Заранее детально изучить регион в теории, рассчитать маршрут по дням и часам, купить все билеты, забронировать все гостиницы, прозвонить все те объекты, в которые нельзя просто взяти и прийти. Отчасти эта привычка была обусловлена нелюбовью к автостопу и боязнью застрять за тридевять земель без обратного билета. Всё это, однако, не значило, что я не умел импровизировать - помню, как в 2010-м году, когда мой поезд опоздал на 4 часа из-за смерча и я не успел на курсирующий раз в сутки автобус с телефонной записью, я за часок, буквально на коленке, без интернета (!) перепланировал маршрут так, что увидел всё намеченное и вернулся в срок. Импровизируется тоже как-то легче, когда всё знаешь заранее...
Года этак до 2013-го я крайне редко добровольно отходил от плана. После больших неприятностей в Казахстане выбраться в Россию, обнаружить у себя три лишних дня и рвануть на Алтай искать Беловодье - это для меня было что-то из ряда вон. Переломным стало, пожалуй, путешествие в Казахстан и Киргизию в 2013-м году: в Алма-Ате я жил не один и мне было очень хорошо, а на киргизскую часть маршрута я заложил несколько резервных дней как специально под те пункты, о которых узнал лишь на месте.
Со временем длина и сложность путешествий увеличивались, количество свободного времени уменьшалось, да и забирался я во всё более и более глухие места, о которых просто слишком мало известно, чтобы что-то планировать наперёд. Всё проработать и забронировать заранее мне уже физически не хватало времени и нервов. Вдобавок, долгие путешествия стали богаче на встречи, и порой эти встречи стоили остановок в пути. Стержень маршрута ещё не стал гибким, но уже начал вибрировать с весьма заметной амплитудой. И наконец этим летом на Севере белая красавица "Клавдия Еланская" сломала этот стержень на куски.
Весеннее путешествие в Закавказье было от начала до конца распланированным, и распланированным так качественно, что в нём нашлось время и приключениям, и отдыху, и общению, а каждый день видя в Азербайджане и Иране что-то яркое и новое, я почти не уставал.
Осеннее путешествие в Закавказье - совсем иное. Вот позади 3/4 Армении, причём половина знакомства с Хайастаном делалась из Еревана, а половина - в довольно мудрёном маршруте по южным областям. А впереди? Что впереди? Я толком пока и не знаю.
Ну, надо изучить север Армении от Гюмри и Дилижана до Алаверди.
Ну, собираюсь я в Турцию, по тому её углу, что побывал в составе России - Карс, Артвин, Игдир...
Между Арменией и Турцией, не имея на руках иранской визы, можно проехать лишь через Грузию. Но как? То ли из Алаверди на Тбилиси, то ли из Гюмри в Джавахетию. Из Джавахетии легко прыгнуть сразу в турецкий Ардаган, но мне хочется недельку-другую поотдыхать в Батуми. Куда, однако, удобнее ехать через Тбилиси, но я не хочу слишком глубоко погружаться в Грузию, понимая, насколько она отдельная тема. А может из Тбилиси ещё сгонять на несколько дней в Азербайджан? От обилия вариантов натурально рябит в глазах.
Ну ладно, а что делать после "нашей" Турции? В постсоветские пределы возвращаться, и домой через аэропорт Звартноц или Военно-Грузинскую дорогу? А может двигаться в "не нашу" Турцию и в Москву лететь из Стамбула? Анкары? Антальи? И ехать туда - поездом, меланхолично глядя в окно, или же с остановками на всяких древностях, переплыв озеро Ван на пароме? Там одних только осколков Западной Армении наберётся на хороший маршрут... А может и вовсе снова податься на визу Ирана, махнуть в Исфахан и Тевриз и полюбоваться через Аракс на Худаферинские мосты Карабаха? Вообще на всё забить, отпустить бороду и ехать по земле автостопом в Таиланд? Нет, вот последнее не про меня точно!
Психологически путешествие без плана даётся мне тяжеловато. Но я пытаюсь проникнуться таким методом. Вряд ли это превратится в мой новый стиль, но для своей многолетней тезы я нашёл хорошую антитезу, и может их синтез поможет мне преодолеть кризис жанра.
А что ближе вам в дороге - планирование или импровизация?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →