varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Екатеринбургский метрополитен (2009-15)



Самый маленький и самый на мой взгляд красивый из "малых метрополитенов" России - Екатеринбургский. В принципе, в моём журнале уже есть пост о нём, а в этот раз, по дороге на Иртыш и Обь, меня сюда занесло практически случайно - поезд, на котором мы в прошлой части пересекали Средний Урал, в Екатеринбурге имел почти часовую стоянку, за время которой я успел съездить на метро к его самой молодой станции "Чкаловская". И так как Екатеринбургское метро мне очень нравится - почему бы не обновить о нём рассказ?

Да, за качество фото извиняюсь - хотя снимки тут (2009, 2011 и 2015) с трёх разных камер, все они в равной степени не подходят для условий подземки, тем более - подземки с хронической экономией на освещении.

Свердловский метрополитен (как он назывался на момент открытия, но - буквально несколько месяцев) стал последним открывшимся в СССР - 26 апреля 1991 года, и первоначально состоял из всего трёх станций, обслуживавших важнейший промышленный район Уралмаш с его "заводом заводов" Союза. Длиной 2,7 километра, это был самый короткий метрополитен в истории (не считая подземных фуникулёров в Хайфе и Стамбуле да псевдометролитенов типа Новоафонского). Перспектив у такого участка, самой собой, не было, и в тяжелейших финансовых условиях к 1992 году линию дотянули до вокзала, к 1994 - до центра, и с протяжённостью 7,4 километра Екатеринбургский метрополитен и тогда оставался самым коротким в мире по числу станций (их было 6) и вторым с конца после Генуэзского по километражу. С тех пор более короткие метрополитены успели открыть в Днепропетровске (Украина), Катании (Италия), Маракайбо (Венесуэла), Пальме-де-Майорка (Испания) и Гургаоне (Индия), единственное уральское метро же успело слегка подрасти, добавив одну станцию в 2002 и ещё две в 2011-м. Ныне в его единственной линии 12,7 километров и 9 станций, и из числа аутсайдеров он давно ушёл как в мире (длиннее метрополитена в таком мегаполисе, как Бомбей!), так и в бывшем СССР, превосходя метрополитены Еревана (правда, только километрами, а не числом станций), Алма-Аты и всё того же Днепропетровска.
Но одна и та же схема трёх наемеченных линий (40 километров, 39 станций), которых наверное не будет уже никогда, украшала вагоны что в 2004-м, что в 2009-м (сверху), что в 2011-м (посредине), что в 2015 (внизу) годах. Иллюзия, впрочем, рассасывается постепенно - на каждой последующей схеме "ожидание" и "реальность" отличаются всё сильнее.

2.


Ожидаемые "Верх-Исетская", "Металлургическая", "Татищевская", "Площадь Коммунаров", "Театральная", "Восточная", "Технический университет", "Студенческая", "Каменные палатки" на одной линии, в то время как на третьей линии пока названия замышлены лишь для конечных "Волгоградской" и "Калиновской". Ещё были идеи строить станции "барселонского типа" с двухъярусными тоннелями и платформами разных направлений одна над другой. Оно, впрочем, и ясно - при всей необычности своей архитектуры с явственным уральским колоритом, какими-то интересными "фишками" Екатеринбургский метрополитен не богат. Вот его типичный входной павильон с характерной зелёной эмблемой:

3.


Единственный нестандартный вход - у "Площади 1905 года". Снят давно, и кадра получше с тех давних пор я сделать не сподобился:

4.


Интересен же он не столько общим видом, сколь кованными узорами:

5.


И это, на мой взгляд, и есть главная "фишка" Екатеринбургского метро - в нём ни на минуту нельзя забыть о том, что ты на Урале, где выплавляют металлы и режут самоцветы. Отделки всяческими местными породами встречают от самой поверхности:

6.


Подземные части вестибюлей с многочислеными ларьками. Обратите внимание на инфографику в характерном стиле и на то, чего внутри делать не положено. Судя по всему, на 2015-й год это последний метрополитен России с запретом на фотосъёмку - ибо нефиг, стратегический регион тут:

7.


Проезд в метро недёшев - 23 рубля по состоянию на август-2015. Жетоны можно купить в кассе, а можно в автомате:

8.


Причём используются тут мало того что допотопные металлические жетоны, так ещё и - б/у!

8а.


Эскалаторы. С первого приезда не могу отделаться от ощущения, что они тут едут немного быстрее, чем в других постсоветских метрополитенах:

9.


У метрополитена одно депо ("Калиновское"), где обитают 62 пассажирских вагона, группирующиеся в 4-вагонные составы. Интервалы - от 4 до 8 минут, но я видел и по 2 минуты. Время пути с конечной до конечной - 19 минут, что по столичным меркам немного. Как видите, в метро многолюдно - линия проложена удачно, связуя окраину, центр и важнейшие транспортные узлы (вокзал и два автовокзала). Внутри вагоны сейчас выглядят так - довольно много рекламы (в т.ч. социальной) и очень уральский контингент - работяги, инженеры оборонных заводов и институтов, неформалы, поселковые гопники и мегаполисные хипстеры... само собой все подобные типажи в кадр попадают редко, но подчёркнуто серьёзная атмосфера Урала вполне ощутима.

10.


Кабы ни экраны под потолком. Символ местного рекламного канала (а крутят там только рекламу) - наркоманского вида Зелёная Такса:

10а.


И в целом, как можно заметить, Екатеринбургский метрополитен В ОБЩЕМ довольно обычен. А вот каждая его станция - нет. Мне кажется, среди "малых метрополитенов" бывшего СССР он самый интересный по своей архитектуре, причём это не пышный до аляповатости ориентализм, как в Алма-Ате и Казани, а, как уже говорилось, весьма оригинальный стиль, раскрывающий специфику Урала. Экскурсия по метрополитену выходит предельно простой - одна линия, разраставшаяся с севера на юг. Начнём на северной конечной "Проспект Космонавтов":

11.


Вроде и "сороконожка", но - стены отделаны цветным камнем, люстры стилизованы под сопла ракет, а колонны обшиты зеркальным металлом. Мрамор Першинского месторождения, а вот лабрадорит - с Украины, но зато все металлические элементы сделаны на курировавшем эту станцию заводе "Уралэлектротяжмаш". Танитсвенно-космическая атмосфера в духе советской фантастики наличествует, и мне кажется среди не редких в (пост)советском метрострое "космических" станций ("Гагаринская" в Новосибирске, "Космонавтов" в Ташкенте, "Байконур" в Алма-Ате) это самая удачная.

12.


Следующая станция "Уралмаш" просто донельзя индустриального вида, в том числе из-за диагональных ребёр (одна из трактовок - "как бы внутри гигантского винта"). Немногочисленный мрамор - из Нижнего Тагила.

13.


Впечатляет и название из больших металлических букв, вытянутое по всей длине. Вычерчивал эти буквы не кто-нибудь, а Вячеслав Бутусов - тогда ещё не солист великой группы, а лишь выпускник Свердловского архитектурного института.

14.


Барельеф над эскалатором и явно пролетарский мужик - да, над нами пусть и переживающий не лучшие времена, но всё-таки "завод, где делают заводы":

15.


Последняя и на мой взгляд самая красивая из трёх станций многострадальной первой очереди - "Машиностроителей":

16.


Всего-то правильным освещением и необычными деталями из банальнейшей "сороконожки" можно сделать нечто реально интересное:

17.


Станции первого участка все мелкого заложения (6-8 метров) и имеют по два выхода. У "Машиностроителей" один из них - вот по такой трубе:

18.


Здешние камни - уже знакомый лабродорит, мрамор Коелгинского месторождения, серпентинит Шабровского месторождения и точно не знаю, каких залежей гранит. У путей - металлические барельефы, наверное последние в советском искусстве. Отдельные плиты для СССР и РСФСР наглядно характеризуют эпоху, особенно в "вотчине" Ельцина:

19.


Следующая станция "Уральская" после самого длинного в метрополитене перегона (2,5км) под промзоной и привокзальем открылась в 1992 году, и она в этом метрополитене мне кажется явно главной, как "Комсомольская" в Москве. Собственно, из этой параллели уже понятно, что "Уральская" обслуживает вокзал и потому выполняет роль "лица города". Оформление её просто, но на мой взгляд гениально - сколь же напрашивающаяся идея обыграть в станции метро мотивы тёмного Средневековья! "Тёмного" ещё и потому, что большая часть ламп не горит - на освщении экономят и на других старых станциях, но тут как-то совсем беспардонно:

20.


"Уральская" - глубокого заложения, самая глубокая в Екатеринбурге: немалые даже по меркам Москвы 42 метра. На решётке у выхода - культовая екатеринбургская дата "1723" (год основания завода, из которого и вырос город):

21.


Камни те же, что на "Машиностроителей", но - обильнее. И (по крайней мере такое я слышал 5 лет назад) именно на эту станцию обычно "селят" Бутусова, превращённого молвой чуть ли не в главного её архитектора - думаю, дело тут в общей готичности. На самом деле, сколь я знаю, к "Уральской" он вообще никакого отношения не имел.

22.


Следующие две станции (открытые в 1994) отмечают "самый центр" по разные стороны Исети. "Динамо" - тоже глубокая (40 метров), и тоже обращается к прошлым эпохам далёких стран... только тут уже не Средние века, а спортивная Античность.

23.


Гранит тут уже карельский, но детали интереснее текстур:

24.


25.


Скульптура имеет реальный античный прототип - "Дискобол" Мирона Елевферского 5 века до нашей эры, только само собой без постамента. Не исключаю, кстати, что по изначальномук проекту тут должен был стоять Ленин или ещё какой-нибудь Свердлов:

26.


Следующая станция "Площадь 1905 года" (не "улица", как в Москве, прошу заметить, а "площадь") здесь что-то вроде "Пушкинской", то есть "центральнее некуда". Тоже глубокого заложения (35 метров), но в отличие от "Уральской" и "Динамо" - с двумя выходами. Внешне довольно оригинальная, но меня, честно сказать, её архитектура не цепляет:

27.


Хотя вроде и люстры хороши:

28а.


И ассортимент камней достигает апогея:

28б.


28в.


Фактически, первая очередь тут - именно эти 6 станций, пусть и открытая не в один заход. Южные станции "нулевых" годов уже заметно отличаются по стилю, и словно в знак того, что позади Лихие Девяностые, освещение тут работает на полную мощность. В 2002 году открылась одинокая "Геологическая" - проектировалась она ещё при Советах как "Куйбышевская", но как я понимаю, весь её облик целиком постсоветский... и какой-то "не наш". Отчасти, может быть, памятник несостоявшейся Уральской республики.

29.


"Геологическую" отличает уникальное строение, которое вполне могло бы стать "екатеринбургским типом" - во-первых, это редкий пример сводчатой станции глубокого заложения (30 метров), при этом разделённой на два яруса - за плоским потолком скрывается второй этаж, занятый служебными помещениями. Внизу же обратите внимание и на "переходы в никуда" - точнее, на третью линию, о строительстве которой пока что нет и речи, то есть ждать своего часа им придётся в лучшем случае десятилетиями. Изначально "Геологическая" (тоже, кстати, довольно глубокая - 30 метров) имела один выход, сейчас строится второй. Образ станции впечатляет - чёрные стены создают ощущение бескрайнего подземного мира, а подсвеченные камни в них только и исключительно уральские! Расположение их символизирует, видимо, разрез уральского хербта с осадочными и магматическими породами.

29а.


Последний участок из двух станций пущен в 2011 году... да с одной загвоздкой - открыли тогда только южную конечную "Ботаническую", а вот с "Чкаловской" затянули почти на год из-за непоставки эскалаторов. Более того, между "Геологической" и "Чкаловской" могла бы быть ещё и "Бажовская" - но под неё лишь оставлен задел. И так как мой прошлый приезд, морозным утром транзитом в Курган и Казахстан был в декабре-2011, тогда метропоезд проскочил её, готовую и блестящую, без остановок. Именно к ней я и устремился в этот раз с "Уральской", пользуясь часовой стоянкой поезда дальнего следования.

30.


Ну что сказать? Стиль уральского метростроя никуда не делся - цветные камни, зеркальный металл, тёмные гаммы, оригинальные надписи-названия, и опять же этот местный тип - свод глубокого заложения (40 метров), разделённый на два яруса (это хорошо заметно по фотографиям со строительства). И всё же мне оформление станции показалось каким-то искусственным "на заданную тему" - само собой, о полёте Чкалова.

31.



Не могу не отослать к своему прошлогоднему посту про город Чкаловск.

32.


Тут также обратите внимание и на указатель линии над путями:

33.


На часах - время городов... причём Ванкувер в данном случае не в Канаде, а в штате Орегон (и чьё время выставили тут - не знаю), а при чём тут Сан-Франциско, я вообще не понял - его не достиг ни Чкалов, ни летавший год спустя таким же самолётом ещё дальше, но не снискавший уже той славы Михаил Громов. Зато тот факт, что из 9 станций Екатеринбурга две с половиной ("Чкаловская", "Динамо" и "...1905 года") повторяют московские - забавен.

34.


 Ну вот и "Ботаническая", южная конечная, и она уже не столь глубока - всего 12 метров. Дизайн, на мой взгляд - жутковат: так и ждёшь, что из этих сот на тебя в лучшем случае шлёпнется полцентнера липкого мёда, а в худшем вылезет гигантская пчела с жалом, химически прожигающим танковую броню. Воображение непроизвольно (особенно в воспоминаниях) преобразует шум поездов в жужжание роя. В общем, это надо было додуматься! "Вызывающие" станции, как московская "Достоевская" (с топором над старушкой) и питерская "Обводный канал" (стилизованная под коллектор) - тренд рубежа "нулевых" и "десятых".

35.


Теоретические планы - станция "Уктусские горы" на юге и "Бакинских Комиссаров" на севере да вторая линия (с "Геологической", кстати, переход сделан и вовсе на третью), но все они отложены на неопределённые сроки. А с продолжением архитектурой традиции в Екатеринбурге можно хорошо разыграться. Я бы, например, предположил станцию, оформленную под "бажовский" рудник в Медной горе; под современную шахту с проходочным комбайном-памятником; под цех металлургического завода со светильниками в виде котлов расплавленной стали; пейзажи таёжных гор и больших рек из полированного камня на боковых стенах; а также станции "стокгольмского типа" со сводами из дикого камня... но на практике, рискну предположить, следующая станция будет оформлена в православном духе с портретом Царской Семьи. Да и то ещё когда будет...

36.


Хотя в теории Екатеринбург вполне мог бы стать одной из столиц отечественного метростроя, как некогда Харьков. Как по мне так, невысокая скорость строительства - единственный заметный пассажиру недостаток "первого уральского метро".

37.


По одной из ссылок ниже - мой старый пост про Екатеринбургское метро.
Урал же на этом минует, и про Омск, Иртыш и Обь я напишу лишь ближе к зиме. Однако в следующей части вновь пересечём Урал. Полярный Урал на обратном пути.
Tags: Урал, дорожное, транспорт
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo varandej november 18, 10:35 80
Buy for 500 tokens
Думая о планах на 2018-й год, лишь один пункт я пока ощущаю константой, своеобразным ДОЛГОМ - это Байконур. После того, как я побывал на Семипалатинском ядерном полигоне, он остаётся моим последним крупным пробелом в Казахстане. Я уже не помню, какая по счёту это будет попытка. Кажется,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →