varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Прилуки. Часть 2: город



Прилуки (о расположенном близ которых Густынском монастыре была прошлая часть) - в общем-то немаленький (65 тысяч жителей) город в 120 километрах от Киева на самом юге Черниговской области. До революции он входил в Полтавскую губернию, и прямо сказать - там смотрелся бы уместнее: Прилуки - город южный, без характерного "северного" духа Черниговщины. Колорит тут, впрочем, есть и собственный - в окрестностях Прилук добывают нефть, меценат-покровитель города живёт в Москве, а "количество синей и жёлтой краски(с)" удивляет даже на фоне остальной Украины. И хотя долгая история города столь же обыкновенна, сколь и его название, достопримечательностями Прилуки не обделены.

Город из конца в конец, от выезда на Киев до выезда на Сумы, пересекает  Киевская улица, доходящая до дома №467, а центр - где-то в её середине. Севернее неё начинается склон к пойме речки Удай, южнее - большая часть города. По ней со стороны Киева я и въехал сюда на маршрутке, которую покинул при виде первых же старых домиков:

2.


Среди которых оказался и небольшой Мемориал Вечной Славы с горой цветов:

3.


А неподалёку домик Олега Кошевого, где самый известный герой Молодой Гвардии родился в 1926 году. Двумя неделями раньше я видел другой его дом, тоже музей, в ЛНРовском Краснодоне.

4.


Сам же этот район - ещё не центр, а старинное предместье Квашинцы, образовавшееся из давным-давно приросшего к городу села:

5.


Над ним нависает Ивановская церковь (1865), построенная на месте сгоревшего храма Мазепы, со свойственным ему нарциссизмом регулярно строившего церкви и усадьбы в честь различных святых Иванов.

6.


На боковой Земской улице - занятая музыкальной школой старая синагога, внешне вплоть до цвета почти такая же, как в Белой Церкви. Евреи из 18 тысяч населения уездных Прилук составляли чуть меньше трети, и это по меркам тогдашней Украины было немного.

7.


Земская служит по сути дела границей Прилук и бывших Квашинцев, и синагога стоит на её городской стороне. Дальше по Киевской начинается добротная уездная застройка:

8.


Вот например, в модерновом особняке городского головы Кисловского - краеведческий музей с памятником местному литературоведу и педагогу начала ХХ века Василию Маслову:

9.


Или городской совет, скорее всего бывший городской или земской думой и на момент постройки:

10.


А про обилие национальной и националистической символики я предупреждал ещё в "шапке" поста. Прилуцкая "фишка" - жёлто-голубые отбойники и гидранты:

11.


За админстрацией уездный город "перехлёстывает" через Киевскую, и более того - это старейшая часть Прилук. Центральные площади образуют весьма чёткую систему. Напротив начала уходящей на юг Вокзальной улицы лежит широкая Центральная площадь между двух парков, названных в честь рождённых в Прилуках героев войны - слева Ивана Дубинского (но с памятником почему-то Шевченко с кадра выше), справа - Олега Кошевого:

12.


Затем площадь сужается, и в парке слева увековечены "афганцы", а в парке справа - "чернобыльцы":

13.


Впереди Соборная площадь, что по ней в общем-то видно:

14.


Недавно она была площадью Ленина, в центре её стоял типовой Ильич, но его заравняли, выкорчевав даже пенёк-постамент.

14а.


Справа - уголок самодержавия. Весьма оригинальная внешне, похожая больше на кирху церковь Александра Невского построена в 1889 году как памятник Александру II. Рядом недостроенная реплика арки, оригинал которой видимо появился в 1787 году к визиту Екатерины II и был снесён при Советах - по крайней мере, подобная арка сохранилась в Новгороде-Северском. При обоих монархах украинской самобытности сильно "закрутили гайки", и не исключаю, что воссоздание арки остановилось после Майдана по идеологческим причинам (хотя могу ошибаться).

15.


А собор Рождества Богородицы (1802-17) холодного ампирного вида, построенный после большого пожара 1781 года на месте двух деревянных церквей, служит связующим звеном двух площадей:

16.


Открывая непропорционально огромную (150 на 70 метров) для небольшого города площадь Иосафа Белгородского с памятникому этому святому из Прилук, большую часть жизни проведшему в Малороссии, а умершему в 1755 году в сане епископа Белгородского. Был он из казацкого рода Горленко, внуком того самого полковника Дмитрия, верного соратника Мазепы, укреплявшего Густынский монастырь к войне с Москвой.  Памятник Иосафу поставлен в 2011 году, к столетию канонизации:

17.


Последняя небольшая площадь ответвляется отсюда влево, к памятнику Владимиру Мономаху над обрывом удайской поймы: в его "Поучении" под 1071 годом впервые упоминаются Прилуки. До 2012 года к памятнику прилагалась ещё и высокая бетонная стела, уж не знаю, кому помешавшая.

18.


На другой же стороне Иосафовой площади - главный архитектурный ансамбль Прилук у бывшей резиденции Гната Галагана. Последний был полковником из старого чигиринского рода казацкой старшины, этого фактически служилого дворянства, и сюда попал в результате двойного предательства: как и многие казацкие полковники, он выступил в 1708 году на стороне Мазепы, но поняв, к чему катится дело, метнулся назад и чтобы выслужиться перед Петром I, вырезал Запорожскую Сечь, в тот момент представлявшую собой по сути дела "дом инвалидов" (в смысле - отвоевавших своё старых ветеранов) украинского казачества. И если средневековые полководцы помогшего им предателя казнили первым, Пётр I простил Галагана и отдал ему в 1714 году Прилуки, откуда сбежал в Бендеры оставшийся верным Мазепе полковник Дмитрий Горленко. Позже резиденция Галаганов переместился в одну из красивейших на Украине усадьбу Сокиринцы, а последний в роду Григорий Галаган прославился в конце 19 века как меценат от просвещения. Ну а храмовый ансамбль в Прилуках (1705-1720) начал ещё Горленко, а закончил уже Галаган:

19.


На кадре выше - Никольская церковь-колокольня, аналогов которой в украинском зодчестве я и не припомню. Башня в ней была изначально, но нынешний облик приобрела в 1817 году после пожара, так что теперь церковь, словно герои истории из прошлого абзаца, двулична, к русскому ампирному собору обращённая ампирной башней, а к украинскому барочному - такой же по стилю апсидой:

20.


В Преображенском соборе красивый интерьер с резным иконостасом (правда, новодельный), а снаружи мне запомнились современные детали:

20а.


Наконец, тут есть ещё и "секретная локация" - прямо с территории собора между заборов чьих-то хат дорожка ведёт к небольшой каменице (1708). Каменицы - украинский аналог палат, от последних принципиально отличающиеся планировкой, как изба от хаты. Естественно, в таком домике крестьянских размеров не поместился бы целый полковник - рядом стоял деревянный дворец, а полное название этой каменицы Полковая казна, или Арсенал Галагана - в ней на случай пожара хранились всякие ценности. Рядом - могила некоего Неизвестного Казака:

21.


Вернувшись к собору и пройдя его двор насквозь, я пересёк запущенный Шевченковский сад, где мужик косил траву, а то ли старшеклассники, то ли студенты с нивелиром (!) готовились к субботнику:

22.


Улица на другой стороне называется Садовой, но от другого парка. Она примечательна парой руин - левее парка огромный дом статского советника Шкуратова (1904), по совместительству женская гимназия, а при Советах школа №4... увы, из-за густой зелени полная "вещь в себе", и почему целая школа оказалась заброшенной - мне не очень понятно:

23.


С другой стороны - бывшая Хоральная синагога, при советах кинотеатр, в состоянии ещё худшем:

24.


Она стоит на углу Соборной улицы, проходящей через ту самую арку:

25.


Возвращаемся на шумную Киевскую, которая по эту сторону исторического центра до революции была Роменской:

26.


Огромная белая гимназия №1 неясного времени постройки, запомнилась мне не столько зданием, сколько "выпускными" рисунками на асфальте под ним:

27.


27а.


А во дворе гимназии притаилась ещё одна каменица, на этот раз Скоропадских - правда, не знаю точно, как именно этот казацкий род, прославившийся задолго до УНР и Гражданской войны, связан с Прилуками. Но каменица у них покрупнее да попышнее, чем у Галаганов, хотя и явно не в первоначальном облике.

28.


Напротив через Киевскую ностройка и многоэтажка напоминают о том...

29.


...что Прилуки ещё и немножечко нефтеград. Хотя на территории нынешней Украины лежит один из старейших нефтедобывающих районов мира, всё же ныне сам факт нефтедобычи здесь - скорее курьёз, и Украина по добыче нефти где-то в середине первой сотни. Тем не менее если нефть есть - то почему её не добывать, и мелкие месторождения разрабатываются в разных концах страны. В Прилуках добыча ведётся с 1959 года, на район приходится 20% нефтедобычи в стране... и 60% промышленного производства в Черниговской области, которой Прилуки служат главным донором бюджета (хотя конечно не нефтью единой - есть здесь ещё автозавод, табачная фабрика и много других производств).

30.


Дальше просто дома и люди по Киевской:

31.


32.


33.


В паре километров от центра - церковь Святого Пантелеймона (1904) на подворье Густыньского монастыря:

34.


К которому я ехал из центра на такси. Севернее по следующей улице - огромная деревянная церковь Трёх Святителей (1878):

35.


36.


Да странноватый домик близ неё. Эту часть Прилук знаимает в основном одноэтажный частный сектор:

37.


Поэтому теперь вернёмся в центр. От памятника Шевченко и администрации с бандеровским флагом (кадры №9-10) на юг уходит улица Юрия Коптева, по которой я решил идти на вокзал. Неподалёку Театральная площадь с весьма своеобразным архитектурным ансамблем вполне дореволюционного вида, но на самом деле 1920-х годов. Городской Дом культуры заложен в 1910 году как театр Бродского - местного купца, не связанные между собой напрямую обладатели этой фамилии отметились в самых разных городах Украины. А достроен был (граница старой и новой частей здания хорошо видна) лишь к 1930 году:

36.


Уездного вида дом-флаг напротив содержит на фасаде надпись "19 ЖБК 28", то есть построен в 1928 году и принадлежал видимо стройкомбинату.

39.


На площади - памятник знаменитому советскому актёру Николаю Яковченко:

40.


И прежде чем уйти с улицы Коптева, расскажу про её полученное в 2011 году название (прежде она был Переяславской). Коптев - это уроженец Прилук, то ли ещё в советское, то ли уже в постсоветское время преуспевший в Москве (вроде бы он один из главных в небезызвестном "Дон-Строе"), но корней не забывший и регулярно помогающий городу то ремонтом какого-нибудь социального заведения типа больницы, то новым памятником вроде того же Яковченко и благоустройством территории при нём. Изменилось ли что-то после Майдана - я не знаю.

41.


В целом же Прилуки - один из самых ухоженных городов Не-западной Украины:

42.


Опрятными, но скучными дворами и улицами я вышел к Дворцу Пионеров на опушке Городского сада, заложенного ещё в 19 веке - это по нему, а не по Шевченскому парку, называется знакомая улица Садовая, начинающаяся неподалёку.

43.


Самое впечатляющее у дворца - вентялиционные шахты сзади:

44.


За парком - промзона, по разные стороны которой вокзал и автовокзал. Я сначала сунулся на первый. Здание построено в 2002 году, и сейчас странно вспоминать, что в те времена вокзалы-новостройки крупнее силикатного сарая казались чем-то выдающимся.

45.


Действующая с 1892 года станция Прилуки принадлежит Южной железной дороге, а следующие станции уже Юго-Западной, поэтому нормально уехать отсюда можно только в Нежин, а прямых поездов на Киев или Чернигов то ли вообще нет, то ли есть разок-другой в сутки, и хотя на вокзале довольно людно, мне ничего подхлдящего не нашлось.

46.


Ещё в Прилуках есть аэродром, способный принимать любые самолёты вплоть до гигантской "Мрии"... но он военный - тут была одна из крупнейших в СССР база дальней авиации, в 1990-х частично утилизированной, а частично перелетевшей в Энгельск под Саратовом. Давно ходят разговоры о создании на основе аэродрома международного аэропорта, но пока что воз и ныне там.
Поэтому я пошёл на автовокзал, рядом с которым обнаружил лежбище микроавтобусов, на одном из которых и уехал в Киев за те же неадекватные 100 гривен. На заборе промзоны между вокзалом и автовокзалом - такое вот оптимистичное граффити:

47.


И в целом Прилуки - интересный городок, но когда вопрос стоит о вероятности более никогда не вернуться на Украину, понимаешь, что есть места и поинтереснее. Недалеко от Прилук можно было заехать на пол-дня в Качановку, пожалуй самую роскошную усадьбу исторической Малороссии (если не всей Украины), где вроде бы даже можно остаться ночевать.

Но я вернулся в Киев, а утром следующего дня отправился в соседний с Прилуками Нежин, о котором - следующие 2 части.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
Разорванная карта. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь
Переяслав-Хмельницкий. Древняя Русь в музее и городе.
Переяслав-Хмельницкий. Город.
Переяслав-Хмельницкий. Скансен.
Белая Церковь. Город.
Белая Церковь. Парк Александрия.
Прилуки. Густыньский монастырь.
Прилуки. Город.
Нежин. Разное.
Нежин. Старый город.
Седнев. Город Снов.
Ромны.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Малоросское кольцо - посты будут.
Tags: Центральная Украина, дорожное
promo varandej апрель 26, 15:58 34
Buy for 500 tokens
Примерно до 2013 года я путешествовал круглогодично, в темпе "по неделе в месяц". С тех пор всё изменилось, и я начал ездить сезонами - несколько долгих, от пары недель до пары месяцев, путешествий с середины весны по середину осени и зима в сидячем положении за компом. К весне у меня…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 84 comments
Эта часть мне понравилась больше, чем предыдущая.
А что касается нумерации, то на Ставрополье номера домов за 400 можно встретить не только городах, но и в крупных сёлах (например, в Этоке). А в Ставрополе на улице Серова, если не ошибаюсь, нумерация доходит до 621 .

varandej

January 9 2017, 15:43:53 UTC 4 months ago Edited:  January 9 2017, 15:44:26 UTC

Стало интересно, на какой улице в России или бывшем СССР самые большие номера домов.
Самое большее, что я видел - 550-е дома в Алма-Ате, причём не в самом конце улицы.
Причём это ведь с длиной улицы не всегда коррелирует, в частном секторе номера меняются гораздо быстрее, чем в микрорайоне.

Антон Уманский

4 months ago

varandej

4 months ago

Антон Уманский

4 months ago

dima1989

4 months ago

Антон Уманский

4 months ago

Alexandra Ponomarenko

4 months ago

varandej

4 months ago

М-м-м-м, но зачем Прилукам международный аэропорт? :)
Для лоукостеров же. Победа будет летать из Перми и Нижневартовска в Пизу и Прилуки!
Соборная - значит, наверное, бывшая Ленина
В советское время называлась улицей Советской (c 1925 г.). Историческое название была возвращено в 2001 г.
Улицей Ленина до 2001 г. называлась теперешняя Киевская, которая исторически (XVIII-XIX вв.) делилась на две части: с запада в сторону центра - Киевская (позже Нежинская), далее на Восток - Роменская. Позже обе части были объединены в одну единую улицу Нежинско-Роменскую. В самом конце XIX века эта же улица была переименована в Александровскую, двумя десятилетиями позже в улицу Карла Либкнехта (в 1919 г.), а в 1924 г. в улицу Ленина.
Спасибо, исправил!
В начале 2000-х исторические названия довольно активно возвращали в Киеве и на Средней Украине.
...о вероятности более никогда не вернуться на Украину...
Чего так?
Посещение ЛДНР, конечно.
Собственно, эта поездка изначально и имела цель "увидеть самое интересное, пока не забанили".
До єтого біли анонимом?

tairovskiy

4 months ago

Ты уж извини, но я тебя уже не успеваю не то, что комментить - читать :-) Реально, скорость выкладки постов - впечатляет.
Любопытна церковь на снимке 20. Мазепинское барокко известно широко, а так бы мог выглядеть "мазепинский ампир", например...
При всей одиозности украинского ленинопада, возвращение Соборных и Преображенских улиц на свое место конечно замечательно и верно. Особенно в небольших старых городках с историей. У нас с этим по-прежнему швах. "Сверну на Уборевича, пройду по Палаческой и Гермафродитской"...-/
Вот мне тоже так кажется. Хотя в целом дореволюционная топонимика в большинстве городов была такой же унылой и искусственной, названия улиц сводились к "царским" (Николаевская, Александровская, Екатерининская), "престольным" (Рождественская, Сретенская и т.д.) и "географическим" (по уездным городам и соседним губернским), да и создавалась так же искусственно вместе с регулярными планами 18 века. Исключений очень мало.

А что касается Ильичей, то я недавно пришёл к выводу, что их функция - назидательная. Как напоминание, что бывает с чересчур проворовавшимися и некомпетентными чиновниками да чересчур оборзевшими олигархами. Как в Донецке шутили про переезд администрации в 1970-е годы: "Им лучше смотреть в зад Шевченко, чем в глаза Илиьчу".

mmnt

4 months ago

soullaway

4 months ago

mmnt

4 months ago

soullaway

4 months ago

mmnt

4 months ago

soullaway

4 months ago

Josef Kats

4 months ago

mmnt

4 months ago

mmnt

4 months ago

soullaway

4 months ago

mmnt

4 months ago

soullaway

4 months ago

mmnt

4 months ago

soullaway

4 months ago

mmnt

4 months ago

Josef Kats

4 months ago

mmnt

4 months ago

soullaway

4 months ago

Josef Kats

4 months ago

mmnt

4 months ago

mmnt

4 months ago

soullaway

4 months ago

tairovskiy

4 months ago

soullaway

4 months ago

tairovskiy

4 months ago

soullaway

4 months ago

tairovskiy

4 months ago

soullaway

4 months ago

tairovskiy

4 months ago

georwg

4 months ago

tairovskiy

4 months ago

Дмитрий

3 months ago

makeev_dv

4 months ago

Josef Kats

4 months ago

soullaway

4 months ago

Дмитрий

3 months ago

varandej

4 months ago

soullaway

4 months ago

Josef Kats

4 months ago

varandej

4 months ago

mmnt

4 months ago

Josef Kats

4 months ago

soullaway

4 months ago

Josef Kats

4 months ago

Димбас

4 months ago

Josef Kats

4 months ago

varandej

4 months ago

Josef Kats

4 months ago

varandej

4 months ago

Josef Kats

4 months ago

dima1989

January 9 2017, 19:59:20 UTC 4 months ago Edited:  January 9 2017, 20:23:18 UTC

Кстати, в Прилуках помимо нефти есть также машиностроительный завод, выпускающий пожарные машины. Известная история с захватом "Правым сектором" КАМАЗом тоже с ним связана - шасси машин в начале 2014-го поступили из России для заказа пожарной техники, а дальше...
Так вот почему городок такой богатый и зализанный.
У города что называется все звёзды сошлись. И нефтедобыча, и куча производств, да и влиятельный спонсор из Москвы. Интересная а какая у него главная отрасль? Всё таки думаю что не нефтянка, а допустим табачная фабрика.
В самом городе основные производства - да, табачка, и еще завод по выпуску цементовозов
Большое Вам спасибо.
С интересом читаю путевые заметки об Украине и, наконец-то, дождался очереди родной Черниговской области.
Пожалуйста, сделайте рассказ о Чернигове (если вы там были). Я вырос в этом городе, но сейчас, по определённым причинам, попасть на Украину не могу. Интересно, что там изменилось за те пять лет, что я не был.

varandej

January 10 2017, 09:16:23 UTC 4 months ago Edited:  January 10 2017, 09:17:32 UTC

Про Чернигов рассказ обязательно будет, но позже, скорее всего уже в феврале - я уезжаю на неделю через несколько дней, выложить его полностью до отъезда не успеваю, а разрывать долгим перерывом не хотел бы.
Здание станции оригинальное.

rolland_92

January 10 2017, 19:22:03 UTC 4 months ago Edited:  January 10 2017, 19:23:44 UTC

Спасибо! С удовольствием прочитал о городе который часто проезажаю и в который так и не заеду.
Хотел сказать, что памятник Яковченку такой как и в Киеве, но нет. Разница есть.
"Недалеко от Прилук можно было заехать на пол-дня в Качановку, пожалуй самую роскошную усадьбу исторической Малороссии (если не всей Украины), где вроде бы даже можно остаться ночевать."(с) - когда я там был, то и правда вроде бы во флигиле была гостиница.
А по поводу нефтедобычи и Прилук, то край от этого города до Ромен у меня как раз с последней и асоциируеться (в том числе, среди прочего). Если это расстояние проезжать атомобилем, то практика показывает обязательно встретишь спец. технику "Укрнафты" подразделений Чернигов/Сумы нафта.
"перелетевшей в Энгельск под Саратовом."(с) - Энгельс.
Еще больше это встретишь, если ехать не на Ромны, а в "тупичок" области - Варву

rolland_92

2 months ago

Что то не могу с соц сетях этим постом поделится
Два кольори мої, два кольори,
Оба на полотні, в душі моїй оба,
Два кольори мої, два кольори:
Червоне — то любов, а чорне — то журба.


Называть черно-красный флаг бандеровским - также глупо, как триколор - власовским
По поводу ж/д сообщения Прилук с Киевом. Дело вообще не в стыковке ЮЖД и ЮЗЖД. Стыков дорог полно, в других местах поезда ходят.
Но как писали выше, что Прилукам повезло в некоторых вопросах, так не повезло с ж/д в пассажирском плане:
- дорога идет в меридиональном направлении, разветвления на север принципиально не меняют ситуацию и не направлены в сторону Киева
- соответственно, прямая автодорога позволяет ощутимо ускорить проезд в Киев.
- в городе ж/д не электрифицирована, и что по Гребенке, что по Нежину нужна смена тягового состава, что в случае с пригородом подразумевает смену состава в целом.
В итоге по ж/д в Киев - неэффективно и долго. Но дешево. Пользуется, на самом деле, немалое число народа. Но те, кому надо сэкономить или некуда спешить. Основной массив - автотранспорт