительница в Сары-Шагане из числа местных, прожив два-три поколения в Узбекистане, они во-первых стали в большей степени узбеками, чем казахами, а во-вторых привыкли к узбекистанской нищете и безработице, от чего в более зажиточный и трудоустроенный Казахстан им интегрироваться непросто.
Вот ещё люди в Алма-Ате - уж не знаю, оралманы ли, но от алматинской столичной публики внешне отличаются:

30.


А вообще, Казахстан - страна многонациональная. Казахи здесь - 63% населения, ещё 23% - русские. В 1989 году казахов было около 40%, а русских около 30% - с распадом СССР из Казахстана разом уехало более 2 миллионов человек, то есть 1/8 часть населения, которое лишь сейчас достигло уровня 1989 года - 16 миллионов человек. Ещё здесь большие общины узбеков и уйгуров (из соседних стран), татар (которые ещё в 19 веке осваивали Казахстан вместе с русскими), чеченцев, немцев и корейцев (жертвы депортаций), украинцев (как переселенцы 19 века, так и депортанты). В эту поездку мне довелось поближе познакомиться с уйгурами (в Алматинской области) и казахскими чеченцами (в Жезказгане). Национальность многих неказахов тут сходу и не определишь:

31.


Но русские здесь - другие. На мой взгляд, "казахстанцы" - такой же обособленный субэтнос, как сибиряки или поморы. Даже те, кто вернулись в Россию, чем-то неуловимо отличаются от других соотечественников. В первую очередь дело в характере - мне казахстанские русские показались более резкими и жесткими, чем в России, и даже не побоюсь этого слова - более пассионарными. Мало того, что они когда-то уехали жить в Великую Степь - они ещё и стали там меньшинством, и потому по крайней мере на меня производят впечатление постоянной готовности к обороне.

32.


Другая особенность казахстанских русских - очень правильная речь, чем они и сами гордятся. Оторванные от корней, от деревни с её просторечиями, здесь русские действительно говорят на гораздо более литературном языке, чем в России. И матерятся, к слову, гораздо меньше и изящнее (более того, по мне так казахи русский мат тут употребляют чаще). Интересно и то, что большинство русских здесь белокурые и голубоглазые, и почти у всех от степного Солнца и пыльных ветров сужены зрачки.
Вот хорошие ребята - туристы из Караганды, которых я повстречал в горах Каркаралинска:

33.


А вот, на берегу Балхаша, отец Олег, батюшка из Приозёрска, ранее полковой священник, а теперь настоятель храма в центре города. Он случайно увидел нас у вокзала в Сары-Шагане, сам нас окликнул, не в Приозёрск ли нам надо, и бесплатно довёз, накормил при своей церкви, покатал по городу. Вообще, атмосфера казахстанских церквей меня поразила ещё зимой - это чувство, что со всех сторон чужая земля, заставляет людей относиться друг к другу иначе.

34.


Но в целом русско-казахские отношения складываются довольно мирно. Серьёзных конфликтов казахов с русскими не было за все 20 лет (зато бывали конфликты казахов с турками, курдами и уйгурами, а особенно - с чеченцами). Националисты тут, конечно, тоже попадаются, но в Алма-Ате мне это объяснили примерно так:
-Иногда тут можно в автобусе услышать и "Чемодан-вокзал-Россия!" и "Да без нас бы вы до сих пор в юртах жили!", но ни то, ни другое не находит поддержки у окружающих.
Что гораздо реальнее - так это закрытость многих жизненных сфер (политика, госуправление, безопасность и т.д.) для русских. Те, кто остались в Казахстане, приняли здешние правила игры. Но многие при этом мечтают уехать в Россию или сожалеют о том, что не уехали сразу. Есть понимание и того, что всё могло быть гораздо хуже, и русские в Казахстане благодарны Назарбаеву за то, что он не даёт развернуться националистам. Вообще, хорошо видно, что к моменту распада СССР русские в Казахстане привыкли считать эту землю своей, и многие не уезжают просто потому, что Казахстан для них - Родина. И это опять же вопрос без ответа.

35.


Есть ещё такое явление, как шала-казахи, или "асфальтовые казахи" - обрусевшие казахские горожане, как правило с высшим образованием и космополитичными взглядами. Есть мнение, что именно им, а не "правильным" казахам и не русским, Казахстан обязан своим нынешнем благополучием в первую очередь. Другое местное словечко - мамбеты, синоним "быдла", как правило с националистическим уклоном.
Да и просто казахский народ очень разный. Различия между тремя жузами (Средний, Старшим и Младшим) видны невооружённым глазом, примерно как в России между Севером, Югом и Сибирью, а ведь каждый жуз делился на полтора-два десятка родов, и многие казахи помнят свою принадлежность к этим родам. В целом же три жуза живо напоминают мне США столетней давности: космополитичный промышленный Север (Средний жуз), патриархальный аграрный юг (Старший жуз) и Дикий Запад (Младший жуз). И так получилось, что лучше всего мне пока известен Средний жуз, который я за две поездки объехал где-то на 80%.

Напоследок ещё несколько кадров с Первомая в Каркаралинске:

36.


37.


38.


39.


40.


41.


Там же торговали пирожками, поэтому не лишним будет помянуть и казахскую кухню. А еда тут весьма специфическая.
Первое - почти вся немагазинная пища тут очень тяжёлая, и потому требует адаптации. Как шутят сами казахи, больше них мясо любят только волки, причём основное мясо здесь - баранина, на втором месте говядина, а вот более привычные россиянину свинина и курица довольно редки. В ходу как вполне известные у нас самса, плов, манты, шурпа и лагман, так и некоторые местные особенности. Казахский кумыс по вкусу сильно отличается от башкирского, и честно сказать, башкирский мне нравится больше. Зато здесь я открыл для себя шубат - кисломолочный напиток из верблюжьего молока, очень жирный (около 8%) и пенистый, но вкусный и явно целебный. Другая хорошая вещь - курт, очень сухой молодой сыр (т.е. ближе даже к засохшему творогу), которые продаётся маленькими шариками. При этом курт очень сытный, и был популярен у кочевников - бросил горсть в карман и питаешься ей весь день. Из той же области иримшак - сухой сладкий овечий сыр. Ещё ходовая вещь - баурсаки, маленькие пирожки без начинки, слегка напоминающие пончики. Из более серьёзных блюд ещё в декабре я запомнил куырдак - жареная баранина с бараньими же потрохами и луком. В общем, с национальной кухней там проблем нет, вот только общепит в основном отвратительный.
Зато магазинные продукты местного производства мне очень понравились, особенно соки и холодные чаи, и даже точнее - берёзовый сок в пластиковых бутылках. Еда в Казахстане, кстати, на удивление дешёвая, едва ли не дешевле, чем на Украине.

42.


Ну а напоследок - всё-таки воздадим дань стереотипам. Вот такие вот странные объявления развешаны по всей Алма-Ате. Как пояснил мне уже в комментах vedmed1969, сайгачьи рога активно продают в Китай, а "старые" - потому что охота на сайгаков запрещена, то есть без оговорки про "старые" эти объявления бы значили противозаконную деятельность.

43.


ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Северный Казахстан (Кустанайская и Акмолинская области).
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Аркалык.
Боровое (Бурабай)
Кокшетау.
Астана и Караганда. Возвращение.
Лирическое отступление №2. Казахский некрополь.
Астана. Осколки старых городов.
Караганда. Штрихи к портрету.
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Сары-Арка (Карагандинская область).
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата.
Tags: "Тюркский след", Великая Степь, Казахстан, дорожное, событийное, этнография
Subscribe
promo varandej november 18, 10:35 95
Buy for 500 tokens
Думая о планах на 2018-й год, лишь один пункт я пока ощущаю константой, своеобразным ДОЛГОМ - это Байконур. После того, как я побывал на Семипалатинском ядерном полигоне, он остаётся моим последним крупным пробелом в Казахстане. Я уже не помню, какая по счёту это будет попытка. Кажется,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 147 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →