varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Нежин. Часть 2: Старый город



Старый город Нежина (предместьям которого была посвящена прошлая часть) - довольно странное зрелище: вполне привычная для Средней Украины и России архитектура здесь представлена с совершенно европейской плотностью. В треугольнике размером 1 километр на 300 метров подобралось 8 церквей, базар, остатки крепости, неплохая коллекция уездной архитектуры и целый Греческий квартал времён торгового расцвета 17-18 веков. В Средней Украине по числу достопримечательностей на единицу поверхности Старый Нежин уступает разве что Киево-Печерской Лавре.

Итак, в прошлой части мы дошли до моста через Остёр по Московской улице. Перейдя мост, оказываешься на чрезвычайно бойком месте. Когда-то это был Московско-Киевский тракт, почтовую станцию которого я показывал неподалёку, и проходил он аккурат между городом и казацкой крепостью. Город, как и раньше, тут справа:

2.


А на месте крепости встречает Коммунальный рынок, вполне достойный своими масштабами среднеазиатских базаров:

3.


У входа на базар - бывшая электростанция (1914-16) в редком для промышленной архитектуры стиле украинского модерна:

4.


В прошлой части я кратко рассказывал историю Нежина, упустив, правда то, что датой основания города считается 993 год. Тогда это был заурядный городок, в летописях фигурировавший как то Нежатин (1078), то Уненеж (1147), а затем разрушенный монголами и опустевший на века. В 1320 году Черниговщина отошла Великому княжеству Литовскому, в 1385-м упоминается какая-та жизнь на Нежинском городище, в 1502 Черниговщину отвоевала Москва, и существующий ныне город был основан именно под московской властью в 1514 году.

5.


Как я понимаю, ситуация здесь была примерной той же, что и в Белой Церкви парой сотен лет позже: фактически за Десной лежала "серая зона", которую не очень-то контролировали ни Москва, ни Литва и сменившая её Польша, зато прекрасно контролировали жившие по обе стороны границы казаки. И видимо поэтому вдали от царской и панской власти в Нежине стала складываться торговая вольница. Речь Посполитая, утвердившись здесь в 1618 году, уже в 1625 дала Нежину Магдебургское право, а на староство наложил свою Медвежью Лапу (таково было его прозвище) коронный гетман (это как министр обороны) Николай Потоцкий. Но для польской империи Нежин был весьма нетипичный элемент - настоящий купеческий город.

6.


В состав России он вошёл крупнейшим из городов Малороссии, с 12-тысячным населением в полтора раза превосходя Киев, и разумеется сделался одной из горячих точек Руины - гражданской войны многочисленных гетманских партий, охвативших казацкую Малороссию после смерти Богдана Хмельницкого. В 1663 году в Нежине прошла Чёрная рада, названная так из-за того, что к участию в ней была первый и единственный раз допущена чернь (на самом деле - рядовые казаки), и несмотря на многочисленные (и вполне кровавые, не то сейчас) драки в раде её итогом стало избрание гетманом Ивана Брюховецкого. Последний сам был когда-то слугой Хмельницких, которого возвысил сын Богдана Юрий. Избранный чернью, он занял поначалу пророссийскую позицию, затем начал становиться всё более и более многовекторным, наконец прогнал московских воевод и подался в протурецкий стан и в 1668 году на переговорах со своим главным противником Петром Дорошенко, к тому времени из протурецкого стана сместившимся в пропольский, был убит собственными казаками.

7.


Но как бы много параллей с нашим временем не давала Руина, она была не вечной. В Нежине мир наступил в 1675 году, и последующие несколько десятилетий стали его золотым веком, хотя со звания крупнейшего города Малороссии его потеснил пошедший в стремительный рост Киев. Процветание Нежина держалось на трёх ярмарках - Троицкой, Покровской и Всеядной (на Пасху), каждая из которых длилась по три недели. Здесь неплохо торговали местные ремесленники, но главное - схезжался деловой люд от Пруссии до Персии. На нежинских ярмарках торговались крымская соль, азовская рыба, астраханская икра, сибирские меха, немецкий фарфор, турецкий табак, индийский шёлк, английское сукно, молдавское вино (да и французское тоже)... причём московские купцы в Нежине традиционно имели куда больший оборот, чем киевские.

8.


И если в большинстве городов и местечек бывшей Речи Посполитой торговля   держалась на евреях, в крайнем случае татарах или караимах, то в Нежине процветали именно славянские купцы. Но был это город со множеством торговых общин, самой влиятельнной, но не единственной из которых быстро сделалась греческая. У меня даже закралась мысль, что именно по образцу Нежина создавались города типа Одессы - здешний опыт многонационального торгового города безусловно был известен и Елизавете Петровне, и Екатерине с Потёмкиным. Нежин, таким образом - протоптип Новороссии в историческом смысле этого слова, Одесса допетровских времён.

9.


И скорее всего именно Новороссия и оттянула на себя нежинскую торговлю - из числа богатейших городов Российской империи он выбыл именно с конца 18 века, к началу ХХ века превратившийся в уездный "крепкий середняк". Однако нажитое осталось в культурном уровне - помимо того, что в Нежине учился Гоголь, родом отсюда были миссионер и богослов Иоанн Тобольский (1651), полководец Пётр Витгенштейн (1768), мореход Юрий Лисянский (1773), "отец космонавтики" Сергей Королёв (вернее, родился он в Житомире, а тут провёл ранее детство), актриса Мария Заньковецкая (1854), актёр и певец Марк Бернес (1911) и ещё много величин сугубо украинской известности.

10.


На рынок я пришёл не за колоритом (на самом деле сколь мне нравятся азиатские базары, столь же я не люблю российские и украинские рынки), а именно за историей: он непрерывно существует уже более двух веков, с 1802 года, на месте бывшего замка, который был основан в 1625 году для польского гарнизона, не раз перестраивался и наконец в 1797 году сгорел. Более того, по базару раскиданы даже отдельные замковые постройки - на кадре выше виден кирпичный амбар (возможно, пороховой погреб), а прямо посреди базара над невыносимо вонючими рядами живых куриц нависает Богоявленская Замковая церковь (1721), храм бывшего гарнизона:

11.


Причём даже звонницу и купол к ней пристроили лишь в 1826 году, а при советах она служила рыночным холодильником. И если в недрах азиатских базаров нередко попадаются мечети, то церковь посреди действюущего рынка я вижу едва ли не впервые.

12.


Труднее всего оказалось найти примыкающий к рынку вплотную Острог, то есть крепостную тюрьму, где даже посидел на пересылке "украинский Робин Гуд" Устим Кармелюк, в 1813-35 устроивший небольшую крестьянскую войну в Подолии. Когда именно он тут сидел - сказать сложно, так как арестовывали его не раз, но он неизменно сбегал, пока в конце концов один подольский шляхтич не убил его из засады серебряной пулей. В нежинском остроге ныне станция скорой помощи, но прямо сказать - внешне он откровенно невзрачен:

13.


За базаром есть ещё небольшая треугольная Покровская площадь, которой видимо место в прошлой части - фактически это уже предместье Ковалёвка вокруг почтовой станции. И видимо храмом Ковалёвки служила Покровская церковь (1757-65) с необычным двухярусным куполом:

14.


Буквально в тени которой притаилась ещё и Никольская церковка (1743), похожая на вынесенный слегка в сторону придел - видимо её зимний храм:

15.


Теперь снова пересечём базар на Московскую. На другой её стороне - старые торговые ряды:

16.


Увидев. что я фотографирую, меня весьма убидительно окликнул через улицу сторож. Я подошёл, готовясь к неприятному разговору о целях фотосъёмки, но сторож несмотря даже на мой московский говор (а на Украине его вычисляют сразу в 9 из 10 случаев) лишь показал мне симпатичный флюгер на другой стороне улицы:

16а.


Вдали за Остром видна Преображенская церковь, у которой мы закончили прошлую часть. А на "фасаде" улицы - Греческий магазин 18 века с роскошными старыми решётками ставень:

17.


И Греческая аптека (1777):

18.


С музейным уголком внутри:

19.


За ними начинается уже и Греческий квартал. Инородчские общины, на которых держалась торговля, были в бывшей Речи Посполитой не редкостью - как армяне во Львове и Каменце-Подольском, караимы и татары в городах ВКЛ или вездесущие евреи: при слабости собственного купечества, магнаты приглашали в свои вотчины торговать иные народы. В Нежине такой общиной оказались греки, и когда и как они здесь оказались - точных сведений нет: возможно, просочились под Россией в "серую зону"; возможно, такой эксперимент провернули поляки, подселив в свежевозвращённый православный город православных купцов; возможно, греки были посредниками в торговле между Россией и Западом, отрезанным от неё фронтами войны, а может, это просто были друзья Хмельницкого, нажитые в турецком плену. Как бы то ни было, в 1657 году Богдан Хмельницкий издал универсал (распоряжение) о благоприятствовании греческим купцам и невмешательстве в их дела. У нежинских греков был свой магистрат, в 1696 году оформилось Греческое торговое братство, а к середине 18 века в городе жило чуть менее 2000 греков, 7% его населения. Однако с упадком здешней торговли греческая община растаяла буквально на глазах - к середине 19 века греков здесь оставалось около двухсот, а к началу ХХ века они разъехались все до последнего.

20.


Но зато стоит как стоял комплекс греческих храмов, с годами ставших обычными приходами. У них довольно своеобразная архитектура, совсем не похожая на вычурное украинское барокко... впрочем, маленькие, лаконичные и изящные греческие церкви узнаются и в новороссийских городах. На кадре выше на переднем плане Троицкая церковь (1733), на стенах её вроде бы сохранились надписи по-гречески, но я их так и не приметил:

21.


Рядом самая маленькая, старая и самобытная внеше Михайловская церковь (1719-29):

22.


И самая крупная церковь Всех Святых 1780-х годов, по сути целый Греческий собор. Она оказалась открыта, и я зашёл внутрь - там оказалась красивая лепнина:

23.


И очень необычный новодельный иконостас в виде креста. Нестандартное оформление, государственный флаг да сбор пожертвований на помощь армии выдаёт Киевский патриархат или Автокефалию.

24.


Но сохранились от Греческого квартала не только храмы. Чуть дальше церквей по главной в квартале улице Гребинки (№21) стоит внушительный Греческий магистрат (1785), ныне занятый жилым домом:

25.


Почти напротив церквей (№18) - первая в Нежине школа Греческого братства (1697), с упразднением магистрата ставшая Александровской гимназией. В её библиотеке были книги 16 века, в том числе сочинения Демосфена, изданные в Венеции в 1503 году. Нынешнее здание (1817) с советских времён служит жилым домом:

26.


И более крупная, так как обучала уже, видимо, не только греков, женская гимназия (№24), при советах ставшая швейной фабрикой (но действующая гимназия занимает квартал за ней):

27.


Как нередко бывает, самые яркие свои памятники греческая община оставила уже в период начавшегося экономического упадка и исхода, возможно надеясь таким образом удержаться на плаву. В 1870 году Греческий магистрат был упразднён, чуть раньше или чуть позже Нежин покинули последние греки. На окрестных улицах может быть есть и другие дома, в которых они когда-то жили. Вот эта грязная улочка, кстати, была улицей Ленина, а стала улицей Небесной Сотни:

28.


Так что выйдем из Греческого квартала к главной в старом городе пешеходной улице Гоголя, начало которой отмечают два сквера. С "греческой" стороны - скверы Любы Гуниной с памятником этой советской военной лётчице, родившей в Нежине, а сбитой в 1943 году над Беларусью.

29.


На краю сквера торгуют с рук янтарём. Второй в Европе янтарный район после Пруссии - Украинское Полесье, ныне знаменитое своей нелегальной добычей промышленных масштабов, так что в прессе его называют даже Янтарной народной республикой. Соваться в те болота, думаю, поопаснее, чем в Донецкий аэропорт - если вояки потащат разбираться, то бандиты скорее просто тихо зароют. И может быть, мне попался здесь на глаза отголосок тех промыслов... или же просто подделка:

30.


Со стороны базара к скверам примыкает длинная узкая площадь Заньковецкой, на дальнем конце которой уже нам знакомая по прошлой части почтовая станция. Посреди - внушительный сталинский фасад какого-то административного здания:

31.


А напротив, через улицу Гоголя от сквера Губиной - сквер Заньковецкой с памятником (1993) актрисе:

32.


Длинное здание за ней, опоясывающее храм - это первый этаж сгоревшего в начале ХХ века старого Магистрата 1780-х годов, приспособленный под торговый ряд. Он заканчивается явно более поздним деревянным павильоном, в котором обитает Хор ветеранов. На правах хохмы предположу, это тот самый Народный театр, что Заньковецкая создала в Нежине ещё в 1918 году. Если это так - то перед нами редкий (если не единственный) образец здания времён УНР, то есть как в Прибалтике -  архитектура Первой республики:

33.


А сам храм, крупнейший и старейший в Нежине - свидетельство его торгового расцвета. Никольский собор (1655-68) строился в годы Руины, но даже тогда Нежину хватило средств возвести каменную церковь высотой 55 метров. Фактически, это был первый храм освободившейся от поляков Малороссии, ставший и первым (не считая храма-башни в Олевске) образцом архитектуры украинского барокко, которой Левобережье и интересно в первую очередь. Исходный образец стиля - и один из самых красивых, я бы сказал, что превзошли этот собор лишь построенные полувеком позже храмы Мазепы. Более того, собор и в истории отметился - как местой той самой Чёрной рады:

34.


К собору прилагается ещё и ДК, перестроенный в 1946 году из зимнего храма Иоанна Предтечи 1840-х годов. Впрочем, может быть это и ошибка - дореволюционных фотографий я так и не нашёл:

35.


Наконец, ещё один, самый обширный сквер, на который глядит фасад ДК - это сквер Гоголя с первым в мире памятником Николаю Васильевичу (1881), поставленным всего-то через год после московского памятника Пушкину.

36.


Но в сквере имени себя бронзовый Гоголь не одинок. Памятник советской милиции, отряд которой полёг в бою с махновцами, поставили аж в 1991 году, и не удивлюсь, если и декоммунизируют столь же "своевременно":

37.


Теперь, разобравшись со скверам, пойдём по улице Гоголя уже не сворачивая - идти-то от базара до площади меньше километра, но как часто бывает в Старых городах, путь (в первую очередь за счёт показанного выше) может растянуться на часы. На боковой улице - фасад медколледжа в заднии гимназии Крестинской начала ХХ века:

38.


За которым впечатляет крытый переход:

39.


И студенеческая активность на заборе:

39а.


Напротив сквера Гоголя, в каре корпусов - монастырь со звучным названием Назарет Богородичий:

40.


Церковная лавка с кадра выше - обезглавленная Петропавловская церковь (1814-17), а в глубине Назарета, занимающего целый квартал - высоченный Благовещенский собор (1702-16). Монастырю не повезло при Советах, а раньше он славился далеко за пределами Нежина из-за своих икон - особо чтимой "Всех скорбящих Радости" и написанным в Риме эпохи ренессанса (1435) Успением. Увы, не знаю, что с ними было дальше, а сам монастырь потихоньку восстанавливается:

41.


За сквером Гоголя видна сталинка районной администрации, как и положено - уже в предместье: на месте улицы Батюка проходила стена городских укреплений, разделявшая Старый Нежин и Ковалёвку.

42.


Ещё одна сталинка (собес) дальше по Гоголя, а за ней сквер с памятником Лисянскому. Последний вместе с Крузенштерном в 1802-06 годах возглавлял первое русское кругосветное плавание, и в его честь до сих пор называется один из Гавайских островов. Я как-то привык, что русские мореплаватели были выходцами в основном из купеческих городов Русского Севера... но Нежин на них чем-то похож.

43.


Последняя на нашем пути церковь Иоанна Богослова 1750-х годов, высокая и заброшенная:

44.


Дома по улице Гоголя:

45.


А вот знаковое для Нежина в обоих ипостасях здание - бывшее Купеческое собрание (1899), а ныне университетская библиотека. При ней есть музей редкой книги, в который попали те самые фолианты из старых гимназий, включая тома Платона (1513), Гомера (1544) и Вергилия (1589).

46.


И как часто бывает в старых постсоветских городах - гуляя здесь, даже и не задумаешься о том, что когда-то город был ещё красивее. Хотя изменилось в Нежине по сути не так уж много - лишь колокольни посносили да сгоревший в войну частный сектор у Остра заменился на силикатные хрущобы.

47.


Да и главный в городе Успенский собор (1762), стоявший за нынешней Площадью, вполне мог замыкать перспективу улицы Гоголя, но разрушен в советское время.

47а.


А по деревьям в конце улицы Гоголя развешаны писанки:

48.


49.


Да скворечники уже на Площади... кстати, помимо нежинского огурца (см. прошлую часть) есть ещё и нежинский голубь, выведенный в 19 веке.

50.


Я уезжал из Нежина на электричке столь переполненным впечатлениями, что сев в последний вагон, на вокзале Киева не понял, что это уже вокзал, и простояв полчаса, чуть не уехал обратно, соскочив в Выдубичах, и вместо очередной прогулки по столице посвятил вечер общению с другими постояльцами хостела, среди которых я оказался единственный турист, а остальные приехали в Киев из областей - работать.

В следующих 4 частях надо бы рассказать про Чернигов, да не успею - через три дня уезжаю на неделю в Питер, и не хочу разрывать рассказ. Так что покажу ещё в этом блоке маленький, но колоритнейший городок Седнев под Черниговом и (если успею) куда более дальние, но ещё более колоритные РомнЫ.

По ссылкам-превью - другие посты, затрагивающие тему постсоветских греков.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
Разорванная карта. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь
Переяслав-Хмельницкий. Древняя Русь в музее и городе.
Переяслав-Хмельницкий. Город.
Переяслав-Хмельницкий. Скансен.
Белая Церковь. Город.
Белая Церковь. Парк Александрия.
Прилуки. Густыньский монастырь.
Прилуки. Город.
Нежин. Разное.
Нежин. Старый город.
Седнев. Земля Снов.
Ромны.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Малоросское кольцо - посты будут.
Tags: Центральная Украина, дорожное

Featured Posts from This Journal

promo varandej april 26, 15:58 35
Buy for 500 tokens
Примерно до 2013 года я путешествовал круглогодично, в темпе "по неделе в месяц". С тех пор всё изменилось, и я начал ездить сезонами - несколько долгих, от пары недель до пары месяцев, путешествий с середины весны по середину осени и зима в сидячем положении за компом. К весне у меня…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
..бывшей Речи Посполитой торговля держалась на евреях,...
..то в Нежине..
А откуда они в Нежене с 1648 года то?
По Зборовскому договору им запрещалось селится на этих землях.
Запрет был снят при Екатерине.
Вообще-то в посте речь шла про греков, а не про евреев.

rsi_12_k

6 months ago

varandej

6 months ago

rsi_12_k

6 months ago

Грустно как-то.
От чего?

taira_koremochi

6 months ago

Богоявленская Замковая церковь посреди рынка:
Использовался в советское время как рыночный холодильник

17. — Греческий магазин к. 18 века.

Греческие надписи на Михайловской церкви:


сталинский фасад какого-то административного здания
Бывший Госбанк СССР, ныне занимаемый «Приватом».

За ним опоясывающее храм длинное здание
На счёт театра Заньковецкой смелое предположение (в городе был летний театр), но более точно известно, что там находилось здание магистрата XVIII века, сгоревшего в начале XIX века. От него остался первый этаж, который использовался как торговые ряды.

38. — В здании раньше была женская гимназия Г. Ф. Крестинской.

церковь Иоанна Богослова 1750-х годов, высокая и заброшенная:
Ныне используется как архив.

Следует отметить, что при советах снесли не только колокольни, но и главный храм города — Успенский собор (1761), взорванный в 1934 г., ныне на его месте прокуратура.
.
Спасибо, внёс в пост! Про театр это скорее на правах хохмы, да и относилось только к той зелёной дощатой пристройке.

dip_c

4 months ago

Илья, в Полтаве посреди базара также был громадный собор, взорванный уже при Хрущеве. Сейчас на его месте - общественный туалет.
Блин, это уже трэш самый настоящий...

fatowlet

6 months ago

varandej

6 months ago

Пара кадров сразу напомнила фото киевской знакомой - она из Нежина на автобусе добиралась к родителям в деревню. Места в Полесье воистину великолепны - сохранилась даже заброшенная ж/д с полуразрушенным вокзалом и скульптурами лосей. Правда, местняк бухой и мусорящий, как и везде.
Если не изменяет память - в центре торговых рядов многих древнерусских городов были церкви. Навскидку вот сразу не скажу. Ростов Великий? Новгород?

16а - Точно такой же флюгер в Александрове на улице Ленина. Неужели я не обратил внимание? Это был первый "новорусский" дом на месте сожженной купеческой деревяшечки...
Кострома! Церковь Спаса в Рядах не то чтобы просто вписана в торговый комплекс, но и какое-то время РПЦ её арендовала у городского торга за символическую плату.

yapet

6 months ago

Имелись в виду действующие рынки с существующими церквями, а не исторические места.
Внёс это пояснение в пост.

Кстати, насчёт Александрова не помню, может даже и видели.
Нежинские греки ещё в начале 19 века переместились в Одессу и Херсон (а в меньшей степени - в Петербург), в Одессе даже целая Нежинская улица есть. Остаток общины до конца 19 века тихо ассимилировался. Но коньком Гимназии высших наук в Нежине были именно древние языки, так что её выпускники были приравнены к обладателям университетского диплома и могли преподавать греческий и латынь в гимназиях да семинариях. Не исключаю, что среди преподавателей гимназии были и местные греки.

На 20 фото вдали притулился раритетный грузовой "Мерседес-Т2" начала 70-х годов.
М-да, много чего в Нежине есть! Тако, о чём и не подумал бы. Аж захотелось туда.
>>В нежинском остроге ныне станция скорой помощи, но прямо сказать - внешне он откровенно невзрачен:>>

На фото 13, наверно, флигель тюремного замка, т.к. по В. Вечерскому главное здание - двухэтажное.


Но тоже суровое! Только руст и сбитые сандрики слегка скрашивали здание .
Интересный город с нетривиальной историей.

kurosava_ad

January 12 2017, 06:26:28 UTC 6 months ago Edited:  January 12 2017, 06:29:32 UTC

Добавлю свои пять копеек на популярную тему "были ли церкви на торгу": В Пскове на Новом Торге (то есть нынешнем, а не времен республики), стоят аж три церкви - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы от Торга, Церковь Святителя и Чудотворца Николая от Торга и Церковь Святых Первоверховных Петра и Павла с Буя, которая хоть и названа не по торгу, а по древнему кладбищу, но к Торгу непосредственно примыкает. Не помню точно, но где-то читал о крайней важности наличия церкви на торжище, если не ошибаюсь, для заключения сделок (аналог нотариуса), хранения ценностей и денег, а также ростовщичества.
Сам город очень интересный, напомнил ак раз Псков своей концентрированностью))
"где-то читал о крайней важности наличия церкви на торжище, если не ошибаюсь, для заключения сделок (аналог нотариуса), хранения ценностей и денег, а также ростовщичества."

Интересно. В Европе (по крайней мере в Бенилюкса) эти функции обычно размещались в ратуше, которая в 9 случаях из 10 была размещалась на главной торговой площади. Иногда было отдельное здание типа палаты мер и весов (waag). А вот крытых торговых рядов наоборот не было. Рынок - это просто пустая площадь. Были разве что временные деревянные ларьки, которые, конечно, не сохранились. Исключение - рыбные ряды (visbanken), которые строились из кирпича и камня, и могли быть весьма монументальными. Во многих городах были и рыбные биржи (vismijn), фактически - крытые оптовые рыбные рынки. Также в специальных закрытых помещениях (vleeshal) торговали мясом, и, конечно, сукном (lakenhal). Но последнее более характерно для позднего средневековья. А вот торговых помещений типа русских торговых рядов - капитального здания с отдельными "ячейками" для разных торговцев - не было.

Правда уже с конца 17 века роль рынков стала снижаться. Торговля начала перемещаться с открытых рыночных площадей, в специализированные магазины расположенные вдоль торговых улиц (как правило, улиц ведущих отправлено городских ворот к центру). Этот процесс был частью революции потребления (она же - трудолюбивая революция) 17-18 веков. По мнению некоторых историков, именно эта революция (а не промышленная, которая была следствием) означала коренной перелом европейской экономической истории.

Интересно, как протекал этот процесс в России? Мне кажется, что рынки дольше сохраняли свою роль. Но, возможно, как раз за счет того, что благодаря инфраструктуре торговых рядов они стали чем-то вроде торговых центров avant la lettre. Хотя я думаю, что специализированные торговые улицы к концу 19 века были и в России. Кто-нибудь может прояснить?

P.s. прошу прощения за столь пространные рассуждения. Просто я занимаюсь городской историей, и мне очень интересно сравнивать разные городские культуры, искать сходства и различия.



varandej

6 months ago

kneiphof

6 months ago

mmnt

6 months ago

Josef Kats

6 months ago

mmnt

6 months ago

kurosava_ad

6 months ago

kneiphof

6 months ago

kurosava_ad

6 months ago

насчёт соборов и церквей в центре торга.

Белгород - Преображенский собор до революции был почти полностью окружён торжищем. так, к слову.
Имелись в виду действующие рынки с существующими церквями, а не исторические места.
Внёс это пояснение в пост.
Классный журнал, спасибо! Читать - не перечитать.

Такой вопрос, а на какую часть Украины больше всего похожа Беларусь? (по колориту, атмосфере, языку, архитектуре)
По языку - мне сложно сказать, я плохо воспринимаю говоры.
А по общей атмосфере и сохранившейся архитектуре - Волынская, Житомирская, Черниговская области, в общем то, что ближе всего.
Как мы все поняли одинаково и дружно решили вспомнить церкви на рынках в старину) я первым делом представила себе Параскеву Пятницу на Охотном ряду.
из барочных храмов больше всего пока нравится "украинское барокко" и "торопецкое".

вопрос не совсем по теме, а вот интересно, как часто встречается брусчатка и булыжная мостовая именно в украинских райцентрах" помимо областных городов ?
А мне - сибирское :) Но в нём нет больших соборов.

В Западной Украине очень часто, в остальной - как у нас или чуть чаще.