varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Прилуки. Часть 1: Густынский монастырь



Прилуки - город на юге Черниговской области в 120 километрах от Киева, который я покажу лишь в следующей части. А для начала заглянем в один из красивейших на Украине Густыньский монастырь, расположенный в нескольких километрах от города в окружении пасторальной природы. В прошлых двух частях - правобережная Белая Церковь.

В Прилуки, как и в большинство интересных мест окрестностей Киева, маршрутки отправляются с "Черниговской", но прилукское направление тут какое-то особенное и именно туда надо ехать человеку, который хочет получить максимально негативные впечатления о транспорте постмайданной Украины. Маршрутки до Прилук неадекватно дороги (100 гривен, то есть порядка 250 рублей), а трасса Киев-Сумы - неадекватно убитая, и так как это была моя первая вылазка за пределы столицы, я успел подумать, что так теперь везде, и к счастью для своих кошелька и нервов - ошибся.

2.


На пол-дороги - какой-то развекательный комплекс в национальном стиле:

3.


Часовня-вагончик на въезде в Прилуки:

4.


"Деньпобедная" активность разных местных партий:

5.


И машина с тремя полосами на капоте, подозрительно похожими на флаг ЛНР (на самом деле тюнинг М-Стайл - не очень понял, что это, но автомобилисты должны понять):

6.


Впрочем, последние три кадра нам уже не по пути - Густыня находится севернее Прилук, и поворот к ней - с городской объедной. Её название - от слова "густо", по-русски было бы Чаща. Дорога эффектно ныряет в овраг, за которым ожидаешь увидеть таинственные дебри:

7.


Но вместо этого видишь высокую буровую вышку за лесом. На Украине, что не вполне очевидно в бесконечных топливных скандалах, есть свои нефть и газ, в окрестностях Прилук нефть добывают с 1959 года, и ныне Прилуцкий район обеспечивает Украине около 20% нефтедобычи.

8.


В Густыню из Прилук откуда-то ходит автобус, но неудобно и редко. Я взял такси, которое и довезло меня прямо до ворот Троицкого монастыря с капитальным гостевым домом:

9.


История Густыньского монастыря настолько обычная, что мне даже лень её писать (даром что работая сейчас другой рукой над статьёй о монастырях Вологодчины, я таких историй за день расписал три штуки): основан в 1600 году афонским старцем Иосафом, жившим прежде в Киево-Печерской Лавре, быстро обзавёлся ярмаркой и богатыми фундаторами, первыми из которых были владевший здешней землёй Вишневецкие, а затем к делу подключились такие личности, как русский царь Михаил Фёдорович, молдавский господарь Василий Лупу, известнейшие в украинской истории гетманы Сагайдачный, Хмельницкий и Мазепа... затем приключилась екатерининская секуляризация, и в 1791 году монастырь впервые (не считая пары пожаров и разгромов в 17 веке) закрылся. Вновь его открывали в 1841, 1943 и 1993, а закрывали в 1924 и 1959 годах. Важнейшим вкладом монастыря в культуру стала созданная в 1623-27 годах Густыньская летопись, которую нынешние историки характеризуют иногда как альманах: это был не совсем даже научный труд, а примерно то, чем в этом блоге занимаюсь я - вольной компиляцией разных источников с авторской интерпертацией и главами вроде "О происхождении казаков" или "О начале унии".  Но вот облик монастыря куда интереснее его истории - по своему устройству он не отличается от привычных русских "монашеских кремлей", однако - с типично украинской архитектурой.

10.


В первый из четырёх периодов своего существования Густыньский монастырь был мужским, зато в последующие три - женским, и это видно сразу у ворот по характерному марафету. Вот под деревом то ли побелёный колокол, то ли вырезанный по его форме пенёк:

10а.


Кое-где вокруг монастыри остались фрагменты крепостной стены рубежа 17-18 веков - строил её последний фундатор, прилуцкий полковник Дмитрий Горленко, один из самых верных соратников Мазепы, по сути готовивший здесь крепость для войны с Москвой. Крепостная башня явно угадывается и в облике надвратной Никольской церкви-колокольни (1693-1708) с явно более поздним шатром:

11.


Корпус слева от колокольни (если смотреть снаружи) - судя по всему, примерно тех же лет, и в любой момент мог стать казармой с парными бойницами окон:

12.


Она же с внутренней стороны - окна тоже парные, но широкие:

13.


Периметр монастыря - около 750 метров, то есть и размером он с небольшой кремль. Внутри - столь характерный для женских обителей райский сад, где снуют строго поглядывающие на фотографа монахини в чёрных одеждах. На северной стене (мы вышли через западную) ещё одни ворота, по совместительству настоятельский корпус, крепостная башня и церковь Святой Варвары с даже не грушевидным, а каплеобразным куполом, внешне скорее русская палата, чем украинская каменица. Не самое красивое, но самое пожалуй необычное здание обители, к которому не подойти близко ни изнутри, ни снаружи:

14.


Несколько новодельных построек, включая видимо водонапорную башню над колодцем:

15.


В дальней от входа части - три монастырских храма:

16.


Самая простая и скромная из них - приземистая Воскресенская церковь, строившаяся в 1695 году как трапезная, а в 1845 году переделанная в усыпальницу Репниных-Волконских, из которых была и возродившая монастырь в 1841 году Варвара Алексеевна, внучка одного из братьев Разумовских, с которыми был связан последний расцвет Малороссии (см. Козелец). Длнный корпус с наростами часовен смотрится очень занятно:

17.


Главный храм монастыря - Троицкий собор, построенный в 1670-е годы гетманом Иваном Самойловичем в стиле украинского барокко. В 1640 году округу Прилук разорили крымские татары, а когда они ушли, на перекрёстке дорог местные жители обнаружили трёх зверски убитых детей, которых никто не смог опознать - то ли они попали сюда в татарском плену из других краёв, то ли просто были до неузнаваемости изувечены. Их похоронили в монастыре, да в смуте дальнейшей Руины как-то позабыли, пока игумена не начали одолевать сны о мёртвых детях в его обители, просивших перезахоронения. Раскопав могилу, тела убитых обнаружили нетленными, в честь чего и начали строить над могилой новый храм, в который и вложился вскоре гетман Самойлович. Слева виден козырёк подземной усыпальницы Горленко:

18.


Но впечатляет собор не столько снаружи, сколько изнутри необычной формой сводов. Убранство здесь полностью новое, причём обновлялось оно не раз, впервые - с возрождением обители в 1840-х годах, когда был разобран старый иконостас да сделаны новые росписи, скрывшие портреты фундаторов, среди которых были Мазепа и Горленко. В принципе нормальная практика тех времён - ценить подлинную старину тогда ещё не научились, старые храмы не моргнув глазом делали "новыми и красивыми"... но здесь, разумеется, не обошлось без надрывных рассуждений украинских патриотов (например, поэта Александра Конисского) о стремлении "изуродовать (...) всё, что напоминает украинскую самобытность, всё, что не подходит под мерку и вкус московско-византийского монашеского деспотизма и аскетизма". Читая подобное, как-то даже радуешься, что например замазывание в те же годы подлинных фресок 11 века в Новгородской Софии никто не назовёт "уничтожением деспотичной Москвой духа вольного Новгорода". Но и то "антиукраинское" убранство изничтожили беспризорники обитавшего в 1924-43 годах в монастыре детдома; успели ли что-то сделать в 1943-59 годах пущенные сюда фашистами и изгнанные Советами монахини - точно не знаю, а дальше до 1993 года обитель занимал дом престарелых для инвалидов.

19.


Самый молодой в этом триптихе Петропавловский храм построен в 1700 году видимо как часть укреплений, и на мой взгляд самый здесь красивый:

20.


А за церковью видна дверь, ведущая в удивительно тихий уголок между монастырской оградой и болотистой поймой реки Удай, с луговй которой открываются лучшие виды и на саму обитель:

21.


22.


Напротив ворот - монашеское кладбище:

23.


А к Варваринской браме примыкает бескрайнее поле, которое я даже не стал пытаться обойти - то есть на уголок земли за монастырём вроде и есть тропа из внешнего мира, но полное ощущение, что сюда не попасть иначе, как через монастырь, а стало быть это уже и не совсем привычная нам грешная Земля.

24.


Когда-то, с 1622 года, здесь проходили ярмарки, на которых обитель и разбогатела в 17 веке. О тех временах напоминает Казацкая гать, старинная тропа, проложенная по инициативе Вишневецких ещё в 1636 году через удайские болота. Далеко ли она ведёт и можно ли по ней ныне пересечь топи до соседнего села Боршна, я так и не сподобился проверить, но народ, в том числе на велосипедах, курсирует здесь довольно активно - так что видимо можно.

25.


До русла Удая, в общем-то маленькой речки, отсюда ещё далеко, но вокруг - красивые тихие старицы. С гати был снят и заглавный кадр, и в целом этот странный пустой закуток впечатлил меня пожалуй даже больше самой обители:

26.


Отсюда я направился обратно в Прилуки, надеясь что-нибудь застопить по дороге:

27.


Но даже телега предпочла завернуть к складам на краю села:

28.


Странный домик почти за селом, о происхождении которого я ничего не нашёл. Может быть, здесь жили Репнины-Волконские во время визитов в обитель или на охоту в окрестные леса?

29.


Тихий пруд по дороге. За кустами виднелись многочисленные силуэты рыбаков на хлипком самодельном причале:

30.


На объездной я долго стоял и ловил машину, но почти час не подбирали меня ни проезжающие мимо, ни выезжающие со стороны Густыни. В конце концов подвернулась машинка с немолодой четой из Чернигова, довезшая меня до поворота основной дороги в город. Надо заметить, судя по всему страна происхождения на мне была написана крупными буквами, потому что стопом меня стабильно подбирали люди, настроенные пророссийски или нейтрально. Вот и те, кто меня подвозили здесь, сетовали, что у них есть родственники в Тверской области, раньше регулярно в гости ездили друг к другу, а теперь у украинской родни ехать денег нет, а российские родичи приезжать боятся.

31.


Напоследок - пара видов Прилук с объездной. На кадре выше справа налево Никольская церковь-колокольня и пятиглавый Преображенский собор (1705-20), серый купол собора Рождества Богородицы (1806-15), острая башенка женской гимназии начала ХХ века и точно над ней у чёрной трубы главка Сретенской церкви (1889), построенной в память Александра II. На кадре ниже - Ивановская церковь (1865) в бывшем селе, а позже предместье Квашневичи, открывающем исторический центр Прилук со стороны Киева.

32.


Там и начнём прогулку по Прилукам в следующей части.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
Разорванная карта. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь
Переяслав-Хмельницкий. Древняя Русь в музее и городе.
Переяслав-Хмельницкий. Город.
Переяслав-Хмельницкий. Скансен.
Белая Церковь. Город.
Белая Церковь. Парк Александрия.
Прилуки. Густыньский монастырь.
Прилуки. Город.
Нежин. Разное.
Нежин. Старый город.
Седнев. Город Снов.
Ромны.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Малоросское кольцо - посты будут.
Tags: Центральная Украина, дорожное, замки-крепости, природа
promo varandej may 26, 16:04 494
Buy for 500 tokens
Между сугубо художественным вчерашним постом-эпиграфом и предстоящей попыткой вдумчиво описать увиденное, покажу и просто краткий обзор двойного путешествия в Многострадальные земли. Без особых подробностей - просто чтоб было ясно, какие точки на карте скоро появятся в этом журнале. Да, а…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments