varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Кишинёв. Часть 7: окраины



В завершение рассказа о молдавской столице - Кишинёв многоэтажный и промышленный. Окраины я целенаправленно не исследовал, но во-первых на самой окраине я жил, а во-вторых кое-что видел и в других районах. На заглавном кадре же просматривается красный конус мемориала "Вечность", которым мы закончили прошлую часть.

Первый район, который я тут покажу - это ни в коем случае не окраина, просто в других постах ему не нашлось места. Это улица Михай Витязул, под прямым углом упирающаяся в бульвар Штефан чел Маре практически в самом конце последнего. А так как в последних кварталах Бульвара нет ничего интересного, мы с Александром v-st свернули сюда. Улица Витязул - одна из нескольких "скоростных дорог", которые в Кишинёве играют роль линий метро.

2.


Слева - пара сталинок, а справа - кондитерская фабрика "Букурия" ("РадостЬ"), основанная в 1946 году (корпуса, впрочем, сугубо позднесоветские). Шоколод она делает довольно своеобразный, но неплохой - попробовать, оказавшись в Кишинёве, стоит. К слову, Бухарест - это на самом деле Букурешть, по легенде его ещё как село основал пастух Букур (Весельчак), и на русский название румынской столицы можно было бы перевести как Весёлкино.

3.


На карте эти цеха отмечены также как принадлежащие "Букурии", хотя и расположены через улицу от неё:

4.


Но особенно меня здесь заинтересовало вот это здание - явно промышленное, и явно румынских времён! Вообще, как ни странно, на землях бывшего СССР очень мало несоветского и нероссийского (а польского, австрийского, финского, чешского и т.д.) промарха, и потому румынская архитектура в этом жанре ценна сама по себе:

5.


По соседству ещё и бывшее трамвайное депо, в конторе которого ныне обитает Музей городского транспорта Кишинёва. Как уже говорилось, сейчас единственный транспорт тут - троллейбусы и маршрутки, а трамвай существовал в 1913-1961 годах. Во дворе вагон первого в Кишинёве общественного транспорта - конки (1889-1913):

6.


За "Букурией" уже начинаются многоэтажки. Очень кишинёвская, вернее даже очень молдавская деталь - крест на газоне, отмечающий, что кто-то умер близ этого места (скорее всего, был сбит машиной):

7.


На заднем плане - новодельная церквушка, если я не ошибаюсь, Святого Андрея. Хотя и новодел, но интересный - во-первых, деревянная, а во-вторых в стиле "марамурешской готики" - если о Валахии в Молдове напоминает многое, то о Трансильвании - ничего, кроме этой церкви, и не вспомню:

8.


-----

Следующее место, которое я покажу - это смотровая площадка на улице Вадул-луй-Водэ, которая круто поднимается на склон северо-восточнее центра, соединяя последний с Чеканами. Мне её показал Александр deorditsa - правда, уже в потёмках, когда ничего адекватного оттуда снять невозможно. Вот чудом удался один кадр:

9.


Позже я вернулся туда один:

10.


И вид с неё по-своему впечатляет:

11.


Отсюда же был снят и заглавный кадр, и я как любитель работать ультразумом основательно прошёлся отсюда по всей панораме слева направа. Крайняя левая точка - это Городские Ворота, пара многоэтажек, стоящих на юго-восточном мыезде из города - к аэропорту и далее в Бендеры, Тирасполь и Одессу. На них мы ещё посмотрим поближе:

12.


Правее хорошо видна одинокая "Ромашка" (или "Кукуруза") - 22-этажное общежитие, сданное в эксплуатацию в 1986 году. Одно из самых интересных поздних зданий Кишинёва, своё первое прозвище получившее за план. Штуковина наверху - вроде как смотровая площадка и место для прогулок. Об этом здании я читал очень давно, но подъехать к нему близко не сподобился.

13.


Ещё правее - "Атриум" (пожалуй, самая запоминающаяся кишинёвская новостройка) и гостиница "Космос". Левее них - вокзал, но отсюда его закрывают дома и деревья. О привокзальном районе у меня есть отдельный пост:

14.


Ещё чуть-чуть правее - начало бульвара Штефана чел Маре. Виден сталинский фасад Молдавской академии наук, из-за которого торчит купол Чуфлинской церкви. Но намного лучше отсюда виден отель "Националь" - это из нескольких больших кишинёвских заброшек, возниквших не самым красивым образом.

15.


Почти у подножья, чуть наискось - Мазаракиевская церковь (1757), старейшее здание Кишинёва, ныне принадлежащая староверам.

16.


Если спутиться ниже по склону, можно увидеть и Рышкановскую церковь, и заброшенный цирк - в общем, район бывших сёл Кишинэу и Рышканы, откуда начинался Кишинёв. Вдали - Кодры, живописные холмы, подходящие к столицые с запада:

17.


Впрочем, спускаться пока ещё рано, так что смотрим дальше направо. Здесь хорошо видна оживлённая Измаильская улица и высотка "Молдтелекома" на её перекрёстке с Бульваром. Видны и сталинские корпуса Центрального рынка - сердца Нижнего центра и краешек крыши автовокзала. А вот своей телебашней индивидуального проекта Кишинёв так и не обзавёлся - таким же образом обделены оказались ещё только Бишкек, Душанбе и Ашхабад (последний, правда, наверстал недавно) и как ни странно - Минск.

18.


Этот кадр с к прошлому примыкает вплотную. Хорошо видна церковь Святого Георгия (1814), изначально болгарская, а ныне русская:

19.


На переднем плане - ещё одна экс-болгарская Вознесенская церковь (1807), а выше хоорошо виден купол кафедрального собора (1830-36) и его колокольня в сквере у бульвара Стефана Великого - то есть в самом сердце города:

20.


Опять же на бульваре - хорошо видны Парламент и Президентура, до сих пор не восстановленные после беспорядков 2009 года (хотя снаружи и не видно):

21.


А старый Кишинёв отсюда как-то уж совсем не виден - слишком малоэтажен, его домики скрыты даже не советскими домами, а растущими рядом деревьями. Видны лишь церкви, да  и то у подножья - а например от Верхнего центра не видно вообще ничего.

22.


Внезапно, городской пейзаж разбавила вот такая вот сельская зарисовка - кажется, это в Кишинёве одна такая старушка, которая пасёт коз в городских парках, но видел её здесь не я один и её можно тоже считать достопримечательностью маленькой столицы. Мне рассказывали и о том, как в своё время эти козы, выскочившие на перекрёсток, возмутили высокомерного чешского консула.

23.


В общем, пора спускаться:

24.


У подножья - ТЭЦ-1 с красивым сталинским корпусом. К смотровой площадке - направо, а налево - к Северному автовокзалу:

25.


Здесь, вдоль Бычка и железной дороги протянулась главная кишинёвская промзона. Хотя прямо скажем, Кишинёв совсем не индустриален, и в основном это пищевая промышленность и лёгкое машиностроение. Так, напротив ТЭЦ начинается территория Табачного комбината - крупнейшего в Советском Союзе и до сих пор живого (но очень невзрачного - я даже и не сфотографировал). Более эффектны опять же сталинские корпуса кожевенного завода:

26.


27.


В советское время в Кишинёве был крупный телевизионный завод, историю разрушения которого в 1990-е мне подробно и в красках рассказывал Саша Деордица. Более того, тут даже построили в 1989-91 годах, но так и не успели запустить первый и единственный в Советском Союзе компьютерный завод! Выдержки из очередного постановления от 1989 года "наладить серийный выпуск персональных компьютеров" я видел - но даже не знал, что дело дошло до постройки завода. Потом его хотели выкупить корейцы, но (по словам Саши) власти побоялись продешевить, затянули, сделка не состоялась и завод был просто разворован. Что же касается индастриала, то одна из кишинёвских доминант - ТЭЦ-2 на Чоканах с очень странного вида трубой:

28.


----

Последний кишинёвский район, о котором я сейчас расскажу - Ботаника, примыкающая к центру с юго-востока. Собственно, на Ботанике я и жил, а в центр почти каждый день проезжал мимо вот этой новодельной церкви, явно имеющей прототип в румынской Молдавии. Привлекла меня и типично румынская троица (если кто забыл, так тут называют любые поклонные кресты) в её дворе:

29.


И макет некоего явно византийского (или сербского?) храма, уж не знаю, при чём он тут:

30.


Красивая церковь. Молдова - одна из немногих постсоветских стран, где новая церковная архитектура ориентируется не на российскую традицию, хотя это ведь тоже Московский патриархат.

31.


Подпортила впечатления только вон та тётка в чёрной юбке, которая, увидев мой фотоаппарат, подбежала и начала орать на ломанном русском, что снимать тут без благословения запрещено и требовать немедленно убраться отсюда. Честно говоря, меня так в церквях встречали... да может быть и впервые. Почему тут такие порядки - судить не берусь. В любом случае, тётка - не громила в униформе, и я отнсля всё, что хотел. Высотка на заднем плане - контора завода "Счётмаш":

32.


Улица, на которой стоит церковь, называется бульвар Децебала (последний вождь гето-даков, убитый Траяном) и ближе к окраине вливается в проспект Дачия (Дакийский, бывший Мира), который ведёт к уже упомянутым Городским воротам, построенным в 1980-е годы, накануне распада СССР:

33.


За ними проспект превращается в дорогу к аэропорту (который, между прочим, примечателен самолётом-памятником Ту-134, установленным в 2005 году), и далее - в Бендеры и Тирасполь. Вид на Ворота очень эффектен:

34.


Левее предыдущего кадра ещё один парк, известный как Восьмёрка - так называют этот пруд за характерную форму:

35.


Популярное у кишинёвцев место отдыха - и порыбачить, и шашлыки пожарить (или что тут жарят вместо шашлыков?):

36.


37.


Совсем не случайно на берегу пруда усановлен колодец-журавль:

38.


Здесь создаётся потихоньку Музей села - так получилось, что Молдова единственная в поясе от Грузии до Эстонии в советское время не обзавелась музеем народного зодчества. Или, напротив, обзавелась одной из первых - Румыния создала несколько скансенов уже в 1930-е годы (например, в Черновцах на Горече), и в Кишинёве с 1933 года таким проектом занимался этнограф Петру Штефэнукэ. В 1940 году его успели арестовать, однако вернувшись, румыны всё-таки открыли музей в 1942 году как Выставку Освобождения - она включала церковь из села Корнова, мельницу и три домика. Причём выставка была мобильной и в 1943 году эти здания демонстрировались в Лейпциге. В отличие от черновицкого музея, полностью сгоревшего в войну, эта выставка пропала при невыясненных обстоятельствах - скорее всего, в разобранном виде экспонаты где-нибудь попали под бомбёжку или растерялись по брёвнушку и пошли на дрова. Возродить кишинёвский скансен (как возродили в 1960-е черновицкий) пытались после неоднократно, и в итоге его проект разработал в 1982 году студент Еуджен Бызгу, и оказался этот проект столь удачным, что его начали воплощать уже в 1980-е годы. В запасниках Музея этнографии уже хранится несколько разобранных построек - например, крупнейшая на юго-востоке Европы мельница из села Танатары Каушанского района высотой 24 метра или небольшая мельница, которая уже стоит в его дворе (см. Верхний центр, кадр №35). Одну из мельниц установили и здесь, но она недавно сгорела. Так что единственный пока крупный экспонат в кишинёвском Музее села - это Успенская церковь (1642), самая красивая и сложная в Республике Молдова:

39.


В Молдавии сохранилось где-то полсотни деревянных церквей, две из которых - в Ворничанах и Городиште - я даже посетил и заснял. Старейшая - в селе Ротунда единецкого района, начала 17 века. Но в основном они очень невзрачны - такие же, как в Буковине, "церкви хатного типа". Эта церковь интересна уже своей архитектурой - что-то среднее между буковинской и марамуршеской школами, церковь-хата - но с готической башней. Она стояла в селе Хиришень, изначально как храм монастыря. Затем, в 1821 году, монастырь переехал в Гыржавку, а церковь до 1928 года была приходской. Затем селяне обзавелись каменной церковью, а эта так и осталась бесхозной, и музейщики её подобрали в полуразрушенном состоянии. Здесь церковь с 2011 года, отреставрирована и даже действует. Внутри красивое убранство, увидеть которое мне не удалось (поздно пришёл, дверь была заперта) - но его фотографии, и также история музея, есть здесь.

40.


Во дворе - различные "малые формы". В перспективе в музее будет 4 сектора по 15-20 построек - Северная Молдова, Южная Молдова, Кодры и Оргеевщина. Но на сколько всё это затянется?

41.


42.


Напоследок - ещё пара кадров с улицы Гренобля, где я жил:

43.


Направо отсюда вот такой вид:

44.


А вот как с молдавских лугов выглядит столица:

45.


Прожив в Кишинёве неделю, в основном я ездил по другим городам и весям. В воскресение - в Кодры, по монастырям и сёлам на машине с двумя Александрами; в понедельник  - в Бельцы, "северную столицу" Молдовы; во вторник - в Старый Орхей; в среду на машине с братьями Мунтяну на юг - в Чимишлию и Гагаузию; в четверг - на полдня в Новый Орхей; и наконец в пятницу - на три дня в Приднестровье. Ещё ни в одном городе я не задерживался так надолго, и честно скажу - города такого размера не для меня. Кишинёв уютен и доброжелателен, но слишком уж мал и провинциален, и потому на меня где-то через неделю всё-таки начал давить. Однако кому-то здесь будет комфортнее, чем в мегаполисе.

Хронологически следующими постами должна быть серия из Кодр, но сначала я покажу Бельцы, чтобы закрыть уже тему Северной Молдовы.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Выше центра. Парки и кладбища.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Святой Георгий и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны и Городиште.
Бельцы. От автостанции к центру.
Бельцы. Улицы и церкви.
Бельцы. Вокзалы и предместья.
Старый Орхей. Поверху.
Старый Орхей. Понизу.
Старый Орхей. Бранешты.
Новый Орхей.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Варницкий анклав.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Рыбница.
Рашково.
Строенцы.
Кицканский монастырь.
.
Tags: Молдавия, дорожное, скансен, транспорт, этнография
Subscribe
promo varandej 08:01, Четверг 18
Buy for 500 tokens
На фотографии - две электрички расходятся с одного пути в разные стороны на станции Татарская, а вдалеке - свет поезда Чита-Москва, которым пару суток спустя, то есть пару часов назад, я наконец-то добрался до дома. По ощущениям моё отсутствие в Москве длилось не с августа, а с июня - десять дней…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →