varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Архангельск. Часть 3: Соломбала.



Как уже говорилось, Архангельск не имеет четкой границы. Есть Город (о котором 2 предыдущих поста), есть посёлки, раскиданные в радиусе 20 км: Исакогорка, Цигломень, Пирсы (за Двиной), Талаги (аэропорт), Маймакса, Кегостров, Конвейер (на островах Двинской дельты). Причем логика их расположения не поддается формулировке - скажем, село Заостровье находится ближе, чем Цигломень и Исакогорка - но остается селом. В некоторые поселки (например, Кегостров на острове за Двиной) можно только доплыть, некоторые (например, Конвейер) не имеют регулярного сообщения с Городом.

Среди всех посёлков особняком стоит Соломбала, отделенная от Города протокой Кузнечихой. Когда-то она была самостоятельным поселением и портом, а ее развитие связано с деятельностью Петра Первого, заложившего тут верфи в 1693 году и основавшего Адмиралтейство. Нынешняя Соломбала - вероятно, самый колоритный район старого Архангельска.

Путь в Соломбалу мы начнем в Кузнечихе - так называется район на левом берегу одноименной протоки, в северной части Города. Я Кузнечиху осмотрел очень плохо, так как двигался относительно своего рассказа в обратном направлении и здесь уже просто валился с ног. Но в Кузнечихе тоже есть, что посмотреть - скажем, Вологодской кладбище с могилами жертв англо-американской интервенции 1918-20гг.

Я осмотрел только Троицкую церковь (1740-е годы) на набережной Кузнечихи, в сотне метров от моста через протоку.



Хотя церковь и обезглавлена, в ней угадываются черты северного барокко. К тому же она действующая.

А вот еще один кадр в Кузнечихе - трамвайные рельсы:



В предыдущем посте я уже писал, здесь напомню: Архангельск был первым в России облцентром, отказавшимся от трамвая (2004 год), и первым в России городом, запустившим автобус (1907 год). Ныне автобусы, в основном ПАЗики - безраздельные хозяева пассажирский перевозок. Второй вид общественного транспорта в Архангельске - катера и паромы.

А за Кузнечихой хорошо видна "Красная Кузница" - судоремонтный завод на месте старых петровских верфей (говорят, на его территории сохранились даже какие-то фрагменты последних).



В Соломбалу ведет оригинальный Кузнечевский мост, наполовину пешеходный - тротуары тут едва ли не шире проезжей части:



С моста интересные виды. На устье Кузнечихи, впадающей в Двину:



И на промзону выше по течению:



Экологией тут и не пахло. Я не припомню больше крупных городов, в которых ТЭЦ (справа) коптила бы огромной сизой тучей. Насколько я знаю, работает здешняя ТЭЦ на мазуте. Не менее грязное производство - ЦБК (слева). При кажущейся чистоте воздух в Архангельск плохой - тяжелый, маслянистый, удушливый...

Соломбальский ЦБК - относительно небольшой. С гигантскими Архангельским ЦБК (сокращенно Арбум) в Новодвинске не сравнить.



У подножья ТЭЦ - лесоплоты. В Архангельск около 30 лесозаводов, а в 1920-е годы даже рассматривались варианты переименования Архангельска в Лесопильск или Красный Лесопильщик. 



И вот, за мостом:



Соломбала - она вполне оправдывает своё название. Район странный, непонятный и прямо-таки сюрреалистический.
Например, в новостройках под аркой видна натуральная кирха:



Которая при ближайшем рассмотрении оказалась облагороженной котельной, судя по шуму изнутри:



А перед памятником героям ВОВ на Никольском проспекте...



...обнаружилась целая плантация поганок!



Архитектура Соломбалы очень эклектична, и целостных улиц здесь почти нет.



Но деревянные дома и их скопления весьма колоритны:







Причем тут есть даже свой филиал резиденции Деда Мороза:





Выходящий к узкой протоке Соломбалке, которая разделяет поселок на 2 части - в южной исторически были верфи, в северной - порт и Адмиралтейство:



Имеется в Соломбале и некоторое количество старинных каменных зданий - школа (видимо, раннесоветской постройкки) недалеко от проходной "Красной Кузницы":



И несколько единичных купеческих домиков в северной части Соломбалы:







И в этом живописном хаосе каменных и деревянных, старых и новых зданий, а также заросших пустырей и рощиц возвышается гигантское Адмиралтейство:



Соломбальское Адмиралтейство основал еще в 1693 году Петр Первый, но изначальное здание не сохранилось (возможно, было деревянным). Нынешнее было построено в 1820-е годы, а позже несколько раз перестраивалось и достраивалось. Размеры здания запредельны - такие домины и в ХХ веке строили не часто.



Думается, что по объему и площади помещений это одно из самых крупных дореволюционных зданий в русской провинции. Может быть даже и самое - и в этом смысле Адмиралтейство здорово дополняет Высотку на площади Ленина.

Увы, более удачных кадров у меня нет: фасадом Адмиралтейство обращено к Двине, с той же стороны светило Солнце - но подойти возможности не было, так как от подножья Адмиралтейства начинается огороженная промзона, тянущаяся вдоль почти всего района.
Набережных в Соломбале почти нет - и только в дальней части есть короткая набережная Георгия Седова с очень колоритными деревянными домами:



Особенно интересна деревянная Англиканская церковь (1853), ныне занятая автошколой:



Вдоль берега Соломбалы тут и там стоят морские суда, делающие сюрреалистическую картину этого района завершенной:



А наш путь лежит дадьше на север (а мой - наоборот, лежал сюда с севера) - к Новодвинской крепости, от которой видно Белое море.
Tags: "К студёным морям", "Молох", Русский Север, деревянное, дорожное, рыбацкое
Subscribe
promo varandej июнь 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments