varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Мурманск. Часть 3: порт и корабли.



И все же главная достопримечательность Мурманска - это его порт.
Ради этого порта сюда тянули железную дорогу, ускоренная стройка которой была немногим лучше Беломора. Ради этого порта был заложен в 1916 году город Романов-на-Мурмане. По сути дела, сам Мурманск - это часть порта, а не наоборот. О разных его частях и пойдёт речь: пассажирский порт, ледокол-музей "Ленин", рыболовный порт изнутри и виды города и кораблей (в том числе 5 атомных ледоколов и авианосец "Адмирал Кузнецов"), снятые моим отцом с рыболовного судна.

Стратегическое положение Мурманска уникально: незамерзающий порт на Северном Ледовитом океане, с выходом в Атлантику, да еще и на берегу фьорда, защищенного от штормов и вражеских кораблей. О значении порта говорит хотя бы его близость к железной дороге - от вокзала в порт можно пройти через пешеходный путепровод над огромной грузовой станцией:



Бесконечные ряды вагонов... Мурманск играет роль не только в международной торговле России (вывоз нефти, леса, руды), но и во внутреннем грузовом сообщении: сюда везут медь и никель Норильска, которая проходит дальнейшую переработку в Мончегорске, прежде чем отправиться к потребителям на юг.



Всего Мурманский порт делится на 3 основные части: торговый, рыбный и пассажирский. Портовые сооружения тянутся вдоль города непрерывной полосой около 10 километров, и о порте в Мурманске нельзя забыть нигде - грохот кранов, крики чаек, рёв судовых моторов здесь - нормальный фон. Люди в Мурманске соответствующие - много явно морских, матросских типажей.
Близ вокзала - Пассажирский порт.



Ныне он почти не действует - ходят лишь катера в Абрам-мыс на другом берегу, а здание морского вокзала производит довольно унылое впечатление. И все же в Мурманске пассажирский порт лучше многих других - ведь здесь есть хотя бы одна действующая пассажирская морская линия!



Это пассажирский рейсовый теплоход "Клавдия Еланская", выполняющий рейсы вдоль побережья. Её стандартный маршрут, примерно раз в неделю - в закрытый посёлок Островной, или Йоканьга на востоке Мурманского берега. Раз в месяц "Клава" ходит в Белое море - до Чаваньги, заходя в почти недоступные по суше поморские сёла Терского берега. Каюты очень дешёвые, но беда в том, что до Йоканьги абы кому билет не продают. Эта линия - сама по себе достопримечательность Мурманской области.

А вот чего тут не было в 2007 году:



Это первый советский атомный ледокол "Ленин", и вообще первое в мире надводное судно с атомным двигателем. Он был разработан в 1952-55 годах, еще около двух лет строился на Адмиралтейской верфи в Петербурге, и в 1957 году был спущен на воду. Из состава флота "Ленин" был выведен в 1989 году и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. В 2005 году началось переоборудование ледокола в музей, и по идее в 2007 году он уже должен был стоять в пассажирском порту. Но как всегда - затянули, и я "Ленина" не увидел. Моему отцу в 2009-м повезло больше.

Файл:IceBreakerLenin.jpg
Отсюда.



Тот самый "Ленин" с почтовых марок, из книг и старых документальных фильмов. Тот самый, сокрушающий арктические льды и пронзающий полярную ночь лучами прожектора на мачте. Один из самых ярких советских символов. Подлинник.
Горизонт завален под тяжестью ледокола:



Внутрь ходят экскурсии - одиночное посещение запрещено, а следят за экскурсантами строго. Я в 2011 опять не удосужился сходить - хотя ведь мог, так что опять же использую не свои фотографии.
Каюты:



Музейный зал:



Коридоры:





Машинное отделение с двумя атомными реакторами:





Собственно реактор:



Точно не знаю, что:



Виды из иллюминаторов:



И из окна капитанской рубки - сверхчеловеческая мощь:



Торговый порт в Мурманске относительно небольшой - его грузооборот в пределах 20 миллионов тонн в год (для сравнения, Новороссийск - 80 миллионов, Одесса - около 30 миллионов), в России он занимает 4-5 место. Однако в мирное время функции торгового порта для Мурманска вторичны - слишком он далеко, Черное море выгоднее. Но если, не дай Бог, война - без Мурманска будет не обойтись.



А вообще, суда тут самые разные - нет только военных (хотя казалось бы), они все в порта севернее. С поезда увидел даже круизный лайнер - видимо, норвежский:



Третий порт Мурманска - рыболовный, и его я покажу "изнутри". Конечно, вас туда просто так никто не пустит, в лучшем случае увидите лишь его контору ещё сталинских времён:



Но мой отец ехал туда именно как научник на рыболовном судне, и вот некоторое количество эксклюзива - Мурманский рыболовный порт изнутри:









Отдельный причал - катера береговой охраны, задача которых в том числе и борьба с браконьерами, которых в наших морях огромное количество.



Баренцево море - это рыбная житница России. Но помимо рыбы там ловят и всяких более экзотических существ - крабов, креветок, гребешка. Рейсы, в которых работает мой отец (а чаще он работал на Дальнем Востоке) специализируются на лове камчатского краба, которого здесь аклиматизировалии в конце 1980-х. За крабами и отправляется судно из Рыбного порта.

Посмотрим на город с моря:



Торговый порт, погрузка угля и стоящий тут почему-то дизельный ледокол "Капитан Николаев":



Поселок Абрам-мыс - пригород Мурманска на противоположной стороне залива (фотография моя, с причала, 2011):



Над посёлком - военный мемориал с небольшим музеем ПВО (как известно, Мурманск был одной из мощнейших противовоздушных крепостей - количеству сбитых самолётов поражались даже британцы). В Абрам-мыс сейчас не проблема съездить и на катере, и на автобусе через Кольский мост, но я и этого не сделал. Зато есть репортаж Перископа.



"Алеша" на страже города:



Химический терминал:



Районы за Зеленым мысом:





Поселок Мишуково на северной окраине Мурманска - опознается по ярко-красной мачте наверху:



Напротив - показанная в прошлой части Роста, заповедник Большого Флота:



Военный корабль "Адмирал Кузнецов" - единственный (вернее, последний уцелевший) российский авианосец, точнее авианесущий крейсер:



Он был построен в 1985 году, и единственный пережил 1990-е годы. Ныне это действующий корабль, участвовавший в походе военных кораблей 2007 года. О нем лучше прочесть в Википедии - эта машина грандиозна. Фотографии не передают размер: длина корабля больше 300 метров. А вот история его "брата" крейсера "Варяг" - но не того, что "врагу не сдавался" в 1904 году, а того, что получила при разделе флота Украина и продала в 2001 году Китаю.



Здесь же - атомные ледоколы:



Слева (желтый) - "Сибирь" 1977 года постройки - третий по возрасту атомный ледокол. Справа (красный) - еще более старая "Арктика" (1975), его ровесник. "Арктика" была первым надводным судном, достигшим Северного полюса. Ныне оба ледокола выведен из состава флота, как и "Ленин".

Здесь же - атомный лихтеровоз "Севморпуть", построенный в 1988 году - транспортное судно ледового класса. Его ресурс - до 2020 года, и сейчас "Севморпуть" проходит переоборудование в буровое судно:



Всего же в мире существует 10 атомных ледоколов, и все они были построены в СССР. Ни один из них еще не был уничтожен (хотя 3 списаны - "Ленин", "Сибирь" и "Арктика"). Помимо четырех уже показанных здесь есть еще 2 ледокола класса "Таймыр" ("Таймыр" и "Вайгач", отличаются меньшей осадкой, что позволяет работать в речных эстуариях, таких как Обская губа и Енисейский залив) и 4 - класса "Арктика" ("Россия", "Советский Союз", "Ямал" и "50 лет Победы").

Моему отцу повезло увидеть "50 лет Победы" - заложенный в 1989 году под названием "Урал", на воду этот ледокол был спущен в 2007-м, став самым большим и мощным ледоколом в мире:



Дальше на север - Североморск и другие ЗАТО, в которых базируется Северный флот - главный из 5 военно-морских флотов России, в советское время не уступавший любому из 6 флотов США. Оттуда фотографий почему-то нет. Я не спрашивал о причинах - вполне возможно, потому что запрещено. И если я сам такой маньяк, что все равно бы отснял военные корабли со своего судна, то требовать это от других - недопустимая наглость.
Об этих городах, их безумно красивой природе и мрачноватом настоящем есть отличный цикл репортажей alexio-marziano:
Североморск. Столица Северного флота.
Полярный - база подводных лодок в лучше на севере Екатерининской гавани, известной с 16 века. Полярный уникален еще и тем, что основан был аж в 1896 году по распоряжению посетившего гавань Витте как Александровск-на-Мурмане, куда перенесли центр уезда из Колы. Впрочем, с тех времен ничего не сохранилось.
Гаджиево - база атомных подлодок, так называемой "Звериной дивизии" (все АПЛ назывались в честь хищников) в глубоком упадке.
Заозёрск - ещё одна база АПЛ уже существенно западнее Кольского залива.
Интереснейшие репортажи, тем более что мне вряд ли случится там побывать.

Путь лежал в Баренцево море:



Постом с фотографиями оттуда я и завершу эту серию.

Tags: "Атомная быль", "К студёным морям", Крайний Север, дорожное, рыбацкое, транспорт
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments