varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Даугавпилс. Часть 3: Динабургская крепость



В первой части о Даугавпилсе я показал его центр, во второй - старые предместья с моленными староверов. Но дело в том, что центр Даугавпилса - не Старый город: Динабург был расселён и снесён в 1810-26 годах под строительство крепости - подобная история повторялась, только несколько позже, в Бобруйске и Бресте. Крепость строилась и расширялась до 1878 года, но за это время по назначению использовалась лишь в двух польских восстаниях, а в 1897 году как моральное устаревшая была упразднена - позже там были казармы, склады, тюрьма, при нацистах - концлагерь, а в 1948-93 годах Даугавпилсское высшее военно-авиационное инженерное училище, впоследствии переехавшее в Ставрополь и вошедшее в состав аналогичного училища там. Однако ни разу не осаждённая серьёзным противником, крепость прекрасно сохранилась, а представляет собой по сути целый район. Среди фортификации первой половины 19 века Динабургская крепость в бывшей Российской империи не имеет никаких аналогов.

В прошлой части я уже показывал спутниковый вид Даугавпилса, на котором крепость с её "звездой" бастионов отчётливо видна ниже центра по Двине. С тех пор её план почти не изменился - вот переснятая в крепостном музее схема. Старая часть крепости отмечена чёрным, более молодые укрепления - синим. Основной рассказ пойдёт про хорошо заметную Цитадель, а вот Мостовое укрепление напротив с 1897 года занимает вторая в городе Гривская тюрьма.

2.


Вот как они выглядят ныне - внутри хорошо заметен район с прямой сеткой улиц. Размер Цитадели - примерно 1200х800 метров, поэтому во всей красе её можно оценить лишь с самолёта:

3.


От центра Даугавпилса крепость отделена эспланадой - так называли незастроенную и безлесную местность вокруг, которая хорошо простреливалась из укреплений. Ныне на её месте многоэтажечный район. На подступах к крепости - валы Южного форта:

4.


И похожий на ворота виадук Петербургско-Варшавской железной дороги (1860):

5.


Крепость окружает уму непостижимое количество бастионов, редутов, люнетов, куртин и прочих сооружений, которые я вполне могу перепутать. Старый ров превратился в болото:

6.


Главные Николаевские ворота (на вводном кадре) давным-давно закрыты - некогда к ним подходил мост, разрушенный видимо в Первую Мировую войну, который и стерегло заречное укрепление. Ныне главный вход в крепость - расположенные неподалёку, на юго-восточном углу, Михайловские ворота:

7.


Думаю, не стоит пояснять, что у ворот внешние укрепления особенно забористы:

8.


На воротах ещё есть двуглавый орёл, которого я умудрился не заметить, а вот darriuss оказался наблюдательнее. Внутрь крепости свободно можно въехать на машине.

9.


А вот выехать так просто уже не получится - а никак ты шпиён хранцузский? На самом деле выезд, конечно, через другие ворота:

10.


Ныне крепость активно реставрируется, и проект очень красивый - часть зданий предполагается музеефицировать, в других устроить рестораны, культурные центры, театры, офисы, а в третьи - переселить государственные органы из центра. Нижние Николаевская и Михайловская улицы уже в идеальном виде, но сначала покажу вот это запущенно здание:

11.


Это ни что иное, как иезуитский коллегиум 18 века, ярчайшее напоминание о том, что Динабург сделал городом Стефан Баторий. До войны тут стоял высокий (60 метров) костёл Непорочного Зачатия Девы Марии (1748-69), самый северный образец "виленского барокко", прекрасно маркировавшего земли Великого княжества Литовского (хотя тут формально было совладение Литвы и Польши). В 1811 году российская власть даже не выгнала иезуитов, а выкупила у них землю и здания, и костёл стал Крепостным собором. При I республике в нём проводились службы всех трёх ветвей христианства - католические, лютеранские и православные. Но в 1944 году, при наступлении Красной Армии, немцы взорвали башни (ведь это был ориентир), ну а оставшуюся часть доломали уже в 1960-е годы.

12.


Теперь пойдём в цивильную часть крепости - на Николаевскую улицу к Артиллерийскому арсеналу (1830-33), где теперь располагается Арт-центр имени Марка Ротко. Вид у всего этого действительно чудесный. Справа - один из пороховых складов:

13.


С того угла, откуда был снят кадр выше, к Арсеналу примыкают Николаевские ворота (в которых планируется снова сделать главный вход в крепость) и Водоподъёмное здание (1865-66, на "башню" действительно непохожее.

14.


Внутри которого ныне туринфоцентр и музей Динабургской крепости. У входа сложены разные находки - такие вещи можно увидеть даже в окнах заброшенных зданий, не говоря уж про казематы.

15.


Но самое интересное - если посмотреть вверх:

16.


16а.


Можно подняться непосредственно к водонапорному баку и даже заглянуть в него - туристы уже накидали монеток:

17.


В основном зале под баком - мундиры, макеты и карты. Встретили нас там чрезвычайно приветливо - молоденькая девушка из туринфоцентра, говорившая с небольшим акцентом, и пожилой русскоязычный экскурсовод, который провёл нам экскурсию бесплатно и очень подробно, но при этом не занудно. Музей тут недавно, и люди в нём явно увлечены своим делом - одна из самых красивых тенденций постсоветского пространства!

18.


Главная улица крепости - всё же проходящая по другую сторону Арсенала Михайловскаяя. Она уже реконструирована сама по себе, но прилегающие дома пока ещё в запустении:

19.


Здесь же и плац, на который глядит отреставрированный фасад Комендантского дома (1820-30) - это была не столько резиденция коменданта, сколько штаб и административный корпус. Здесь будет размещаться Латгальское региональное управление полиции:

20.


За Комендантским домом - Комендантский сад, в центре которого неработающий фонтан "Слава русского оружия", в 1912 году спаянный из остлуживших своё пушек. Рядом ещё какой-то постамент (в кадр не попал) - был может Ленин, а может и Алёша...

21.


На обратной  стороне сада крепостной госпиталь, открытый в 1827 году. Говорят, советские вояки оставили его Латвии в идеальном состоянии - но всё было разворовано и распродано в 1990-е, и ныне здание просто заброшено. Администрация хочет устроить в нём бизнес-центр, но пока не удаётся найти даже инвестора.

22.


А в основном крепость выглядит так - казармы, склады, отремонтированная проезжая часть, зелёный вал в перспективе. Здесь в кадре Александровские ворота на северной стороне крепости, через которые мы выезжали:

23.


На улицах крепости явно многовато машин, да и люди, я заметил сразу, на туристов и музейных работников, непохожи. Динабургская крепость со времён упразднения училища - жилой район, и жизнь тут явно идёт как-то по-другому.

24.


Внутри немало и откровенных пятиэтажек, где видимо жили офицеры с семьями. Какого времени пушка близ  коллегиума - судить не берусь, похоже на конец 19 века:

25.


Всё вместе - какой-то замкнутый мирок, где вряд ли есть двое людей, незнакомых друг с другом, а нарезавшего вокруг нас мальчика на велосипеде я видел и на фотографиях Дарриусса. Типичные пейзажи улиц, дворов, подворотен:

26.


27.


28.


Здесь же заброшенные постройки авиационно-инженерного училища:

29.


30.


В том числе натуральный ангар:

31.


32.


Последие ворота - Константиновские, сохранились хуже всего и ведут в никуда:

33.


Но мы немного прошлись по валу:

34.


В казематах крепости обитает ещё и крупнейшая в Прибалтике популяция летучих мышей.

35.


Один из самых странных жилых районов, что я видел:

36.


Вид того же вала снаружи:

37.


Мостовое укрепление с длинным С-образным корпусом сохранилось ещё лучше, хотя моста давно уже нет, а его самого с 1897 года занимает тюрьма. Две тюрьмы (не СИЗО) на 100-тысячный город - явный перебор:

38.


Узниками крепости были декабрист Вельгельм Кюхельбекер (1827-31) и татарский поэт и герой войны Муса Джалиль (сентябрь-октябрь 1942), однако - в самой крепости, а не за Двиной. О пути Джалиля, с фотографиями крепости до реставрации, было у renatar.

39.


Гривская тюрьма - первое, что видишь, въезжая в Даугавпилс со стороны Зарасая. И стало быть - первое историческое здание Латвии, которое увидел я. Но полукруглый корпус с валунной кладкой живописен:

40.


За крепостью, несколькими километрами дальше, находится Погуляка - район с таким названием есть и в Вильнюсе, но здешняя Погулянка больше похожа на Панеряйский лес. О судьбе даугавпилсских евреев нам сказали коротко: "Вывели их в пески да расстреляли". Теперь в глубине соснового бора стоит простенький памятник, цифра убитых выглядит несколько завышенной, но даже если она завышена в 10 раз (а скорее всего меньше), это всё равно невыносимо страшно.

41.


Однако мы в этот лес поехали искать старое офицерское кладбище с деревянной церковью Александра Невского - и надо сказать, найти его оказалось реально непросто: от мемориала мы добрых полчаса тыкались в разные дорожки между садоводствами "Дзинтари" ("Янтарь") и "Медик". На кладбище соседствует могила советских солдат, погибших при освобождении города:

42.


С могилами ни то латышей, ни то поляков, погибших в Гражданскую войну - у Советов тогда отбила Латгалию именно Польша:

43.


Церковь Александра Невского на крепостном кладбище (1897) заинтересовала нас своим макетом в музее - в первую очередь этой роскошной деревянной короной, главками необычной формы и крестом в круге над центральным куполом. Как нам объяснил экскурсовод, корона даже не уничтожена и лежит ныне внутри церкви, но в общем это не "муравьёвка", а действительно самобытный образец русского деревянного зодчества, столь редкий в западных губерниях:

44.


Ныне церковь выглядит гораздо проще, но всё ещё красиво стоит среди православных могил:

45.


46.


И в общем Даугавпилс заслуживает посещения. Как часто бывает, я проникся городом лишь при написании рассказа о нём, и всё же символично, что рассказ этот я завершаю кладбищем.

47.


В следующей части - о самом интересном, что есть в Латгалии: её сельской глубинке.

ЛАТВИЯ-2013
Латвийские ветры. Обзор.
Латвия в общем.
Три истории Латвии. Латгалия, Видземе и Курляндия.
Латыш и его господин. Как Остзейский край стал Латвией.
Люди и реалии.
Транспорт Латвии.
Майская Латгалия. Проездом из Литвы.
Даугавпилс. Центр
Даугавпилс. Грива, Гаёк, Новое Строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка. Деревни и религии.
Аглона. Центр католичества Латвии.
Краслава.
Возвращение в Латгалию и дорога на Ригу (июль-2013).
Резекне.
Варакляны.
Екабпилс. Крустпилс.
Екабпилс. Центр.
Кокнесе.
Лиелварде.
Рига (будет около 15 постов).
Видземе.
Цесис. Уездный город.
Цесис. Замок Венден.
Цесис. Арайши.
Сигулда. Левый берег Гауйи.
Сигулда. Кримулда и Турайда.
Видземская глубинка. Страупе, Унгурмуйжа, Бирини.
Алуксне - Гулбене. Узкоколейка.
Алуксне - Гулбене. Города и усадьбы.
Курляндия (будет около 20 постов).
Tags: "Балтийские ветры", "Другая сторона", "Черта оседлости", ВКЛ, Латвия, дорожное, замки-крепости, невольничье
Subscribe
promo varandej 08:01, Четверг 18
Buy for 500 tokens
На фотографии - две электрички расходятся с одного пути в разные стороны на станции Татарская, а вдалеке - свет поезда Чита-Москва, которым пару суток спустя, то есть пару часов назад, я наконец-то добрался до дома. По ощущениям моё отсутствие в Москве длилось не с августа, а с июня - десять дней…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments