varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Крым год спустя. Впечатления первого дня.



Я третий день в Крыму, и за это время успел съездить в его западный угол - Тарханкут, а точнее городок Черноморское с античными руинами и село Оленевка с фантастическими берегами, одно из чудес которых - естественный тоннель в скале - на кадре выше.
По дороге заскочил в Саки и Евпаторию, закрыв в них несколько прошлогодних пробелов. Назад ехал стопом, в Оленевке поймав прямо до Симферополя машину с очень симпатичной парой из Николаева. Ехали, общались, о политике было лишь несколько реплик. Посмотрим, кого встречу в следующие дни.

Ну а пока навскидку - наблюдения первого дня, что изменилось за год. Само собой, в дальнейшем эти наблюдения будут меняться, и совсем не ясно, в какую сторону.

- эйфория давно прошла, политизация - тоже. Если в прошлом году летевшие мимо уличные разговоры с вероятностью выше 50% были о политике, сейчас всё больше о бытовом да насущном. Российские флаги давно уже не висят на каждой улице, но кое-где ещё попадаются. То же самое с флагами крымско-татарскими. Лозунги на заборах тоже ещё попадаются, но очень редко.
- продукты очень сильно подорожали, конкретно очень, и сейчас процентов на 20-30 дороже, чем в "материковой России" (как тут говорят). Причём подорожали и завозимые с Украины товары (а таковых всё ещё много), и даже местного производства.
- Всё остальное, с чем я сталкивался, как и раньше, дёшево. Проезд в симферопольской маршрутке стоит 10 рублей, двухместный номер с удобствами и видом на море в Черноморском - 800 рублей (дешевле за такие условия я платил только в Киргизии, только вместо моря - горы; в Узбекистане уже дороже).
- В магазинах по-прежнему много украинских товаров, и например в минералках и лимонадах они абсолютно доминируют. А вот крымский лимонад пропал....
- В остальном Украина потихоньку исчезает из Крыма. Но - именно что потихоньку. 20-30% машин ездит под украинскими номерами, причём их уже даже почти никто не заклеивает триколором (возможно, это в Севастополе осталось?); впрочем, слышал версию, что машины с российскими номерами теперь не пропускают через Перекоп, поэтому украинские номера сохранили те, у кого там остались родственники. Вывески и указатели ещё кое-где попадаются, но в основном "во втором ряду". А вот украинские музыкальные каналы в кафешках крутят очень часто, но (это уже характеристика Украины, а не Крыма) что показательно - большинство клипов на русском, добрая половина исполнителей российские.
- Города стали выглядеть опрятнее, причём дело даже не в ухоженности (её не прибавилось), а в том, что кажется, явно меньше стало наружной рекламы.
- Симферопольский вокзал действительно пуст, и это очень давит на психику. При этом, железная дорога работает - у властей стоит задача не дать ей совсем развалиться за те годы, что будет строиться мост, который должен вернуть жизнь здешним вокзалам. Пригородные поезда уже покрасили в уродливую красно-серую гамму, и здесь она почему-то режет глаз особенно сильно. Автобусы же - всё те же жёлиые "богданчики" и бело-фиолетовые "эталончики", и их никто не перекрашивал.
- Аэропорт Симферополя ощутимо вырос и полностью отреновирован, внутри очень приятный дизайн. Как пишут в комментариях, принимает сейчас до 60 рейсов в сутки. На Керченской переправе вроде бы тоже навел порядок, по крайней мере про суточные очереди не слышал.
- Сотовая связь полностью российская, все ходят с МТС-номерами на "978", через какую-то хитрую схему маскирующими Крым под Краснодарский край.
- По туристам - сведения и факты противоречивы. Одни говорят, что в нынешнем сезоне народу ещё меньше, чем в прошлом. Другие - что народу существенно больше, чем в прошлом сезоне, но пока меньше, чем было при Украине. На автовокзалах как и раньше огромные очереди и не бывает билетов прямо перед отправлением. В Черноморском на одной базе отдыха мест не было на 2 недели вперёд, а в другой гостинице я оказался единственным постояльцем. Машин с номерами других регионов России немерено, в Евпатории добрая треть трафика, ассортимент регионов огромен вплоть до Сахалина.
- Стало ощутимо больше военных и действующих военных объектов. Однако туристам они, похоже, как и раньше, не мешают.
- В целом, недовольство жизнью заметно. Как минимум, люди не видят кардинальных улучшений жизни, а то и видят её ухудшие. Что на самом деле - судить не берусь, в том году, например, мне говорили о зарплатах в 4000 рублей, сейчас тот же смысл вкладыается в 9000. Тем же, кто ноет, что "все деньги ушли в Крым, а нашим регионам не осталось" - знайте, здесь особых денег тоже как-то не видать. Всё это очень тревожно, учитывая те огромные надежды, которые прошлой весной крымчане возлагали на Россию. Однако означает ли общее недовольство автоматически желание воссоединиться с Украиной, пока не ясно.
- самое оптимистичное впечатление о жизни в Крыму было получено, как ни странно, от тех самых николаевцев.

Что ж, будем смотреть дальше.

P.S.
За хамство, оскорбления и просто неадекват - бан, от нуля до трёх предупреждений, в зависимости от степени данных грехов. Оскорбления стран и народов в данном случае приравниваются к переходу на личности, так что за "рашку" или "усраину", "каклов" или "вату" буду выщёлкивать. И не говорите, что вас не предупреждали.
Tags: Крым, дорожное
Subscribe
promo varandej 11月 18, 10:35 95
Buy for 500 tokens
Думая о планах на 2018-й год, лишь один пункт я пока ощущаю константой, своеобразным ДОЛГОМ - это Байконур. После того, как я побывал на Семипалатинском ядерном полигоне, он остаётся моим последним крупным пробелом в Казахстане. Я уже не помню, какая по счёту это будет попытка. Кажется,…
  • 218 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 218 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author