varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Область Войска Донского. Часть 3: станица Усть-Аксайская, или Аксай



Аксай - город-спутник, а фактически спальный район Ростова-на-Дону. Когда едешь в Старочеркасск, сложно понять, где кончаются спальные кварталы Ростова и начинаются спальные кварталы Аксая. А между тем Аксай древнее Ростова на полторы сотни лет, и был известен как станица Усть-Аксайская с 1570 года - то есть он ровесник старого Черкасска! В скором времени Аксай, видимо, будет поглощен Ростовом и исчезнет как административная единица, но все-таки тут есть, на что посмотреть: в Аксае сохранилась крепость времен Петра Первого (предшественик крепости Дмитрия Ростовского), частично уцелела застройка станицы Усть-Аксайской, организован интересный военно-исторический музей, а еще отсюда открываются бесподобные панорамы придонской степи.

Специально ехать в Аксай я бы не стал - но во-первых, он настолько близко к Ростову, что потеря времени была бы не критичной, а во-вторых, я высадился здесь по дороге из Старочеркасской - увидел вывеску "Военно-исторический музей". Это дальняя часть Аксая, и городские автобусы из Ростова сюда не заходят - но ходят маршрутки на Старочеркасск и еще несколько поселков вдоль реки Аксай. Тщательнее глядите в окно - указатель музея хорошо виден.

Военно-исторический музей, от которого недалеко и до крепости, расположен в овраге, известном как Мухина балка. Глубина оврага впечатляет:



Видны спальные кварталы - в основном Аксай выглядит так:



По дну Мухиной балки можно дойти до военно-исторического музея. Вход туда свободный, а музейщиков легко распросить о том, как достичь крепости. Музей в Аксае в принципе небогат, я таких видел, наверное, десятки, поэтому особенно детально его не изучал:





Чтобы достичь крепости, нужно лезть на холм справа от музея. С холма открываются занятные виды - легко вообразить себя лазутчиком, нашедшим место дислокации техники противника:





Обратите внимание - весь склон соседнего холма изрыт штольнями. Что в них, и куда они ведут, никто не знает. Сведения местных жителей весьма противоречивы: варианты от "бывшие подземные плантации лекарственных грибов" до "бывшие полигоны по испытанию подземного оружия". Еще есть версия, что эти ходы ведут под Доном и Ростовом до самого Азова - но все это из области фольклора, а не истории.



Вобщем, "почуствуй себя шпиёном!". Поднявшись на холм справа от музея, надо идти по асфальтовой дорожке - и вскоре она приведет к местному "старому городу" - кварталам станицы Усть-Аксайской, прилепившемся к высокому донскому берегу:



Панорамы Донской степи бесподобны! Тем более сейчас, поздней осенью, когда степь бурая, мокрая и туманная:



Улочка ведет вниз, к железной дороге, и вот, собственно, слева видна Аксайкая крепость, построенная при Петре Первом - здесь мог начаться Ростов, построенная при Елизавете крепость Дмитрия Ростовского, давшая начала нынешнему городу, выглядела примерно так же:



Крепость ныне занята музеем, но застать его открытым мне не удалось (хотя время было еще рабочее). Однако вход на территорию был доступен, и я неплохо осмотрел крепость снаружи.









Фактически просто холм, укрепленный камнем. Однако - часть борьбы России за выход к Азовскому морю. Даже после поражения Петра в Прутской кампании Аксайкая крепость осталась за Россией, стала прикрытием для Черкасска. Спустя 40 лет возникла крепость Дмитрия Ростовского, а когда Ростов-на-Дону разросся и превратился во второй по значению порт Новороссии, в Аксайкой крепости была организована Таможня. Экспозиция в помещениях крепости посвященна именно таможне, но дверь была заперта.

Кстати, Аксайкая крепость имеет разветвленную систему подземелий, и если верить публикациям в Интернете, в этих подземельях живут привидения. О последних рассказывают смотрители крепости, которые к призракам уже привыкли и не обращают на них особого внимания. Казак - он такой, его даже привидением не проймешь!

С крепости открываются хорошие виды - на домики Усть-Аксайской, стоящие выше по склону:





На Донскую степь и сам Дон, все затоны которого буквально забиты речными судами - танкерами, сухогрузами, самоходными баржами, круизными теплоходами и т.д. - кажется, здесь отстаивается весь волго-донский речной флот (само собой, на фотографии лишь малая часть того обилия речных судов, что стоит в окрестностях Ростова):



Хорошие виды открываются и на собственно Мухину балку, где, у ручейка, праздновали 4 ноября жители Аксая (кстати, здесь этот праздник понимают исторически - как день Казанской Иконы Божьей Матери):



Вот здесь, скажем, собралась семья или даже две семьи: взрослые, дети, дедушки-бабушки. Во мне они не увидели ничего подозрительного, и увлеченно занимались тем, что пытались найти плававшую в заводи рыбу и сфотографировать ее. Я принял участие в фотоохоте - и вот результат:



У соседней беседки, за шашлыками, сидела компания натуральных казачек, распевавших хором народные песни:



А мне предстояла дорога в Новочеркасск.

Область Войска Донского оставила сильные впечатления. По-моему, эти края достойны посещения не меньше, чем Русский Север (в первую очередь, конечно же, Старочеркасск) или Казань с окрестностями. Еще более интересные впечатления можно получить в глухих станицах Дона и Кубани, где уклад жизни мало изменился за сто лет - если верить моим знакомым, которые там собирали фольклор. Но в таких станицах надо жить минимум по неделе, а это трудно и довольно опасно - казаки народ горячий.

Я же теперь перейду к рассказу о столице всего Русского Юга - Ростове-на-Дону, о котором будет минимум 3-4 поста.
Tags: "Воля вольная", "Путь на Юг", Русский Юг, дорожное, замки-крепости, казаки
Subscribe
promo varandej июль 22, 10:45 27
Buy for 500 tokens
Писать о враждующих странах нелегко: одну похвалишь - в другой наживёшь врагов. Поэтому раз уж сказал "А" - говори и другое "А": в мае посетив Азербайджан, в сентябре я собираюсь в Армению. Чтобы в итоге видеть целую картину обеих стран, да ещё и Карабах раздора. И только…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments