varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Алма-Ата. Часть 5: Кок-Тобе



Кок-Тобе ("Зелёная сопка") - одинокий холм, возвышающийся над Алма-Атой на несколько сотен метров (1070 над уровнем моря), отрог Заилийского Алатау, доходящий практически до центра города. Туда ведёт канатная дорога, а на вершине устроен парк с кафе, всякими развлекалками и - что для нас важнее всего - смотровыми площадками. Подъёмом наверх и видами оттуда завершаю рассказ об Алма-Ате.


Кок-Тобе, которую казаки называли Веригиной горой, в Алма-Ате виден отовсюду - если не сам холм, то венчающая его телебашня (1975-83) высотой 371 метр - как утверждают алматинцы, за счёт Кок-Тобе самая высокая в мире относительно города (что, конечно, весьма сомнительно). Ныне это 12-я по высоте телебашня в мире (а на момент постройки - 4-я, после Торонто, Москвы и Киева), и второе по высоте, после Экибастузское трубы, сооружение в Казахстане. Вот так всё это выглядит "сбоку", с дороги на Медео - относительно центраа Кок-Тобе конечно гораздо выше:

2.


У её подножья - несколько чрезвычайно интересных образцов позднесоветской архитекетуры. Особенно меня впечатлил местный Дворец Пионеров - наверное, так бы выглядели в СССР мечети, если бы религия поощрялась. Увы, близко к нему подойти мы не успели, кадр снят из окна машины - в общем, ещё один пробел-к-восполнению на следующий приезд:

3.


Другой шедевр, а точнее даже архитектурная "визитка" Алма-Аты в советское время - гостиница "Казахстан" (1977) высотой 102 метра, второе по высоте здание Алма-Аты. Более того, она ещё и сейсмоутойчивая - один из немногих подобных опытов в СССР:

4.


Гостиница нависает над перекрёстком улиц Абая и Достык (Дружбы) - вторая ведёт прямиком на Медео, куда отсюда же ходят автобусы. Здесь же памятник Абаю, который можно увидеть в первой части на фотографии №11. Наискось от гостиницы через перекрёсток - Казахстанский институт менеджмента, занимающий здание бывшей Высшей Партийной Школы ЦК Компартии Казахстана.

5.


По подземному переходу с обилием торговли и ориентальным дизайном стен перейдём улицу Достык (кстати, бывшая улица Ленина) на ту сторону, где гостиница:

6.


С гостиницей соседтсвует построенный чуть раньше Дворец Республики (1971), удостоенный Госпремии СССР, и в 1970-е восхищавший даже делегатов из Западной Европы. В 2010-11 годах - прошёл капитальную реконструкцию. Справа от дворца виден зелёный склон Кок-Тобе и одна из вышек канатной дороги:

7.


Там, правее дворца, и находитя нижняя станция канатки, к которой как раз спешат darkiya_v и Оксана nnfs:

8.


Канатная дорога на вершиу Кок-Тобе была пущена аж 1967 году, хотя с тех пор наверняка не раз обновлялась и реконструировалась. Билет стоит 1000 тенге (то есть 200 рублей), причём взять можно как в один конец, так и туда-обратно. Говорят, иногда (в праздники и жаркие дни) на канатку бывают больше очереди, но мы в субботу вечером прошли сразу. Длина канатки - 1067 метров, время в пути - 6 минут. В кабинку садится 12 человек плюс крепкий дядька в смокинге - за порядком следить:

9.


Поехали! Многоэтажный город почти сразу остаётся позади:

10.


Внизу - район Компот, прозванный так за "фруктовые" названия улиц - Яблочная, Виноградная, Вишнёвая и другие. Ниже Компот плавно перетекает в татарскую слободу и Алматинскую станицу.

11.


Едет кабинка довольно быстро, а переваливаясь через опоры, слегка сдаёт вниз - некоторые пассажирки взвизгивают. Внутри, как видите, довольно тесно:

12.


А горы всё ближе и ближе... Из-за склона Кок-Тобе выглядывают вершины Туюксу, к которому и ведёт через Медео и Чимбулак ущелье Малой Алматинки. По центру, если судить по карте, горы Кумбельтау (3619м):

13.


А далеко-далеко справа виден, как я понимаю, Алматинский пик (3681м), за которым скрыто Большое Алматинское озеро:

14.


Кабинка ползёт вдоль Зелёной горы:

15.


Приближаемся. На переднем плане - американские горки "Скоростной спуск", по которым то и дело вниз пролетает тележка, оглашая криками весь Кок-Тобе:

16.


Верхняя станция:

17.


Приехали:

18.


Снять вид на верхнюю станцию со стороны парка я как-то забыл - а вот такой вид открывается из её дверей. На вершине Кок-Тобе - маленький, но очень уютный, несмотря на многолюдность, парк, над которым господствуют горы и телебашня. Обратите внимание на маршрутку - на Кок-Тобе ведёт и автодорога, которой можно воспользоваться, если жалко денег на канатку:

19.


Но в сторону парка мы в первые полчаса даже не глядели, а просто сразу разбежались по смотровым площадкам:

20.


В принципе, виды с Кок-Тобе на город не самые эффектные: во-первых, слишком уж высоко, почти не видно деталей, а во-вторых обзору сильно мешает знаменитый алматинский смог, о котором мне рассказывали в самых разных частях Казахстана. Плотный и переполненный автомобилями город в котловине постоянно укутан смогом - говорят, в жаркие или напротив морозные дни над ним стоит хорошо заметная глазу чёрная туча. На улицах города от смога спасает зелень, но высмотреть что-то сверху она делает тем более невозможным. Многие кадры я снимал 35-кратным зумом практически наугад, и потому многоу упустил - к примеру, Старую площадь. Но заснял не так уж мало.
Вот, скажем, трасса канатки почти что от начала до конца:

21.


Гостиница "Казахстан" и Дворец Республики - взаимное расположение напоминает собор с колокольней, и я не раз видел такое именно в позднесоветском зодчестве. На заднем плане справа виден краешек Старой площади - конструктивистский фасад Академии искусств и краешек портика бывшего Дома Правительства. Кадр снят в сумерках благодаря штативу Даркии:

22.


Хорошо виден Дворец Школьников непосредственно у подножья:

23.


Просматривается Новая площадь, почти на которой стоит и старая телевышка:

24.


Чуть выше площади - строящийся алматинский даунтаун, в котором господствуют башни Нурлы-Тау:

25.


Ещё в той стороне видны трамплины, открытые к Азиаде-2011, а дальше обзор закрывают деревья:

26.


Алматинский пейзаж вполне подойдёт для статейки про "мегаполис" в книжках типа "География для детей". На переднем плане - "Алматы-тауэрс" (высотой по 100м), на заднем плане трубы Алматинского заводы тяжёлого машиностроения (основан в 1941г. на базе эвакуированного "Лугансктепловоза"), единственного крупного промышленного предприятия в городе, да и то не знаю, работает ли он ещё.

27.


Эти кадры сняты с площадки левее вехрней станции, а следующие - с площадки правее, которая в отличие от своей соседки оказалась совершенно безлюдна. И несмотря на близость, виды с неё совершенно другие.
Дальше на север город понижается и рельефом, и этажностью. Ультразумом можно нащупать, например, Вознесенский собор - единственное видимое отсюда здание города Верного, сейсмоустойчивый храм начала ХХ века, шедевр мирового уровня.

28.


Правее ярко блестит купол Центральной мечети. Наверное, взял бы я чуть левее - зацепил бы и вокзал Алматы-2, а так только какие-то торговые центры. Едва просматривается базар у автовокзала Саяхат.

29.


Ещё правее "поймал" Софийский собор и Серафимо-Иверский монастырь - бывший Войсковый храм семиреченских казаков, центр Алматинской станицы.

30.


Далеко-далеко - новенькая (как и все остальные в городе) мечеть "Вайнах". Чеченская община, сложившаяся из потомков депортантов, здесь небольшая (0,2%), но заметная. Ещё в 2009 году я ехал в Астрахань из Атырау на поезде с пожилым чеченцем, который вёз родне в Грозный гостинцы из Китая. Более того, в окрестных аулах несколько раз случались конфликты между казахами и чеченцами, совсем как в Москве. Сама же мечеть, если верить сайту о мечетях Алма-Аты, образцовая в плане оснащения и отделки, но почти всегда полупустая:

31.


Дальше невозможно разглядеть уже ничего - город уходит в ровное серое пятно смога. Лишь где-то далеко-далеко (по карте около 25км) дымит ГРЭС с толстыми сейсмоусточивыми трубами. В остальном же, как видите, Алма-Ата совершенно не индустриальна:

32.


Пойдём пока что в парк. Как видите, народу тут в субботу не протолкнуться, и народ самый разный, но несмотря на столпотворение, на Кок-Тобе хорошо и уютно:

33.


В основном тут всякие сувенирные лавки и развлекалочки вроде тира, силомера или игральных автоматов. Есть и кафешки, причём не слишком дорогие и с вполне съедобной пиццей - вот только ассортимент во всех одинаковый, и вполне может не оказаться, например, вилок или тарелок. В центре на возвышении - пафосный ресторан, подходы к которому в тот вечер были оцеплены: внутри что-то праздновал мэр. С лотков продаётся всякая забавная снедь типа мороженного или сахарной ваты:

34.


Ещё есть небольшой зоопарк:

35.


Обязательное в Алма-Ате яблоко:

36.


И внезапно памятник "Битлз" - первый в бывшем СССР (2007), но как можно убедиться, например, в Донецке - отнюдь не единственный. Впрочем, здешние "Битлы" мне не понравились - больше похожи на престарелую команду русских рокеров второго ряда после основательной попойки с Шевчуком и БГ:

37.


Словом, как ни крути, а главное здесь всё равно смотровые площадки. Вот тут, кстати, в кадр попала вся Новая площадь, включая акимат и синий купол Национального музея:

38.


За деревьями сияют горные вершины:

39.


Интересны виды на восток, вдоль гор, куда Алма-Ата не доходит:

40.


За той горой - городок Талгар у подножья Талгарского пика (4973м), выросший из Софийской станицы (были ещё Надеждинская, Любавинская и Верненская, вполедствии Верный, впоследствии Алма-Ата). Оказахских некрополях я уже писал, и на этой горе - самый роскошный из них, Кенсайское кладбище, на котором похоронен в том числе Динмухаммед Кунаев.

41.


Чуть ближе - ущелье с турбазами. Знать бы названиях этих вершин...

42.


С другой стороны в густеющий сумерках виден город, а точнее "Внуково", самые престижные районы выше собственно центра (который соответственно "Домодедово" - о происхождении этих провзищ я писал в первой части). Слева просматривается башня Есентай (2008) - за явным отрывом самая высокая в Алма-Ате (168м), и лишь 5-я в Казахстане, всё же высотностью Алма-Ата сильно уступает Астане:

43.


По центру - проспект Аль-Фараби, одна из двух главных осей "запад-восток" вместе с проспекто Райымбека (Ташкентской улицей). Они образуют, соответственно, верхнюю и нижнюю границы центра (впрочем, с тех пор, как их проложили, центр поднялся существенно выше по склонам):

44.


Суета и аляповатость местных "рублёвок" и безмолвное величие Гор:

45.


Внизу небольшая мечеть:

46.


Последний взгляд на Алма-Ату - столь типичный для Азии мегаполис с колониальным прошлым. Наполовину советский мегаполис с русским колониальным прошлым:

47.


Несколько лет назад территория Алма-Аты была расширена (при этом под элитную застройку попали земли совхозов, что сделало редкостью настоящие алматинские яблоки) до самых Ворот Туюксу, поглотив Медео и Чимбулак. Так что следуя формальной логике, далее стоит написать про них. Но дело в том, что в горы мы ездили в последний день экспедиции, а на утро после ночи, которую встретили на Кок-Тобе наш путь лежал на восток, вглубь Семиречья. Собственно, по Семиречью мы проехали кольцо: Алма-Ата - Чунджа - Жаркент - Алтын-Эмель - Сарыозек - Алма-Ата. О трёх днях в глубинке этого красивого и самобытного края - следующие несколько постов.

Другие мои посты о Казахстане - здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Акмолинская область
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011. Общее. || Хан-Шатыр и Байтерек. || Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола...
Астана. Музей Первого Президента.
Карлаг и другие
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011. Новый город (проспект Бухар-жырау) || Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралы
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Комиссаровка.
Кент.
Середина Степи, или Медная эпопея (бывшая Жезказганская область).
Лирическое отступление №3. Казахское кладбище.
Там, где копают медь. Жезказган и окрестности.
Жезказган.
Степи Улутау. Мавзолеи Джучи, Домбаула и Алашахана.
Жезды. Музей горного и плавильного дела.
Карсакпай. Город-завод в сердце Степи.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск и станция Сары-Шаган.
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата. Городской пейзаж.
Алма-Ата. Осколки города Верного.
Алма-Ата. Алматинская станица.
Алма-Ата. Алматинский метрополитен.
Алма-Ата. Кок-Тобе.
Семиреченское кольцо.
Кульджинский тракт и Чунджа.
Чарынский каньон.
Жаркент.
Дорога на Басши.
Алтын-Эмель. Басши и окрестности.
Алтын-Эмель. Катутау и Актау.
Алтын-Эмель. Поющий бархан.
Возвращение в Алма-Ату. Медео, Чимбулак и Ворота Туюксу.
Лирическое отступление №4: (пока секрет).
.
Tags: "Тюркский след", Алма-Ата и Семиречье, Казахстан, дорожное, природа, транспорт
Subscribe
promo varandej сентябрь 24, 14:08 58
Buy for 500 tokens
-Так-то мы уже месяц в дороге. По Алтаю путешествуем: российский Алтай, монгольский Алтай, казахстанский Алтай... -Пешком что ли? -Почему пешком? Едем на всём, что едется. Так-то я не автостопщик, но что ещё делать, когда автобус дважды в день, а интересное через каждый десяток километров? В…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments