varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Магас и его основатели



Магас - самый молодой (1994) и маленький (13,6 тыс. жителей) региональный центр России. То же можно сказать и про его регион - учреждённую в 1992 году Республику Ингушетию, с той оговоркой, что самая маленькая она по площади (3,1 тыс. км - примерно как Новая Москва), а по населению (515 тыс. жителей) даже на Кавказе она крупнее Карачаево-Черкессии и Адыгеи. У населения того самая низкая доля русских (0,8%, да и то в 2010 году), самая высокая средняя продолжительность жизни (82 года) и стабильно последнее место в России по объёму экономики. Словом, маленькая Ингушетия очень непроста, и в прошлой части закончив станицами Терека рассказ о Чечне, ещё 6 постов я напишу о Стране Башен. Сегодня - не столько про Магас, откровенно разочаровывающий "Дубай районного масштаба", сколько о том, из чего он вырос.

Ингушетия не только маленькая, но и узкая, а потому в её панорамах почти всегда на заднем плане видны Осетия, Грузия или Чечня. Но мой заглавный кадр ингушский на 100%: вид с Бакинки (трассы "Кавказ") сквозь предместья Назрани на башни Магаса под трёхглавой горой Цей-Лом (3171м) - этим "вайнахским Олимпом". Роскошные снега высокогорий я видел в начале своего чечено-ингушского путешествия, а 10 дней спустя ходил по тем склонам в оголившейся бурой траве. Как и Кисловодск, Магас не оправдал для меня своего прозвища Город Солнца - спустились сюда мы на обратном пути, когда наползли серые тучи. Логистически ингушская столица остаётся дальним районом Назрани: своей автостанции в Магасе нет, и связь двух городов обеспечивают маршрутки по заполнению, которые в Назрани в середине дня могут наполняться и час, а из Магаса, понимая тщетность ожидания, и вовсе уходят пустыми. Меж центрами двух городов порядка 7 километров и полоса зелёных полей, за которыми Аланские ворота (2015) встречают у моста через Сунжу:

2.


Дальше - аляповатые новостройки:

3.


Среди которых особенно хороша вот эта: не знаю, почему Варламов не включил её в свой топ-100 самых уродливых зданий России, но я дал бы ей твёрдое 1-е место.

4.


Описав плавную дугу, назрановская дорога выпрямляется в проспект Идриса Зязикова. Но даже несмотря на здоровенную мечеть, в его пейзаже постсоветское не спутаешь с ближневосточным:

5.


На полдороги до мечети высится ингушская Бурдж-Халифа и Байтерек в одном лице - Башня Согласия (2012-14):

6.


Ради неё одной, пожалуй, и стоит заехать в Магас - идея этого странного небоскрёба гениальна! Снаружи, вплоть до мельчайших деталей вроде плитняковых карнизов кровли, это типичная вов - вайнахская боевая башня. Вот только старинные башни редко были выше 20 метров, а здесь 21 метр лишь ширина по подножью. Башня подавляюще огромна, особенно на краю полей: от земли до камня-"быка" ровно 100 метров, и на 85-метровой высоте смотровая площадка проходит сквозь машикуль:

6а.


По горскому обычаю, возвели башню за год, и ещё год доделывали внутри. За турникетами висит сертификат от Книги Гиннеса, что эта башня - высочайший в мире этнографический музей:

7а.


Если чеченцы соорудили у себя как минимум 3 этнодеревни (Хой, Герменчук, Донди-Юрт), то ингуши сымитировали ночной аул прямо в основании башни, тут всё же от канона отойдя - хозяева заходили в башню через второй этаж, а на первом держали пленников. Музей встречает "башней в башне" с тамгой в виде то ли креста на Голгофе, то ли человека с распростёртыми руками.

7.


Слева от вов - "плоскостной" дом с террасой, справа - жилая башня "гала":

8.


А в ней - камин со священной надочажной цепью "зы", значившей тоже, что в юрте потолочное окно, а в избе красный угол.

9.


Те же вещи лежат и в Донди-Юрте, и в Национальном музее Чечни, а пост о культуре вайнахов я делал по фотографиям из обеих республик.

10.


На стенах - войлочные ковры истинги (у чеченцев - истанги), на полу - медные кувшины для воды. Сам интерьер - из начала ХХ века, когда в суровый горский быт по пробитым ещё при Ермолове просекам начали проникать столы да кровати:

11.


Музыкальные инструменты - 3-струнный дичиг-пондар и смычковый чондарг:

12.


За башней - кузница:

13.


Туда глядит старый чабан в окружении кадок, жерновов и борон в виде досок с вбитыми снизу камнями, на которых при рыхлении поля обожали кататься горские дети. Слева же заметно первое отличие от Чечни - ингушская тамга в виде солнцеворота, в республики глядящая хоть с дверей и ворот, хоть с флага.

14.


Музей - лишь первый ярус, но подъём на башню впечатляет сам по себе: наверх ведут не лестницы, а пологие пандусы с картинами ингушских художников на стенах:

15.


Ближе к середине - ещё и зал "Природа". Путь наверх не изнуряет, но кажется бесконечным, и легко подумать, что тут этажей 40-50. На обратном пути мы насчитали 100 углов, то есть 25 ярусов. А учитывая, что ширина башни начинается от 21 метра - весь путь длиной километра 1,5-2. Чтобы не было скучно идти, пока расскажу кто такие ингуши - с фотографиями из другого музея в Назрани и с улиц городов и сёл.

16.


Чеченцы и ингуши - ближайшая родня: языки их не идентичны (в ингушском, например, есть звук "ф"), но взаимопонятные, а сходство материальной культуры вы и по кадрам вышле могли оценить. Когда два народа разделились - ответы варьируются меж двух разных "никогда": Советы отрицали глубокое обособление, нынешние ингуши отрицают, что единство когда-либо было. Средневековые горцы же в принципе не мыслили категорией народа, но в летописях Грузии наряду с дзурдзуками (чеченцами) фигурируют некие глигвы, схожие с ними, но всё-таки не они.

17.


Себя ингуши называют галгай, дословно "башенники", и в русских летописях калкане тоже мелькали как отдельный народ Кавказа. Но галгаи созвучны с гаргарами - крупнейшим из 26 племён Кавказской Албании, язык которого точно входил в нахскую группу, а ареал если не совпадал, то соприкасался с ингушским. Если у соседей национал-романтики считают Урарту чеченской империей, то их ингушские коллеги копают глубже - словом "галга" называли мудрецов ещё в Шумере. Наука же долгое время возводила род вайнахов к кобанской культуре, пока стройную теорию не поломали генетики: вайнахи - может и ученики кобанцев по культуре, но не прямая родня.

18.


"Золотой век" вайнахов пришёлся на 9-13 столетия, когда по степям Предкавказья привольно раскинулась Алания - крепкое христианское государство, древние правители которого атаковали римлян, отбивались от арабов и выдавали дочерей за грузинских и армянских царей. В 10 веке, с упадком Хазарии, прежде вассальная ей Алания превратилась в гегемона окрестных степей. Самих алан наука считает потомками скифов (точнее, сарматов) и предками осетин (по языку), но у всех народов Кавказа на этот счёт есть своё мнение. Ингуши - конечно же, не исключение: в Алании их предкам явно жилось лучше, чем когда-либо, они принимали христианство и вольно расселялись по плодородным равнинам, так разве же не следует из этого, что это и были аланы? Более того, аланы в ингушской трактовке - не кочевники, зацепившиеся за горы, а горцы, приручившие кочевников. Сами же они не приходили сюда ни откуда, а словно выросли прямо из гор: себя ингуши считают ещё и самыми чистокровными из кавказцев, а чеченцев - помесью славян и степняков. Словом, обособившись и получив отдельную республику, ингуши не стали сдерживать себя в построении идентичности: их прошлое - не прозаичная история, а качественное, очень красивое фэнтези, где взывали к Солнцу жрецы с деформированными головами и амазонки побеждали врагов.

19.


Для амазонок тут есть даже своё слово мехкари - "рождённая первой": якобы, старшие дочери из каждой семьи вместо замужества шли на военную службу в гарнизонах, конвоях или резервах. Гиды увлечённо рассказывают легенды о том, как горянки заменяли мужей во главе армий, девы выходили замуж лишь за тех, кто одолеет их в поединке, а красавица Абигув так посрамила кабардинского князя. Достоверно то, что в доисламские времена ингушские женщины носили короткие волосы. Ну а на головах воительниц с картин современных художников - не шлем, а курхарс, древний "фригийский колпак" в виде знака вопроса, серебряная бляшка на котором якобы была нужна, чтобы ослеплять врагов. Последних ингушек в курхарсах застали уже русские 18 веке, ну а теперь он стал одним из национальных символов:

19а.


Но Аланию вбили в грязь монголы, затем оттоптались ханы Золотой Орды, а напоследок Тамерлан запнул её в дальний угол истории. Плоскость осталась за тюрками, а все народы Алании, какой бы из них ни была главным, схоронились лишь в горных долинах, где не растёт хлеб. Прокормить себя ресурсами гор вайнахи не могли, и потому основой их хозяйства, как у поморов морские промыслы, стали набеги. Законы же в отсутствии государства заменил эздел - горский кодекс чести, у чеченцев известный как кьонахалла. В те трудные века у вайнахов сложилась система тейпов (кланов) и тукхумов (племён), и если многие ингуши считают 9 чеченских тукхумов отдельными народами, то чеченцы, напротив, называют Десятым тукхумом ингушей. У галгаев же не было племён, но в 16-17 веках сложились чёткие территориальные единицы - шахары: Аккий, Орстхой, Цори, Таргим, Хамхи, Чулхой, Фяппий (Мяцхель) и Джейрах. Первые два лежали на Фортанге и представляли собой обособившие части одноимённых чеченских тукхумов; последние два занимали ущелье Армхи - притока Терека, ну а остальные жили в бассейне Ассы, верховья которой считаются теперь колыбелью галгаев. Массовое переселение ингушей в 19 веке размыло границы шахаров, на смену которым пришли три яруса расселения: назрановцы (плоскость), галашкинцы (предгорья) и лоаморы - горцы, вобравшие все 9 шахаров. Не идентичны чеченским и полсотни ингушских тейпов - небольших и всегда связанных кровным родством. Теперь их называют "фамилии", или вернее - "основные фамилии": самую распространённую ингушскую фамилию Мальсагов носят все представители одноимённого тейпа, а вот крупнейшие тейпы Евлоевых и Оздоевых помимо "основных фамилий" включают ещё по полсотни дополнительных: условно говоря, Гондарбошевы - это тоже Зязиковы. Ну а родство ингуши чтут крепко, и стараются не забывать, где в горах стоит "своя" башня...

19б.


Пандусы Башни Согласия выводят к запертой этно-кафешке, за которой поднимаются уже не коридорами, а лоджиями. Впереди ещё 13 ярусов, но сужается башня весьма ощутимо - "горизонтального" пути осталось меньше половины:

20.


Спускаться с гор ингуши начали позже чеченцев, и в другие места - Тарскую котловину в верховьях Терека, что лежит теперь к востоку от Владикавказа. Может, пути двух народов разошлись тогда: чеченцы на просторах Плоскости встретили мусульман (кумыков и ногайцев), ингуши в тесной котловине - язычников (осетин и черкесов). Но внизу так же обильно росли хутора, сходившиеся к ярмарке в селении Ангушт, по которому, как и в случае с Чечен-Аулом у соседей, русские и прозвали местных горцев "ингуши". Номинально они вошли в состав России в 1774 году вместе с Малой Кабардой, но думается, далеко не все в горах тогда об этом знали. В 1784 году Военно-Грузинскую дорогу прикрыл от Ангушта новый город на Тереке - Владикавказ, ингушам известный как просто Буро, то есть Крепость. 22 августа 1810 года туда пожаловали представители самых влиятельных тейпов Таргимхой, Хамхой, Оздой, Эгий, Картой и Евлой да подписали Акт присяги Шести ингушских фамилий России. Если чеченцы быстро снискали славу самого непокорного народа в империи, то ингуши так и остались верны белому царю. Войска Северо-Кавказского имамата были сброшены ими с гор, а против русских ингуши за всё время подняли лишь несколько небольших мятежей - например, в 1858 году в Назрани из-за укрупнения хуторов.

20а.


Активная исламизация пришла сюда лишь на излёте Кавказской войны, и лидером её был Кунта-хаджи Кишиев из Ичкерии, суфийский проповедник-пацифист багдадского тариката (ордена) Кадырия. На Ингушетию он повлиял как бы не больше, чем на Чечню, где с 18 века прижился другой суфийский орден Накшбандия из Бухары: ныне Кадырия окормляет 65% чеченцев и 80% ингушей. К чеченцам ислам пришёл как военная идеология, а среди ингушей распространился неспеша - лишь в 1878 году в возрасте 117 лет последний жрец Эльмарз Хаутиев из села Шоан закопал свои реликвии под святилищем, вознёс богам прощальную молитву, и на 40 дней уйдя в пещеру, вновь вышел на свет мусульманином. В 139 лет он совершил хадж в Мекку, а в мир иной ушёл в 1923 году, прожив 157 лет: дольше в бывшем СССР жил разве что талыш Ширали Муслимов (см. Лерик), хотя во всех случаях истории таких долгожителей сомнительны. Разные пути проникновения ислама и сыграли ключевую роль в обособлении двух народов: чеченцы уже в 19 веке пошли по пути мусульманской глобализации, а ингуши сохранили больше самобытной архаики. В наши дни оба народа набожны, но чеченец стыдится языческого прошлого, а ингуш строит на нём свою идентичность.

20б.


Ну а Россия не оценила верности галгаев: в 19 веке земли Тарской котловины всё чаще отходили казакам. Когда в Гражданскую войну казаки стали опорой Белого Юга, ингуши во главе с заезжим грузином Серго Орджоникидзе и горцем Гапуром Ахриевым почти тотально поддержали большевиков. Казаков в 1920 году выселили за Терек, однако в долинах Кавказа было слишком тесно и без них. Горскую АССР упразднили в 1924 году, и если Чеченская АО сразу оказалась обособлена, то в верховьях Терека разобраться в новом делении мог лишь тот, кому не харам пол-литра. Здесь были созданы Северо-Осетинская и Ингушская автономные области, Сунженский казачий автономный округ и город всеРСФСРовского подчинения Владикавказ - центр 3 регионов. Казачий округ, при этом, с ним даже не соприкасался, а осетино-ингушская граница шла по Тереку, так что в городе органы двух автономий заседали на разных берегах. Ингушскую АО тогда возглавлял Идрис Зязиков, отстаивавший её автономность даже после снятия с должности в 1929 году. Но не случайно осетины считают, что Сталин был не столько Джугашвили, сколько Дзугаев: с приходом Кобы хрупкий баланс начал смещаться в их сторону. В 1932 году, со второй попытки (первую отразил Зязиков) Буро окончательно стал Дзауджикау - Владикавказ передали Северной Осетии. Ингушское начальство переехало в Грозный: в 1934 году на карте Союза появилась Чечено-Ингушская АССР. А 10 лет спустя и её отменили, согнав горцев в теплушки да увезя в Казахстан...

21а.


Горы Ингушетии тогда отошли Грузии, а предгорья и равнины - Северной Осетии. До 1944 года граница республик проходила буквально по окраинам Владикавказа, и когда в 1958 реабилитированные вайнахи возвращались домой, Тарская котловина с бывшим Ангуштом в возрождённую ЧИАССР уже не вернулась. Отчасти в счёт неё республика получила русские районы за Тереком, вот только заселили их чеченцы. Руководили "новой" ЧИАССР именно ингуши Ильс Алмазов, Курейш Оздоев и Хажбикар Боков, но даже в Грозном ингушей было лишь около 5% жителей. Расселяться по двойной республике и смешиваться с чеченцами они были явно не настроены, зато выходцы из Тарской котловины всеми способами старались снова поселиться там. На Северном Кавказе возник свой Карабах, над которым с обеих сторон звучали крики "НИКАКИХ __________ там НИКОГДА не было!". 16 января 1973 года в Грозном ингушская интеллигенция собрала 15-тысячный митинг, который милиция сумела разогнать лишь через три дня. В Пригородном районе неприязнь двух народов уже к концу 1970-х закипала насилием: 24-26 октября 1981 года Орджоникидзе (Владикавказ) был охвачен беспорядками, в которые переросли похороны убитого ингушем таксиста-осетина, а там и Перестройка началась... В 1989 году требование вернуть Ингушетии "Восточную часть Пригородного района" возглавило движение "Нийсхо" ("Справедливости"), а "на земле" тут и там осетинские милиционеры гибли от рук вооружённых ингушей. Усугубляло дело то, что Пригородный район в 1940-50-х заселили выходцы из Южной Осетии, которым на фоне рушащегося Союза было тоже некуда бежать. С осени 1992 года республики в обход законов как бы ещё живой РФ начали формировать вооружённые отряды, и вот 30 октября между двумя регионами вспыхнула самая настоящая война, масштабами сравнимая с Приднестровской. За несколько дней в Пригородном районе погибли и пропали без вести 868 человек, 698 из которых были ингуши. Ингушами же были почти все погибшие тогда дети, женщины и старики. Но как и в Карабахе, на одного убитого приходились десятки беженцев - Северную Осетию покинуло, бросив свои дома и пешком уйдя в соседний регион, не менее 30 тысяч ингушей. Думается, если бы речь шла о независимых странах, окраины Назрани напоминали бы Ноемберян, а Ангушт не отличался бы от Агдама. Однако над народами стояла империя, и её армия ценой двух дюжин убитых солдат смогла пресечь войну. Пресечь - да не погасить: ненависть между двумя народами вполне ощутима и ныне. Больше среди осетин, многие из которых считают ворами и террористами всех ингушей без исключения. Ингуши ездят во Владикавказ гулять и отовариваться, да и в самой Осетии их 4% жителей. Но маршрутка Джейрах-Назрань демонстративно проехала Осетию без остановок, а в путеводителях ингушских о Тарском пишут что в азербайджанских о Шуше:

21.


Сквозь все эти события прошла и судьба писателя Идриса Базоркина, чей роман "Из тьмы веков" уважающий себя галгаец знает почти наизусть. Несмотря на название, там описаны события начала ХХ века, и творивший в позднесоветскую эпоху Базоркин замышлял трилогию с томами о межвоенных временах и депортации. Вот только жил он тоже в Тарской котловине, и во время погромов был захвачен в заложники, а его рукописи погибли в разграбленном доме.

22а.


Мы взошли на башню. Наверху встречает зал под люстрой-коловратом:

22.


Ажурные ворота выводят на смотровую площадку, по стеклянному полу которой с непривычки очень страшно ступать. По идее это стекло держит до 4 тонн, но между граней башни я ходил по залу:

23.


В 1992 году ингуши стояли на пороге войны на два фронта: Чечня решила отделяться от России, а Ингушетия - от Чечни. Изначально - тоже в независимость, но только ингушам больше повезло с вожаком. Если генерал Джохар Дудаев видел войну лишь с высоты стратегического бомбардировщика, то генерал Руслан Аушев командовал в Афганистане мотострелковым батальоном. Распад СССР он встретил нардепом от Приморья, но с началом конфликта вернулся на родину и 10 ноября 1992 года возглавил её. Республика была создана на полгода раньше, но Аушев, получив её без столицы, экономики и чётких границ, провёл народ по лезвию над пламенем войны. Среди ингушей его авторитет и сейчас безграничен: если бы на то было одобрение Москвы, портреты Руслана Аушева висели бы здесь чаще, чем у соседей портреты Ахмада Кадырова. Даже в Беслане он был единственным, с кем террористы (в большинстве своём завербованные Шамилем Басаевым среди ингушей) пошли на диалог, отпустив 26 детей. Ингушетию к тому времени возглавлял Мурат Зязиков - с Путиным Аушев не поладил и ушёл в отставку в 2001 году, якобы потому, что чеченские боевики активно пользовались ингушским тылом. И может правда было оно так, но всё же Аушев мастерски лавировал на минном поле - без его твёрдой руки Горная Ингушетия за считанные годы превратилась в главный террориум Кавказа. В сентябре 2002 года из Грузии в Чечню промчался Руслан Гелаев, оставив на ингушских дорогах убитыми 12 солдат и 76 своих боевиков. В июне 2004 года новый набег возглавил лично Шамиль Басаев, убив 98 местных силовиков и случайных прохожих и уйдя без потерь с тысячей стволов из разграбленных складов: именно этим оружием считанные месяцы спустя делался теракт в Беслане. К середине нулевых Чеченская война была уже скорее Ингушской: Басаев был уничтожен в 2006 году в назранском предместье Экажево, а его преемник Доку Умаров - в 2013 в лесу близ Галашек. 2013-й год и стал поворотным: с самых красивых уголков Ингушетии сняли особый режим, и за считанные годы террориста в тех горах сменил турист.

24.


Власти же, помучившись с аморфной Назранью, в 1994 году начали строить новую столицу региона, дав ей название в честь столицы древней Алании - Магас. Вот таким он замышлялся в идеале:

24а.


А таким встретил свой четветьвековой юбилей:

25.


Планировка города предельно проста - с севера на юг тянется проспект Идриса Зязикова (на кадре выше - слева направо), который пересекает главная ось от Башни Согласия через правительственный квартал.

25а.


Напротив башни Президентский дворец (1994-98) - первое законченное здание Магаса.

26.


Глядящее фасадом на площадь Алании между симметричных Парламента и Правительства, сдача которых в 2000 году и сделала Магас столицей. Архитектура их, как заметил nordprod, занимает промежуточное положение между позднесоветским брутализмом и второсортным туркостроем.

27.


По окрестным полям размечены, вместе с уже построенными, 27 микрорайонов. Два последних по счёту примыкают к башне между Сунжей и проспектом Зязикова, 10-й стоит чуть в стороне за назранской дорогой, а первые 9 - основная часть Магаса. По площади он, возможно, самый маленький город России - 2,1х1,7 километра. Проспект Зязикова с юга упирается в мечеть "Сердце Кавказа", которая явно не будет тягаться с Шали и Махачкалой за звание крупнейшей в Европе. Смысл её в другом: лесополка вдали - это граница Северной Осетии. Дальше виден Лесистый хребет, скрывающий Тарскую котловину, ну а на горизонте вместо мглы могли бы стоять кручи Большого Кавказа.

28.


Граница враждующих регионов проходит буквально под заборами строек Магаса, но где-то в тени башни отворачивает от Сунжи, и вот - уже вполне ингушские поля. За развязками Бакинки растеклась одноэтажная Назрань, а на стыке двух городов - пара самых высоких домов республики:

29.


Правее по Бакинке видны Девять башен Мемориала Славы, который я оставлю на следующую часть.

30.


Замыкаем круг. С севера от башни - вычурный фасад Дома торжеств и за Аллеей спортивной славы корпуса Ингушского университета (2015), в сентябре 1994 года открытого в казармах военного аэродрома станицы Орджоникидзевской. Левее шпиля и похожей на траншею Сунжи можно различить Аланские ворота, а вдали до гребня Сунженского хребта раскинулось Экажево - огромное село (19 тыс. жителей), заречное предместье Назрани, где  сложил голову (вернее, упустил её на пару километров) главный злодей Чеченских войн.

31.


Теперь спустимся с башни да пройдёмся улицам Города Солнца. Сквер у подножья, продолжающий площадь Алании, называется Дадаковской площадью - по древнему аланскому городу Дадаков, что основали в 1239 году уцелевшие жители разрушенного Магаса. Увы, ненадолго - в 1279 году и его сравнял с землёй Менгу-Тимур. Что интересно, нынешний Магас пока ещё не догнал по размеру своего предтечу - население "того" Магаса оценивается в 15-20 тыс. человек. Где стоял он - точно не ясно: ингуши считают Магасом одно из близлежащих городищ, а карачаевцы - три храма Нижнего Архыза.

32.


Обратите внимание, что большинство зданий Магаса построены уже в 2010-х. В нынешнем виде этот город создал не строгий Аушев, а Беслан Цечоев - местный Колоритный Мэр, в 2015-19 годах пытавшийся сделать так, чтобы честный варламит при слове "Магас" не убегал из-за стола, как дамы Собакевича при слове "лягушка".

33.


Но - велодорожка и велопаркинг пусты, фонтанчик высох, электронная библиотека не работает, так что сдаётся мне, что и раздельный сбор мусора тут делается так же.

34.


В высокотехнологичный бак для утилизации ламп народ кидает что попало:

35.


А вот зонтики на пешеходных переходах - хороши:

36.


Вторая достопримечательность после Башни - автобусные остановки:

37.


В них есть электронные библиотеки, розетки для подзарядки гаджетов, кофейные автоматы, вай-фай и даже специальный планшет для жалоб мэру - говорят, Цечоев лично перезванивал в течение получаса. Теперь не работает ничего, кроме самого важного - кондиционеров, охлаждающих помещение летом и подогревающих зимой. Остановки выполняют роль автовокзала - внутригородского транспорта в Магасе нет (хотя Цечоев трамвай сделать грозился!), а маршрутку до Назрани в них ждать куда приятнее.

38.


На домах - помпезные таблички:

38а.


Ими исчерпывает весь лоск вне проспекта Зязикова:

39.


Прошлый и следующий кадры сняты по краям 4-го микрорайона, представляющего собой Правительственный квартал:

40.


Больше впечатляет 5-й микрорайон - Ново-Назрановская крепость МВД и ФСБ. В ней, кстати, есть домовая церковь Иоанна Кронштадтского, так что назвать Магас единственным региональным центром без православного храма не выйдет:

41.


Южнее (со стороны мечети) лежат 7-й и 8-й микрорайоны, сквозь которые проходит Аллея "Матери России" (2014):

42.


С севера, ближе к выезду на Назрань - 1-й и 2-й микрорайоны вдоль улицы Хрущёва. Она тоже представляет собой бульвар, или вернее - три бульвара. Рядом с ИнГУ - Аллея Спортинвной Славы, где о спорте напоминает разве что самый ЗОЖный в мире фуд-корт, который никто и никогда не видел открытым:

43.


За арками у проспекта Зязикова её сменяет Аллея Ахмата Кадырова с самым маленьким в региональных центрах России памятником Победы - не удивлюсь, если открывшимся в 2004 году:

44.


Третья Аллея Республики и вовсе вылетает в поля - такое я прежде видел в китайском Фуюане, на который Магас просто неожиданно похож архитектурой...

45.


...но по общей атмосфере - абсолютный антипод. Там на улицах кипит жизнь, а здесь... если у вас возник вопрос "А люди-то где?", то я сам не могу вам на него ответить. Пасмурным днём Город Солнца зловеще тих и пуст:

46.


Даже не в каждом дворе услышишь детские крики:

47.


Состояние дворов скачет от вполне кавказского до почти европейского:

48.


А подъезды за хлипкими дверями нараспашку уютны и чисты:

48а.


Хоть и видно, что старались ингуши, а из Магаса хочется сбежать. Чем, кажется, и занимаются местные, когда не ходят на работу в 4-й микрорайон - в городе нет ни одного парка, ни одного кинотеатра, ни одного торгового центра (хотя заброшенное здание характерного вида есть!), и даже кафешек всего пара штук. Мечеть - и та только строится! Так что остановки с кондиционерами - ещё и место, куда можно сходить. Не так давно, впрочем, тут не было даже школ и поликлиник. Всерьёз развиваться Магас начал только в 2010-е годы, и вспоминая Астану, которая обрела человеческое лицо за несколько лет моего с ней знакомства, я всё-таки не стал бы сходу ставить крест на этом "районном Дубае".

49.


В Ингушетии есть ощущение заграницы, но - не чужбины. Ингуши, по сравнению с чеченцами, кажутся более "нашими". Даже во внешности - одеваются они проще, а лица их чаще гладко выбриты, чем скрыты грозной бородой. Разговорившись с прохожим, иногда забываешь о том, что перед тобой Суламбек или Магомет, а не Сергей или Миша. Говорят, даже выпить или закурить тайком от соседей ингуш склонен больше, чем чеченец. Но вот рядом с тобой в третий раз за 15 тормозит машина, и водитель выходит поговорить с дорогим гостем и узнать, не нужна ли ему какая-то помощь. Когда же гость решает уехать на такси, таксист довозит его к месту и не берёт денег. Или наоборот - берёт раза в три больше адекватной цены, а ты понимаешь, что не оговорил цену заранее, потому что весь опыт прошлого дня приучил доверять. Свойскость ингушей обманчива, но в отличие от чеченцев, их инаковость какая-то неброская. С чужаком они держат дистанцию - но так, чтобы чужак этого не замечал.

50.


Между собой ингуши говорят обычно на своём языке, но на русский переходят без акцента. Они менее набожны, но более патриархальны: если в Грозном изредка случается увидеть девушку в джинсах, то в Назрани даже туристкам не рекомендуют в таком виде казать нос дальше туристического бусика или вокзала. Более того, в Ингушетии существует легальное многоженство, чем не может похвастаться даже Чечня - Аушев утвердил его в 1999-м, и хотя год спустя федеральные власти прикрыли лавочку, ещё долго ингуши удивляли всех остальных паспортом о двух печатях. Но как верно подметил в своё время один знакомый из Средней Азии, патриархальность тут первична, а ислам лишь хорошо на неё ложится. И современную медицину в Ингушетии дополняют не только исламские клиники с хиджамой (кровопусканием) и лечебным чтением Корана, но и знахари да колдуны глухих сёл и окраин.

51.


А пышность кирпичных домов пусть не вводит в заблуждение, ради которого их вообще-то и строят: Ингушетия очень бедна, и происхождение этих хором ровно то же, что в Западной Украине или Закавказье - в основном народ тут ездит на заработки. Кто-то - водителем автобуса или охранником в "Магнит", кто-то - инженером на месторождения. А кто-то, может быть, коллектором или даже бандитом: в таких областях ингуши здорово мимикрируют под чеченцев. За домом присматривать остаются женщины, которых тут видишь многократно чаще, чем мужчин:

52.


Не мне судить, кто из вайнахов храбрее, но вот кто хитрее - у меня есть ответ. Не думаю, что ингуши сильно любят Россию, но их подход - "нельзя всё ломать, надо на чём-то и сидеть". Они получили всё, что получили чеченцы: шариат и законы гор тут актуальнее российских законов, русские уехали и вряд ли вернутся, бюджет держится на федеральных дотациях, из которых строятся (причём не из руин, а с нуля!) сказочные города, большие мечети, национальные монументы да отели в горах. Но всё это - без ужасов войны, без бородатых опричников и поборов в мутные фонды, без ненависти и зависти всей остальной страны. Галгаи научились не влезать в новости и мимикрировать под своих громких соседей: ингушами на поверку могут оказаться и чеченская мафия (как на Дальнем Востоке), и чеченские террористы (как в Беслане), а пик русских погромов и убийств тут и вовсе пришёлся на "тучные годы". Но тот, кто при виде Грозного пускается в монолог про "позорную дань" с конвульсивными выкриками "им Аллах подаёт!", при виде Магаса максимум покритикуют урбанину. Не говоря уж о том, что хитрая Ингушетия на два порядка больше, чем гордая Чечня, сумела сохранить культурное наследие...

53.


В следующей части осмотрим Назрань.

ЗЕМЛЯ ВАЙНАХОВ-2021
Обзор поездки и оглавлление серии.
Вайнахский мир. История и культура.
Чечня
Реалии современности.
Грозный. Общий колорит.
Грозный. История и что от неё осталось.
Грозный. Проспект Кадырова и проспект Путина.
Грозный. ПромыслА.
Окрестности Грозного. Шали, Аргун, Чечен-Аул.
Чеченские скансены. Хой и Герменчук.
Ведено и Ичкерия.
Кезеной-Ам.
Аргунское ущелье.
Шарой и Химой.
Урус-Мартан и Серноводск.
Шелковской район. Парабоч и Старогладовская.
Ингушетия
Магас и ингушская идентичность.
Назрань и окрестности.
Сунжа, Малгобек, Галашки.
Горная Ингушетия. Таргимская котловина.
Горная Ингушетия. Эгикал и Эрзи.
Горная Ингушетия. Армхи и поход на Столовую гору.
Северная Осетия - Алания (не вайнахи!)
Моздок.
Беслан.
Tags: Кавказ, дорожное, злободневное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

khorenyan

May 30 2021, 20:30:57 UTC 1 month ago Edited:  May 30 2021, 20:33:47 UTC

Офигеть, я полез читать про этого долгожителя — реально пишут, что 157 лет жил. Сложно даже это представить. Интересно бы с таким человеком поговорить.

Кстати, по Ингушетии меня катал племянник Аушева — прикольный пацан ;)

Таксист один раз действительно не взял деньги.
Незнакомцы подошли и предложили помощь в организации путешесвтия по республики (потом оказалось, что это какие-то чиновники).
Тут вообще было дружелюбно, а вот в Чечне я очень плохой вайб словил — от пассажиров в маршрутках до людей на улицах. Вообще всякое желание отпало там путешествовать.
Ну, на самом деле все эти долгожители вызывают большие сомнения. Скорее всего, это какие-то ошибки с датами рождения + реально очень долгая жизнь, но не 150 лет, а например 110.

Меня чеченцы и ингуши примерно одинаково встречали. Всё перечисленное у меня и в Чечне было.

bulat_16rus

1 month ago

seregs

1 month ago

_стабильно последнее место в России по объёму экономики_

Последнее место по ВРП на душу населения, а по объёму экономики республика Алтай ниже
Да, я эти данные видел, но не придумал, как это сформулировать кратко. В любом случае и по абсолютным объёмам это второе место с конца.
В Магасе только многоэтажки или индивидульные дома тоже строят?
На окраине есть квартал коттеджей, но вида заброшенного. Рядом зато Назрань, почти вся одноэтажная.

pachem

1 month ago

bulat_16rus

1 month ago

pachem

1 month ago

В осетино-ингушской войне среди прочего прямо в своём гараже сгорел «Линкольн» Брежнева, подаренный ему Никсоном. К началу 90-х он принадлежал какому-то кооператору из Владикавказа.

Аушев ещё дружил с Березовским и пропихнул для Ингушетии статус всероссийского офшора.

Кхм, так значит Владикавказ какое-то время был равен по статусу Москве и Ленинграду? Не знал об этом.
А Москва и Ленинград имели всероссийский или всесоюзный статус?

dima1989

1 month ago

bulat_16rus

1 month ago

У ингушей самый высокий в мире показатель гаплогруппы J2 — 88%. У чеченцев несколько меньше — 56 %. Их генетика весьма изолированная. Считается, что J2 была свойственна первым неолитическим земледельцам на Ближнем Востоке.
По поводу происхождения осетин от скифов. У осетин основная гаплогруппа G2 — до 70%, выше только у сванов — 90%, т.е. это ближайшие родственники. У скифов ее не было, у них основная группа R1а, у сарматов еще R1b. У осетин же R1a — менее процента (0,4-0,8%). Выводы можно сделать самостоятельно:)
Спасибо, про галогруппы внёс в пост. Мне всегда важнее казались критерии культурного и языкового родства, чем генетического, но тут действительно интересно.

maximus101

1 month ago

Владимир Т.

1 month ago

siatomic

May 31 2021, 02:46:54 UTC 1 month ago Edited:  May 31 2021, 02:50:05 UTC

Держать пленников на первом этаже своего дома довольно странно, учитывая что там же содержали скот, а это значит был широкий вход.
К вопросу о разных народах относительно чеченцев и ингушей- это националистические высказывания как с одной , так и с другой стороны. Язык постепенно меняется от Ингушетии к Дагестану и если горцы чеченцы и ингуши говорят одинаково, то к примеру аккинцы уже с трудом понимают галгаев.
Разделение на чеченцев и ингушей произошло тогда, когда казачья чересполосица разорвала связь двух частей одного народа. Именно тогда появились в русском языке ангуштинцы и чеченцы по названиям населенных пунктов-Ангушты и Чечен Аул.
К пункту о хитрости! Как можно говорить о хитрости, если РИ правят ставленники Кремля и именно они формируют отношение с центром? Ингуши выживают как и другие обычные граждане России, добывая хлеб своим трудом. Мафиозность не больше чем на Кубани или в Тамбове.Конечно москвичи выделяют кавказцев из массы преступников, не замечая , а порой оправдывая своего соседа криминального деятеля.
Сказочные города ? Где ? Магас это город населенный по большей части сотрудниками спецслужб, пограничниками , росгвардейцами и служащими 58 армии. Заговорить на улице по ингушски — никто не поймет. Кругом русскоязычные!В том числе и осетины, вражду с которыми вы так подчеркиваете. На рынках осетины торгуют без опаски .Подошли бы к стройке какого нибудь дома ,узнали бы что и строители тоже не ингуши.
Предполагаю, что Магас скоро будут заселять пенсионеры из центральной части нашей страны, потому что город чистенький, мягкий климат, безопасность на высоком уровне,даже горы напичканы видеокамерами, стоимость жилья на котловане 19000 руб/кв.м., Хорошая транспортная доступность. До Каспия 180 км, до Черного моря -800, горный воздух, целебные источники, вкуснейшее мясо и недорогие овощи фрукты из той же Грузии .
Вы опять исходите из ложной уверенности, будто чеченцы — богатые дармоеды, которым Центр платит только за то, что они чеченцы. Но это совершенно не так, и они точно так же добывают хлеб своим трудом, в основном на заработках по всей России. Дома у ингушей добротнее, но у ингушей не было войны.
Основное отличие в том, что Ингушетии нет столь яркой и самовольной элиты, как дом Кадыровых, но плюс это или минус для простого жителя — большой вопрос: разгильдяйства в Ингушетии больше, но и в Фонд имени кого-нибудь 5% с зарплаты не удерживают. А новостроечная часть Грозного не сильно больше, чем Магас.

siatomic

1 month ago

carpodacus

May 31 2021, 03:06:37 UTC 1 month ago Edited:  May 31 2021, 03:07:15 UTC

1) А что такое ночной аул?
2) Ты ведь расскажешь подробнее про независимость Ингушетии и её 1990-е в другом посту?
3) Я не боюсь значиться автором фразы. Хотя в оригинале на подходах к Башкызылсайским петроглифам цитата звучала как "У нас не ислам, у нас патриархат в исламской оболочке", ты её относительно (и уместно) адаптировал.
4) А кто такой коллектор? Отдел по работе с проблемными активами братства?
5) А как работает (в теории) электронная библиотека? Книги на полках типа просто интерьер?

P.S. Я, увы, был зверски занят по ходу большей части постов про Чечню вне Грозного (хотя у меня бы все равно там было немного вопросов и, в основном, эмоции, а не содержательные добавления). Но всё же про дорогу ЧРИ в Грузию интересно. Можешь, пожалуйста, ответить, как она функционировала, будучи недостроенной?
1. Аул в тёмное время суток :)
2. Да честно говоря, не знаю, что об этом ещё рассказать.
4. Тот, кто выбивает долги по кредитам. В теории профессия легальная, но официально коллектору можно только звонить клиенту и напоминать о долгах. Что, ясное дело, не на всех действует, поэтому коллекторы нередко работают на грани хулиганства или даже откровенного криминала.
5. Я так понимаю, да, а выбор и тексты на экране.

P.S.
Я тоже очень занят перед поездкой, и на всё отвечать, увы, не успеваю :( Но что касается дороги, то просто ездили на машинах повышенной проходимости и через последние два километра по Грузии продирались как-нибудь. То есть, я так понимаю, там не были скалы, пропасти, чаща или болото, а просто не было обустроенного по стандартам полотна.

bulat_16rus

1 month ago

dima1989

1 month ago

"Ингуши, по сравнению с чеченцами, кажутся более "нашими"" — сложный вопрос. На первый взгдяд — да. Более раскрепощенными — да. А вот проблем там не меньше.
Да и многоженство официально только в Ингушетии было введено, как раз Аушевым.
Вроде и сейчас, если в паспорте вписаны 2 жены — это было законно!!!, то отменять это оснований нет. Хотя я не разбирался в вопросе подробно, это со слов ингушей.

varandej

May 31 2021, 05:52:59 UTC 1 month ago Edited:  May 31 2021, 05:53:12 UTC

Так вы бы дальше этой фразы прочитали — увидели бы, что я к тем же вывода прихожу.
Хотя про многоженство не знал, сейчас внесу в пост.

bulat_16rus

1 month ago

andrey_andreew

1 month ago

yapet

May 31 2021, 05:57:23 UTC 1 month ago Edited:  May 31 2021, 05:57:35 UTC

Мне Ингушетия показалась гораздо более отдельной от России частью чем Чечня. В Чечне на въезде (Герзель) очень скромный пост, где и полиция-то не всегда бывает, а в Ингушетию главная дорога (Черменский круг) — настоящий укрепрайон с ДОТами и БТРами.
Не сказал бы, что гораздо более, но явно не менее. Однако это почему-то, в отличие от Чечни, никого не беспокоит.

Павел Азаров

1 month ago

Давно хочу попросить: не мог бы ты указывать в тегах регион/город? Иногда хочется найти посты по какому-то региону, но для этого пол-блога перелопачивать надо. Например, под тегом "Урал" и Оренбург, и Коми.
Я уж не говорю о том, что многие теги красивые, но совершенно не информативные.

varandej

May 31 2021, 08:46:40 UTC 1 month ago Edited:  May 31 2021, 08:47:41 UTC

В тэгах надо навести порядок давно, это факт :( Однако нехватка времени проставить такие тэги к старым постам и общая "чемоданность" обстановки (всё равно ЖЖ обречён и скоро придётся сворачиваться) этому мешают.
Но вообще у меня основная навигация здесь:
https://varandej-guide.livejournal.com/
Если нужен конкретный пункт — вводишь в поиске на странице.

bulat_16rus

1 month ago

soullaway

1 month ago

kneiphof

May 31 2021, 17:07:55 UTC 1 month ago Edited:  May 31 2021, 17:19:54 UTC

Башня Согласия впечатляет — не только размерами (вряд ли фотографии могут их передать), сколько самим концептом. "Башня в башне", внутренний вид пандуса тоже выглядит необычно.

"Проспект Зязикова с юга упирается в мечеть "Сердце Кавказа""

Нет ли в названии мечети легкого троллинга чеченцев? Звучит ведь практически как в известном анекдоте — "Лучшая парикмахерская на этой улице!" :)

Хотя в отношении осетин троллинг ещё более явный (уж не знаю, толстый или тонкий): если сердце Кавказа — мечеть, то православные оснтины уже, получается, и не кавказцы!

Последний жрец, отсулуживший последний обряд старым богам, и принявший нового бога — красивый сюжет...
Если в Чечне было бы интересно оказаться просто потому, что любопытно увидеть в реале те места, которые в студенческие и (позднегимназические) годы проходили как фон леденящих душу новостей, то вот про Ингушетию — вообще никаких ассоциаций.
Но ты в очередной раз доказываешь, что нет неинтересных мест, есть ленивые путешественники. Я, например, даже о (полу)официально разрешенном двоеженстве понятия не имел, а вот оно как...
Я про Магас слышал. Меня с детства как-то завораживала идея "основанных" (спланированных) городов, от немецких остзидлугов до советских наукоградов. Хотя в целом "естественные" города как правило интереснее.

kuba

1 month ago

Спасибо за интересный пост!
Ингуши кстати в Аланское время успели побыть христианами, хотя их христианство было синкретическим и в 18-19 вв. царское правительство пыталось их рехристианизировать. В итоге — эпик фейл, о которм сейчас мало пишут и говорят, особенно РПЦ. Принимали то ингушей в российское подданство язычниками и они даже клялись своими богами, когда заключали договоры с представителями Империи (в частности, интересный пункт: обязывались не рринимать а себе мусульманских проповедников из Чечни и Турции), потом там несколько десятилетий работали православные миссии, а пооом пришел шейх Кунта-Хаджи и обратил ингушей в ислам.
В общем, Империя оконфузилась знатно и этот провал кмк имел и еще будет иметь долгосрочные последствия. Потому что православная Ингушетия дала бы совсем иной расклад на Кавказе. .
Про аьреков ты не написал, а они там были в конце 19-начале 20 века и чуть ли не больше, чем в Чечне. В основном конечно причина — малоземелье, толтко 10 процентов ингушей могло прокормиться на тех землях, что они имели, а 90% как ьы "лишними оказывались". Хотя и другие причины были безусловно.
Факт в том, что Назрановский округ наряду с Веденским считался одним из самых криминогенных в Российской империи. Наверное, олним из самых ищвестных абреков был Саламбек Сагопшинский — соратник знаменитого Зелимхана.
Про казачью колонизацию ты по сути ничего не написал, но может быть в посте про Мунжу почитаем, потому что история сунженского казачества и Сунженской линии — это все же неотъемлемая часть истории современной Ингушетии.
После падения монархии в Назрановском округе начался сущий беспредел. Абреки, погроиы, ингуши схлестнулись с казаками и осетинами. Так что война 1992 года — она не первая, до этого была "война на Сунженской линии" 1917-1918 годов,тожн очень кровопролитная. О которой мало кто знает и мало кто пишет. А так много станиц, хуторов и аулов было сожжено, а Владикавказ в январе 1918 был ареной одесиоченнейших боев всех против всех.
Тещис о том, что кащаки были опорой белого Юга, а потому ингуши поддержали красных не совсем верен. Я уже отмечал эио в посте про гребенчких казаков. Терские казаки на самом деле вообще держали нейтралитет долгое время в начавшейся войне и за белых и не думали вписываться. До августа 1918 года. Им белые нафиг были не нужны с их идеями похода на Москву и продолжения ПМВ до победы...у них своя война на Сунже шла с ингушами и чеченцами.
А большевики конечно хотели утвердить свлю власть на Тереке и искали союзников. Казакам они по сути мало что могли предложить и тогда решили опереться на ингушей. И на Третьем съезде народов Терека протолкнули резолюцию о выселении ряда станиц с Сунженской линии и передачи их земли ингушам. В итоге летом казаки восстали и внезарным налетом взяли Владикавказ. Лидеры Терской Советской Республики во глаае с Орджоникидзе бежали в Ингушетию и сказали, что если казаки победят, земли ингугам никогда не видать, а если лни поддержат большев ков — вся земля казачь будет их. И ингуши конечно подбержали красных. Ну а казакам в начале 1919 года ничего уже не оставалось, как идти к белым, потому что Деникину тоже нужны были слюзники и он обещал вернуть казакам их земли
И ингушские партизаны причиняли Деникину массу хлопот. Кстати там был уникальный микс "красных шариатистов", был феномен "красных мулл", воевавших за "Советскую власть и шариат". В общем, веселуха была еще та. А уьеоых ничего не клеилось. Даже дочь белогвардейского правителя Ингушетии генерала Сафарбека Бекбущарова была связана с антиденикинским подпольем. А в марие 1920 оный правитель Бекбущаров без сопротивления сдал красным партизанам Назрань и другие опорные пункты 6а плоскости, что впрочем в 30-е годы не спасло его от репрессий.
В 20-30 годы в Ингушетии тоже было неспокойно, хотя и не так, как в Чечне, но тоже абреки бродили. А попытка антирелигиозной кампании, предпринятая первым секретарем обкома Черноглазом закончилась тем, что он попал в засаду, устроенную повстанцами, был убит и обезглавлен. Подчеркну — целый секретарь обкома вроде бы в мирное время. Потом кстати его убийство пытались повесить на Идриса Базоркина.
После депортации в горах Ингушетии,как и Чечни вплоть до хрущевских времен прдолжали ходить отряды абреков.
А про русско-ингушские столкновенря в 1991 и погромы русских и особенно казаков ты Илья ничего не написал. А ведь из песни слова не выкинешь...Ингушетия была зачищена от славянского населения похлеще Чечни...
Насчет Аушева — конечно, яркая и колоритная личность, конечно, авторитет его в Ингушетии высок....но в Первую войну Ингушетия действительно была фактмчески тылом для Ичкерии. И кстати первые потери федеральные войска понесли в 94 года еще в Ингушетии. И были ингушские добровольцы, воевавшие за ЧРИ. В наше время уже ингуши предъявляют чеченцам в том числе и то, что мы мол воквали за вас, кровь проливали кучу ваших беженцев приютмли, ваших бойцов лечили-кормили, а вы мол у нас Сунженский район отжать решили...
Да и во Вторую войну тоже было не все "гладко", хотя архивы закрыты....так что гадать не будем...
Очевидно одно, что Аушев казался Кремлю слишком самостоятельным и его убрали, хотя его прнемники по сути так и не смогли решить стоявшие прлблемы...и что при Зязткове, что при Евкурове Ингушетия была одним из самых кризисных и потенциально взрывоопасных регионов России. И проблемы ее не решены ни одна из них.
Они лишь загнаны внутрь, что чревато новыми взрывами застарелых язв...
Вообще-то о том, что русских тут зачистили как бы не хуже, чем в Чечне, я написал прямым текстом. Понимаю, что объём моих постов слишком большой, и отдельные фразы могут ускользать, но этот момент я упоминал прямо.

Про исторические моменты — да, о многом не написал, потому что пост бы уже не прошёл по объёму.

!!!!И ПОЖАЛУЙСТА, ВЫЧИТЫВАЙ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ОПЕЧАТОК СТОЛЬКО, ЧТО КАЖЕТСЯ, БУДТО С ДИСКЛЕКСИКОМ РАЗГОВАРИВАЮ!!!!.

russian_dagger

1 month ago

baronjjj

1 month ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →