varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Верхняя Пышма. Медноград.



Верхняя Пышма - город-спутник Екатеринбурга (65 тыс. жителей), куда внезапно сошлись все нити моего путешествия по Югорскому Северу: и брошенные паровозы Трансполярной магистрали, и нефтеграды ХМАО и ЯНАО, и даже показанные в прошлой части вездеходы новой промышленной отрасли. Это классический "корпоративный город", как Нижневартовск или Когалым, только богатство здешнее - не нефть, а медь: базирующаяся в Пышме Уральская горно-металлургическая компания владеет десятками рудников и заводов по всей стране, в своему городу точно так же периодически делает подарки, одним из которых стал едва ли не лучший в России технический музей.

Верхняя Пышма для Екатеринбурга - что Химки или Мытищи для Москвы, вроде и другой город, но "на глаз" этого вполне можно не заметить. УГМК даже планирует протянуть в Пышму трамвай, который в таком случае станет единственной в России на межугородней линией, и екатеринбуржцы лишь уверенно кивают: "Эти - сделают". Но пока что столицу Урала с городом-спутником связуют обычные маршрутки от станций метро "Машиностроителей", "Уралмаш" и "Проспект Космонавтов". Пышминский центр открывает Успенская церковь, построенная в 2000 году на месте предшественницы (1908) - причём снесли прошлый храм не большевики, а вполне законные хозяева - получив изурдованное и обезглавленное здание, его предпочли реконструкировать "со сносом"... но это Екатеринбургская епархия, у неё вообще особый норов. Рядом с церковью ещё должен быть памятник героям Гражданской войны, но я обнаружил на его месте лишь пустую плиту.

2.


Вдали же виднеется мечеть прямо-таки крымского облика, и более того, она здесь не единственная: город начинался с татарских деревень на реке Пышме, ямщицких и кабацких предместий богатого горнозаводского Екатеринбурга, где до сих пор в ходу присказка (произносить с татарским акцентом) "Деньги есть - Балтым гуляем, денег нет - Пышма сидим!". Первым человеком, увиденным мной в Пышме, была пожилая татарка с повязанным по-мусульмански платком. Но к татарской теме вернёмся в конце поста, а пока что пойдём через мост над железной дорогой...

3.


...с другой стороны как на ладони медный завод. Вокруг меди тут и крутилась вся история: месторождение открыл ещё в 1719 году (то есть до появления Екатеринбурга) крестьянин Аверкий Ситников, но до его разработки дело дошло лишь в 1856 году, и выросшая на Пышме слободка называлась попросту Медный Рудник, среди своих "собратьев" остававшийся второстепенным. Да и Горнозаводской Урал тогда скатывался в долгий глубокий упадок, из которого его вывела лишь советская индустриализация: в 1929-34 годах на Пышме был построен завод "Уралэлектромедь", где впервые в СССР этот металл получали путём электролиза. Заводской посёлок в 1946 году получил статус города, а вместе с ним и нынешнее название - для жителя других краёв "деревенское", но на Урале - "горнозаводское", вполне органичное среди прочих Нижних Серг или Верхних Тагилов. С той лишь разницей, что "верхние" и "нижние" на Урале обычно идут парами, а здесь впервые случилось исключение - ни Нижней Пышмы, ни просто Пышмы нет и никогда не было.

4.


И в общем работал себе здешний завод, работал, давая стране медь и отравляя воздух (даже сейчас, после всех модернизаций, на этом мосту, где ветер дул с завода, в воздухе отчётливо ощущался металлический привкус), пока в 1999 году его гендиректор Андрей Козицын не объединился с гендиректором Гайского ГОКа под Орском, бухарцем Искандером Махмудовым, в Уральскую горно-металлургическую компанию. Ныне УГМК включает 26 предпртий, в основном действительно медно-металлургических на Урале, но входят в этот список и "Кузбассразрезуголь" (2-й по величине производитель угля в России), и знаменитый металлообрабатывающий завод в подмосковном Кольчугине, и машиностроительные предприятия в зауральском Шадринске и в далёкой Чехии... В УГМК работает 70 тысяч человек, на неё приходится четверть российского рынка цветных металлов, 2/3 экспорта угля в Европу, а по объёму выручки она вполне сравнима с нефтяными компаниями уровня "сразу после лидеров". И при всём том компания не спешит перебираться в столицы или даже в Екатеринбург, продолжая крепко сидеть в небольшом городе - согласитесь, для России это очень нетипично.

5.


Своей вотчине УГМК сделала немало подарков, и самый известный из них прекрасно виден с моста на фоне заводских цехов и городских новостроек:

6.


Музей "Боевая слава Урала" начался 2005 году, и с тех пор развивается огромными темпами - по словам экскурсоводов, новыми экспонатами он прирастает буквально каждую неделю. Вход в него - с противоположной по ходу нашего движения стороны, у воинского мемориала "Журавли" - если не ошибаюсь, сами стелы поставлены в 1991 году, а капитально отремонтированы и снабжены журавлями они были в том же 2005-м:

7.


В уличную экспозицию вход свободный - она всё равно как на ладони из-за забора, брать плату за вход было бы элементарно невыгодно. Первый сюрприз встречает с "изнанки" мемориала - внезапно, Четыре танкиста и собака! Это один из десяти подлинных танков, снимавшихся в культовом польском фильме, правда не знаю точно, кем он был там - за неимением немецких танков, их роль тоже играли "переодетые" тридцатьчетвёрки. Но пышминский "Rudy" ("Рыжий") на ходу и выезжает на Парад Победы.

8.


Пушки, танки, самолёты, катера... В центре - огромный выставочный павильон (2013):

9.


Не знаю точно, сколько здесь представлено машин, но "на глаз" - две-три сотни (а на момент открытия было ровно десять), и среди них много достаточно редкой техники - где-то реплики, а где-то и подлинники, с трудом найденные и прошедшие сложную реставрацию. Подавляющее большинство экспонатов - российские и советские, оставшиеся - в основном союзников по Второй Мировой, а вот технику стран Оси здесь не держат принципиально. Я наснимал в музее порядка трёх сотен кадров, и показать его более-менее полно не хочу даже пытаться - лишь общие виды да наиболее мне запомнившиеся объекты. Вот такой вид открывается с верхних этажей павильона в сторону ворот - в основном артиллерия и танки, более всего в этом кадре мне запомнились КВ-2 с непропорционально высокой башней (1940, но здесь макет с подлинными элементами) и самолёт МБР-2 ("морской ближний разведчик", 1932) с винтом "над головой":

10.


Рядом с самолётами обнаружилась весьма интересная машина на шасси ГАЗ-АА - авиастартер (1932-35), приводивший в действие их винты на лётном поле:

11.


Вид из другого окна, площадка артиллерии между павильоном и заводом. Увы, я умудрился не сфотографировать одну из главных музейных реликвий их числа первых 10 экспонатов - "Катюшу", проехавшую в 1945 году по Красной площади на "исходном" Параде Победы. Вроде бы она стоит в ряду прочей артиллерии с другой стороны от павильона, а в этом кадре мне более всего запомнились "Смерч" (с множеством толстых труб, которые в совсем другом состоянии я видел в Луганске) и "Эльбрус" (одинокая длинная ракета).

12.


Здесь же DUKW-353, машинка времён Второй Мировой от "Дженерал Моторс", фактически бывшая предком того, о чём я рассказывал в прошлой части - первая в истории грузовая амфибия (сейчас это обязательное свойство вездеходов) и первая в истории машина на колёсах переменного давления, сдувающимися на слабых грунтах, то есть прямой прородитель колёсного вездехода. Всего таких было выпущено больше 20 тысяч, из них около 700 машин попали на советские фронты по ленд-лизу. В этом же ряду ещё танк "Stuart" и самоходная гаубица "Priest", все подлинные и кропотиливо реставрированные в цехах "Уралэлектромеди".

13.


А вот подводная лодка, даже небольшая - всё-таки макет. Технических музеев в России немало, и я из подобных "на все случаи жизни" видел Технический музей в Тольятти, также возникший у проходной АвтоВАЗа, и при сравнении с ним местные любители техники лишь вздыхают "Зато у них есть поводная лодка". Впрочем, в Тольятти её можно было привезти по Волге, а если такое удастся здесь - в пору музеефицировать всю технику, с помощью которой это сделают.

14.


У стены, уходящей с кадра выше влево, обнаружилась и пара довоенных тракторов, тягающих орудия - ближе экзотический "Сталинец-60" из Челябинска и СТЗ-3 из Сталинграда.

15.


С другой стороны от павильона - вертолёты (причём левый и правый обязательно стоят у северных аэропортов как памятники - я видел их в Нижневартовске, Салехарде, Берёзове), военная спецтехника типа дымовых машин, химической разведки или обезвреживания.

16.


Да целая железнодорожная станция с собственным названием Узловая, явно времён какой-то старой войны. Вагончики сгруппированы по темам - прямо у вокзала стоит санитарный эшелон, следом - эвакуационный эшелон, а дальше...

17.


...пожалуй, путь №3 станции Узловая впечатлил меня в этом музее больше всего. Три бронеавтомобиля на железнодорожных колёсах:

18.


И похожие на космические корабли Империи бронедрезина БДТ-35 и мотоброневагон. Первая (а всего их было построено 5 штук) вроде бы даже подлинник:

19.


А второй - макет. Но таких "сухопутных линкоров", огневой мощью и размером экипажа (до 40 человек) вполне сравнимых с небольшими кораблями, было построено всего две штуки, из которых уцелел лишь один - ныне он в подмосковной Кубинке, ну а уральцы здесь как бы "воскресили" его единственного собрата.

20.


Рельсовые монстры стоят между эвакуационным и военным эшелонами, а тягает последний "овечка" под номером 4171. Собственно, она и стала поводом заехать в Верхнюю Пышму по дороге с Югорского Севера (а Верхняя Пышма стала поводом и на Урале ей не ограничиваться)... само собой, лишь поводом, благодаря которому я увидел всё остальное. В общем, вы наверное уже догадались, ОТКУДА она сюда попала в 2013 году:

21.


Хотя ведь не все читают серию с начала, поэтому напомню, что двух собратьев этого паровоза, "рабочей лошадки" ещё царских железных дорог начала ХХ века, я видел на заброшенной станции Таз сталинской Мёртвой дороги, затерянной в дебрях приполярной тайги Ямало-Ненецкого округа. Всего там было 4 паровоза, но два из них совместным усилиями УГМК и администрация Ямала вывезли сюда - здесь они уже не так смотрятся, как среди прорастающих сквозь рельсы деревьев, но зато целее будут.
Судьбу второго "паровоза из Долгого" №6698, вывезенного в 2015-м, мне никто объяснить толком не смог - максимум, предполагали, что он на реставрации. По некоторым данным, на его основе сделан паровоз вот этого бронепоезда БП-43 (типовой времён Великой Отечественной), но за достоверность их не ручаюсь.

22.


Ещё две экспозиции находятся в помещениях, общий билет - кажется, 150 рублей. Первая - в том самом Выставочном центре, на целых трёх его этажах, и самолёты тут ходят косяками, что рыбы в омуте:

23.


Хотя и не только они - на площадке внизу и на лоджиях в три яруса стоят вереницы прочей техники от танка до автомобиля (на верхнем этаже ещё и награды и оружие прошлых веков). Вот например первый советский серийный танк Т-18 1920-х годов - таких сохранилось всего 7 штук, восстановленных из вкопанных огневых точек на Дальнем Востоке. Но старше них - лишь британские танки, за парой которых второй раз за пост отсылаю в Луганск.

24.


А вот - американская самоходная зенитка М16 - около тысячи таких под названием М17 попали в СССР по ленд-лизу. Надо заметить, она идёт вразрез с концепцией музея в широком смысле - такие вполне могли стрелять по нашим самолётам в Корейскую войну.

25.


А вот реально страшная штука - тяжёлый пехотный огнемёт ТПО-50, до сих пор состоящий на вооружении. Оружие (всякое) - одна из самых красивых вещей, созданных человеком, но только если не видеть последствий его применения.

25а.


Есть, впрочем, у музея и "гражданская" часть. Вот этот вот автобус по соседству с тракторами и подлодкой - не экспонат, а транспорт: несколько раз в день, каждые полтора часа, он отправляется на "секретный" уровень комплекса. Две его остановки называются соответственно "Музей военной техники" и "Музей автомобильной техники". Обратно он ходит даже чаще, по заполнению, а "туда" народу набивается как в пригородном ПАЗике в час-пик.

26.


И в общем о причине этих ухищрений догадаться нетрудно - ехать-то пять минут, по прямой полсотни метров, но только автобус ныряет на территорию завода. Цеха я не фотографировал - во-первых нельзя, а во-вторых и нечего особо. Это пристанище для экспозиции временное, однако три машины пока что остались снаружи - их можно увидеть лишь из окна автобуса да от входа с некоторого расстояния, и недолго - стоять между дверью павильона и автобусом не разрешают. Но именно эти машины здесь интереснее всего мне. Рассказывая в прошлой части о вездеходах, я не упоминул их самую радикальную форму - шнекороторные вездеходы, движущиеся не на гусеницах, колёсах или лыжах, а на архимедовых винтах, как бы ввинчиваясь в грязищу. Это, я бы сказал, сверхвездеход - у него неограниченная проходимость по снегу или грязи, но для него непредолимы асфальт и бетон, да и землю шнекоротор рвёт в клочья хуже любых траков. Собственно, их главная проблема в том, что НАСТОЛЬКО вездеходная машина почти нигде и не нужна. Шнекороторный движетель изобрёл в 1868 году в Америке швейцарский эмигрант Якоб Морат, в России уже в 1900-м были известны сани на шнекороторе, первым серийным производством стали "Снежные Дьяволы" на основе трактора "Фордзон" в 1920-е годы, ну а здесь представлен и вовсе опытный ШН-1 1968 года ("санки" под ним - лишь подставка). В СССР такие делал только покойный ЗиЛ, его же изделием была "Синяя птица" (с 1975 года), по изначальной задумке лишь часть поисково-спасательного комплекса из пассажирской и грузовой машин, к которым прилагался и шнекоход, засылавшийся с них в самые труднодустпные места, куда люди не попадают по доброй воле.

27.


Однако по идее кадра выше в моём посте быть вообще не должно, фотографировать на территории завода нельзя. А основная экспозиция - в огромном павильоне, явно переделанном из бывшего цеха. У входа - группка машин 1920-х годов и самолёт "Фарман-4", классическая "этажерка", выпускавшаяся в 1909-16 годах. Такими были и первые самолёты, собранные в России, на рижском "Руссо-Балте" и московском "Дуксе".

28.


Здесь можно оценить масштаб павильона. На переднем плане - пожарный насос Густава Листа, берлинского инженера, в 1856 году переехавшего в Россию и наладившего в 1862 году такое производство в Петербурге. Такие насосы стояли даже на крупнейших военных кораблях царского флота.

29.


Колоритный "Москвич-400-422" (1948-56) с деревянным кузовом - грузоподъёмность их была всего-то 200 килограмм, и деревянными их делали для её расширения, но говорят, такая конструкция прижилась - всё же легко чинящаяся техника как-то ближе русскому человеку, чем не ломающаяся.

30.


Инвалидки и членовозы. На переднем плане трёхколёсная С1Л, выпускавшаяся в 1952-56 годах на Серпуховском автозаводе:

31.


Над членовозами, всеми этими "Чайками" и ЗиСами, нависает ещё и пассажирский катер на подводных крыльях "Волга", разработанный в 1950-е годы.

32.


Почти уникальный микроавтобус "Старт", единственный в советском автопроме пример "инициативы на местах", созданный в 1964 году на автобазе в Северодонецке. Очень своеобразная внешне машина с первым в СССР стеклопластиковым кузовом (так как производили этот материал на тамошних заводах) в массовое производство так и не пошла, реальных преимуществ перед серийными РАФиками в общем-то не имея, но всё же до 1970 года в Северодонецке, Донецке и Луганске успели собрать полторы сотни таких машин,

33.


А так-то и здесь чего только нет - мотороллеры (тут отсылаю в Ирбит с его музеем мотоцикла):

34.


Велосипеды:

35.


И даже советские болиды типа "Формулы-1", по иронии судьбы делавшиеся в Эстонии на Таллинском авторемонтном заводе:

36.


Но как уже говорилось - я показал лишь малую часть того, что здесь есть. Всё же отдельное впечатление - в ощущении, что у музея есть сильный хозяин, склонный к экспансии, и если уж УГМК специально для музея вытащила два паровоза из тех краёв, куда я (с грузом на пару так порядков меньшим, чем вес паровоза) добирался вертолётом да моторной лодкой, не менее интересные машины они в прямом смысле слова достанут из под земли. Сюда можно приезжать раз хотя бы в пару лет - наверняка будет что-то новое, а в перспективе музей должен подрасти ещё примерно вдвое в сторону моста. Рядом строится другой культурный объект - Гастрольный театр:

37.


По Успенскому проспекту, последней улице перед заводом, за музеем расположены офисы УГМК, проходные "Уралэлектромеди" и целый собственный технический университет с памятником инженеру-металлургу Владимиру Грум-Гржимайло (видимо, как-то связан с внедрением электролиза меди?). По другую сторону проспекта - парк и памятник рудокопам-основателям города с глыбой медной руды:

38.


За парком - всяческие спорткомплексы, стадионы, бассейны, все новые и блестящие. Среди них и старый ДК Металлургов, кажется единственный в этом жанре оформленный граффити. Ну что же, не зря Екатеринбург слывёт столицей русского стрит-арта:

39.


Детский садик "Изумрудный город" где-то во дворах - если не подарок УГМК, то следствие его немалых налоговых отчислений в бюджет небольшого города:

40.


При этом УГМК ещё и не единственный источник здешнего богатства. На окраине Верхней Пышмы ещё в 2004 году появился завод железнодорожного машиностроения, к 2010 разросшийся в знаменитые "Уральские локомотивы", акции которых поровну держат наша "Синара" и немецкий "Сименс". Их новые локомотивы типа "Гранитов" (первый в России с асинхронным приводом) и "Синар" на железных дорогах встречаются регулярно, но всё же самое известное изделие - пассажирская "Ласточка", увековеченная даже на заборе. До самого завода я не доехал, он на глухой окраине за "Уралэлектромедью".

40а.


Напоследок - погуляем немного по городу. Хотя прямо сказать, вне музея Верхняя Пышма очень невзрачна - ни старины, ни цельной молодости. Вот пожалуй самый красивый дом города недалеко от музея:

41.


Или вот этот на другой стороне квартала:

42.


В самих кварталах - обычная жизнь уральской рабочей глубинки. Но рядом строятся дома для тех, кому немного не хватило на квартиру в Екатеринбурге (а это почти как квартира в Москве, только для Урала и Западной Сибири).

43.


Под холмом, на котором стоит церковь - остатки Медного Рудника, то есть не самого рудника, а посёлка над ним из незыблемых уральских изб:

44.


Среди которых мне попалась роскошная резная беседка. Как заметил в комментариях Lance-Oliver Koistinen , "удивительна все-таки русская душа: столько труда\денег вложить в резную беседку, а на приведение в порядок окружающее пространство уже ни того ни другого не хватило, заросло все бурьяном".

45.


Есть, впрочем, у Пышмы ещё одна особенность, заметно отличающая её от большинство городов Свердловской области - ярко выраженный мусульманский элемент. Заметнее всего - внушительных размеров Медная мечеть имени аль-Бухари почти у выезда на Нижний Тагил. Мухаммед Бухарский жил в 9 веке и был крупнейшим в истории собирателем хадисов (устных преданий о жизни Пророка), скомпановав из них по сути дела книгу №2 для мусульман-суннитов, за что бухарцев уважают даже в Мекке. Из Бухары, как уже говорилось, и Искандер Махмудов - один из двух основателей УГМК, так что рискну предположить, что Медная мечеть - его фундация, которую можно смело заносить в список бухарского наследия в России. Стиль, правда, османский, может быть турки строили. Репутация у этой мечети, правда, не самая лучшая - в Екатеринбурге много разговоров о попадавшихся здесь силовикам экстремистах.

46.


Ну а всего в 60-тысячном городе три мечети, и как уже говорилось, происхождение их вполне историческое - дольше всего Пышма была обжита татарами, и татар же сюда отправляли в сталинские времена как спецпереселенцев - причём не крымских, а вполне себе волжских. Вторая мечеть "Рахман" стоит у дороги из Екатеринбурга, но внешне совершенно никакая, а вот третья "Рамазан" (1993) весьма живописна - типичный татарский "дом с минаретом", и на глаз ей можно дать и лет на сто побольше:

47.


Она стоит у кладбища, а на самом кладбище храм Александра Невского и могила Александра Козицына - одного из руководителей УГМК, брата её основателя Андрея.

48.


У Верхней Пышмы есть и свой "город-спутник второго порядка" - Среднеуральск, выросший у ГРЭС в 1930-е годы и примечательный конструктивизмом (в том числе сами корпуса станции) и роскошнейшим ДК у озера. О нём подробно читайте у makeev_dv, я же туда добраться не успел. Напоследок - самое загадочное здание Верхней Пышмы, в котором легко заподозрить то ли масонскую ложу, то ли клуб для тайных сходок бонз УГМК, но на самом деле это всего лишь банальная гостиница, которую никак не могут ни пристроить, ни достроить. Такой вот городок чудес вся эта Верхняя Пышма.

49.


Думается - будь в России таких городов хотя бы полсотни, и чтобы больше половины не ресурсами занимались - была бы у нас Америка...

Екатеринбургу и Свердловской области я посвятил несколько дней, но так как мне совсем немного осталось до отъезда в Среднюю Азию, в ближайшее время покажу лишь один объект, завершающий тему экзотического транспорта - Алапаевскую узкоколейку.

СЕВЕР-УРАЛ-2016
Обзор поездки и оглавление серии.

Селькупия
Вертолётом над тундрой.
Красноселькуп.
Мёртвая дорога. Река Таз и брошенные паровозы.
Мёртвая дорога. Посёлок Долгий и поход по линии
Нефтегазовый край.
Железные дороги Югории.
Как добывают нефть.
Ноябрьск. Город нефтяников в краю газовиков.
Когалым. Столица ЛУКойла.
Нижневартовск.
Сургут. Городской пейзаж.
Сургут. Старина и транспорт.
Сургут. Вездеходы "Тром".
Горнозаводской Урал.
Верхняя Пышма. Медный город.
АУЖД. Алапаевск и поезд.
АУЖД. Санкино и бешеные табуретки.
...другие посты будут осенью-зимой.
Tags: "Молох", Урал, дорожное, индустриальный гигант
Subscribe
promo varandej сентябрь 24, 14:08 58
Buy for 500 tokens
-Так-то мы уже месяц в дороге. По Алтаю путешествуем: российский Алтай, монгольский Алтай, казахстанский Алтай... -Пешком что ли? -Почему пешком? Едем на всём, что едется. Так-то я не автостопщик, но что ещё делать, когда автобус дважды в день, а интересное через каждый десяток километров? В…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →