varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Узбекский глоссарий. Часть 1: теория (Н - Я).

...в один пост глоссарий не поместился, А-М - по этой ссылке.



Навои, Алишер (вики) - великий тюркский поэт 15 века. Родился и жил он в Герате (нынешний Афганистан), его этническую принадлежность оспаривают уйгуры, и всё же именно в Узбекистане Алишер Навои - классическое "наше всё". В его честь назван крупный город, а в Ташкенте - красивейшая станция метро:

40.Ташкент.


Навруз -
главный праздник многих мусульманских народов от курдов до башкир, в том числе всей Средней Азии, но происхождение его не исламское - его нет у арабов. Кто-то сравнивает его с Пасхой, кто-то с масленицей - проходит он в районе весеннего равноденствия, и видимо пришёл ещё из язычества. В узбекском Наврузе специфическая деталь - сумаляк (вики), блюдо из пророщенной пшеницы, сахара и муки, которое варят в казанах с камнями (для лучшего распределения тепла) около суток (!), получая массу, внешне похожую на варёную сгущёнку, а по вкусу - говорят, ни на что не похожую.  Я никогда не бывал на Наврузе и проиллюстрировать его мне нечем. Отсылаю к вики.

41. Ташкент.


Намаз -
см. фото №2.
Намазгох - это ещё круче, чем Джума-мечеть. Загородная мечеть для пятничных богослужений на открытом воздухе, представлявшая собой по сути просто навес над михрабом (ниша в стене мечети, указующая на Мекку, в ней молится имам, стоя как бы впереди "ведомых" им мусульман) и минбаром (кафедра справа от михраба), раскрывающийся в степь.

42. Бухара.


Насвай -
"усиленный" жевательный табак, на котором сидит вся Средняя Азия, а в последнее время и к нам привозит. Местные относятся к нему как к "энергетику" и жуют, например, за рулём, периодически открывая дверь и стрёмно сплёвывая на асфальт зелёную жижу. Не секрет, что на разные народы одни и те же вещества действуют по-разному, и возможно, для местных это правда так, а вот для русских это уже полноценный наркотик. Продаётся обычно в таких вот палочках. Ещё в Средней Азии курят гашиш и пьют водку, а вот пиво не очень-то прижилось.

43. фото из вики.


Несторианство
(вики) - древняя ветвь христианства, в основе которой было учение о том, что Иисус Христос имел две параллельные сущности - человеческую и Божью, вошедшую в него уже после рождения (т.е. Дева Мария у них - не Богоматерь). На Востоке это учение прижилось лучше, чем на Западе, и вместе с буддизмом, манихейством и зороастризмом было одной из главных религий доисламской Средней Азии. В Узбекистане, впрочем, его следы встречаются очень редко (у меня и фотографии-то нет), и чаще всего это надгробные камни с крестами.

44. Киргизия.


Нория -
см. арык.

Оазис - базовая единица среднеазиатской географии. Вопреки стереотипам, это не три пальмы в пустыне, а территория до тысяч квадратных километров, где есть вода и плодородные почвы. Крупнейшими оазисами Средней Азии считаются Ферганская долина и Бухарский оазис (пойма Амударьи и её притока Зерафшан). Обжит в оазисах каждый клочок земли, и их история могла прерваться лишь по естественным причинам (например, засохший из-за поворота Сырдарьи Отрарский оазис в Казахстане). А вот города оазисов возникали и исчезали, сменяя друг друга в их пределах, образуя нелинейную цепочку преемственности. Жителей оазисов (и дехкан, и горожан) кочевники называли сарты (вики). В Русском Туркестане их тюркоязычную часть выделили в отдельный народ в противположность кочевым узбекам, отличавшимся не только образом жизни, но и сохранением родоплеменной структуры 92 узбекских родов: Дело в том, что у кочевников испокон веков параллельно делению на народы было деление на племена, а "сетки" племён и народов не совпадали: например мангыты и кунграты, правившие в Бухаре и Хиве соответственно могли быть узбеками, монголами, казахами, ногайцами и каракалпаками. Сарты из этой структуры выпадали, у степняков это слово считалось уничижительным, и когда при Советах решили консолидировать народы по языковому принципу, получившую нацию назвали узбеками. А так-то мог бы я сейчас не про Узбекистан писать, а про Сартию.

45. Сурхандарья.


Оссуарии - глиняные ларцы, зороастрийские колумбарии. Зороастрийцы (см.) считали труп скверным, а землю и огонь - святыни, и потому не могли покойников ни кремировать, ни хоронить. Они строили дахмы - "башни молчания" (фото см. "Хорезм"), куда тела усопших относили на "утилизацию" птицам и зверям, а кости собирали в оссуарии. Считалось дурным знаком, если часть костей пропадёт, поэтому порой нанимали специальных людей, извлекавших скелеты из плоти (само собой, от них все остальные держались подальше). Ныне оссураии в музеях - самые яркие зороастрийские памятники Узбекистана.

46. Шахрисабз.


Парья - см. Люли.
Пахтакор - см. Хлопок.
Пир - см. Суфизм.

Персы. В широком смысле весь Узбекистан - часть ойкумены Большого Ирана (см.).Но те, о ком пойдёт речь сейчас - это именно персы\, переслявшиеся сюда несколькими волнами в Новое время, в основном из близлежащего Мешхеда (поэтому называли их тут не только "персиён", но и "машхади"). От таджиков они отличаются как минимум тем, что исповедуют шиизм. Крупнейшие персидские общины - в Бухаре и Самарканде, в нескольких городах живут потомки персов, тюркизированных и принявших суннизм  (например, Каттакурган, где я не был). В общении они мне очень понравились - дружелюбие, интеллигентность и спокойная внутренняя гордость.

47. окрестности Бухары.


Петушиные бои - популярная среди узбеков забава и азартная игра со ставками до десятков тысяч долларов (да и хороший петух стоит как нормальный автомобиль). Узбеки очень уважают в этом деле корейцев, и породу бойцовых петухов дакан ("дракон") с длинной шеей и короткими перьями считают корейской. Ещё в ходу собачьи бои, но на них я уже не ходил: если петушиный бой - это смертельный танец, то собачий, имхо, грызня. Также слышал о бараньих боях, но это видимо совсе уж редкость.

48. Самарканд.


Плов - гастрономический символ Узбекистана, и по моим впечатлениям, настоящий плов в принципе есть только здесь. В каждом старом узбекском городе есть своя "школа" плова, зачастую включающая свой сорт риса (например, красная хрустящая девзира в Ферганской долине) и несколько разных рецептов (самый экзотический - бухарский сладкий плов без мяса, но с фруктами), при этом все виды плова делятся на две большие группы - ежедневные и "свадебные" (часто содержат перепелиные яйца, казы и или ещё что-нибудь запоминающееся). Посуда для плова - ляган, плоское блюдо с невысокими бортиками. Готовят плов на хлопковом масле и курдючном жире, но - всегда в первую половину дня: на ночь его есть вредно, и вечером его не найти нигде. Приготовление плова - мужское ремесло. А иногда можно увидеть немолодых узбеков, которые едят его традиционным способом - руками, сгребая плотные комки одной рукой в другую и закидывая той их в рот.

49. Ташкент.


Подкоранник - см. фото №21.
Пчак - узбекский и уйгурский нож. Помню, как в кыргызстанском Узгене мы пили чай у пожилого узбека, и когда обратили внимание на спелый гранат, он вынул пчак невесть откуда и срезал плод с дерева... то есть многие узбеки ходят с ножами. Традиционный центр их изготовления - Чуст в Ферганской долине, куда я не доехал, поэтому раскрыть тему пчаков не смогу. В Бухаре их тоже куют, но колюще-режущий символ Бухары - ножницы в виде птиц для вырезания кружев:

50. Бухара.


Рабады - см. Шахристан.
Регистан - да, на фото ниже именно он, только не в Самарканде, а в Карши. Регистан - не имя собственное, а общее название главной площади в среднеазиатских городах. Версий этимологии две: то ли "песчаное место", "пустырь" (с этой позиции Марсово поле выходит регистаном Петербурга!), то ли "царское место" (rexistan, но понятия не имею, как сюда попал латинский корень).

51. Карши.


Резьба по дереву - см. фото №21.
Русский Туркестан (вики) - переломный период истории Средней Азии, время колонизации и модернизации. Испокон веков этот край был ориентирован на юг, к Персии, Индии и Аравии, в то время как на севере лежала беспокойная Великая Степь. Были, конечно, поход Тамерлана на Москву, по иронии судьбы сыгравший ключевую роль в её освобождении от ига (так как "железный хромец" разгромил Золотую Орду), и экспансия Бухары в Сибирское ханство,  и русские походы, как например вырезанная в 1726 году экспедиция Бековича-Черкасского. В 19 веке Три Узбекских ханства потихоньку попадали в экономическую зависимость от России, с Кокандом шла борьба за Семиречье, всё более очевидным становилось, что если Туркестан не присоединит Россия - это сделает Англия, но последней каплей стала Гражданская война в Америке, откуда Россия импортировала хлопок. Туркестан к тому времени был в глубоком упадке, как техническом (по сути живя Средневековье), так в ментальном - не очень-то спешили здешние народы за своих баев умирать. И хотя пригораничные войны с Кокандом шли с 1839 года, в 1860-х годах за Среднюю Азию взялись всерьёз, к 1876 году покорив её целиком. Земли Кокандского ханства вошли в состав России как Сырдарьинская (Ташкент), Ферганская и южная часть Семиреченской области. Бухарский эмират потерял около трети своей территории, включая Самарканд (также ставший центром области), но сделался протекторатом и даже кое-какими землями прирос. Хивинское ханство обкарнали до Хивы с округой, а кочевья туркмен вошли в Закаспийскую область. Думаю, Хиву и Бухару тоже ждало превращение в области, но империя по веками отработанной традиции переваривала их неспешно, ведя экономическую экспансию, строя дороги, фабрики и больницы да интегрируя эмира и хана в царскую элиту... но всё форсировали в 1920 году большевики.
Ярчайшие персоналии: военачальники и губернаторы Константин Кауфман (командовал всей кампанией, покорял Ферганскую долину), Михаил Черняев (брал Чимкент и Ташкент), Михаил Скобелев ("Белый генерал", покоритель Хивы); авантюрист Николай Искандер - проворовавшийся и за это лишённый титула великий князь Николай Констнатинович, в ссылке ставший бизнесменом и меценатом; художник Василий Верещагин с его "Апофеозом войны" и многие другие. О быте Русского Туркестана есть отличный журнал rus_turk . Архитектурыне памятники, построенные из неизменного жёлтого кирпича заметнее всего в Ташкенте, Самарканде и городе-спутнике Бухары Каган.

52. Самарканд.


Сагутарош - см. Люли.
Саман - см. Глина.
Саманиды - см. фото №25.

Самса - самая характерная местная выпечка, круглые сочные пирожки с мелко рубленым мясом (обычно бараниной) и луком. Есть и другие начинки, но не вспомню, попадались ли они мне. Делают её все, кому ни лень, и действительно вкусной она бывает редко, "столицы" самсы - Гиждуван и Джизак, где она размером с батон. Для выпекания самсы (и не только неё) используют тандыр - такую вот печь, похожую на кратер вулкана.

53. Бухара.


Сардоба - полуподземный резервуар воды под куполом с окошками для циркуляции воздуха:

54. Карши.


Сарты - см. Оазис.
Сеиды - см. Суфизм.
Скобелев, Михаил - см. Русский Туркестан.

Сладости - их тут много, они делаются из местного сырья типа хурмы, мёда или грецких орехов, в основном до одури сладкие, но могут долго храниться. Всех названий я не помню, скажу только, что настоящая халва - волокнистая, тянущаяся - не имеет ничего общего с тем, что называют халвой у нас. Ну и хаштак из первого абзаца - такие "печеньки" из грецких орешков и кураги.

55. Самарканд.


Согдиана - главная из трёх исторических областей Узбекистана, междуречье Амударьи и Сырдарьи. Другие её названия - греческое Трансоксания и арабское Маверанахр - означают "Заречье", своей же главной рекой всегда был Зерафшан, а главным городом - Самарканд, он же Арофисаб и Мараканда. В древности Согдиана развивалась параллельно с Бактрией, покорённая Александром Македонским и входившая во власть Кушанской империи... но только греческая культура здесь так и не вытеснила персидскую, а религией оставался зороастризм. Согдийцы тогда крепко сидели на Великом Шёлковом пути, заносившем к ним изобретения и религии, а их язык был в купеческой среде международным. В 651-722 годах Согдиану захватили арабы, и с этих времён более в ходу название Маверанахр, а основной религией неминуемо становился ислам. История Узбекистана - в первую очередь история Согда.

56. Джизак.


Султан - см. Титулы знати.
Сумаляк - см. Навруз.

Суфизм (вики) - эзотерическое течение ислама, которое иногда сравнивают с  монашеством: целью суфия было через аскетизм, мистицизм, духовные поиски и совершенствование внуреннего мира преодолеть мирскую суету и пороки своей природы. А вот как это сделать - вариантов было много, поэтому суфизм имеет десятки различных ветвей. При этом суфизм очень легко впитывает всяческие народные и местные верования, а потому полуязыческая Средняя Азия, особенно Бухара, была одним из мировых центров суфизма, и с его наследием тут сталкиваешься на каждом шагу. Суфийские термины: тарикат - орден, братство (крупнейший из среднеазиатских тарикатов - Накшбандия), шейх, ишан (руководитель тариката, титул передаётся по наследству, и роды шейхов играли в жизни Туркестана огромную роль; не знаю, есть ли тут закономерность, но в городах обычно упоминаются шейхи, а в кишлаках - ишаны), пир (самые чтимые руководители тарикатов, а в Средней Азии - самые чтимые святые места суфизма, отмеченные такими вот флагштоками, как на кадре ниже), ханака (обитель суфиев, аналог монастыря), чилляхана (подземная комната для практик в затворничестве), мюрид (суфий-ученик).

Другие религиозные титулы (не только суфийские): сеид и шериф (потомки Пророка по разным линиям), ходжа (потомки арабов-миссионеров, принёсших ислам в Среднюю Азию), -хаджи (добавляется к имени; любой, кто совершил Хадж в Мекку), имам (настоятель мечети, аналог священника), мулла (в узком смысле - аналог дьякона, в широком - все служители мечети)... кого-то наверное забыл.

57. окрестности Бухары.


Сюзане - одно из местных ремёсел, расшитые покрывала на кровать или стену из хлопка и шёлка в разных комбинациях. Есть несколько региональных школ (мне больше всего понравилась нуратинская, но на этом фото её не видно), все узоры имеют некий скрытый смысл:

58. Ургут.


Сюзьма - молочный продукт, похожий на очень кислую сметану.

59. Бухара.


Таджики. Народы Средней Азии испокон веков жили чересполосно, земледельцы населяли "архипелаги" оазисов посреди степей, в городах больше уважали персидскую речь, чем тюркскую... В общем, в каждой среднеазиатской стране есть внушительные общины её соседей - я уже немало писал про казахстанских (Сайрам, Туркестан) и кыргызстанских (Узген, Арсланбоб) узбеков. Казахов в Узбекистане тоже живёт около миллиона, но всё же второй по величине народ здесь таджики. Официально их 5% населения, неофициально, записанных как "персоязычные узбеки" - в несколько раз больше: добрая половина Самарканда, большая часть Бухары (правда, бухарцы себя считают вообще отдельным народом), бесчисленные кишлаки в приграничных районах (в первую очередь Сурхандарье), но самое главное - Авлод, общность таджикских кланов в бизнесе и политике, оказывающая огромное влияние на страну. Друг друга таджики и узбеки при этом на дух не переносят, имеют кучу счетов друг к другу вплоть до строительства ГЭС на Вахше и Пяндже, от которого поубавится воды в Амударье. Не знаю, есть ли какие-то чёткие отличия во внешности, но характеры отличаются: если узбеки - строгие, деловитые и местами скользкие, то таджики чаще мне встречались дурные и весёлые, но гордые.

60. Сурхандарья.


Тепе (тобе, тюбе) - в широком смысле любой холм, а в узком - курган или городище, обычно представляющее собой одинокий глиняный "пупырь" среди бескрайнего пространства. Ведь среднеазиатские города были почти целиком построены из глины, и с разрушением просто превращались в кучи исходного материала. Тепе скрывают множество артефактов от черепков разноцветной керамики до белых высохших костей, и часто всё это просто лежит под ногами. Встречаются они обычно большими скоплениями - причины этого см. "Оазис".

61. Хорезм.


Три Узбекских ханства - см. Бухарское ханство, Кокандское ханство, Хивинское ханство (см. Хорезм)

Тимуриды (вики). Важнейшие герои нынешней узбекской историографии, краеугольный камень идентичности. Амир Тимур (вики) из племени барласов, в наших краях более известный как Тамерлан в здешней топонимике и монументалистике занял нишу изгнанного Ленина. С его величием, думаю, все и так знакомы, а эмиром (не ханом) он был лишь потому, что происхождением не вышел - зато женился на чингизидке, чем обеспечил ханский титул своим потомкам, самыми выдающимися из которых были хан-учёный Улугбек (вики) и последний в среднеазиатской династии Бабур (вики), который, проиграв несколько войн Махмуду Шейбани, решил покорить Индию и основал там династию Великих Моголов. Ещё одна персоналия - Рюи Гонсалес де Клавихо (вики), посол Испании, оставивший подробное описании Тимуриди времён расцвета (рубеж 14-15 веков). С недолгим веком (примерно 1370-1470-е) Тимуридов связан последний расцвет Средней Азии, когда она опять была одним из центров мира; "тимуридским" считается и классический стиль среднеазиатского искусства с плясками орнаментов на глазурованных стенах. Не очень известно кстати и то, что именно Тамерлан разгромил Золотую Орду, открыв Руси путь к освобождению от ига.

62. Шахрисабз.


Титулы знати - в Азии, как и в Европе, имеют многоуровневую систему. Бай, бий, бей, бек - удельные правитель, что-то вроде нашего князя. Султан - в Средней Азии тоже правитель "княжеского", в крайнем случае "герцогского" уровня, у казахов так султаны и вовсе были ненаследственные. Эмир - наоборот, титул здесь очень высокий, аналог великого князя, эмирами были даже Тамерлан и последняя династия Бухары, так как хан, правитель уровня короля, обязательно должен был быть Чингизидом (потомком Чингисхана, то есть, при том что Чингисхан в узбекской истории величайший злодей). Наконец, высший тюркский титул - каган, то есть император, но после Чингисхана каганов, кажется, не было. С персидской стороны же характерны титулы "шах" (царь, император), падишах или шахимшах ("царь царей", монарх Ирана) и различные "региональные" шахи, из которых в Средней Азии актуальнее всего хорезмшах (то есть просто "царь Хорезма"). А вот казий (вики) - это шариатский судья и глава мусульманской общины.

63. фото Прокудина-Горского. Последние бухарский эмир и хивинский хан.


Топчан - см. Дастархан.
Торговый купол (тим, токи, чорсу) - характерная конструкция крытого рынка, оптимальная в местном климате.

64. Бухара.


Тюбетейка - шапка, которую носят народы от татар до таджиков, но особенно популярна именно у узбеков. Вообще, как можно заметить по фото, национальный костюм тут всё ещё в ходу, и на этом кадре заметны ещё две детали - чапан (кафтан, в котором тепло зимой и не жарко летом) и калоши (иногда резиновые сапоги), почему-то популярные у старых и сельских узбеков даже в жару.

65. Кашкадарья.


Узбекские проекты - так ценители называют между собой эту своеобразную ветвь советской архитектуры, образцы которой встречаются по всей Средней Азии - их проектный НИИ был в Ташкенте. Это могут быть как сталинки (часто с национальными мотивами типа арок или сталактитов), так и брежневки (или, правильнее сказать, рашидовки - по тогдашнему руководитю УзССР Шарофу Рашидову), часто тоже с этническими деталями, но обычно даже без них бесконечно национальные. А вот конструктивизм в Средней Азии так и не прижился.

66. Ташкент.


Улугбек - см. Тимуриды.
Урак - см. фото №32.
Усто, хаджи - см. фото №3.
Хан - см. Титулы знати.
Халва, хаштак - см. Сладости.

Ханака - суфийская обитель, своего рода мусульманский аналог монастыря. Обычно включает могилу ишана (часто целый мавзолей, а иногда - обширный некрополь), мечеть (а то и не одну - как минимум летнюю и зимнюю), отдельно стоящий невысокий минарет, медресе и хауз. Обычно ханаки довольно велики по площади и их ансамбль редко можно окинуть одним взглядом.

67. окрестности Бухары


Хауз - пруд, бассейн с водой для питья и хозяйства. Вокруг хаузов находились обычно узлы городской жизни, часто свои хаузы были при ханаках и больших мечетях.

68. Бухара.


Хивинское ханство - см. Хорезм.

Хлопок (вики) - "древесная шерсть" и "белое золото", важнейшей сырьё для тканей, самая известная растительная культура Узбекистана, ставшай не последней причиной его завоевания Российской империей. В советское время хлопководство было основной сельского хозяйства Узбекистана, и по осени разворачивались эпичкские битвы за урожай, к которым вполне могли привлечь, например, пассажиров ехавшего мимо автобуса. На "хлопковом деле" погорел руководитель УзССР Шараф Рашидов и вскрылись масштабы царившей и регионе коррупции. Независимый Узбекистан по производству хлопка остаётся в первой пятёрке стран мира после таких гигантов, как Индия, Китай, США и Пакистан. Собиратель хлопка (дословно "хлопкороб") - пахтакор, с советских времён очень популярное здесь слово.

69.


Ходжа (кожа) - см. фото №57.
Ходжа Насреддин (вики) - один из самых популярных в исламском мире (а не только в Средней Азии - свои анекдоты о нём есть и в Турции, и в Аравии) фольклорный персонаж, носитель житейской мудрости, в любой ситуации в шутливой форме расставляющий точки над i. Многие истории о нём имеют чёткую локализацию в Бухаре, Хиве и Самарканде.

70. Бухара.


Хорезм. Третья историческая область Узбекистана, по большей части лежащая в соседней Туркмении. Древняя земля, сердце Турана (см. Большой Иран), вероятная родина Заратуштры. Несколько раз с поворотами Амударьи (колебавшейся между Каспием и Аралом) становился то одним из центров мира, то захолустьем. Известно, что Александр Македонский не воевал с хорезмийцами, а лишь отправил к ним послов. Позже - важнейшая часть страны Кангюй - первой степной империи около двух тысяч лет. Большая часть первого тысячелетия - упадок, время множества враждовавших друг с другом крепостей под номинальной властью династии хорезмшахов Афригидов из городка Кят, успевших за это время пожить под Тюркским каганатом и под Арабским халифатом, принёсшим в сюда ислам. Затем Афригидов низвергли эмиры Ургенча, став новыми хорезмшахами и начав возрождение Хорезма, к концу 12 века покорившего Самарканд, сам Иран, часть Ирака, где готовился поход на Багдад... но все оказались равны перед монголами. Разрушенный Чингисханом и включённый в улус Джучи (в отличие от остального Узбекистана, входившего в улус Чагатая) Хорезм уже не смог подняться, а в 1511 году ослабевшее государство покорили узбеки, основав самое западное из Трёх ханств. И хотя титул хорезмшаха ушёл в прошлое, ханство продолжало называть себя Хорезмским, а во внешнем мире с 1598 года было известно как Хивинское ханство (вики) - тогда Амударья вновь ушла в Аральское море, старый Ургенч остался посреди пустыни и узбекам пришлось строить новую столицу Хиву. Там до 1728 года правила династия Арабшахидов, которую после 40-летней смуты сменили Кунграты. Ханство представляло собой населённый узбеками Хивинский оазис посреди пустынь, в которых кочевали туркмены и каракалпаки - когда лояльные, а когда и не очень. Увядающее ханство жило набегами на Хорасан и работорговлей. В 1850-м году большая часть хивинской элиты полегла в походе на туркмен, и эта потеря видимо стала невосполнимой - в 1873 году Россия при поддержке уже покорённой Бухары захватила Хиву, оставив Хивинское ханство как крошечный протекторат в границах оазиса. В 1917 году послдего хана Худояра убили восставшие туркмены во главе с Джунаид-ханом, начавшим было новую для Хорезма туркменскую династию... но в 1920 году Хиву заняли большевики. Советская республика на его месте до 1923 года по-прежнему называлась Хорезмской. Нынешний Хорезм, то есть Каракалпакия и Хорезмская область, отделённые от большей части Узбекистана пустыней Кызылкумов отличаются очень заметным самосознанием. И ни с чем не спутать хорезмийский мрачновато-мистический колорит бескрайних пустынь, тысячелетних глиняных руин и чая, солёного от аральской соли.

71. Флаг Хивинского ханства: , а при Джунаиде:


Худжра - келья медресе:

72. Самарканд.


Хумо - мифическая птица счастья, подобие феникса, самое доброе на свете существо, тень её, упав на человека, даёт ему счастье и благоденствие. В независимом Узбекистане - "птица-государство" с характерной окружностью крыльев, один из главных символов страны, в том числе на гербе.

73. Ургут.


Чагатайский улус (вики). Узбекский язык входит в карлукскую ветвь тюркских языков, и потому непохож кыпчакские казахский и киргизский, огузские туркменский и азербайджанский. На слух самые заметные отличия - мягкость (допустим, "дорога" по-казахски будет "жолы", а по-узбекски "йули") и оканье (допустим, "белый дворец" на большинстве тюркских языков Ак-Сарай, а по-узбекски - Ок-Сарой). Ближайший "родственник" узбеков по языку, да и по культуре - уйгуры, и причина тому - Чагатайский улус, один из осколков Монгольской империи, вотчина второго сына Чингисхана, включавшая половину нынешнего Узбекистана (кроме Хорезма), Киргизию и Кашгарию в нынешнем Китае. Официальной религией улуса в 14 веке стал ислам, а литературный "чагатайский язык", на котором говорили в городах по всему улусу, стал основной узбекского и уйгурского - пожалуй, они были бы одним народом, если бы улус не развалился надвое в 15 веке, и его "узбекскую" часть вновь объединил Тимур. На территории Казахстана в это же время происходили не менее интересные вещи: в 1428-68 годах там возникло Узбекское ханство (вики), название которого восходило к утвердившему в ислам государственной религией Золотой Орды хану Узбеку (то есть "узбеки", или вернее "узбековцы", значило "мусульмане"); затем султаны Жанибек и Кирей откочевали в Семиречье, где основали Казахское ("Вольное") ханство, а вскоре вернулись и покорили свою бывшую метрополию. Однако именно с Узбекского ханства начался народ кочевых узбеков, основателей Бухарского, Хивинского и Кокандского государств.

73а. флаг улуса Чагатая.


Чакич - см. Лепёшки.
Чала - см. Бухарские евреи.
Чапан - см. фото №65.
Черняев, Михаил - см. Русский Туркестан.
Чигирь, чикир - см. арык.

Чилля - дословно "сорок" (дней). Самый жаркий и безветренный период лета в июне-июле, когда суфии  уединялись в чилляхонах - подземных кельях, где придавались посту, молитве и духовным практикам, а мирские люди сидели в теньке и без надобности не выходили на солнце. Чилля - важный элемент здешний жизни, что в старину, что при Советах, что в наше время. Но я её не застал, поэтому фото - просто зарисовка уличной расслабленности из Ташкента (а также самая характерная одежда узбеков старшего поколения - пиджак, брюки, рубашка с тюбетейка).

74. Ташкент.


Чилим - не водяной орех, а среднеазиатский кальян из резервуара-тыквы, глиняной трубки и глиняной чашки для углей. Ныне вытеснен обычным кальяном. На этом же фото - бача (см. здесь): удивительно, но в дореволюционной Средней Азии существовала развитая культура гомосексуализма (в современном Узбекистане "бачабазство" - наоборот, уголовное преступление), однако бачи - это не любые мужеложцы, а отдельная каста профессиональных (в чайханах и гаремах) гомосексуальных любовников, а также певцов и танцоров.

75.



Чинара - самое "узбекское" дерево, растущее в основном в городах. Почему-то многим (я был не исключением) она заочно представляется как что-то тонкое и раскидистое, но на самом деле чинара - ни что иное, как хорошо нам знакомый платан, похожий на колонну ствол в мягкой светлой коре. В предгорьях встречаются рощи 1000-летних чинар, столь огромных, что в их дуплах были целые помещения.

76. Ташкент.


Чингизиды, Шах - см. титулы знати.
Чорсу - см. Торговый купол.

Шахристан - центр старинного среднеазиатского города в пределах крепостной стены, аналог русского посада. За пределами стены находились рабады - аналог слобод и предместий. Ну а центром оставалась цитадель.

77. Хива.


Шашлык - в Средней Азии несколько отличается от кавказского: палочка короче, кусочки меньше, готовится быстрее и проще - если кавказских шашлык блюдо праздничное, то среднеазиатский - будничное. Шашлык из фарша вообще больше похож на люля-кебаб, и в обиходе иногда называется "жёванный шашлык". Подаётся независимо от типа всегда с огромным количеством лука, которым в антисанитарии базаров лучше не пренебрегать (а вкуснее всего шашлык готовят именно на базарах).

78. Ташкент.


Шейбаниды - см. Бухарское ханство.
Шейх, шериф - см. Суфизм.

Шуховские башни - гиперболоидные конструкции рубежа 19-20 веков, разработанные гениальным инженером Владимиром Шуховым. Ключевой момент - прочность им придаёт в первую очередь форма, на которую инженера вдохновили плетёные корзины, и потому гиперболоиды в среднем втрое легче аналогичных сетчатых конструкций. Самый известный гиперболоид - Шаболовская башня в Москве, а самые красивые, на мой взгляд, Аджигольские маяки под Херсоном. Так вот, к чему здесь это? К тому, что в Узбекистане шуховские башни 1920-х годов, в основном водонапорки, встречаются в прямо-таки уникальной концентрации: навскидку я могу их вспомнить в Бухаре (две), Самарканде и Термезе, а может быть и где-нибудь ещё.

79. Бухара.


Эмир - см. Титулы знати.

Юрта - хотя кочвые узбеки и жили в юртах, всё же символом страны (за исключением Каракалпакии) она тут не является, узбеки позиционируют себя как земледельческий народ. За подробным рассказом о юртах отсылаю в киргизские посты:  Жизнь на джайлоо. || Как делают юрты? Кызыл-Туу и Кочкорка. || Сборка и разборка юрты.

80. Элик-Кала


Яхуды - см. Бухарские евреи.
Tags: Узбекистан, дорожное
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo varandej ноябрь 18, 10:35 80
Buy for 500 tokens
Думая о планах на 2018-й год, лишь один пункт я пока ощущаю константой, своеобразным ДОЛГОМ - это Байконур. После того, как я побывал на Семипалатинском ядерном полигоне, он остаётся моим последним крупным пробелом в Казахстане. Я уже не помню, какая по счёту это будет попытка. Кажется,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →