Название "дворец Ширваншахов" сложно даже прочесть, не то что выговорить. Поэтому лучше разложить его на множители: Ширван - средневековое государство на Великом Шёлковом пути, один из исторических предшественников Азербайджана, а ширван-шах - соответственно, его правитель. Ширваншахский дворец - одна из главных достопримечательностей Ичери-Шехера (бакинского Старого города) наряду с показанной в прошлой части таинственной Девичьей башней. От неё и пойдём ко дворцу мимо средневековых мечетей и купеческих особняков в азербайджанской вариации модерна.
Главная улица Крепости, как старожилы называют Ичери-Шехер - бывшая Большая Минаретная, с 1939 года переименованная в честь композитора начала ХХ века Асафа Зейналлы, до 1939 года. Её участок у подножья Девичьей башни, своей рафинированной туристичностью напоминающий Красную площадь, я показывал в прошлой части. Сегодня лишь оглянемся назад от упакованной в строительные леса и потому оставшейся за кадром Лезгинской мечети (1168), да пойдём от башни вдаль:
2.
По соседству стоит Джума-мечеть, как следует из названия - центральная в Старом городе:
3.
Считается, что она стоит на месте зороастрийского храма, но в общем это довольно сомнительно: Баку как портовый город вышел на историческую сцену уже в исламские времена. Нынешнее здание мечети как минимум третье по счёту, и построено в 1898 году на средства местного купца Гаджи Шейхали-бека Дадашева:
4.
У большинстве мечетей Ширвана вообще и Ичери-Шехера в частности внутри лишь каменные стены и своды. Здесь богатое время оставило богатый декор:
5.
Предыдущее здание мечети 17 века постройки, впрочем, было куда интереснее - конический купол, спускавшийся почти до земли. Ни в Закавказье, ни в Средней Азии я такого не видел, и не так хорошо знаю исламский мир, чтобы предполагать, в какой стране искать истоки такой формы.
5а. картина Алексея Боголюбова
На задворках мечети высоко торчит минарет (1437-38), оставшейся от ещё более старого здания, про облик которого неизвестно уж совсем ничего.
6.
В основание минарета вделан камень начала 14 века с текстом указа монгольского ильхана Улджейту от освобождении Баку от ряда налогов. В том числе, что особенно впечатляет в наше время - от налога на нефть. Но я тех надписей не разобрал, а мой взгляд гораздо больше привлекла верхушка:
7.
В прихрамовой лавке - аравийские благовония и духи:
8.
Напротив мечети - Ханский караван-сарай 12 века, как и прочие караван-сараи, к улице Асафа Зейналлы обращённый задворками. Ведь в те времена, когда эти караван-сараи строились, чтобы сделать такой кадр мне пришлось бы стоять по колено в каспийской воде:
9.
Ныне в древней гостинице - ресторан, больше всего впечатляющий тентовым куполом:
10.
По соседству с мечетью - ещё и красивейший в Ичери-Шехере дом купца Гани Мамедова (1908), преуспевшего в торговле хлопком и перевозках по Каспию. Построен он на месте медресе 17 века, от которого остался маленький портал у подножья:
11.
И в целом Старый город хоть и сохранил сам пейзаж узких извилистых улиц, также был накрыт сполна нефтяным бумом - на улицах этих стоят в основном высокие дома начала ХХ века.
12.
Как например дом Рамазановых (1895) на небольшой площади за мечетью Сеида Яхья Муртуза (17 век):
13.
В чём преуспел купец Рамазанов, я так и не разобрался, а по словам экскурсовода, проходившего мимо с русскоязычной группой, в оформлении особняка хозяин использовал мотивы азербайджанских ковров. В целом, Рамазановский дом наверное можно считать манифестом местной ветви "национального модерна":
14.
Про это здание я никакой информации не нашёл, но оно явно на несколько десятилетий постарше. По казённому виду я бы предположил, что здесь размещались какие-то органы Бакинской губернии, переехавшие сюда в 1859 году из Шемахи:
15.
А чуть поодаль стоит ещё одна мечеть шейха Ибрагима (1414-16), в которую я, кажется, зря не зашёл - снаружи у неё ни минарета, ни портала, зато внутри, если верить карте, двор в половину квартала. Впрочем, судя по почти полному отсутствию фотографий этого двора в интернете, моя ошибка вполне типична для туриста:
16.
Улица Асафа Зейналлы по мере удаления от Девичей башни неуклонно сужается, постепенно теряясь в лабиринтах Старого города. Но больше впечатляют узкие переулки, уходящие от неё выше по холму:
17.
Один из них выводит на небольшую площадь:
18.
На террасе над которой стоит здание, способное поспорить с Девичьей башней за звание "старейшего в Баку". Когда была построена Девичья башня - единого мнения нет, а разброс дат гуляет от тьмы веков до 14 столетия. Время постройки же мечети Мухаммеда известно из надписей на её стенах - 1078-й год:
19.
Это старейшая целиком сохранившаяся мечеть во всём Азербайджане и... своего рода матрица Ширванской архитектуры - с разницей в сотни лет здешние минареты отличаются друг от друга лишь размером да декором у площадки:
20.
Минарет Мухаммед-мечети, впрочем, особенный. Он имеет собственное название Сыныг-кала - Повреждённая башня: в 1723 году, во время Персидской кампании Петра I, к Баку подошла русская эскадра, и после отказа города сдаться, открыла огонь. Одно из ядер разбило верхушку древнего минарета, и тот час же, по местному преданию, вдруг начался шторм, отогнавший корабли в открытое море. Починили башню лишь в конце 19 века, причём очень качественно, но разница камня, отличающегося возрастом на 800 лет, видна невооружённым глазом:
21.
А вот - уже другая Бигляр-мечеть (1895), она же мечеть Тахмаспа - согласитесь, архитектура минаретов при такой же грандиозной разнице в возрасте, схожа до дежа-вю:
22.
Рядом - какой-то очень симпатичный домик:
23.
И огромная лестница, ведущая наверх:
24.
Вровень с вершиной Девичьей башни:
25.
К подножью Ширваншахского дворца:
26.
Суровый и каменный, он напоминает скорее средневековые замки Северной Европы, чем персидские дворцы с их тенистыми садами и фейерверками орнаментов и резьбы. Скорее всего, он выглядел так не всегда, но дело в том, что ширваншахской резиденции откровенно не повезло. Шах Ахситан I из династии Кесранид перебрался в Баку в 1191 году после того, как Шемаху - старую столицу в стороне от караванных дорог и направлений главного удара кочевников, - разрушило землетрясение. Ахситан I и начал строить новую резиденцию, но в 1258 году Баку заняли монголы и ширваншахи сделались вассалами ильханов Тебриза. Вернуть независимость смогла лишь следующая династия Дербенди в 1410 году, и достроить дворец стало для них делом чести. Скорее всего, во дворце успел поширваншахствовать Халил Уллах I, с которым связан высшей расцвет Ширвана, уже в те времена снабжавшего нефтью весьма исламский мир. Но уже 1501 году его сын Фаррух-Йасар I был казнён, а внуки стали вассалами южных соседей - на этот раз Сефевидов, объединивших Иран и утвердивших его религией шиизм. В 1538 году они и вовсе низложили Дербенди, но в 1578 году их наследник Абу Бакр вернулся сюда с османской армией. Азербайджанцы и турки, то есть шииты и сунниты, близкие по происхождению и языку, воевали в те века отчаянно, но в конечном счёте серьёзно подвинуть оформившуюся в 16 веке границу не удалось ни одним, ни другим. Тогдашнее вторжение турок в Персию было самым успешным, в турецком Баку успело вырасти целое поколение, но в 1602 году Сефевиды вернулись и снова взяли своё. Дворец Ширваншахов не то чтоб был разрушен, но видимо сгорел, и в его огромных зданиях теперь лишь гулял морской ветер. Ширваншахи окончательно стали историей, биклярбекам (наместникам) хватало резиденции попроще, и даже бакинские ханы в 1747 году предпочли построить себе новый дворец поменьше (см. прошлую часть), чем возиться с восстановлением гигантских руин. Так и лежал Ширваншахский дворец в Старом Баку мёртвым грузом - ни починить, ни разрушить, ни даже на стройматериал не разобрать - лишь купол в 1723 году пробило ещё одно ядро русской эскадры... Под Россией дворец Бакихановых стал штабом и казармами бакинского гарнизона, дворцу Ширваншахов же военное ведомство нашло другое применение - склад. И хотя вояки изрядно переделали его, уничтожив в том числе остатки резного убранства, они сберегли сами здания от посягательств другой силы - церкви, присмотревшей дворцовый холм под постройку кафедрального собора. О том, что Ширваншахский дворец - это культурная ценность, впервые заговорили в 1918 году, в короткий период Азербайджанской демократической республики, утвердившейся здесь на турецких штыках. Тогда успели сделать первые научные обмеры дворца, а уже в АзССР началась его планомерная реставрация... На стенах дворца всё пережитое оставило немало следов:
27а.
А на лестницу глядят Врата Мурада, также известные как Восточный портал - они были построены в 1585 году, то есть являются полноценным турецким памятником в Азербайджане:
27.
Дальше - огромное грузное здание собственно дворца:
28.
И спуск вдоль стен с бойницами, построенных русскими военными в 19 веке:
29.
Территория дворца представляет собой "лесенку" из трёх дворов - с запада на восток, снизу вверх банно-хозяйственный, религиозно-мемориальный и церемониально-жилой. Складами служил последний, и кадр ниже снят с широкого пандуса, построенного в 19 веке для заезда повозок. Пандус выводит на маленький дворик, столь невзрачный, что я его даже и не сфотографировал толком, где встречает касса с мягко говоря неприятным (12 манат, то есть 500 рублей) ценником для иностранцев.
30.
С одной стороны от дворика - Диванхане, то есть Зал собраний:
31.
Устроен он довольно необычно - ворота из дворика приводят внутрь ротонды, глядящей в широкий замкнутый двор без иных входов. Он мог быть и приёмной, и судилищем - словом, местом для посторонних в пределах дворца:
32.
Ротонду некоторые считают мавзолеем ещё и Фарух-Йасира I - последнего Ширваншаха, казнённого лидером Сефевидов Исмаилом Хатаи. Во всяком случае суры Корана на её резных воротах (больше речь о тех, что с позапрошлого кадра) имеют отчётливый мемориальный посыл.
33.
У входа в жилые покои общую суровость разбавляют лишь настенные ковры:
34.
Изначально во дворце было 52 комнаты на двух этажах, но когда он служил складом, многие помещения были объединены. Как я понимаю, до недавнего времени это была просто каменная коробка с экспонатами, но в 2004 году тут завершилась реставрация, оживившая интерьеры хотя бы очевидными репликами:
35.
Под восстановленным куполом был даже воссоздан тронный зал:
36.
Во дворце неплохая этнографическая экспозиция, за которой отсылаю в свой этнографический пост:
37.
В одном из залов - макет Старого города по состоянию где-то на рубеже 19-20 веков:
38.
С самим дворцом на самом видном месте:
39.
Интереснее всего же дворец смотрится сзади, из ширваншахского сада за крепостной стеной:
40.
На кадре выше обратите внимание на перекрытую решёткой цистерну. А на кадре ниже на переднем плане остатки мечети Кей-Кубада, построенной на рубеже 14-15 веков и не знаю точно, в какие века разрушенной:
41.
От неё остался лишь пристроенный в 15 веке мавзолей Сеида Яхья Бакуви - придворного медика, математика и астролога. На заднем плане торчит из низины высокий минарет Бигляр-мечети:
42.
А по краям всего сада - плиты Сабаильского замка, фактически первого в мире морского форта, целиком построенного на прибрежном островке в 1235 году и сотню лет спустя размытый поднявшимся морем. Сам островок я показывал и с Девичьей башни, и с высот Бакинского холма, а археологи подняли из воды 706 плит с надписями и множством вплеённых в них фигур, включая 12 портретов:
43.
Отсюда можно спуститься во второй дворик, куда ведёт небольшой (слева) портал:
44.
Здесь высится Дворцовая мечеть (1441) с 4-м на один рассказ дежавю-минаретом:
45.
И убранством каменным и строгим, как у
46.
С другой стороны - усыпальница ширваншахов (1435):
47.
С красивейшим во дворце резным порталом:
48.
Здесь покоятся два ширваншаха - Халил Уллах I, с которым был связан последний расцвет Ширвана, и его наследник Фаррух-Йасар I, при котором Ширван пал. А также их родня - всего 14 захоронений:
49.
Сзади мавзолей опоясывает русская стена, из-за которой видны дома начала ХХ века:
50.
Ниже - последний дворик с руинами шахской бани:
51.
И хозяйственных построек, обслуживавших дворец:
52.
Где-то ещё ниже, уже за стеной, есть ещё и неприметная арка овдана - подземного резервуара для воды, мне более известного под среднеазиатским термином "сардоба". Но я нашёл лишь маленькую кубическую Чин-мечеть (1375), или корректнее говоря - мечеть Джинна, так как по легенде, загаданные в ней желания сбываются. И видимо поэтому дверь её оказалась заперта:
53.
За мечетью - весьма впечатляющий памятник Али-ага Вахиду, азербайджанскому поэту первой половины ХХ века. Сама гигантская голова, торчащая из земли, любому, кто путешествовал по России, не может не напомнить об Улан-Удэ. Но ещё интереснее детали - голова поэта перетекает в фигуры его героев, зарождавшихся там и выходивших в мир. Памятник Вахиду был поставлен в 1990 году около Филармонии, а в 2008 перенесён сюда. Глядит он на крепостные ворота, в сад имени себя:
54.
Но ворота и сады у стен я оставлю на часть "через одну". А в следующей просто погуляем без чёткого маршрута по переулочкам Ичери-Шехера.
АЗЕРБАЙДЖАН-2019
Обзор поездки и оглавление.
История, география, народы.
Кавказская Албания.
Искусство и кухня.
Транспорт Азербайджана.
Реалии и их предыстория.
Две стороны чужой войны.
Закавказье. Азербайджан, Армения, Грузия, Турция.
Апшеронский полуостров
Баку. Нагорный парк, виды и колорит.
Баку. Ичери-Шехер, Девичья башня.
Баку. Ичери-Шехер, дворец Ширваншахов.
Баку. Ичери-Шехер, дома и улицы.
Баку. Ичери-Шехер, вдоль стен.
Баку. Бакинский метрополитен.
Баку. Биби-Эйбат и Баилово.
Баку. Бакинский бульвар.
Баку. Чёрный город, Белый город и вокзал.
Баку. Молоканка и проспект Низами.
Баку. Дома и улицы.
Баку. Советская.
Баку. Предместья.
Баку. Проспект Гейдара Алиева.
Апшерон. История, колорит и чудеса природы.
Апшерон. Сабунчи и Сураханы.
Апшерон. Мардакяны.
Апшерон. Гала.
Апшерон. Гобустан.
Апшерон. Сумгаит.
Ширван
Шемаха. Древняя столица.
Лагич. Селение ремесленников в горах.
Ивановка. Молокане.
Нидж. Удины.
Азербайджанский Дагестан - будут отдельные посты.
Талышские горы - будут отдельные посты.
Арран - будут отдельные посты.
Нахичевань - будут отдельные посты.
Нагорный Карабах - будут отдельные посты.