varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Казанбургия. Дружинино и немного Екатеринбурга.



Рассказ о речном путешествии от Омска до Тазовской губы я выложу не раньше осени, но в ближайшие дни успею показать его пролог и эпилог: ведь как известно, чтобы попасть в Сибирь, необходимо пересечь Урал, и я пересекал его в этот раз дважды - в Средней и Полярной частях. Поезд Москва-Нерюнгри (который, я надеюсь, однажды станет поездом Москва-Якутск) проходит Урал по живописной Казанбургской железной дороге и делает две стоянки примерно по часу - на станции Дружинино и в Екатеринбурге. О средне-уральских железнодорожных зарисовках - этот в общем-то довольно бессистемный пост.

Казанбургская железная дорога - название, как нетрудно догадаться, во-первых историческое, а во-вторых расшифровывается как Казанско-Екатеринбургская. Ныне её чаще называют "средим ходом Транссиба": северный ход пересекает Волгу в Нижнем Новгороде или даже в Ярославле, Южный - у Самарской луки, ну а средний, соответственно, около Казани, окончательно же все эти ветви, как притоки великой реки, сливаются в великую магистраль лишь в Омске. Казанбургия интересна как минимум временем своего строительства - 1914-19 годы, причём активнее всего именно в годы Гражданской войны: порой доходило до того, что "красные" и "белые" строили разные участки навстречу друг другу!

2.


Вторая особенность Казанбургии - хотя трёх ветвтей Транссиба она вышла самой короткой, пролегает она по довольно глухим местам Прикамья в Татарстане, Удмуртии, Башкирии, южном Пермском крае. Аутентичная, не очень-то и обрусевшая татарская глубинка, и неотъемлемая часть Казанбургийского пейзажа - невысокие острые минареты посреди цветастых сёл.

3.


Фотографии с поезда, кстати, 2011 года - этой же дорогой я ехал тогда на Рудный Алтай, и тоже написал тогда о ней пост, где станции и пейзажи показаны несколько подробнее, но об истории магистрали я не знал тогда ничего. В этот раз дорога была вроде и живописнее из-за красивой погоды, но фотографировать мне было попросту лень, да и ничего принципиально не изменилось в её пейзаже за прошедшие пять лет. От Казани в Омск со мной ехали двое крепких ребят - оказалось, что будущих лётчиков: в Казани есть бесплатный авиаклуб ДОСААФ, позанимавшись некоторое время в котором они решили поступать в лётное училище. В городе Чернушка на юге Пермского края в плацкарт подсела симпатичная ухоженная девушка - она оказалась инженером из Екатеринбурга, специалистом по котельным и трубопроводам, и командировки зашвыривали её даже на Камчатку. А за окном на смену татарским сёлам приходит русский Горнозаводской Урал:

4.


Собственно, третье свойство Казанбургии - её неожиданная живописность, "совсем даже и не горы" Среднего Урала она умудряется пересечь с несколькими тоннелями и виадуками, крупнейшие из которых Пудлинговский и Рябиновский были первыми на российских железных дорогах построены из железобетона. Особенно хорош Рябиновский, или вернее пересечение целых трёх виадуков на разной высоте, причём Старый Рябиновский виадук, как видите, не действует, поезда идут по построенному уже в постсоветское время дублёру. В 2011-м я проезжал это место поверху, а в 2015-м - понизу, то есть пересекаются тут два пути одной линии, хитро вьющиеся между "не гор":

5.


"Столицами" Казанбургской железной дороги можно считать удмуртский Сарапул и свердловский Красноуфимск, но первый я каждый раз проезжал ночью, зато во втором - очень симпатичный вокзальчик и длинный тоннель прямо в черте города. Ещё выделяются Агрыз (ближайшая станция на магистрали к стоящему на отшибе Ижевску) и Янаул ("северный ворота" Башкирии)... но в общем, подробнее читайте или по ссылкам на мой старый пост, или вот здесь (история Казанбургской железной дороги).

6.


Поезд Москва-Нерюнгри же прибывает в Дружинино - столь знакомый по Дальней России маленький ПГТ (3,7 тыс. жителей) с огромной станцией:

7.


Тут надо сказать, что сплатение железных дорог на Урале получилось в лучших традициях старой капиталистической Америки, где частные компании прокладывали линии кто во что горазд: на границе Европы и Азии в начале ХХ века образовалась хитрая трапеция из станций Кузино, Дружинино, Первоуральск и Ревда. Из этих четырёх две нечётные относятся к магистрали Пермь-Кунгур-Екатеринбург (1909), две чётные - к Казанбургской железной дороге, ну а первые две (включая Дружинино, то есть), и вовсе к ныне малодеятельной линии Чусовская-Бердяуш, связующей вдоль Уральского хребта города-заводы Пермского края и Челябинской области. Строилась последняя почти одновременно с Казанбургской, в 1914-16 годах, и Дружинино с самого начала разрасталось вокруг железнодорожного узла. Какой из двух дорог принадлежит какая водонапорка - точно не знаю, а вдали ещё и огромное депо царских времён, заснять которое на ходу у меня не получилось:

8.


Точно не знаю, сколько тут путей, но наш поезд скромно встал на краю. Вокзал же, отделённый от внешнего мира бесчисленными составами (в том числе новенькой "Ласточкой") тих и пустынен:

9.


Не ясно мне осталось и то, каких лет вокзал - вполне может быть, что и ровесник одной из этих двух железных дорог сквозь безвременье. "Пучки" пилястров на углах хороши:

10.


В тесноватых помещениях - безлюдно. Обычно на таких станциях особенно вредная (ибо скучает) вохра, но мне как-то видимо повезло:

11а.


У крайнего пути, где стоит наш поезд, на юг отходит колея к базе запаса:

12.


Вдоль станции тянутся деревянные "путейские" дома, скорее всего замышлявшиеся как времянки до конца войны. Ныне обычный жилой барачник, одна сторона одной улицы:

13.


14.


Однако, даже тут можно пытаться жить по-человечески:

15.


16.


Дальше уже более обычные избы:

17.


И в целом вид Дружинина убог даже по меркам уральско-сибирской глубинки:

18.


19.


Не исключаю, кстати, что один из бараков у станции изначально был деревянным вокзалом, если так - то скорее всего вот этот:

20.


С другой стороны дома точно так же лепятся к станции, но всё же тут их вид чуть основательнее, а частный сектор вдалеке и вовсе смотрится неплохо:

21.


Вокруг - типично среднеуральский пейзаж с одинокой лесистой сопкой (Гробова гора, 415м) вдали. Обратите внимание и на сарай, сделанный из вагона - в Дружинино таких немало:

22.


На выезде из Дружинина - очередной парный виадук над речкой Утка. Увы, гораздо более красивый старый мост остался под нами и в кадр поэтому не попал:

23.


Ещё километров через 20 слева проходят высокие трубы и отвалы металлургических заводов Ревды. Сюда (вместе с виадуками над Уткой) железную дорогу дотянули лишь в 1924 году, заметно спрямив магистраль, но тем не менее пермская и казанская линии так и не сходятся до самого Екатеринбурга:

24.


До которого, впрочем, рукой подать. Открывает город станция Екатеринбург-Сортировочный, одна из крупнейших грузовых станций России и мира... но видимо она слишком велика, чтобы воспринять её масштаб из окна вагона. В Екатеринбурге, этой богатой, жестокой и амбициозиной столице нашего важнейшего федерального округа (ведь именно к Уральскому ФО относится нефтегазовая Тюменская область), 4-м по величине (1,4 миллиона человек) и явно 3-м по влиянию городе России я бывал прежде не раз, и в этом ЖЖ о нём достаточно подробно писал в 2010-м. Ссылки давать, впрочем, на те посты не буду - с тех пор и город сильно изменился (в "окно" между двумя кризисами тут таки довели до ума Екатеринбург-Сити, а "на земле" тем временем Екатеринбург успел прослыть "столицей русского стрит-арта"), и моё восприятие - сейчас я бы рассказал о нём куда основательнее и глубже. Впрочем, недостроенная "Призма" (151м) у вокзала все эти годы остаётся константой:

25.


Проходим Старый вокзал Горнозаводской железная дороги - эта линия из Пермь через Нижний Тагил открылась аж в 1878 году, став первой, почти на 20 лет изолированной, железной дорогой Урала, строительством которой пытались спасти необратимо старевший край горных заводов. Увы, обе индустриализации Урала были административно-командными - что петровская в 18 веке, что сталинская в 20-м. Старый вокзал же с 1914 года обслуживал военные эшелоны, а с 2003 в нём обитает железнодорожный музей.

26.


Нынешний Екатеринбург-Пассажирский выглядит так, и надо сказать, это редкий кадр - с первой платформы огромное здание просто не охватить взглядом, а со второй оно обычно закрыто стоящими на путях поездами:

27.


В основе вокзал ещё дореволюционный, но с тех пор много раз расширялся и достраивался, обзаведясь в том числе роскошными интерьерами и необычными фресками потолка в зале ожидания, которые я не сподобился отснять ни в один из своих приездов. Сюжеты попадаются интересные вплоть до низвергающегося Пауэрса. Вдобавок, для ярых коммунистов этот вокзал - место паломничества, а ярые демократы обходят его стороной, чураясь и крестясь по протестантскому обряду - на одной из фресок замечен Берия.

28.


Да и станция для меня всегда называлась Свердловском - хотя город под таким названием я практически не застал, консерватизм железнодорожников удалось побороть лишь к 2010-му году. Остаются ещё, впрочем, Свердловская область и Свердловская железная дорога, название которых современной молодёжи, наверное, уже и совсем не понятно.

29.


Вообще же тут масштаб везде и во всём. И хотя на самом деле это далеко не так, но чисто субъективно Екатеринбург-Пассажирский кажется крупнейшей станцией во всей России:

30.


А такой у главного вокзала городской фасад. Запомнившийся мне с прошлых приездов жутчайший гадюшник, достойных Трёх Вокзалов Москвы, где ходить стоило быстро, не останавливаясь и не оборачиваясь, а на каждом углу свободно стояли торговцы краденым едва ли не с табличками "Телефоны, золото", судя по всему за 5 лет рассосался. Хотя замечая почти полное исчезновение фактора гопников из моих путешествий, я до сих пор не понимаю, что же изменилось - я или мир?

31.


Вид с вокзального крыльца на просторную площадь. Памятник в центре - героям Уральского добровольческого танкового корпуса (1962), вдали слева старинная мельница Борчанинова-Первушина (1906), "по документам" строившееся как гостиница, так как на постройку фабрики рядом с вокзалом городские власти не дали добро, но и самому хитрецу-владельцу под самый конец упал на голову кирпич. Посередине гостиница "Свердловск" (то есть, простите, "Маринас Парк Отель"), чей холл напоминает зал международного аэропорта, а номера по крайней в 2010-м были довольно простенькие - я тогда удачно поймал акцию и за вменяемые деньги провёл там пару ночей. Сталинская башня справа же отмечает местный ДКЖД 1930-х годов, у подножья которого стоит обязательная в Свердловской области реплика "по оригинальным чертежам" паровоза Черепановых. Ещё правее торчит круглая башня "Исеть", впервые за МКАДом взявшая высоту 200 метров (209, если точнее). Нынешний Екатеринбург по "высотности" уступает в бывшем СССР лишь Москве и Астане, превосходя такие серьёзные города, как Петербург, Киев, Алма-Ата и Баку. Вдобавок, это ещё и самые северные небоскрёбы мира.

32.


Но я пошёл не через площадь, а вдоль вокзала, продолженного бетонным позднесоветским корпусом:

33.


Тема "столицы стрит-арта" подраскрыта прямо здесь:

34.


Административный корпус станции:

35.


И собственно Старый вокзал. Во дворе теперь шлагбаум, семфор, колёсная тележка и вот эта странная чёрная штуковина (фрагмент паровоза? помогите опознать!). Подробный рассказ о вокзале-музее есть у makeev_dv.

36.


Я же ограничился фотографиями многочисленных "железнодорожных" скульптур во дворе. Пассажиры:

37.


Путейцы у экспонта-гидранта:

38.


Непонятно-фривольная проводница и старосветский станционный смотритель:

39.


Но мой фаворит - "Женщина с кувалдой", запечатлённая и на заглавном кадре. Почти такую же, но только настоящую, я когда-то видел на Боржавской узкоколейке в Закарпатье.

40.


Ещё на площади с прошлого приезда вырос храм Державной иконы Богоматери (епархия в Екатеринбурге вообще активна до агрессивности), а высотка управления Свердловской ЖД на заднем плане стояла уже в 2004-м и смотрелась тогда в только-только начинавшей отстраиваться после разрухи 1990-х стране круче всех небоскрёбов по их нынешним меркам. "Призма" же в здесь такая не одна - одним из символов Екатеринбурга давно уже служит Недостроенная телебашня. Впрочем, как меня поправили в комментах, "Призма" (переименованная в "Свердловск") всё-таки строится - просто меееееееедленно-медлееееееенно.

41.


У храма я спустился в метро и поехал смотреть станцию "Чкаловская", открывшуюся позже моего прошлого приезда. А на поезд возвращался под тем самым бетонным корпусом с кадра №33, где обратил внимание на такие вот архаичные электронные табло:

42.


А обновлённый пост о Екатеринбургском метро - в следующей части.

P.S.
Это самый железнодорожный пост в истории моего журнала, так как даже фотографии его были отсортированы и обработаны в вагоне поезда Лабытнанги-Москва на обратном пути.
Tags: "Молох", Урал, деревянное, дорожное, транспорт
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Холодные берега Югории

    Между старинным Русским Севером и таёжной Сибирью вклинивается ещё один северный край по обе стороны Урала, в низовьях Оби и Печоры. Не столько…

  • Целина

    На протяжении нескольких веков, со времён падения Золотой Орды, Россия шаг за шагом уничтожала одну из самых грозных цивилизаций мировой истории -…

  • Уральская быль

    ...В самых интересных музеях Урала типа Невьянской башни или Тагильского завода посетителей принимают только в составе группы. Или в одиночку, но…

  • Уральская быль. Лето.

    Сегодня я снова вернулся с Горнозаводского Урала, то есть из Пермской и Свердловской областей. Тем самым я осуществил задуманную еще в прошлом…

promo varandej сентябрь 24, 14:08 58
Buy for 500 tokens
-Так-то мы уже месяц в дороге. По Алтаю путешествуем: российский Алтай, монгольский Алтай, казахстанский Алтай... -Пешком что ли? -Почему пешком? Едем на всём, что едется. Так-то я не автостопщик, но что ещё делать, когда автобус дважды в день, а интересное через каждый десяток километров? В…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments