varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Гндеванк и Джермукское ущелье



Осмотрев в прошлых частях Ехегис и Ехегнадзор и бросив прощальный взгляд на снега Арарата, продолжаем путь вверх по долине Арпы. Километрах в 30 от Ехегнадзора река и иранская трасса расходятся, и направо, к перевалу в Зангезур, свернём чуть позже, а пока что выбираем левый поворот - к курортному Джермуку, окрестности которого заслуживают отдельного поста. Справедливости ради, проходного - кого в Армении можно удивить глубоким вулканическим каньоном и тысячелетним храмом на его дне?

От поворота до Джермука - ещё километров 30, но хороший асфальт и многочисленные инсталляции у обочин напоминают, что впереди - один из главных в стране курорт:

2.


Справа на вершинах гор можно разглядеть рудники - там с недавних пор добывают золото. Слева порой разверзается бездна - столь типичный для армянских нагорий каньон. На пол-пути до Джермука встречает крупное (1 тыс. жителей) село Гндеваз:

3.


Село как село - с капитальными каменными домами советской эпохи, обильными садами за высокими заборами, архаичной техникой...

4.


...часовенками на холмах у хачкарами у главной улицы:

5.


У последней - весьма ухоженный вид, но вскоре мы свернули в переулочки, рискуя поскользнуться на обильном навозе, и вышли к последнему дому. У хозяина, чинившего рядом старенький "Жигуль", я спросил, где здесь тропа к монастырю. Хозяин показал нам дорогу да пригласил в дом на чай, на что я вежливо ответил, что с радостью зайдём на обратном пути, а пока ходим - можно ли оставить в доме рюкзаки?

6.


Налегке мы начали спускаться узкой, но хорошо натоптанной тропой, петляющей по склону:

7.


Наша цель отсюда уже прекрасно видна - от Гндеваза до Гндеванка дай бог полкилометра по горизонтали... и около 200 метров высоты:

8.


Впрочем, спуск к монастырю определённо интереснее, чем сама обитель - Джермукский каньон впечатляет обилием столбчатых скал, масштабом которых уступает разве что Гарнийскому ущелью. Ещё более проникаешься, когда понимаешь, что вот это, например, целый поток лавы - шестигранными столбами, при равномерном подогреве снизу, застывает любая жидкость, но только лава - на миллионы лет. За которые лавовую толщу прорезают реки и ручьи, обнажая столбчатые обрывы. Конкретно этот мыс известен как Скала Коммунистов - по советским преданиям, с него дашнаки в 1921 году сбросили вниз несколько борцов за власть Советов. По современной армянской версии, впрочем, то были не большевики, а азербайджанские каратели, быстренько надевшие будённовки при первых вестях о красном флаге в Баку, а по азербайджанской версии - и вовсе мирные тюркские жители, ставшие жертвой дашнаков. Увы, если бы красота пейзажа не сочеталась с кровавым прошлым - это была бы не Передняя Азия, а если бы это прошлое ещё и не пытались поделить враждующие нации - то был бы не Кавказ.

9.


Само Джермукское ущелье впечатляет своей многоярусностью: на ровном плато по левому берегу стоят сёла и проходит главная дорога; ниже каньон широкий и относительно пологий, и ещё одна дорога вьётся на его правом берегу - проезжая, правда, лишь для внедорожников. Ну а дно широкого каньона прорезает узкая отвесная пропасть, с краёв которой не увидеть дна:

10.


И в Гндеванк теоретически можно проехать по правому берегу, а вот из Гндеваза - только идти пешком. Впрочем, дело сильно упрощает близость курортного Джермука - тропа отлично натоптана и обозначена метками на камнях цвета индонезийского флага, а кое-где ещё и инфостендами снабжена:

11.


О том, что тут бывают медведи, нас предупредил ещё хозяин дома, в котором мы оставили рюкзаки. И в какой-то момент мы даже заволновались, услышав из кустов могучее фырканье и возню. Но звучали они и пару часов спустя, когда мы шли обратно, так что я понял, что это не медведь ворошит улей, а прохудилась труба с водой. На широком "верхнем дне" каньона оказалось неожиданно хорошо, и в его высоких скалах, залитых ласковым солнцем лугах, близости монастыря и чувстве уединённости есть даже что-то библейское:

12.


Ну, а ещё здесь попросту очень красиво:

13.


И на лбу у мёртвого вишапа...

14.


..выросли каменные грибы:

15.


Можно подойти к краю "нижнего яруса" каньона, но он настолько глубок и узок, что даже заглянуть в него не выйдет:

16.


Так что пойдём в монастырь, без малого 11 веков стоящий посреди ущелья. Это позже, при Орбелянах, поладивших с монгольскими наместниками, Вайоц-Дзор станет центром Сюника, а в Сюникском царстве на рубеже тысячелетий долина Арпы была периферией, глухим и безлюдным углом. Куда однажды приехала царевна Софья из княжьего дома Сюни, чтобы основать монастырь, ставший первым духовным и культурным центром Вайоц-Дзора. Считается, что пригласил её "паломник" Супран Гндуни, сразу представляющийся таким босым ходоком, своим кротким взглядом тронувшим сердце трепетной аристократки. Но судя по фамилии на "-уни", скорее это был местный князь, и обитель, заложенная царевной в его землях, символизировала его верность дому Сюни и их заботу о своём вассале. Как бы то ни было, не столь изысканный по сравнению с орбеляновскими Нораванком или Спитаковором, Гндеванк гораздо старше них. В истории он какими-то великими событиями не отметился, однако при Сюникском царстве в 10-11 веках определённо процветал, в 1008 году даже пробив для орошения своих угодий 22-километровый канал из реки Вараракн, вроде бы действующий до сих пор. В 1604 году, после того, как персидский шах выселил армян в Исфахан, монастырь был покинут и простоял заброшенным до 1691 года. Однако само это изгнание в Сюнике с его укромными долинами и многочисленными армянскими меликствами, выросшим из осколков домов Орбелянов и Сюни, не было столь уж тотальным. В 1720-х годах, на фоне краха дома Сефевидов, Сюник охватило масштабное армянское восстание Давид-бека, вскоре перешедшее в войну с напавшими турками, сделавшей шаха и мятежника союзниками. Гндеванк ожил уже не культурным центром Вайоц-Дзора, а главной в долине Арпы базой фидаев. В те времена были построены его мощные стены с почти европейскими бастеями вместо средневековых башен - почти такие же, как у разрушенных в 21 веке монастырей Нахичевани:

17.


Дальнейшая история Гндеванка оказалась не богата на события, и всё же впечатляет он на фоне десятков виденных нами армянских монастырей какой-то особенной подлинностью. Теоретически, действующими монастырями числятся и Санаин, Хор-Вирап или Гегард, но там голос священнослужителя откровенно тонет в вавилонском гомоне туристов, а здесь... здесь тихая обитель, как где-нибудь среди вологодских лесов. Довершала сходство с Русским Севером "буханка" с крестом, ездящая в мир по нижней дороге:

18.


За стенами встречают сад и пасека:

19.


На старой дозорной башне - колокола в проёме арки и макеты храмов в окне:

19а.


Широкие стены по совместительству служат и жилыми корпусами:

20.


Мы видели здесь двух монахов - седого в рясе и молодого в мирской одежде, и встретили они нас так, как и ждёшь в тихой обители - добро, но отстранёно. Из трапезной тянуло чем-то горячим и постным, а у входа в келью были сложены посохи:

21.


В центре обители - храм Сурб-Степанос (931-36), и если он сам по армянским меркам не слишком стар и не слишком молод, то вот его низкий тёмный гавит (999) - один из первых в армянском зодчестве:

22.


В гавите можно увидеть тимпан с надписью царевны Софьи грабаром (древнеармянским языком): "Вайоц-Дзор был подобен кольцу без камня, и я вложила в него этот камень". В любом путеводителе пишут ещё и про фрески - фрагмент образ Иисуса в алтаре, Богоматерь с младенцем "на северной стене ризницы", да ещё и горельефы с евангелистами на своде... Но я ничего подобного так и не разглядел, да и монах сказал мне, что никаких фресок здесь не сохранилось.

23.


Зато вокруг монастыря - целые россыпи хачкаров и надгробных плит. Старейшие из них - ровесники царевны Софьи и Супрана Гндуни, самые молодые сделаны в 16 веке:

24.


25.


Вот и весь Гндеванк, и если в иной постсоветской стране (кроме разве что Грузии) это была бы достопримечательность вида "must see", то в Армении - я до сих пор не уверен, стоило ли нам сюда спускаться. Подъём из библейской низины оказался куда легче, чем мы думали:

26.


А ещё к нам от самой деревни пристроился пёс, словно готовый в случае чего бежать за помощью хоть к крестьянам в Гндеваз, хоть к монахам в Гндеванк, куда ближе:

27.


Монастырём, меж тем, достопримечательности Джермукского ущелья не исчерпываются. Ещё через десяток километров вместо привычной бездны по левую руку вдруг встречает зеркальная вода:

28.


Это Кечутское водохранилище, и розовые пятиэтажки поодаль - окраина Джермука, от центра города отделённая аэропортом, а вот часовенка на переднем плане принадлежит селу Кечут:

29.


На трассу глядящему не по-сельским огромным розовотуфовым ДК, кажущимся совершенно заброшенным. Собственно, потому что и строился он изначально не сельским:

30.


Теперь - перепрыгнем на другой берег водохранилища:

31.


Отмеченный какими-то заброшенными санаториями:

32.


И вспомним мой уже довольно давний пост про озеро Севан. Дело в том, что последнее имело все шансы повторить, или вернее предвосхитить, судьбу Аральского моря (см. Аральск, Муйнак): в огромном пресном водоёме, висящим в километре над плодородной Айраратской равниной, ещё царские агрономы видели в первую очередь естественную водонапорную башню. Считалось, что большую часть воды Севан теряет из-за испарения, а стало быть если опустить его уровень на полсотни метров, осушив мелководные части, озеро это переживёт. В 1930-40-х годах на Раздане был построен каскад ГЭС, вдоль реки проложены ирригационные тоннели, и колхозы вокруг Еревана слали отчёты о перевыполнении планов. Но радость армянских госпланщиков была недолгой - где-то в проекте, видать, оказался просчёт: с 1960-х годов сток Раздана начал падать. Однако Севан, в отличие от Аральского моря, было возможно спасти - хоть и лежит его в поверхность в 1900 метрах над уровнем моря, в окрестных горах реки текут ещё выше. К 1981 году сквозь Варденисский хребет был пробит 48-километровый тоннель, фактически сделавший Арпу притоком Севана. И Кечутское водохранилище - ни что иное, как вход этого тоннеля, накапливающий речную воду и подающий её в озеро. Правда, вскоре мелеть начала уже Арпа, и следующий 22-километровый тоннель из верховий Воротана строили, сквозь все конфликты и кризисы, аж до 2004 года. И Кечут теперь - промежуточная станция на 60-километровом водном пути сквозь горы. Сам тоннель Арпа-Севан идёт почти горизонтально - Кечут всего на 50м выше Севана (1950 метров против 1900), и если уровень озера каким-то чудом вернётся к естественному (1980м) - уже севанская вода потечёт в Арпу:

33.


Главная достопримечательность Кечута видна на кадре выше... но не во всей красе. Это "Маргаритка", слив необычной 6-лепестковой формы, контролирующий уровень водохранилища. По весне она выглядит как, натурально, дыра в воде, а осенью просто торчит над поверхностью:

33а. фото из википедии


Выше по Арпе, уже в предместьях Джермука - ещё одна мини-ГЭС:

34.


Скалы над которой часто бывают многолюдны:

35.


Здесь находится пещера, или скорее разветвлённый грот Пилькяс с явно рукотворной стеной у входа и народным алтарём внутри:

36.


По местной легенде, некий человек то ли сверзся тут со скалы на коне, то ли, спасаясь от завоевателей, в суматохе позабыл в гроте ребёнка. В первом варианте после ночи в пещере и конь, и всадник исцелились и смогли продолжить путь, во втором - отец нашёл ребёнка живым спустя несколько месяцев. Героя обеих легенд звали Кяс, или Окас, и это явное производное от названия пещеры - "Спасение Кяса". Теоретически, в гроте должен быть родник, вода из которого исцелила коню сломанные ноги и помогла ребёнку не голодать, но ничего похожего я не обнаружил - если и был тут родник, то давно пересох:

37.


А вот городским храмом Джермука, строившегося как образцовый советский курорт, где нет места религии, Сурб-Окас (другое название пещеры) была вполне достоверно:

38.


Сейчас пещерная церковь и местными не позабыта, и для курортников служит конечной точкой прогулок:

39.


Пилькяс стоит на той самой дороге, что идёт по нижней части каньона. До моста к монастырю она вполне сносная, вот только посторонних может не пропустить охрана Кечутской плотины. И уж совсем точно не даст охрана проехать по самой плотине - с одного берега Арпы на другой здесь можно попасть только через Джермук.

40.


О котором, как вы уже поняли, в следующей части.

АРМЕНИЯ-2019
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Арарат. Виды и подножья (Армения, Турция).
Армения. Церковь и зодчество.
Армения. Народы Армении.
Армения. Исторические области и народы.
Армения. Транспорт.
Армения. Кухня и современная этнография.
Армения. Становление и реалии.
Армения/Азербайджан. Вражда и люди.
Ереван - см. ОГЛАВЛЕНИЕ.
Айрарат (марзы Айрарат, Армавир, Арагацотн, Котайк, Ширак) - см. ОГЛАВЛЕНИЕ
Гугарк (марзы Лори и Тавуш) - см. ОГЛАВЛЕНИЕ.
Сюник (марзы Гехаркуник, Вайоц-Дзор, Сюник)
Гехаркуник
Севан.
Норатус.
Гавар, Варденис и Селимский перевал.
Вайоц-Дзор
Арени. Село и винный фестиваль.
Арени. Нораванк и Птичья пещера.
Ехегис и окрестности.
Ехегнадзор и окрестности.
Гндеванк и Джермукское ущелье.
Джермук.
Сюник (Зангезур)
Сисян и окрестности.
Татев. Дорога.
Татев. Монастырь.
Горис.
Хндзореск.
Горис - Капан - Мегри. Дорога поперёк долин.
Капан.
Мегри.
Вдоль Аракса у границы.
Tags: Армения, дорожное, замки-крепости, природа
Subscribe
promo varandej ноябрь 29, 13:19 47
Buy for 500 tokens
Армения. Здесь мы провели 40 дней, и я прекрасно понимаю, почему Мандельштам назвал её "орущих камней государством"... Грузия, где мы были краешком и в основном отдыхали в Батуми. Действительно не в меру душевна... Турция, в этой своей части некогда бывшая Арменией, Грузией и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments