varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Ясиноватая. Узел Донбасса.



Ясиноватая, вплотную прилепившаяся с севера к Макеевке и Донецку - очередной маленький город (35 тыс. жителей) с огромной (вернее, крупейшей в бывшем СССР) станцией. В отличие от устроенных так же Иловайска и Дебальцево она не отмечена важнейшими сражениями нынешней войны, но канонада здесь по крайней мере всю весну была обычным фоном, как шум машин или гудки поездов. Последний, на обратном пути из показанной в прошлой части Горловки, посещённой мной ДНРовский город, Ясиноватая напоминает не о лете-2014 и не о зиме-2015, а о том дурном тягучем перемирье, дважды подписанном в Минске.

В Ясиноватую мы заехали по дороге из Горловки на минивэне "по заполнению". На подходах к горловскому блок-посту я убрал свой фотоаппарат на дно рюкзака напарницы, но нас не стали проверять. Все эти бесконечные проверки, два задержания, грозный вид людей с оружием, тревожная тишина прифронтовых городов - всё это просто выматывало нервы, поэтому я до последего колебался, стоит ли нам сходить в Ясиноватой. Но вот мелькнули мимо разрушенные войной здания, да горнопроходочный комбайн на постаменте, да пышный ДК в перспективе улицы, и я понял, что всё-таки выходим!

2.


Что представляла собой Ясиноватая в апреле 2016 года? Прямая трасса Донецк-Горловка (и далее в Луганск) у самого въезда в столицу Донбасса проходит между городами Ясиноватая (на востоке) и Авдеевка (на западе), и первая сейчас под ДНР, а вторая с начала августа-2014 - под Украиной. Через развязку на стыке трёх городов регулярно "летает" туда-сюда, в основном по позициям (не стрелять как из жилых районов, так и по жилым районам за два года всё же научились), поэтому трасса непроезжая, этот участок обходят через Ясиноватую и Макеевку. Хуже всего для нас было то, что обстановка здесь накалилась где-то за месяц до нашего приезда: украинцы окопались в Авдеевской промзоне (это не гигантский Авдеевский коксохим, а всякие мелкие склады да базы) и обстановка начала планомерно накаляться. В общем, в Ясиноватой да под вечер безусловно не стоило ходить без согласования, и мы решили повторить то, что уже проделали в Дебальцево. Минивэн высадил нас на окраине, там мы поймали маршрутку да поехали в центр.

3.


В пышной администрации нас опять же отправили к мэру. За месяц до нашего приезда таковым чуть не стал знаменитый Павел Губарев, возглавлявший в феврале-марте 2014 года тогда ещё мирные протесты в Донецке, но что-то не задалось. Нынешний мэр Дмитрий Шеховцов - боевой офицер, даже в лакированном кабинете за большим столом одетый в камуфляж и тельняшку, сразу передал нас похожему на денщика пресс-секретарю. Двери кабинета были нараспашку, и постоянно заходили люди по делам. Вот например зашёл худощавый дедушка с кипой бумаг, то ли чиновник, то ли подрядчик, и посетовал, что отпущенные на ремонт люков доски украли - видел, говорит, что бабушка подмышкой унесла. Дмитрий Сергеевич отвечает в духе "Вы мне голову не морочьте, это какая бабушка должна быть, чтобы двухметровые доски подмышкой таскать? Мне что, у каждого объекта по солдату поставить? Я могу, но мы рано или поздно дальше пойдём, а солдатам люки охранять?!". Пресс-секретарь же на другом конце кабинета быстренько вышел в интернет, ознакомился с моим блогом, и на этом в общем-то визит застопорился: сопровождающего нам дать они не могли, потому что под вечер все военные на фронте; телефон, чтобы позвонить в случае задержания - тоже, потому что в городе заглушена мобильная связь; бумажку какую-нибудь за своей подписью - тем более: "Выразить непротивление вашей деятельности - это одно, а поручаться за вас, брать ответственность - это другое". Пресс-секретарь предложил нам сфотографироваться с мэром, чтобы предъявлять это фото при проверках, а Дмитрий Сергеевич для этих целей даже предоставил своего зама, которому мы пообещали удалить фотографию, как только покинем город. В общем, битый час потратив на поиски решения и уже почти смирившись с мыслью покинуть Ясиноватую ни с чем, мы видимо достали чиновников так, что то ли мэр, то ли его зам наконец предложили нам простое и красивое решение: пойти в милицию да у тамошнего начальника попросить сопровождающего из военной полиции.

4.


Ясиноватское УВД находится на первой улице от железной дороги, от администрации туда минут десять ходьбы, поначалу и вовсе дворами. По дороге мелькают путейские домики, так что расскажу вкратце и историю Ясиноватой: началом её можно считать запорожское селение Ясиновка, но оно теперь в составе Макеевки, собственно Ясиноватая же началась в 1872 с промежуточной железнодорожной станции на линии Константиновка-Юзовка(Донецк)-Мариуполь, отошедшей от магистрали Харьков-Таганрог. Дальше вокруг росли заводы и шахты, посёлки и новые станции, всё более густая сеть путей, и в какой-то момент Ясиноватая вдруг оказалась "узлом узлов" гигантской агломерации будущих Донецка, Макеевки и Горловки, не столько магистралей, сколько бесчисленных промышленных веток. В 1938 году станционный посёлок стал городом, и в общем видно, что Ясиноватая была одним из лучших городов Донбасса - при Украине даже население её сократилось всего-то с 40 до 35 тысяч. А в ДНР она осталась в роли главной станции, особенно после того, как война отрезала от железнодорожной системы вокзал самого Донецка.

5.


Между тем, мы дошли до милиции, или вернее полиции - парадокс, но в ДНР её переименовали раньше, чем на Украине. Фойе встретило нас мешкам с песком, среди которых на скамейке мы добрых полчаса ждали, когда освободится наконец начальник с колоритнейшим именем Юрий Джимович Шост. Наконец, мы прошли и в его кабинет, и чуть-чуть расспросив нас, он вызвал одного из своих сотрудников на машине, в ожидании которого начал было рассказывать, как тут всё начиналось (а на сторону ДНР их отдел в 2014 перешёл практически в полном составе), да не успел - сотрудник военной полиции в тёмно-зелёном камуфляже подъехал довольно быстро. Едем вдоль железной дороги, модерного вида пристройка к УВД неясных годов - скорее всего его ДК или актовый зал:

6.


Такого же неясного возраста хлебозавод:

7.


Да бывший ночной клуб, разрушенный войной:

8.


На параллельной улице, по которой мы ехали обратно - Петропавловская церковь, весьма приятный новодел в духе украинского барокко:

9.


При ней - едва ли не лучшая реклама-проповедь, что я видел. Стих, к которому отсылает плакат, звучит так (синодальный перевод): "Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья":

9а.


Ясиноватая занимает изрядную площадь, и главное - состоит из двух половин, по крайней мере до недавнего времени существовавших почти независимо друг от друга: Станционной на западе и Заводской на востоке. Последняя образовалась уже после войны вокруг основанного в 1947 году Ясиноватского машиностроительного завода, ещё одного (см. прошлую часть) крупнейшего производителя горно-шахтной техники. У завода очень сильный директор Владмир Трубчанин, и говорят, до недавнего времени он не ладил с прошлыми мэрами настолько, что занимался не только заводом, но и всем городским хозяйством своего района, как в царские времена, когда в ведении заводских контор были и посёлки. Заводская часть застроена в основном малоэтажками стиля "пленные немцы", а посредине стоит горнопроходчный комбайн, самое известное изделие здешних машиностроителей. Подобный есть и в Донецке на улице Артёма, да и здесь вообще-то тоже на улицу Артёма смотрит долотом:

10.


Дом на заднем плане весь в оспинах войны - это следы минных осколков. Бульвар за комбайном ведёт к ДК Машиностроителей, того же проекта, что и в Дебальцево - но он, наоборот, войной совсем не тронут:

11.


За ДК, как и положено - парк, в глубине которого скрыта усадьба самого Трубчанина... сходство со старыми заводскими посёлками потрясающее! К ней мы подъехать не сподобились, а по соседству с ДК на опушке парка памятник Горькому и весьма неказистый Владимирский храм, подчёркивающий обособленность от остального города:

12.


Едем дальше по улице Артёма, к выезду на Горловку, вдоль уже виденных с минивэнчика зданий:

13.


На самый край Ясиноватой, откуда виден уже следующий городок - ПГТ Пантелеймоновка (7,7 тыс. жителей), регулярно мелькавшая в военных сводках с Донбасса. А из этих полей в августе 2014 года наступала украинская армия, пытаясь штурмом взять Ясиноватую, вырвать из ДНР её главный транспортный узел и взять Донецк в тиски.

14.


Последствия того отбитого штурма видны невооружённым глазом. Справа от въезда в город обрушенная многоэтажка:

15.


В которую, однако, всё равно возвращаются люди, вставляя в чёрные глазницы новые окна:

15а.


Слева - сгоревшая сталинка конторы ЯМЗ, раньше по факту бывшей и администрацией Заводской части:

16.


Даже не знаю, возможно ли её восстановить:

17.


Но сам завод по-прежнему работает, хотя разрушенные здания есть и на площадке, а в августе-2014 туда даже прорвался один украинский танк. У сгоревшей конторы ещё цел стенд с каталогом машин:

18.


Неподалёку памятный камень погибшим от войны сотрудникам:

19.


Дальше мы поехали во дворы - помимо малоэтажек тут есть и внушительных размеров микрорайон. Во дворе были люди, и когда мы вышли из машины, расчехлив фотоаппарат, весь двор замер, оставив дела, и молча не сводил с нас глаз.

20.


Кроме мужиков на самом верху, которым было не до нас - они отстраивали срезанную взрывом угловую квартиру. Это опять же о том, почему разрушений не так много, как хотелось бы некоторым читателям - многие дыры за год-два успели залатать, и водитель даже показывал нам некоторые многоэтажки, недавно бывшие не лучше этой.

20а.


Выруливам на улицу Артёма и едем назад. В Заводской части есть и свой рынок, под вечер конечно же опустевший:

21.


Возвращаемся в Станционную, то есть центральную, часть Ясиноватой. Практически на въезде по главной улице (которая здесь Орджоникидзе) воинский мемориал:

22.


Это сооружение я издали принял за памятник ополченцам, но оказалось - чернобыльцам:

22а.


Вдали пару раз громыхнуло. Грохот арты не похож ни на гром, ни на салют, вообще ни на что из звуков мирной жизни, кроме разве что взрывов в карьерах. Удары её короткие, но какие-то очень тяжёлые, так что их не столько слышишь, сколько чувствуешь кожей. И конечно, это было не первое место, где мы их слышали, но за первыми залпами последовали вторые, третьи - и в общем с этого момента баханье фронта стало просто фоном всего, что я покажу в Ясиноватой далее.

22б.


Снова проехали мимо администрации и свернули на перпендикулярный главной улице и железной дороге бульвар Ленина. Прямо за администрацией - железнодорожная больница, или вернее только её поликлиника необычной планировки в виде ключа:

23.


Местная площадь Ленина в объятиях Ясиноватского техникума транспортного строительства:

24.


Ильич как бы говорит нам "Всё будет хорошо!", а совсем недалеко от нас рвутся снаряды и строчит пулемёт, на что местные жители даже не обращают внимания:

25.


Рядом очередной Дом науки и техники локомотивного депо 1930-х годов, здесь впрочем уже официально ДК Железнодорожников:

26.


Запечатлённая на вводном кадре "овечка" (паровоз Ов, построенный в 1909 году Брянским заводом) с вагонами - ни что иное, как музей революционный славы, открытый в 1972 к 100-летию станции и вмещавший в трёх вагонах экспозиции о собственно революции, жизни станции при Советах и материалах съездов КПСС. Он закрыт с 1990-х годов по недостатку средств, да и паровоз не в лучшем виде:

26а.


Просторный парк железнодорожников. Совсем недалеко по-прежнему гремели залпы и разрывы, и я прикинул, что дотуда наверное километра 4. Сопровождающий сказал, что два - но по викимапии получилось, что я, как ни странно, определил расстояние точнее.

27.


От вокзала же Ясиноватой, а это меньше 3 километров, были слышны уже не только орудия, но и треск очередей. Водитель, войдя во вкус, решил нас даже свозить до позиций, но дорога оказалась перекрыта практически у привокзальной площади - дальше зелёный частный сектор, где утром и днём мир, а вечером и ночью - война. Так что последним пунктом поездки стал вокзал, в прямой видимости от которого находится и автостанция.

28.


Старый вокзал Ясиноватой, действовавший и после её превращения в гигантский узел, выглядел так и судя по всему был здесь с момента постройки:

28а.


Разумеется, он был разрушен Великой Отечественной, а нынешний вокзал открылся в 1952 году:

28б.


В 2002 он прошёл реконструкцию, и до сих пор выглядит блестяще и снаружи, и внутри:

29.


До 2000-х годов до Ясиноватой были прямые поезда из Москвы, Киева и многих других городов (помимо поездов до Донецка).

30.


Сама же Ясиноватая в центре промышленного района считалась ни больше ни меньше крупнейшей станцией во всём СССР наряду с подмосковным Бекасовом. Она состоит из двух сортировочных парков на западе (31 путь) и востоке (48 путей), а общая протяжённость её путей 147 километров, что немногим меньше, чем дорога отсюда в Луганск. Вот скажем вид с дальней платформы пассажирского парка - а это дай бог если 1/10 ширины всей станции. Только вот теперь всё это пусто. Как сказал старый рабочий из фильма "Дети чугунных богов" - "Прошло моё время!".

31.


Вспомогательные постройки, оставшиеся от дореволюционной станции:

32.


На путях - дизеля, локомотивы и электричка "Лугансктепловоза":

33.


Из Ясиноватой же мы поехали в Донецк на переполненной маршрутке. Раньше это заняло бы минут 20 через Ясиноватскую развязку мимо поста ГАИ, но именно там теперь и бахает каждый день, поэтому мы ехали часа полтора через набившую оскомину Макеевку и районы с другой стороны Донецка.

34.


А с этой электричкой мы ещё встретимся в следующей части, последней о Донецкой и первой о Луганской народной республике, между столицами которых я ехал на поезде.

P.S.
А администрацию, благодаря которой написан этот пост, по непроверенным данным пару дней назад разогнали, уж не знаю за дело ли или (что скорее) в борьбе за власть.

ДОНБАСС-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Дорога на Донбасс через Ростов-на-Дону.
История Донбасса.
Две стороны одной войны.
Реалии Новороссии.
Война с обеих сторон фронта.
Реалии новой Украины.
Памятники войне с обеих сторон.
Украина. Киев, география Майдана.
Украина. Межигорье.
Украина. Гуляйполе, глубинка для сравнения.
Донецкая Народная Республика
Донецк. Общее о городе.
Донецк. Улица Артёма.
Донецк. Севернее центра.
Донецк. Новый Свет.
Донецк. Английская колония и окрестности.
Донецк. Рабочие окраины.
Донецк. Разрушенный аэропорт.
Макеевка. Центр.
Макеевка. Колония.
Макеевка. МакНИИ и Гвардейка.
Саур-Могила и окрестные города.
Иловайск. Узел и котёл.
Новоазовск. Кривая коса.
Новоазовск и Седово.
Дебальцево и Углегорск.
Горловка.
Ясиноватая.
Из ДНР в ЛНР по железной дороге.
Луганская Народная Республика.
Луганск. О городе и ЛНР в целом.
Луганск. Старый город.
Луганск. Камброд и Гусиновка.
Луганск. Верхний город и окраины.
Луганск. Ближайшие окрестности.
Алчевск. Старый центр.
Алчевск. Два новых центра.
Краснодон.
Эпилог. Письма и комментарии.
Tags: "Зона заражения", ДНР и ЛНР, дорожное, транспорт, шахтёрское
Subscribe
promo varandej ноябрь 18, 10:35 80
Buy for 500 tokens
Думая о планах на 2018-й год, лишь один пункт я пока ощущаю константой, своеобразным ДОЛГОМ - это Байконур. После того, как я побывал на Семипалатинском ядерном полигоне, он остаётся моим последним крупным пробелом в Казахстане. Я уже не помню, какая по счёту это будет попытка. Кажется,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments