varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Клин. Город у дороги.



Клин - крупный (82 тыс. жителей) районный центр Подмосковья "на 76 версте Петербургской дороги", а для меня - один из тех городов, куда я езжу не как путешественник. Там живут мои друзья, туда (точнее, в окрестности) постепенно перебралась большая часть моей пермской родни. В Клину я бываю по несколько раз за год, но сочетание хорошей погоды и фотоаппарата при себе бывает редко. Например, в прошедшие выходные.

Мой фотоотчет не претендует на полноту. Сюда не попали знаменитые клинские усадьбы - усадьба Чайковского и Демьяново. Но про них информации и так много. Я же покажу то, что наснимал в ходе прогулки по центру.

Клин - город древний. В летописях впервые упоминается под 1317 годом, долгое время служил пограничным пунктом между Московским и Тверским княжествами, но вплоть до начала 18 века это был небольшой городок. Ситуация изменилась с появлением Санкт-Петербурга: с этого момента судьбу Клина стала определять дорога между двумя столицами. Здесь был почтовый ям, позднее крупная станция. Сущность "города у дороги" Клин сохраняет и по сей день.

Трасса "Москва - Санкт-Петербург" - для Клина это "наше все".



Такое же "наше все" - Октябрьская железная дорога. Клинский вокзал - один из 7 "вокзалов 1-го класса", построенных на Николаевской железной дороге при ее создании. Похожие вокзалы были на станциях Клин, Тверь, Спирово, Бологое, Окуловка, Малая Вишера, Любань. Эти вокзалы делили путь от Москвы до Петербурга на равные части. Какие из них сохранились, точно сказать не могу.



Для путешественника Октябрьская железная дорога примечательна всякой транспортной экзотикой - в первую очередь скоростными поездами, такими как ЭР-200 или новый "Сапсан".

Около вокзала - ТЭС. В Клину вообще много впечатляющего индастриала разных эпох - место стало выгодным еще до появления промышленности вообще.



А с другой стороны начинается старая ветка на Высоковск. Об этом - в соответствующем посте.

К вокзалу примыкает и автовокзал, и типичная для Подмосковья привокзальная площадь с гигантским супермаркетом и дешевыми едальнями.



Неподалеку, у автомобильного моста, начинается ведущая в центр улица Литейная.



По-моему, более подмосковный пейзаж нельзя себе и представить!

Недалеко от пересечения с трассой "Москва - СПб" - кладбищенская церковь Всех Скорбящих Радости конца 19 века:



Рядом - военный мемориал. Ведь здесь происходили недолгие, но жестокие сражения Битвы за Москву, в ходе которых старый город был почти полностью разрушен.




Но все же кое-что от старого города уцелело - в первую очередь это район Советской площади, где находятся Торговые ряды:



Вокруг рядов сохранилось даже некоторое количество уездной застройки с современными "апгрейдами":





Сами Торговые ряды, построенные на средства купечества в 1883-86 годах - без преувеличения, символ Клина. Это небольшой "город в городе" с фасадами, воротами и закоулками:

 













Атмосферное место! Внутри чувствуешь себя героем книг Чехова.

Интересна и застройка на противоположной стороне улицы.





А вот это непримечательное здание интересно тем, что в нем останавливался Радищев во время своего путешествия из Петербурга в Москву.



К Торговым рядам примыкает площадь со зданием Троицкого собора (1803-1836).
Вот так оно выглядело в 2007 году, до возвращения собора церкви:



Сейчас полным ходом идет реставрация. Шатровая колокольня принадлежит Воскресенской церкви (1712, нарышкинское барокко), пока полузаброшенной и скрытой за деревьями.



Впрочем, гораздо более интересный храм (а на мой взгляд - и самое интересное здание Клина) находится немного дальше этой площади по улице Папивина:



Успенская церковь была построена, по одной версии, в начале 16 века, по другой - при Иване Грозном: царь устроил в Клину погром во время своего похода на Новгород, потом опомнился и в знак покаяния выстроил храм. До 1764 года церковь была монастырской.



Нынешний абсолютно нестандартный облик - результат реставрации 1970-х годов. Возможно, это была попытка воспроизвести облик тверских храмов 14-15вв., домосковского времени: ведь известно, что от Тверского княжества не уцелело в аутентичном виде ни одного здания, хотя очевидно, что здесь должна была быть своя архитектурная школа.



Я лично не могу вспомнить похожих на эту церковь древнерусских храмов. 
Рядом - очень симпатичная звонница:



В другую сторону от Советской площади можно выйти к Тихоновской церкви (1907 год), бывшему тюремному храму:



Рядом и само бывшее здание тюрьмы, ныне - воскресная школа:



Исторической среды как таковой в Клину не сохранилось: отдельные здания, куски по 2-3 старых домика, но в целом для Клина типичны вот такие пейзажи (как и для большинства крупных райцентров Подмосковья):



Город был разрушен войной, и целостную среду здесь образуют разве что сталинки. В основном 2-3 этажные, хотя вдоль трассы есть и мощная "единая фасада":



Отсюда недалеко до места, которое в народе называют Водопад - плотина на речке Сестре:



А от Водопада рукой подать до усадьбы Чайковского - самой известной достопримечательности Клина, которую, впрочем, многие характеризуют как "очень скучную". Туда я уже не дошел, но про нее и так много рассказано в интернете.

Имеется у Клина и малоизвестный, но очень колоритный пригород - Высоковск. О нем я расскажу отдельно.
 


 

Tags: Подмосковье, дорожное
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments