varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Соль-Илецк. Курорт, зона и граница.



Много ли вы знаете малых городов (в данном случае - 27 тысяч жителей), в которых бы мирно уживались: узловая станция, государственная граница, химический завод, колония пожизненного заключения и "морской" курорт за 800км от моря? Но бывает и такое...

Соль-Илецк - маленький городок, затерянный в степях Оренбуржья в 80км южнее областного центра. С трех сторон его окружает территория Казахстана, и даже станция Илецкая принадлежит не РЖД, а КТЖ - Казахстан Темир Жолы, что переводится как "Железные дороги Казахстана". Здесь находится одна из 5 колоний пожизненного заключения "Черный Дельфин", где умер чеченский командир Салман Радуев. Здесь находится соляное месторождение и завод, в затопленном карьере которого образовалось озеро Развал, по солености сравнимое с Мертвым морем и превращенное в курорт. Но обо всем по порядку.

Так как Оренбуржье - регион нетуристический и вообще туда извне ездят обычно по делу, здесь все строится по принципу: "кому надо - тот знает". Так, газельки в Оренбурге раньше ходили в Соль-Илецк от вокзала. Этим летом выяснилось, что почти никто не знает, откуда они ходят теперь. Перископу внятно что-то объяснить смог только казах-водитель: оказалось, теперь у Соль-Илецких газелек имеется свое "лежбище" около Горбольницы, не доходя автовокзала со стороны центра.



Проезд - 80-100р. (как сторгуетесь), ехать около полутора часов. Уже в газельке видна восточная экзотика:



Дорога до Соль-Илецка красива - по холмистой, опаленной степи. Ехать можно "на Солёнку" (прямо к курорту) или на вокзал. Уже на подъездах к городу встречают вереницы машин и людей с табличками "Комната", "Жилье с душем", "Дом в 50м от озера". Потом маршрутка пересекает железную дорогу, а затем слева появляется нечто, что я сначала принял за заброшенный завод... и лишь несколько минут спустя до меня дошло, что это и есть "Черный Дельфин" - одна из 5 колоний пожизненного заключения в России. Больше всего в ней поражает пустота: каменные бараки и двор выглядят абсолютно мертвыми. Само собой, фотографировать "Черный Дельфин" мы не рискнули, хотя заходили в слободку при колонии (видимо, офицерские дома). Около "Черного Дельфина" действительно жутко.

Церковь в дальней части города, недалеко от "Черного Дельфина".



Следующий пункт - вокзал.



Казахстан - страна очень практичная и без всякой истерии в духе "оранжизма". В свое время с Казахстаном очень хорошо удалось договориться, обменявшись железными дорогами: участок Южного хода Транссиба с Петропавловском принадлежит РЖД (Южно-Уральская железная дорога), а станция Илецкая принадлежит КТЖ, так как ходят по ней в основном поезда внутреннего сообщения: Алма-Ата - Уральск, Астана - Уральск, Актобе - Уральск, а для поездов РЖД (такие как Уфа - Ташкент) эта станция в любом случае крайняя.
Правда, зримых отличий станции РЖД от станции КТЖ я не заметил. Обычная грязная пограничная станция с таможенным помещением.

На станции мы оставили рюкзаки в камере хранения (функции которой выполнял кабинет дежурного по станции) и направились в город. По мере удаления от вокзала и дороги, ведущей к "Черному Дельфину" первое напряженно-мрачное впечатление стало отпускать, и Илецк Режимный начал сменяться Илецком Курортным.



Жилье предлагают в каждом втором доме. Не хуже, чем на Черном море.

Улицы Соль-Илецка:





На главных улицах есть асфальт, на боковых - только пыль:



В целом городская застройка феноменально унылая, и интересна разве что своей непохожестью на то, к чему мы привыкли здесь. Имеется в Соль-Илецке и несколько дореволюционных зданий - ведь город был основан казаками еще в 18 веке как форпост Илецкая Защита и до революции имел внушительный размер 12 тысяч жителей. Но видимо, застроен был в основном примерно так же, как сейчас.



Здание выше - школа. На ней несколько мемориальных досок:



На глаз в Соль-Илецке преобладают казахи и выходцы из Средней Азии. Славянское лицо здесь воспринимается скорее исключением, чем правилом. Причем не совсем понятно, являются ли илецкие казахи мигрантами. Но это Россия, так как сами порядки здесь - русские, в чем я убедился побывав в Казахстане.

А между тем прогулка по городу превращается в увлекательный обряд Приближения к Озеру - ближе к центру замечаешь, что почти все люди идут только в одну сторону. Проходим мимо церкви - я бы ее охарактеризовал по стилю как "деревянный функционализм":



Народу делается все больше, улица "обрастает" плотным рядом магазинов и других подобных заведений. Вдали видны горки аквапарка, и наконец, выходишь на переполненную площадь:



Перед входом на Соль-Илецкий курорт - кажется, вся городская жизнь. Тут и отдыхающие, и гигантское лежбище такси, и основная стоянка маршруток, и буйство торговли, и вездесущие люли - среднеазиатские цыгане... Здание напротив входа в курорт зачем-то построено с закосом под Китай:



И вообще на площади много интересного:



А вот и сам вход в Соль-Илецкий курорт:



Так как все 5 озер Соль-Илецка расположены рядом и невелики по площади, кто-то придумал обнести курорт забором, а за вход брать деньги - 100 рублей днем и 50 рублей вечером. Однако чтобы купить билет, надо еще и отстоять очередь.



И вот, вставив билет в турникет штрихкодом, оказываешься вдруг в какой-то странной реальности:



Даже не видно, где кончается курорт и начинает завод. Но в этом вся суть Соль-Илецка. Из 5 имеющихся тут озер главное - озеро Развал, имеет антропогенное происхождение: это ни что иное, как затопленный соляной карьер. Однако его глубина достигает 18 метров, а соленость - 20% (по другим данным - 40%). Именно процентров, а не промилле! Собственно, завод и породил озеро. Всего же здесь 5 озер: Развал, Новое (соленые), Тузлучное, Дунино (грязевые). Название пятого озера я не нашел.



Озеро Развал - самое популярное. Как уже говорилось, это затопленный соляной карьер - озеро возникло в 1906 году, ему чуть больше ста лет. Ширина озера Развал - не более 300 метров, а глубина - до 18 метров. Соленая вода плохо прогревается и не перемешивается, и поэтому на поверхности никогда не бывает теплее +18 градусов, а на дне постоянная температура воды -12. ВОДЫ, а не льда!

Но соленая вода очень плотная. На ней можно лежать, а можно даже ходить по воде - правда, не по поверхности, но все же это несложно - идти, ступая по водяной толще. Утонуть в озере Развал невозможно, а глубина большая даже в нескольких метрах от берега. Этим Развал выигрывает перед Баскунчаком, хотя сравнение двух озер - совершенно особая тема.



Купаться в озере трудно. Ощущение больше всего похоже на невесомость. Но вода очень хорошо тонизирует, короткое купание полностью снимает усталость. А когда обсыхаешь, на коже кристаллизируется соль, и делаешься похожим на воблу:



Но это очень приятное ощущение. Соль Развала целебна. Неподалеку имеется и душ - но только под открытым небом, холодный и антисанитарный.

А промзона за озером создает невероятный колорит:



Сам же Соль-Илецкий курорт - это все-таки курорт, хотя и весьма посредственный. Но тут есть: кафе с татарской и казахской кухней (несколько десятков, в основном шумные и не слишком качественные, блюда везде одни), дискотеки, водяные горки, сувенирные лавки и ларьки с солью, всякие удобства и развлекалки:





Центром всей этой системы является Развал, на каменистых берегах которого натурально негде сесть. К нему ведет главная "улица" курорта. Но всего в сотне метров левее Развала (если лицом к заводам) находится озеро Дунино.



Это уже не соленое, а грязевое озеро. Сюда доходит, на глаз, где-то 10% посетителей Соль-Илецкого курорта. Ощущение - как если мгновенно переместился из Крыма в Прибалтику. Вроде бы все почти такое же - а тихо, пусто, спокойно.



А люди активно лечатся черными илистыми грязями, и в сочетании с промзоной на заднем плане это похоже на нашествие марсиан:



Недалеко - еще один вход в Соль-Илецкий курорт. А по берегу озера тянется забор, за которым завод. Конечно же, Варандей и Перископ не были бы Варандеем и Перископом, если бы не пошли этот завод фоткать. Место оказалось крайне атмосферное - в таких пейзжаха любили в 1990-е годы снимать клипы.

No comments:













Внутри много всякой интересной техники



В первую очередь старый-старый снегоочиститель с деревянным корпусом:



Но при кажущейся заброшенности завод вовсе не мертвый: добыча соли ведется, ездят поезда и тягачи, а колесо на ржавой башне периодически начинает быстро вращаться и греметь:



От ограды завода хорошо виден Соль-Илецкий курорт и мрачноватый город за ним:



Курорт обнесен забором. Взгляд наружу, no comments:



С курорта, отмывшиеся и отдохнувшие, мы пошли гулять в город. Посидели на вокзале, подождали поезда, наблюдая разные сцены из жизни Средней Азии. То толстый старый казах сажал на поезд компанию узбеков-торговцев. То ходил по залу феерический дед в валенках с калошами и старой куртке и джинсах размером с двух таких дедов. То ссадили с поезда семью русских мусульман - женщину и двух девушек в платках, так как у старшей почему-то не оказалось документа, и они плакали, а дева-мусульманка кусала себя за руки и билась о стену головой совсем как европейка. То садились на поезд Уфа - Ташкент полсотни узбеков за 5 минут...

Наконец оказалось, что у Перископа накладка с документами... и в Казахстан я отправился в одиночку.
Tags: "Воля вольная", Великая Степь, Урал, дорожное, курортное, невольничье, природа
Subscribe
promo varandej март 27, 01:24 38
Buy for 500 tokens
В этом году я часто пишу о планах. Потому что в этом году они меняются часто и непредсказуемо, как не менялись уже давно. Вот например этой самой ночью я должен был ехать на юг, в Краснодар, Армавир, Ростов-на-Дону и на Апшеронскую узкоколейку. Даже слоган для поездки сочинил: "От Апшерона…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments