varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Об эскапизме

На самом деле, в мире и в России сейчас активно формируется новое направление в искусстве. Фэнтези, фолк, аниме, "японский рок" - все это постепенно складывается в единую картину. Я ба дал этому направлению название ЭСКАПИЗМ. И думаю понемногу начать выкладывать серию своих соображений о его сути, предпосылках и перспективах.
Посты этого направления пока будут под тэгом "рок". Потому что это направление, органично сменяющее рок-культуру и приходящее ей на смену.

Для начала, цитата из "Википедии":

Эскапи́зм (англ. escape — убежать, спастись) также известен вариант произношения эскейпизм — стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий. Часто возникает в кризисных ситуациях. Может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.

В течение достаточно продолжительного времени эскапизм имел свое выражение в европейской культуре в форме монашеского отшельничества. Однако после появления протестантизма, в котором монашество не имеет ценности, эскапизм приобрёл форму домашнего затворничества.

Эскапизм определяется не самим поведением, а причинами, это поведение побуждающими. Любая деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс и т. д.) может стать эскапизмом, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем.

Это стремление, как правило, возникает в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, неспособностью создать адекватные отношения с окружающими.

Часто сопровождается такими чувствами как вина, бессилие, бессмысленность существования.

Ну а под катом мои размышлизмы о том, как вышеназванное соотносится с искусством.

 

В своем время, когда по миру распространилось повальное увлечение "Гарри Поттером", меня сага о мальчике-волшебнике оставила равнодушным. Я не увидел там ничего действительно глубокого: только красочный мир и завлекательный сюжет, под которым не было ничего нового в плане идей. Популярность романа Джоан Роулинг для меня оставалась загадкой. Если верить некоторым данным, то по совокупному тиражу в западных странах "Гарри Поттер" занимает второе место после Библии. Сама Роулинг оказалась самой богатой женщиной Англии и самым богатым писателем современности, чье состояние вплотную приближается к состояниям величайших звезд поп-музыки и кинематографа.

Как воспринимать успех "Гарри Поттера"? Лично у меня не было разумных объяснений. Я готов признать, что книга хороша в своем жанре – беллетристики, приключенческой развлекательной литературы. Но ведь были же такие книги и раньше! И такого уровня, и похожей тематики. Сам образ Школы Волшебников и Города Мудрецов – давно уже штамп и клише. Не стоит сбрасывать со счетов работу СМИ и рекламу – но опять же, 300-миллионных тиражей не достигал еще никто. Какому-нибудь Дэну Брауну это не помогло добиться сопоставимых результатов.

Но в какой-то момент я вдруг понял, в чем привлекательность "Гарри Поттера" для масс. В его нелогичности. Ведь если вдуматься, мир "Гарри Поттера" насквозь нелогичен, если сравнивать его с нашим миром. Просто мы этого не видим в сценах, происходящих в Хоггвартсе, так как для нарушения логики в этом мире есть одна очень полезная вещь: магия. Мир, где чудеса являются нормой, повседневностью – и таким образом удается покрыть любую нелогичность.

В сценах, разворачивающихся в "земном" мире, порой это вылезает. Скажем, взаимоотношения Гарри с приемными родителями, семьей Дурсли. С одной стороны, они его ненавидят, но с другой – стремятся не выпускать из своего дома. Предположим, Дурсли – патологические садисты и не отпускают Гарри в Хоггвартс в первой книге, чтобы им было, кого мучить. Но тогда почему они продолжают стремиться к этому позже, поняв, что их "кукла для битья" – волшебник, и может их заколдовать? Ведь для обывателя характерен страх перед неизведанным, и появлением в доме обывателя чего-то чуждого вызывает отторжение и желание избавиться от этого, даже ценой потери дома – лишь бы не видеть. Ладно, Джоан Кэтрин потом "для тупых" объяснила – в свое время главный маг, Альбус Дамблдор, приемных родителей надоумил и они боятся его так сильно, что предпочитают терпеть "нечисть" в своем доме. Но тогда почему Дурсли-старший препятствовал во второй книге отъезду Гарри в Хоггвартс?! Ведь, казалось бы, они должны все лето сидеть и ждать, поглядывая каждые 5 минут на часы – когда "нечисть" улетит туда, где ей положено быть и даст им вздохнуть свободно?

Этому объяснения нет.

Хотя, впрочем, есть. Это намек, подсказка для читателя: "Я расскажу Вам историю, которой быть не могло".

Чтение "Гарри Поттера" – это словно такой диалог читателя с автором.

Автор: -И тогда он сделал вот так!

Читатель: -Но это же невозможно!

Автор: -Глупенький, это в твоем мире невозможно, а в том мире такое бывает.

Читатель блаженно улыбается. Ему приятно, что где-то бывает такое, что в его жизни невозможно.

От поклонников "Гарри Поттера" часто приходится слышать следующую фразу:

-Там хорошо, там хочется жить!

Но, спрашивается, почему там хочется жить? Ведь там страшно. Это жуткий, опасный, холодный мир, вывернутый наизнанку и безжалостный к человеку. Там интересно и необычно? Но, вообще-то, в мире "Многорукого бога Далайна" Святослава Логинова тоже необычно. И в мире "Ста лет Одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса тоже очень необычно и интересно. Даже в мире "1984" Оруэлла есть своя романтика и интерес. Так что мир "Гарри Поттера" не исключение.

Но все эти миры: и Далайн, и Макондо, и Океания-1984 – объединяет между собой и с нашим миром одно: логичность.

Все они подчинены жестокой логике. В Океании эта логика возведена в ранг закона и регулируется Партией. В Далайне она отличается от нашей, но она абсолютно жесткая и неколебимая, даже неоживая природа состоит сплошь из геометрических фигур. В Макондо логика настолько твердая, что даже чудеса, которые происходят там ежедневно, подчинены этой логике, они не более чем выражение тех процессов, что происходят там. Это кошмар еще более страшный, чем отсутствие чудес.

А вот в "Гарри Поттере" чудеса на каждом шагу, но вне логики. Или даже нет, все еще глубже: логика "Гарри Поттера" основана на чудесах. Чудесная Логика вместо Логичного Чуда.

Это и делает мир "Гарри Поттера" привлекательным и заманчивым.

Нечто похожее и во "Властелине Колец", но гораздо тоньше. Мир "Властелина Колец" сам по себе достаточно логичен, как и мир "Многорукого бога Далайна". В основе логики "Властелина Колец" – четкое разделение на Добро и Зло, которого нет в нашем мире. Но история случается нелогичная: Добро побеждает Зло вопреки всякому здравому смыслу. В некотором роде, "Властелин Колец" – порождение Второй Мировой войны, когда у "добра" (а в этой войне "добро" как всегда было понятием условным, но "зло" – нацистский режим – не вызывало и не вызывает сомнений) не было никаких шансов на победу. Такое произведение могло быть написано только во время Второй Мировой, и стало откровением, пророчеством.

Видоизменение или нарушение логики характерно для всех лучших произведений жанра фэнтези. Можно вспомнить "Волшебника Земноморья" с его теорией "подлинных имен", можно вспомнить "Волкодава", где автор поднимает совершенно алогичный вопрос – "Может ли убийца быть праведником?", и на этот вопрос по итогам романа напрашивается еще более алогичный ответ.

Похожую картину мы наблюдаем и в японском аниме, которое в целом близко к европейскому фэнтези, но гораздо шире по тематике и сюжетам. В аниме "Стрелок" (Trigun) главный герой Вэш Сеющий Панику, загадочный сверхчеловек и опять же воин-праведник, среди прочих черт обладает неестественной удачей. В сериале несколько раз повторяется эпизод, когда по Вэшу в упор выпускают обойму, и ни одна пуля не попадает в цель. Да и сам образ сверхгероя, который на протяжении всего сериала палит из пистолета направо и налево, но при этом НИКОГО НЕ УБИВАЕТ, по меньшей мере невероятен. Сама ситуация: стрелок, который может победить любого врага и разрушить до основания миллионный город, но за все 120 лет своих скитаний не убил ни одного человека – это такое сопротивление логике, которого разум европейца не смог бы и вообразить.

В аниме "Евангелион Нового Поколения" главные герои – 14-летние подростки, управляющие гигантскими (около 100 метров высотой) боевыми человекоподобными роботами, сражаются с так называемыми Ангелами – существами сопоставимого масштаба.

Подобных примеров – масса, они есть в каждом аниме.

Таким образом, мы можем наблюдать, что в последние десятилетия в Европе, США и Японии сложилось целое направление искусства, в основе которого лежит алогичность. Произведения, в которых автор рассказывает абсолютно нелогичную историю так, что ее нелогичность не видна с первого взгляда. То есть превращается в средство, в художественный прием. Используемый с равной эффективностью как в "взрослой" литературе ("Властелин Колец"), так и в беллетристике ("Гарри Поттер").

Я бы сказал, что все это вместе складывается в единое направление, включающее фэнтези на Западе и аниме на Востоке. Причем "восточное крыло" даже мощнее, и видимо, именно потому, что японское общество – самое зарегулированное и регламентированное на Земле.

Общее название для всех этих направлений я бы взял такое: эскапизм.

 Если реализм – обнажение реальности, романтизм – ее идеализация, модернизм и авангардизм – ее изменение, то эскапизм – это дистанцирование от реальности: "Если мир считает, что я не прав – мне такой мир не нужен!".

Таким образом, эскапизм как литературное направление – это литература, основанная на протесте против логики бытия, ее неприятии. В основе эскапизма – крик "Пожалуйста, пожалуйста, хоть один раз, хоть для меня!". В основе эскапизма – страх перед тем, что все произойдет в точности так, как должно произойти.

Литература ожидания чуда. Это ощущение очень близко русскому человеку. И поэтому, думается, в России у эскапизма очень большое будущее.


 
Tags: литература, рок, с человеческим лицом
Subscribe
promo varandej july 22, 10:45 27
Buy for 500 tokens
Писать о враждующих странах нелегко: одну похвалишь - в другой наживёшь врагов. Поэтому раз уж сказал "А" - говори и другое "А": в мае посетив Азербайджан, в сентябре я собираюсь в Армению. Чтобы в итоге видеть целую картину обеих стран, да ещё и Карабах раздора. И только…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments