varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Новодвинская крепость



В 20 километрах от архангельского Города, на острове Бревенник у устья Северной Двины, в поселке со странным названием Конвейер находится Новодвинская крепость, построенная по указу Петра Первого в 1701 году. Ведь в Архангельске государь строил флот для войны со Швецией, и город нуждался в надежной защите.
До недавнего времени Новодвинская крепость была изъята из культурного процесса, так как в ней помещалась зона. Ныне в крепости организован музей, сооружения постепенно восстанавливаются, ежедневно приезжают экскурсии. И все же дорога до Конвеера - это что-то на грани экстрима.

К северу от Соломбалы находится крупный поселок Маймакса. Из центра несколько автобусных рейсов ходят в разные его части, и первая остановка на пути в Новодвинскую крепость - за Гидролизным заводом.



Полузаброшенный завод специализируется на производстве технического спирта из опилок. Ведь в Архангельске действует 29 лесопильных заводов, нумерация которых возрастает вниз по течению Двины. Рядом с Гидролизным находятся 22-й и 23-й лесопильные заводы на разных берегах Маймаксы - одной из двинских проток.

Пристань. Вид от 22-го лесозавода (на Маймаксе) на 23-й (на Бревеннике):



Сам 22-й лесозавод - видны лишь бревна да опилки:



Ниже по течению - 26-й лесозавод, с которого на 24-й лесозавод на Бревеннике, как сказали местные, ходит моторная лодка по заполнению. Говорят, от него добираться удобнее - но я не проверял. От 22-го к 23-му ходит катер:



В среднем он ходит каждые полтора часа - час, в пути 5 минут.





У пристани 23-го лесозавода:



А сойдя с катера на Бревеннике, попадаешь в очередной потусторонний мир с сюрреалистическими пейзажами: земля покрыта толстым слоем опилок, в канавах течет зеленая от тины и ряски вода, и по этой странной земле проложены деревянные мостовые:



Но Гидролизный завод, а значит и Маймакса - совсем рядом:



Бревенник - крупный остров в дельте Северной Двины, внутренняя его часть занята густым лесом, а по берегам расположены 4 поселок: МЛП (на юге, сообщение с Городом регулярное, в том числе рейсовый катер), 23-й и 24-й лесозаводы (обращены к Маймаксе, сообщение по воде, причем иногда ходит автомобильный паром) и Конвейер - он расположен на противоположной Маймаксе стороне Бревенника. И хотя формально Конвейер является частью Архангельска, по труднодоступности он не уступит многим деревням.
Судите сами: катер туда не ходит; нет дороги с тврдым покрытием (даже бетонной); единственный ПАЗик ходит между МЛП и Конвейером всего 4 раза в сутки; такси на Бревеннике нет; население Конвейера - всего 400 человек, поэтому и попутка там - редчайшее явление; а расстояние от 23-го лесозавода до Конвейера - 8 километров.
Мне кажется самым надежным вариантом переправиться на Бревенник в районе 24-го лесозавода и пройти оставшиеся 4 километра пешком. Мне же повезло больше: как на удачу, у поселкового магазина в 23-м лесозаводе стояла "Нива", хозяин которой ехал в Конвейер. Он меня и довёз.

Поселок 24-го лесозавода - в отличие от полугородского 23-го, это совершеннейшее село:





Протока разделяет остров Бревенник и остров Линский Прилук. Формально, крепость находится уже не на Бревеннике, а на Линском Прилуке, но фактически разница между двумя острова невелика. Всё равно дорога только одна, а через протоку построен типичный для Русского Севера деревянный мост:



Автомобили его проходят нормально, а вот с автобуса пассажиров высаживают, и машина и люди пересекают мост по отдельности. Собственно на автобусе я и ехал обратно.

В посёлке Конвейер:





Долгое время Конвейер был посёлком при зоне. Собственно, именно колония и дала ему название: в 1920-е годы здесь были две ВТК для малолетних, и по задумке в духе социалистического романтизма посёлок должен был стать конвейером по перековке деклассированных элементов в трудящуюся молодежь (по крайней мере так гласит легенда). Позднее зону объединили, и она стала "взрослой": в крепости помещалась промышленная часть, в самом посёлке - жилая. Ныне зона выведена отсюда и заброшена:





Можно даже залезть на вышку, хотя это и опасно - конструкции дышат на ладан, и сломать себе шею / разбить фотоаппарат можно запросто.



В самом Конвейере много "лиц на поселении" (хотя много и доброжелательных старушек). Я бы тут вечером ходить не рискнул, да и днём тоже. От крепости я не отходил дальше, чем на сотню метров.



Сгнивший трактор на краю насыпи, ведущей к крепостным воротам через бывший ров:



А насыпь ведет прямиком к Летним (т.е. южным) воротам:



Вот - план крепости:



Фактически от крепости остались лишь куртины (стены) и ворота. А между тем, это уникальный памятник: "старшая сестра" Петропавловской крепости в Петербурге, первая в России крепость Нового времени, построенная по голландскому проекту. Здесь же в 1702 году был одержана первая победа над шведами, пытавшимися с моря прорваться к Архангельску и уничтожить верфи. И если бы не эта крепость - кто знает, как сложилась бы история России?

Южная сторона крепости, обращенная к поселку. За Летними воротами - дом офицеров, одно из двух уцелевших зданий внутри крепости. У стенда группа экскурсантов:



Куртины - то есть каменно-земляные укрепления, расчитанные на бой с использованием артиллерии:





Вид изнутри:



Юго-западный бастион у берега Двины:



Двинские ворота (они же на вводном кадре) - исторически были главными. Ныне участок около них - самый отреставрированный:



За воротами - дом Коменданта:



Общий вид Двинских ворот:



По крыше проложен настил - собственно, с куртин крепость осматривать интереснее всего, я по ним в основном и ходил:



Перед воротами - небольшая пристань. Здесь меня остановил комендант, немного со мной поговорил, расспросил, кто я, куда и откуда, немного рассказал о себе (что он служил в ФСБ, что много работал на Юге и т.д.) и отпустил с миром. Что это было - гостеприимство или скрытый допрос, я не знаю. Но в итоге он убедился, что я не террорист, а я не поимел ни малейших проблем. Вот так и надо фотографов проверять!



А внутри крепости - разруха.... Раньше это была производственная часть зоны, в основном швейные мастерские (шили одежду для зеков и ментов).

Вид от дома офицеров:



И со стороны Двины:



В бараках и цехах полный разгром. А в деревянном сооружении - какой-то механизм:



Грустно - когда-то здесь было множество построек конца 17 - начала 18 века: казармы, арсеналы, пороховые погреба и даже гарнизонная церковь.

Путь по куртинам:



Северо-западный угол северо-западного бастиона:



Отсюда недалеко до каменистого двинского береега:



Здесь я отдыхал, слушал плеск волн, и глядел на дальний горизонт, где заканчивается Северная Двина и начинается Белое море:



Я привез сюда белый камушек, который подобрал на берегу Черного моря в Новороссийске и кинул в эти волны. Не знаю, зачем - просто понравилась идея: кинуть камень из Черного моря в Белое.

На этом закончим с (условно) Архангельском. Впереди - рассказ о Малых Корелах и двух полудеревянных погостах Рикасово и Лявля.
Tags: "К студёным морям", Русский Север, деревянное, дорожное, замки-крепости, невольничье, рыбацкое
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments