varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Югорская эпопея. Часть 9: Ханты-Мансийск, Торум Маа.



Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа" ("Священная земля") был основан в 1985 году по инициативе представителей ханты-мансийской интеллигенции Ювана Шесталова и Еремея Айпина, которые передали музею основу его экспозиции - подлинные постройки из своих родовых угодий. Нынешний Торум Маа - редкий пример скансена, целиком посвященного одной (точнее, двум) этнической группе, и дает очень хорошее представление о народной архитектуре малых народов Севера.

Место, на котором стоит музей (как и место, на котором стоит город) было выбрано не случайно. Самаровский чугас, возвышавющийся над окружающией местностью на 80-120 метров, да еще и недалеко от слияния Иртыша и Оби, долгое время был чем-то типа остяцкой столицы. Чугас - значит, "остров на суше" - так здесь называли одинокие холмы среди бесконечных болот. На месте Ханты-Мансийска располагалась вотчина князьца Самара, вассала Кучума. Здесь Самар был разбит, а остяки разошлись по лесам, но вскоре вернулись с ясаком и добровольно париняли русское подданство. На Самаровском чугасе располагались в дорусское время многочисленные языческие святилища (термин "шаманство" к угорским народом применяют редко).  Музей расположен на северной опушке чугаса, со стороны бывшего Остяко-Вогульска.

Сами ханты и манси - собственно угорская ветвь финно-угорской языковой группы. От них же и термин Югра, которая изначально вкючала еще и север республики Коми восточнее Печоры. Дальней их "родней" являются финны и мордва, а более близкой - венгры. Причина такого парадокса в том, что и те, и другие изначально были кочевниками в степях Западной Сибири, но  в ходе переселения народов часть угорских племен ушла от новых врагов на север, в болота нынешней Югры, а часть на запад, где и создали Венгерской государство и приняли католицизм. Теоретически, Югра (Югория) и Венгрия - это одно и то же слово, только очень сильно трансформированное. Музей Торум Маа в ХМАО не единственный - в период нефтяного бума свои скансены стали возниать едва ли не в каждом районе, скажем, в деревне Русскинская между Сургутом и Когалымом или в селе Варъёган на востоке округа. Но еще более странно то, что многие ханты и манси по-прежнему ведут традиционный образ жизни, и кормятся охотой и рыболовством в стороне от месторождений и магистралей.



Назвать музей Торум Маа "под открытым небом" можно очень условно - на самом деле он расположен под сводами еловой тайги. Самаровский чугас покрыт настоящей темнохвойной тайгой, так как здесь совсем другие, нежели на равнине, почвы. И потому убедительность музея просто запредельна.

Музей включает 4 основных комплекса: стойбище ханты, стойбище манси, охотничья тропа и святилище. Расположены они на холме, куда снизу ведет лестница или крутые скользкие тропы. Скорее всего, здесь будет пусто, а сопровождать вас будут в первую очередь белки, которых тут неописуемое количество.

Пройдя мимо построек с вводного кадра, выходишь на поляну. С одной ее стороны расположено летнее стойбище:



Чум - переносное жилище из жердей и шкур (сейчас чаще из современных материалов). Однако чум был летним жилищем, когда жители тайги уходили на родовые кочевья, пасти оленей или добывать мясо и рыбу к зиме. Под навесом - нянь-кэр, или хлебная печь: у угорских народов было куда больше заимствованний из Европейской России, чем у восточно-сибирских.

Другая часть стойбища - зимняя:





Зимой таежные народы переходили к оседлому образу жизни, и жили уже не в чумах, а в жилищах иных типов. У ханты и манси, опять же, как у наиболее западных, таким жилищем стала курная изба:



Но основную часть построек на стойбище составляют лабазы - сараи для хранения припасов, поставленные на ножки для защиты от животных.







На кадре выше интересен домик рядом с ленточками - это ай-хот, "дом рожениц", в котором жили отдельно от остальных беременные женщины и женщины сразу после родов. Такие домики выполяли не только практическую, но и культовую функцию.

Суван - навес для хранения инвентаря (а также лодок).



За хантыйским стойбищем находится мансийское. Манси от хантов по своей культуре отличались не сильно, но традиционно были более воинственными и непокорными. Некоторые мансийские племена можно считать горским населением Северного Урала. До покорения Сибири они нередко совешали набеги на Чердынь и Соликамск. Нынешним центром культуры манси является поселок Саранпауль в восточных предгорьях Урала.



Мансийский дом и полевая кухня... На табличках поясняется - 2008 год.



Кухня вполне современна, а вот архитектура жилищ и лабазов у хантов и манси почти не меняется уже лет 200.



Роскошный лабаз, похожий на большое копытное животное:



Домик без подписи - я так и не понял, что это, да к тому же с окном. Возможно, приют-сторожка, коих по тайге разбросано множество - в них хранились припасы и посуда, которыми мог пользоваться любой охотник:



В сторонке - загон для оленя.



Следующий комплекс - охотничья тропа, проходящее через овражек между стойбищем манси и святилщем:



Здесь выставлены всевозможные охотничьи агрегаты, и хотя сделаны они из дерева - вполне потянут на "адские машинки". О том, как они функционируют, я, будучи жителем мегаполиса, не имею представления:

Ловушки на мелкую боровую дичь:





На лису:





На медведя:



Охотничий лабаз на невероятно высокой ножке:



Вот этот кадр снимал, держа фотоаппарат на втянутой руке, от подножья, а роста я даже повыше среднего:



Навесы с костровищами для привалов:





Наконец, тропа выводит к святилищу, и между этими двумя комплексами располоен навес для Медвежьего праздника - сюда клались останки убитого медведя для ритуалов. У палеоазиатских народов были мощные традиции согласия с природой, считалось великим грехом убивать больше животных, чем можешь съесть, а у медведя, как у Хозяина Тайги, после убийства просили прощения - в этом и заключался Медвежий праздник. Этот обряд характерен не только для палеоазиатов, но и для индейцев, причем большинство народов соблюдали этот обряд как-то по-своему. Особенностью хантов и манси была постановка костюмированной драмы перед тушей убитого медведя, возлежавший на навесе, после чего мясо съедали с соблюдением строгих обрядов.



Наконец, само Святилище, куда ведет узкая тропа между двумя оврагами.



Оно расположено на маленькой заповедной поляне, вход на которую стережет идол, отдаленно похожий на половецкого истукана:



Еще один комплекс идолов расположен на самом Святилище. Правда, они современные, но вырезал их Г. Райшев - заслуженный художник Югры, сам этнический хант, всю жизнь занимавшейся национальной мифологической живописью и скульптурой.



Здесь же - священый амбар, основная форма храма в тайге типа наших часовен.
Дверь амбарчика была закрыта, но я их любопытства отворил ее... и почти сразу небо прояснилось, серость, в которой я гулял по центру Ханты-Мансийска, закончилась, и вернулась солнечная погода, сопровождавшая меня до этого.



Об этнографии ханты и манси также можно прочитать в моем посте про Нефтеюганск, вторая половина которого содержит рассказ об этнографическом музее и его экспонатах, которые здесь не увидеть.

А еще непередаваемое впечатление - настоаящая тайга. Ее трудно воспринимать как лес - скорее, это своды вроде пещерных, и по музею под открытым небом гуляешь, как по подземелью. От елки до елки не более метра, кроны сомкнуты, внизу полумрак, а аллеи похожи больше на ущелья. Тайга лишь подтверждает мое наблюдение: в Сибири все ДЕЙСТВИТЕЛЬНО такое, каким себе это представляешь: и морозы, и пейзажи, и атмосфера, и мужики.





К тому же по дереьвям постоянно скачут белки, то и дело обваливающие на землю снег. Ходить под сводами тайги опасно - вполне можно получить упавшим снегом по голове, и сильно.

А так с чугаса выглядит Ханты-Мансийск. Спустившись вниз, я отправился в Самарово - село-"пригород" Ханты-Мансийска на другой стороне чугаса. О Самарове и будет мой последний пост Югорской эпопеи.



Югорская эпопея:
Пролог: Возвращение.
Часть 1: Дорога до Югры.
Екатеринбург.
Екатеринбургский метрополитен.
Сибирское ханство.
Югорская магистраль.
Часть 2: Югра.
Сургут новый.
Старый Сургут.
Нефтеюганск.
Ханты-Мансийск. Остяко-Вогульск.
Ханты-Мансийск. Торум Маа.
Ханты-Мансийск. Самарово.
Tags: "Воля вольная", Сибирь, деревянное, дорожное, скансен, этнография
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment