varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Бурандей в Нарьян-Маре



Ещё в балкАх Большезмельской тундры мы узнали, что в Нарьян-Маре (который я показывал в прошлой части) намечается какой-то праздник. Я было подумал, что речь про День Оленевода, который я в тот март уже посещал в Надыме, но по прибытии всё оказалось куда прозаичнее: Буран-day, как следует из названия - это гонки на снегоходах. Но раз уж приехали - почему бы и не посмотреть? Тем более я много рассказывал о вездеходах, а вот снегоходы, их незаменимые младшие братья, как-то всё оставались лишь фоном.

Но для начала - о месте, где наша экспедиция в столице НАО ночевала. Ещё на подъездах к городу по единственной круглогодичной дороге на село Красное, зимой продолжающейся зимником на восток, мы увидели странное сооружение, которое водитель сходу принял за аэропорт. Я уговорил притормозить и дать мне его сфотографировать, но стоило было за поворотом дороги показаться лукойловским офисам на въезде в Нарьян, как нас настиг сигнал рации штабной машины, велевший ехать именно сюда:

2.


Это Туристический культурный центр, проще говоря старый добрый Центральный Дом Туриста на новый лад. Первое, что мы увидели у входа, оказался свёрнутый нюк зимнего чума, который я ещё покажу в развёрнутом состоянии. По коридорам развешаны потрясающе красивые фотографии прилегающей части Арктики от идолов на Вайгаче до буксировки "Приразломной". Теоретически тут есть гостиница, чуть ли не лучшая в городе по сочетанию качества и цены, но нас всей группой поселили на раскладушках в конференц-зале, что впрочем после тундровых балков и тесного Xpenова кузова было верхом комфорта... особенно возможность выйти за дверь (в кордиор то есть) в тапочках и помыться под нормальным душем. Единственный минус сего заведения - до Искателей отсюда 7 километров, а до Города и того больше...

3.


Выглянув утром в окно, я увидел парочку чумов, один из которых с мангалом - их вроде бы арендуют для отдыха:

4.


Чум - вообще самый популярный мотив современной архитектуры в Большой Югории, будь то Гостиный двор Ханты-Мансийска или этот Турцентр. А в лесочке за гостевыми чумами обнаружился ещё и мини-скансен, посвящённый ненецкой религии:

5.


Лиственница справа - это Дерево Желаний, самая простая форма ненецких святилищ, северный аналог степных обоо: проходя, на этом дереве что-нибудь оставляют, чаще всего ленточку, причём как гласит местный стенд - желание сбывается, когда её уносит ветром. Такое дерево я видел "в действии" на зимнике около Надыма:

6.


А вот сядеи, ненецкие идолы, мне встречались только в музеях - святилища ненцы старались размещать в как можно более труднодоступных местах, их "центр мира" и вовсе где-то в сердце острова Вайгач, но даже родового или местного покровителя повстречать непросто. Зачем тут колокольчики - не знаю, такие я видел на хальмерах - ненецких кладбищах, и там с их помощью родичи вызывали духа, которого пришли навестить.

7.


Ну а оленьи рога - это просто атрибут культовых мест, потому что в жертву там приносили оленя:

8.


Ещё одна достопримечательность предместий Нарьян-Мара - это шаман Коля, в миру Николай Талеев (Сярге), прославившийся в последние годы настолько, что даже ездил в Петербург изгонять нечисть из ЗакСобрания, а на Международном конгрессе шаманов в Норвегии получил на 2016 год Трубку Мира - переходящий атрибут главного шамана на Земле. Он принимает в чуме на окраине города, и мы к нему не успели (как по секрету нам сказали - он в те дни был пьян), вот несколько чужих заметок о визите к нему. Настоящий ли он шаман или чей-то пиар-проект - судить не берусь, говорили мне разные люди и то, и другое.  Знаю только, что шаманы у ненцев, в отличие от многих других северных народов, остались - правда, сколько я понимаю, не здесь, а за Полярным Уралом.

8а.


Так что поехали в Город, смотреть на Буран-Дэй! Официальное название этого действа "Сореванования по кроссу на снегоходах на кубок Артура Чилингарова". Последний здесь тоже присутствовал со вступительным словом - это полярный исследователь и океанолог нашего времени, в 1974-79 годах живший в Амдерме и потому Ненецкому округу "свой". Соревнования проходят на Качгортинской курье - одном из двух заливов Печоры, ограничивающих Город - то есть часть Нарьян-Мара в его официальных границах. Но за второй Городецкой курьей уже лишь тайга, а за Качгортинской - сравнимые с городом по площади посёлки. Вид из Качгорта, слева просматривает шатёр Богоявленского собора и серый треугольник ДК "Арктика":

9.


В устье курьи обнаружились олени и летний брезентовый чум:

10.


Но куда больше было прозаичных лошадей:

11.


И в целом, хочу сказать, по сравнению с надымским Днём Оленевода нарьян-марский Буран-Дэй конечно откровенно разочаровывает. Вместо буйства красок народных костюмов - лишь одинокий ненец (да и не факт что ненец) в рубашке, раскрашенной под малицу. Сам масштаб - число людей и торговых точек - меньше где-то втрое. В палатках не нашлось ни одного шышлыка из оленины, но были хотя бы фирменно нарьян-марские пирожки с палтусом и шаньги с ягодами вплоть до морошки.

12.


Не сообразив, где сцена и центр праздника, мы благополучно прощёлкали его открытие, где выступали Чилингаров и губернатор НАО. Впрочем, оно транслировалось по ЖК-экрану вот у этого чума с бесплатной кашей из полевой солдатской кухни, и не очень-то осело в памяти.

13.


Впрочем, тут уже снобизм - это мне после всех поездок к ненцам с прошлого лета тут было скучно, а для большинства других участников экспедиции даже этого уже было немало! Помню, как впечатлил меня первый увиденный чум в селе Сизябск на Ижме... Думаю, если бы позади не было Дня Оленевода, и Бурандэй меня бы не разочаровал.

14. на фото - Оля, автор примерно трети фотографий в этом посте, включая заглавный кадр.


Поев, и понимая, что церемония открытия уже прошла, мы первым делом направились к оленям. Тут был вполне себе правильный ненец, возможно приехавший на праздник из тундры подзаработать (и на выручку купить чего для стойбища). На нём, кстати, тоже малица - непарадная, рабочая, без суконной рубахи поверх, потому что зачем она в тундре? Но надо сказать, предуральские ненцы от ямальских отличаются очень сильно, даже такими заметными с первого взгляда чертами, как внешность или акцент.

15.


-Ты их не трогай, они тебе щас на голову прыгнут! - сказал ненец, когда я попытался погладить оленя. Олени тут правда оказались какие-то не авки, от людей шарахались и чуть не "на прыгали голову" друг другу, вращая нарты на месте. Судя по числу фотографирующих, для жителей Нарьяна олень - не меньшая диковинка, чем для нас.

16.


Оленевод перекурил, и переполненная нарта на фоне бревенчатой подпорной стенки трогается в путь - это метров на двести по кругу:

17.


В основном же народ тут катает лошадь с санями, и на самом деле не знаю, кто тут уместнее - всё же казаки из Пустозерска явно не на оленях ездили.

18.


В чём Буран-дэй определённо превосходит День Оленевода - это в ассортименте того, на чём народ катается. На лошадях, на оленях, на собаках:

19.


Дети - ещё и на "банане", только тягает его не лодка, а снегоход:

20.


Или на мотобуксировщике (так же известен как "мотособака") - медлительной штуковине, напоминающего такого снежного "Муравья". Саму эту машину независимо друг от друга изобрели в середине ХХ века в СССР и Канаде, в России такие выпускает компания "Baltmotors" из Калининграда.

21.


По Дню Оленевода милиция рассекала на трэколах, а тут - на снегоходе "Ямаха":

22.


Спасательный трэкол тут тоже наготове, с водителем за рулём. Рядом какой-то иностранный вездеход... как я понимаю, производство тяжёлых вездеходов в принципе существует только в России (самый крупный из зарубежных - японская "Охара", популярная в последнее время на Дальнем Востоке), само слово "вездеход" не имеет прямого перевода на английиский, а ближайшими по смыслу словами там называют как раз-такую штуковину, как справа - это канадский "Арго".

23.


Если бывают автомобили на железнодорожных колёсах, почему не поставить автомобиль на гусеницы? Не исключаю, что на нём рассекает сам Матвей - местный депутат, курировавший и Турцентр, и шамана Колю, и немалую часть этого праздника.

24.


Ну и конечно "герой дня" - снегоход, самая полезная индивидуальная машина на Севере, потому что вездеход слишком громоздок и дорог, автомобиль чересчур ограничен местом (мало тут дорог), а лодка - временем (реки и озёра большую часть года во льду). Снегоход, кстати, и по летней тундре рассекает прекрасно, вот только расход топлива у него как у грузовика.

25.


...Углядев вдали меховой чум, мы направились к нему и вышли к центру празднества. На сцене не было уже ни Чилингарова, ни губернатора, а лишь какая-то попса а ля рюсс в перерыве между заездами. Интересно, есть ли своя эстрада у ненцев и коми?

26.


Увы, меховой чум с тем самым нуком, что валялся в турцентре, оказался на закрытой площадке для участников и высоких гостей - её обещали открыть по окончании собственно гонок, но нам к тому времени пора было ехать. Я такие чумы видел и трогал в Надыме, так что обидно было не за себя, а за спутников.

27.


Справа, обратите внимание, невесть как затесалась юрта монгольского типа (тут возникает вопрос, за что обделили внимание тюркскую юрту и ярангу?). На заднем плане - Качгорт и опрятная новая электростанция у начала моста:

28.


А вот что тут явно было лучше, чем на надымском Дне Оленевода - это наличие "трибуны", крутой берег курьи подходил куда лучше, чем невысокие ледовые подиумы Надыма. Туда мы и поднялись - для очистки совести я решил всё-таки немного поснимать сами гонки, и сам не заметил, как увлёкся процессом.

29.


...Снегоход, он же снегокат или мотосани впервые появился в начале ХХ века (подробная история в англовики), причём свои эксперименты с этой техникой были и в России - например, весьма прославившиеся на Западе аэросани (без наземного движетеля). Первое же серийное производство наладил в середине 1930-х годов в Канаде небезызвестный Жозеф-Арман Бомбардье - ныне его марка более известна как производитель самолётов, но начиналось всё именно с таёжных машин: франко-канадцы всё-таки среди всех западных народов живут в самом суровом климате. Правда, старые "Бомбардье" были ближе к вездеходам размером с "Газель", а массовое производство современных мотоциклоподобных снегоходов освоил американский "Полярис" лишь в 1950-х годах. Ныне основные производители снегоходов - Япония ("Ямаха") и США ("АрктикКэт" и "Полярис"), Канада ("Бомбардье") и совсем не снежная Италия ("Alpina Sherpa", то есть "Альпиский шерп"), но я сильно ошибался в прошлых постах, когда писал, что буран - это синоним снегохода в русской традиции...

30.


Характерный громоздкий облик "Бурана" вызван не только тем, что он морально устарел. Дело в том, что иностранные снегоходы в подавляющем большинстве имеют одну гусеницу и две лыжи, а выпускающийся с 1971 года в Рыбинске "Буран" - наоборот, две гусеницы и одну лыжу. Поэтому "Буран" лучше ходит по глубокому рыхлому снегу (так как развивает меньшее давление) и по лесу (так как не может зацепиться за дерево лыжей), но хуже - по склонам, особенно вниз, и в общем у "Бурана" и "Ямахи" или "Арктического кота" сама физика движения отличается так сильно, что на одну трассу их не выпускают. Даже старт происходит по-разному: на одногусеничных снегоходах гонщики встречают "Марш!" в седле, а на буранах - построившись в шеренгу на линии, с которой бегут по машинам.

31.


Ррррмммм-рмммм-рммммм - жжжжжжжжжжжж!!!!!!! - немного реактивный звук снегохода не спутаешь ни с чем.

32.


Гонщики делают несколько кругов по извилистой (во всех трёх плоскостях) трассе. Одногусеничные машины конечно быстрее и красивее, и даже комментатор гонок вещал, что "соревнования на снегоходах свободного типа" зрелищнее. Впрочем, не всё то русское, что на двух гусеницах - помимо "Бурана" есть ещё "Тайга" (выускается с 1997 года) и "Тикси" (с 2009-го), которые издалека я от других не отличу, но не раз видел и на северных дорогах. Скорости даже у них (не говоря уж про "иностранцев") вдвое больше - до 100км/ч у "Тайги" против 55км/ч у "Бурана":

33.


Но всё же большая часть гонок - "соревнований на снегоходах класса Буран". Интересно, что при кажущейся неужклюжести это самый узкий из существующих снегоходов:

34.


35.


36.


Надо сказать, хотя на некоторых поворотах всё это смотрелось угрожающе, а "Буран" по сравнению с одногусеничными машинами считается менее управляемым и менее устойчивым, падали ребята считанные разы. Вот например одно из таких падений - обратите внимание на положение рук человека, ещё не успевшего понять, что он уже не в седле.

37.


Само собой, глазом я бы не успел воспринять эту позу - меньше чем через секунду это выглядело уже так, но догнать соперников он, конечно, уже не успел:

38.


Но в целом, как человек от техники и местных реалий далёкий, я отсмотрел несколько кругов, а дальше решил, что ничего нового уже не увижу.

39.


И в целом сравнивать бураны с импортными машинами мне не хватит компетентности, скажу лишь, что непосредственно на российских Северах они конкуренцию вполне держат. Не последнее преимущество "Бурана" в том, что он элементарно дешевле - а стоят эти машины как хорошие иномарки (новая "Ямаха" в северных посёлках - больше 800 тысяч рублей), ну а кроме того здесь, как и во многой другой российской технике, встаёт дилемма "надёжность (у иностранных) или восстановимость": буран ломается часто, но чинится максимум в ближайшем посёлке, а то и на месте, а иностранный снегоход вроде бы и вообще не ломается, но если всё-таки сломался - вывезти и восстановить его будет целое дело. По своему опыту поездки могу сказать, что в Амдерме безраздельно господствуют импортные одногусенинчные машины, тундровых ненцев на буране я не видел вообще ни разу, в Нарьян-Маре же, наоборот, бураны явно преобладают, а в посёлках типа Усть-Кары "на глаз" держат паритет. Закономерности, если понимаете в технике и реалиях, ищите сами.

40.


Напоследок, на фоне Качгорта - наши Xpenы, затусившие с местным трэколом:

41.


Да дети на северном празднике:

42.


В следующей части, на Пасху - съездим в главную святыню Крайнего Севера, старинный пустой Пустозерск.


ARCTIC CHELLENGE-2016
Предыдущая часть - Надым, День оленевода и Мёртвая дорога.
Обзор поездки и оглавление серии.
Видеотрейлер экспедиции.
XPEN на дорогах Крайнего Севера. О нашем средстве передвижения.
Дорога через Белое Безмолвие
Хальмер-Ю. Мёртвый город за Воркутой.
Югорский полуостров. Усть-Кара.
Югорский полуостров. Амдерма.
Югорский полуостров. Каньонами до Каратайки.
Большеземельская тундра. Месторождения и дороги.
Нарьян-Мар. Город в устье Печоры.
Буран-day в Нарьян-Маре.
Пустозерск. Древнерусский Край Земли.
Усинск. Нефтеград в Коми.
Tags: Крайний Север, Русский Север, Югория, дорожное, природа, событийное, транспорт, этнография
Subscribe
promo varandej november 18, 10:35 95
Buy for 500 tokens
Думая о планах на 2018-й год, лишь один пункт я пока ощущаю константой, своеобразным ДОЛГОМ - это Байконур. После того, как я побывал на Семипалатинском ядерном полигоне, он остаётся моим последним крупным пробелом в Казахстане. Я уже не помню, какая по счёту это будет попытка. Кажется,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments