varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Румшишкес традиционный



Есть в Литве и свой музей деревянного зодчества, как и большинство советских "скансенов" основанный в 1960-е годы (открыт в 1974). Расположен он в деревне Румшишкес в 20 километрах от Каунаса на Вильнюс, и отличается огромным размером. Честно скажу, мы и обошли-то его не весь, но даже того, на что нас хватило набирается на полтора поста. Дело в том, что помимо "традиционного" деревянного зодчества, разбитого по секторам Дзукии (Дайнавы), Аукштайтии, Сувалкии, Жемайтии и Малой Литвы, тут есть ещё и два "нетрадиционных" сектора - местечко и "оккупация" (быт партизан и депортантов). Их я оставлю на следующую часть, и там речь пойдёт не только про Румшишкес. Ну а этот пост 9/10 из вас могут смело пропустить - тут будет много-много-много почти одинаковых хат с соломенными крышами.

Среди многих других музеев под открытым небом, обильно разбросанных по лесной и лесостепной полосе бывшего СССР, Румшишкес отличает несколько особенностей:
1. Он реально огромен, по числу построек (около 180) примерно на треть крупнее таких скансенов, как львовский Шевченковский Гай или архангельские Малые Корелы, и 2-3 раза превосходит их площадью.
2. Здесь почти нет "доминантных" памятников - всего одна простенькая деревянная часовня, пара мельниц, уже упомянутое местечко (оставленное на вторую часть), а в основном - хаты, хаты и хаты.
3. В музее сильно редуцирована система навигации: карта у входа, через раз указатели на сектора, и пояснительные таблички на одном памятнике из десятка. Даже если бы я владел литовским, большую часть информации всё равно можно узнать только у сотрудников.
Ну а в совокупности получается, что музей хотя и познавательный, но довольно занудный: обойти его весь интересно разве что ценителям этнографии и деревянного зодчества... таким как я.

2.


А расположен музей хорошо - как бы имитируя карту Литвы (только Сувалкия почему-то на "севере" оказалась), хотя и развёрнутую на 90 градусов (поэтому и стороны света все в кавычках). На схеме не подписаны Малая Литва ("западнее" Жемайтии) и "оккупационный" сектор - это чёрное пятнышком к "востоку" от Дзукии. Не вполне очевидно, что вход на данной схеме - с "юга", и вот так он выглядит на местности. Тут всё традиционно, не считая того, что на разворотной стороне билета изображена маленькая схемка:

3.


Размеры скансена конечно впечатляют - от сектора до сектора может быть 5-10 минут ходьбы, особенно долго придётся идти от начала музея к Дзукии:

4.


Каменный мостик, Дзукия и вдалеке крестик на церкви местечка:

5.


Дзукия - это южная Литва, и более того - традиционно она включала и прилегающую часть Беларуси. Самый лесистый и самый холмистый регион Литвы, она имеет и куда более красивое, но не столь популярное название Дайнава, нынешнее же название придумали лингвисты в 19 веке, так как местный говор отличает (отличало?) "дзеканье". Предками дзукийцев были ятвяги - западно-балтский народ, близкий исчезнувшим пруссам. Тем не менее, это было сердце всего ВКЛ - совсем рядом на северо-востоке все 4 исторические столицы Литвы (Кернава, Тракай, Вильнюс, Каунас), а на юг рукой подать до Гродно и Новогрудка - центров Городенского княжества (Чёрной Руси), союз литовцев с которым и породил ВКЛ. По этой причине в Дайнаве много и "обще-ВКЛовских" элементов, не характерных для остальной Литвы - скажем, сёла татар-липков Райз и Сорок Татар с деревянными мечетями. Скажем прямо, Дайнаву я осмотрел хуже всего, поэтому отсылаю к Дарриуссу в её основные города: курортный Друскининкай (Друскеники) и фабричный Алитус (Олита).

На нашем же пути - дзукийский хутор:

6.


Дайнава традиционно считалась самой бедной частью Литвы (хотя сейчас, благодаря большим городам, скорее наоборот), и здесь это хорошо видно. Крыши хат усилены шипами - как нам объяснила смотрительца, от аистов, потому что те могут и продавить солому, но мне в это объяснение не очень-то верится. Традиционная дузкийская хата называется "стуба" и по своему устройству ближе к избе с русской печью, вот только спали тут не на лавках и печи, а на кровати:

7.


Колодец и банька. Крестьянский быт на 99% обусловлен природой, и дай бог если на 1% - религией, идеологией и цивилизационной идентичностью, поэтому многое в литовских хатах совсем как в России.

8.

Выше по склону землянка - мы было подумали, партизанский схрон (тем более он в этом лесочке правда есть!), а заглянули внутрь - грибы сушатся.

9.


Забавная крошечная меленка, исправно крутившаяся от ветра. Направо - Аукштайтия, налево - ещё Дайнава и всё остальное:

10.


Дзукийское село. Тут стубы покрупнее и побогаче, но всё равно былая нищета так и вопиет:

11.


12.


Вязанки соломы для крыш (или это тростник?):

13.


Интерьер зажиточной дузкийской хаты. Опять же, от русской избы отличает разве что католический крест:

14.


Снаружи, правда, отличий куда больше - литовская хата длинная, узкая, приземистая и с непременным крыльцом на боку посредине. Вид у музея местами очень живой:

15.


Амбары-клети:

16.


Которые в летнее время, когда хранить там ещё нечего, служили и жилыми помещениями. Богатые крестьяне обычно селили в амбарах батраков и прислугу - способствовать их заполнению к осени:

17.


В лесочке по соседству - колодная пасека. У литовцев и бортничество раньше было:

18а.


А тут целый дом-пасека. Подойти к нему ближе мы как-то не сподобились (как всегда - оставили "на потом" и забыли), но впрочем отдельный музей пчеловодства мы посетили в Аукштайтии.

18.


В смысле, в настоящей Аукштайтии, а музейная - вот, совсем рядом:

19.


Впрочем, Аукштайтию мы осмотрели хуже всего - ведь и пришли мы сюда в самом конце, уже после всего, что я покажу в ближайших полутора частях, утомлённые жарой и в общем-то весьма однообразной фактурой. При том, что Аукштайтский сектор тут самый большой - по сути две деревни и хутор, и самый живописный - с крупной мельницей и многочисленными резными крестами:

20.


Аукштайтия, или Верхняя земля - это литовский северо-восток, самая большая историческая область страны, край сочных лугов и сосновых боров. Её ландшафты местами почти лесостепные, а символ Аукштайтии - конь. И в принципе, как мне кажется, литовская провинция "по умолчанию" - это именно Аукштайтия. Главным её городом традиционно был Велькамир, ныне Укмерге, но там вроде бы не сохранилось ничего интересного. На стыке Аукштайтии и Жемайтии по реке Невежис - индустриально-депрессивный Паневежис и старинный Кедайняй - едва ли не красивейший малый город Литвы.
Ещё одна особенности Аукштайтии - обилие водяных мельниц:

21.


До деревень я не дошёл, ограничившись лесным хутором. Аукштайтская хата назыывается пиркя и от русской избы отличается только планировкой, даже сруб совершенно такой - "в обло", с конца брёвен навыпуск:

22.


Вроде как в пиркях обычно стоят русские печи, но конкретно здесь почему-то каминас - очаг. Прототипом пирки считается русская курная изба:

23.


В батрацком домике - расписные сундки:

24.


Но только в аукштайтском секторе есть церковь - восьмигранная ротонда, вроде бы для литовской глубинки и характерная, но я таких не видел. Почему в других секторах нет культовых построек, я так и не понял - но видимо, вывоз церкви с родного места куда-то плохо совместим с литовским мировоззрением. В последнее время здесь решили не переносить памятники, а воссоздавать и копировать - что вселяет надежду на появление и церквей, и синагог, и липковских мечетей.

25.


В церкви и вокруг неё зато обилие резных крестов, один из которых стоит в алтаре. И вроде как иногда тут всё-таки проводятся службы:

26.


Следующий сектор - Сувалкия. Это самый маленький литовский исторический регион, расположенный за Неманом южнее Каунаса, там почти нет крупных городов, неофициальный центр - Мариамполе. Сувалки - губернский город Царства Польского, принадлежит Польше и поныне, то есть эта часть Литвы входила в Сувалкийскую губернию. По здешнему дому, называемому гринча, это хорошо видно - я даже подумал, что тут не литовская, а польская усадьба:

27.


Впрочем, смотрительницы мне объяснили, что влияние тут и вовсе немецкое - Пруссия-то под боком! В сектор Малой Литвы (т.е. входившей в состав Пруссии) мы умудрились не попасть, так что Сувалкия может хоть частично восполнить этот пробел.

28.


Впрочем, всё же представление о Сувалкии в Румшишкесе может сложиться привратное - она здесь представлена единственной и явно богатой усадьбой. Думается, бедняки жили проще:

29.


Для меня открытием стало то, что в Литве так много расписных сундуков:

30.


Здесь же, в Сувалкии - экспозиция техники. Теряюсь в догадках, что это за агрегаты:

31.


Ну а ещё через лесок пройти - и впереди вырисовывется суровая, приземистая, проникнутая язычеством Жемайтия:

32.


В русских источниках она известна как Жмудь, в европейских - как Самогития, дословный же перевод - Нижняя земля: она расположена на западе Литвы, выходя к Балтийскому морю в районе Паланги, её "столица" Тельшяй, а крупнейший город - Шяуляй. И достаточно сказать, что само ВКЛ официально называлось Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское и всех прочих, то есть жмудь значилась чуть ли не одним из государствообразующих народов. Жемайты сильно обособлены от литовцев по языку, считают себя отдельным народом, а в Литве о них говорят как о людях суровых и непонятных. Четыре раза Литва отдавала Жемайтию крестоносцам, и четыре раза Жемайтия восставала, окончательно войдя в состав Литвы лишь после Грюнвальда. Ягайло и Витовт крестили жмудь в 1417 году, и это было последнее крещение народа в Европе. В составе ВКЛ она была не воеводством, а "староством с правами воеводства" (аналогично - "уезд с правами губернии", или если по-современному Жемайтский автономный округ). В общем, там странно, а иные каплички легко принять за идолище поганое:

33.


Доминаната жемайтского сектора - очень красивая ветряная мельница:

34.


К которой прилагаются сурового вида мельник:

35.


И механизм на четырёх этажах. Наверное, иногда её даже запускают:

36.


Сама же жемайтская деревня с распластавшимися по земле тробами (местное название хаты) отделена от дорожки каменной оградой - видимо, символизирующей обособленность Жмудской земли. "Предком" тробы является нумас - древнее жилище, аналог наших курных изб или молдавских землянок: дом-хлев, отапливавшийся по-чёрному. В принципе нумасы и сейчас кое-где стоят, но уже в качестве только хлева или кухни. В среднестатистической тробе - не печь, а очаг-"каминас", топившийся по чёрному. Обратите внимание - почти все тробы без труб:

37.


И здесь же, в Жемайтии - самая богатая усадьба во всём музее, принадлежавшая крестьянину-миллионеру:

38.


Расписные сундуки, городская мебель и вот такая вот саманная "сердцевина" тробы, внутри которой натуральная ванная комната:

39


К этой комнате вплотную прилегает печь, выходящая в жилую комнату, то есть когда её топили - жар шёл и в баню. По-моему гениально придумано!

40.


А это, кажется, и есть нумас - самое древнее литовское жилище:

41.


Опять амбары:

42.


В такой богатой усадьбе и батраки жили неплохо:

43.


А вот про эту штуковину, стоящую уже вне усадьбы, мне сказали, что это голубятня:

44.


От Жемайтии хорошо видно Местечко, которое я и приберёг на следующую часть:

45.


В общем, показал я тут далеко не всё, да и обошёл - тоже. Без большого интереса и серьёзной предварительной подготовки (которую, наверное, можно заменить сопровождение экскурсовода) осмотреть весь Румшишкес не стоит даже и пытаться - хаты быстро примелькаются и сольются в серое пятно. А вот поехать сюда на весь день, неспеша погулять, отдохнуть на природе, искупаться в водохранилище, попить чаю с пряниками в Местечке и поесть цепеллинов в корчме (которая в секторе Малой Литвы) - вполне можно.

46.


В следующей части - небанальный Румшишкес и маленький городок Аукштадварис с Чёртовой ямой в лесу.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и городской колорит.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Рамибес, вокзал, Шанцы.
Алексотас и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд).
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне и Русне.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Паланга.
Кретинга.
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.
Tags: "Балтийские ветры", ВКЛ, деревянное, дорожное, скансен, этнография
promo varandej май 26, 16:04 494
Buy for 500 tokens
Между сугубо художественным вчерашним постом-эпиграфом и предстоящей попыткой вдумчиво описать увиденное, покажу и просто краткий обзор двойного путешествия в Многострадальные земли. Без особых подробностей - просто чтоб было ясно, какие точки на карте скоро появятся в этом журнале. Да, а…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments