varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Итоги-2008/2009. О казаках.

Файл:Belie Kazaki.JPG
Отсюда.

Одна из самых интересных тем в моих южнорусских путешествиях 2008-2009 года - это казачество.
Казачество как субэтнос, социальная группа и историческое наследие меня интересовало очень давно. В прошлые два года я посетил 7 казачьих войск из 12.
В июле-2008 и августе-2009 - Оренбургское.
В ноябре-2008 - Донское.
В апреле-2009 - Сибирское.
В мае-2009 - Кубанское
В июле-2009 - Запорожское.
В августе-2009 - Уральское и Астраханское войска.
За кадром остались терские, семиреченские, забайкальские, амурские и уссурийские казаки. Так что возможно когда-нибудь этот пост получит вторую часть.
Под катом - подборка фотографий из разных казачьих вотчин, немного фактов и рассуждений и ссылки на сооветствующие посты с более подробным рассказом.
 

О происхождении казачества нет единого мнения. Известно, что впервые слово "казак" встречается в летописях в 1444 году и связано с Рязанской землей. В 1493 году казаки упоминаются и в польских хрониках - их повёл в поход некий воевода Богдан Глинский по прозвищу Мамай и взял мощнейшую турецкую крепость Очаков. Официально считается, что предками казаков были беглые русские люди - разбойники, бывшие крестьяне, опальные - которые веками уходили "туда, где воля вольная!", в Дикое поле. Кроме того, еще в Киевской Руси были черкасы - люди, которые уходили в Степь, а до Монгольского нашествия в низовьях Дона жили бродники - полукочевой многоязычный народ, значительную часть которого составляли славяне. В Золотой Орде была Сарско-Подонская епархия, то есть при ордынцах на Дону уже жили православные люди. Возможно, предки казаков - это остатки Тмутараканского княжества, на месте столицы которого ныне стоит Тамань.
Но еще более вероятно, что казаки возникли при смешении всех этих этнических групп.
В 1553 году впервые упоминается Запорожское Войско, в 1570-м - Донское, в 1584-м - Яицкое. Эти первые три "войска" имели некое подобие государств. В последствие Войско стало административно-исторической единицей, и всего их было 12.

Казаки всегда, и даже сейчас, отличались религиозностью. Ни в коем случае не набожностью: шашке и ружью они доверяли больше. И всё же Православие было тем, что объединяло казаков друг с другом и с Россией. "Сердцем" каждого казачьего войска был Войсковый собор. В соборах не только молились - там же хранили реликвии, хоронили атаманов, там же нередко собипался Войсковый Круг - то есть совет, важнейший орган власти у казаков. С подборки Войсковых соборов я и начну.

Вознесенский Войсковый собор в Новочеркасске (1890-е) - главный храм Донского войска, а фактически и главный казачий собор вообще. С 1805 по 1890-е предпринимались 3 попытки возведения гигантского собора, но первые два храма обрушились. Современный Вознесенский Войсковый собор - один из претендентов на "3-й по величине храм России".



Воскресенский Войсковый собор в Старочеркасске (1706-1719) - старейший из аутентичных казачьих соборов, главный храм Войска Донского до создания Новочеркасска. Единственный уцелевший казачий собор, построенный еще независимыми казаками - ведь Россия вела с Донским Войском отношения как с независимым государством до 1717 года.



В этом соборе прекрасно сохранилось внутреннее убранство, и хранятся многочисленные реликвии.

Троицкий собор в Новомосковске под Днепропетровском (1773-78) - деревянный собор, построенный Антоном Головатым. Освящен собор был за несколько месяцев до разгрома Запорожской Сечи. И всё же это аутентичный памятник Запорожского казачьего войска - старейшего из казачьих войск.



Самарский Пустынно-Николаевский монастырь там же - был официальной "войсковой обителью" запорожцев, куда многие атаманы и просто лихие воины на старости лет уходили доживать век. После разгрома Запорожской Сечи стал резиденцией архиепископа. Ансамбль монастыря сложился в конце 18 века, часть его построек возникли незадолго перед разгромом Сечи, часть - незадолго после.



Покровский собор в Запорожской Сечи - это не более чем реконструкция деревянного собора, существовавшего тут в 1576-1775 годах.



Покровская церковь (1792, 1856) в Тамани - первый храм в первой станице Кубанского Войска. Основал его тот же самый Антон Головатый, что до разгрома Сечи воздвиг Троицкий собор, а названа церковь была в честь Покровского собора. В ней очень много святынь, в первую очередь икон.



Александро-Невский собор в Краснодаре - официальный Войсковый собор Кубани, новодел "по мотивам" снесенного собора середины 19 века. Подобная судьба как будто преследовала запорожцев-кубанцев.



Михаило-Архангельский собор в Уральске (1741-1751) - главный храм яицких казаков, позднее Уральского Войска. Второй по возрасту из уцелевших казачьих соборов, очень сурового и нетривиального облика. Настоящая степная крепость.



Донское, Запорожское и Яицкое войска - старейшие, они зародились еще в 16 веке и имели некие подобия государств. Культура этих трёх войск была крайне различна, в какой-то степени они были конкурирующими "проектами", и в итоге образцом стало Донское Войско.
Запорожцы были покорены и "переделанны" в кубанцев, яицкие казаки довольно долго были скорее источником опасности, чем защитниками Отечества.

Другие казачьи войска сформировались позднее и никогда не были независимыми.

Оренбуржское Войско появилось позже Яицкого, и было во многом "противовесом" ему. К тому же, одной из задач оренбургских казаков было подавление башкирских восстаний и недопущение того, чтобы яицкие казаки и казахи соединились в случае восстания с башкирами. Многие станицы оренбуржцев располагались в горах Южного Урала или в предгорьях.

Георгиевская Военная церковь (1751) не сохранилась, ее функции выполняет Никольский Кафедральный собор (1880-е).

 

Спасо-Преображенская церковь в Астрахани (1883) - главный храм Астраханского Войска. Располагается он в правобережной части города, в бывшей Атаманской станице (до 1883 года - Городофорпостинская). Астраханское войско не очень известно и не очень велико, и исторически оно разделяло калмыков и казахов. Церковь ныне - подворье Николо-Угрешского монастыря.



Никольский Казачий собор в Омске (1833-43) - главный храм Сибирского Войска, исторически контролировавшего Северный Казахстан, в том числе и место, где ныне стоит Астана. Вторым центром войска был Семипалатинск. Когда-то в Никольском соборе хранилось ныне утраченное Знамя Ермака.



В целом же, национальная культура казаков, в том числе их наследие, очень сильно отличается от русской.
Например, на исторических казачьих землях было как бы два "слоя" населённых пунктов.
Русский "слой" - это губернский город, уездные города, сёла, деревни.
Казачий "слой" - это город, станицы, курени и хутора.
Станицы ныне имеют статус сельских населённых пунктов, но в прошлом это были скорее небольшие города. Да и в наше время станицы, особенно на Дону и Кубани, достигают гигантских размеров.
Так, станица Каневская на Кубани имеет население 45 тыс. чел., в станице имеется несколько офисных зданий, дворец спорта, ледовый дворец, небольшая ВДНХ, 7 маршрутов внутристаничного транспорта и радиомачта высотой 400м.





Городом же у казаков называлась обычно войсковая "столица": Новочеркасск, Уральск, Омск и т.д. Немного иначе выглядела ситуацию у запорожцев, которые строили "сечи". Сечь проще всего перевести как "острог", то есть крепость. Сама же территория, на которой жили запорожцы, называлась "кош" - "кочевье".

Реконструкция Запорожской Сечи на историческом месте - острове Хортица на Днепре.



Помимо соборов, атрибутами казачьих городов являлись Войсковое правление и Дворец Атамана.

Дворец и церковь - лишь один из элементов Атаманова подворья в Старочеркасске, построенного в середине 18 века:





Комплекс зданий Войскового правления в Новочеркасске (зеленое здание по центру - Донской музей):



И там же - Атаманский дворец, служивший резиденцией всероссийского атамана, а ныне ставший музеем:



Атаманский дворец (1825) в Уральске - резиденция "наказных атаманов", то есть назначаемых из центра:



Войсковое правление (1830) там же:



По-своему интересны казачьи жилища - курени. Курень - название скорее историческое, на деле он мог быть и хатой, и особняком.

Зажиточные курени в Старочеркасске:



В том числе дом Кондратия Булавина:



А это - курень Бугреевых в Каневской:



Или типичные хаты-курени в Тамани. "В люди" обращена глухая стена пристройки, дом в глубине двора - оборонительная конструкция.



Современный курень на Дону:



Курени оренбуржских и уральских казаков (а также сибирских):
В этнографическом музее на Аркаиме:



Наполовину аутентичная, хотя и сильно реставрированная изба Пугачева в Уральске:



И обычный жилой курень там же:



Другой интересный атрибут - баз, то есть укрепленный двор.



Забор такой конструкции был хорошо защищен от пуль, его было трудно повалить, но при этом из-за такого забора было удобнее отсреливаться, а конь брал его с прыжка (ведь казаки все были всадниками). Увы, в наше время по крайней мере в Евроссии базы стали редкостью. Хотя не так уж мало я их видел на Оренбуржье.
В своих путешествиях я умудрился не увидеть целый пласт казачьего наследия: крепости. Правда, их и сохранилось не так много: две в степях Челябинской области, в чрезвычайно труднодоступных местах, и одна - в Новокузнецке. А также, возможно, где-то на Кавказе.


Отсюда

....Распространено мнение, что казачество ныне выродилось. Отчасти это мнение верно: конечно, казаков 21 века бесполезно даже сравнивать с той силой, которую боялись Наполеон, Шамиль и японские генералы. Но лишь отчасти. Кубанцы, донцы, оренбуржцы - словом, те казаки, что проживают на плодородных черноземах, вполне смогли интегрироваться в Россию 20-21 веков. Уральцы же производят впечатление головорезов и маргиналов. Не могу ничего сказать о ситуации в других 5 войсках, так как не был.
А вот на Кубани от казака-шофёра, с которым я добирался в Тамань, услышал такую фразу:
-У нас тут многие любят рассуждать, кто казак, а кто мужик. У меня самого батя казак. Ну и что? Главное - работать, а кем твои предки были в свободное время рассуждать.
Кубанцы вообще из всех казаков наиболее "успешные" в наше время. Видимо, потому что Кубань - самый плодородный регион России.


Саракташ на Оренбуржье.

И всё же многое не забыто. Среди казаков по-прежнему считается позором не служить в армии; везде есть свои неофициальные атаманы - станичные, районные, городские, и до сих пор многие вопросы на Дону и Кубани (о других войсках сведений не имею) решаются через атамана. На Дону в электричке слышал интересный рассказ о том, как школьник мента на понт взял... Наверное, потому что "мент не казак, у него дед с Урала приехал!".


Азовские трофеи в Старочеркасске.


Триумфальная арка в Новочеркасске.

А еще казаки действительно очень лихие. Я бы и врагу не пожелал разозлить казака: вспыльчивость, склонность сначала бить, а потом думать и просто хорошая физическая подготовка свойственны большинству казаков. В принципе, их нравы мало изменились со времен "Тихого Дона".
...Но меня казаки почему-то везде встречали очень тепло. Никакой агрессии на Дону (а в тех краях народ очень жесткий!), попытка подарить мне за просто так 1000р. как паломнику на Кубани, панибратство с астраханцами на Баскунчаке... Пожалуй, только с яицкими казаками у меня понимания не сложилось.
Может быть, я сам в глубине души казак. По крайней мере меня с казаками роднит одна из самых ярких черт казачьего менталитета - особое понимание Свободы.

Ключ к этому пониманию - в Воскресенском Соборе в Старочеркасске.
Рядом, в одном зале - оковы Степана Разина...



И плиты вот такого содержания:



Мне долгое время было непонятно, как это так: казаки ведь вольные люди, но при этом служат Отечеству и Царю. Чтут в равной степени и царей, и бунтовщиков.
Как так? Одновременно быть вольным и служить? Одновременно чтить власть и тех, кто с ней боролся...
Но в том-то всё и дело, что с точки зрения казака Свобода - это та самая "осознанная необходимость", о которой писали немецкие философы и о которой я сам не раз писал здесь. 
Казаки служили - да, но не так, как служили мужики. У казаков традиционно было понимание того, ЗАЧЕМ они служат, КОМУ и КАК. Служение воспринималось казаком не как повинность, а как осознанный выбор, если не его, то его дальних предков.
И именно поэтому вольные казаки служили Отечеству намного крепче, чем "рабы"-мужики.

Урны с прахом атаманов в Старочеркасском соборе:


Казаки научили меня Свободе. За это я благодарен им.
Следующий пост, вероятно, сделаю о татарах, наследие которых многие склонны недооценивать.
 


P.S. Два разных "ката" получилось случайно - но "второй" ведёт примерно туда, куда надо, а именно: туда, где кончаются факты, и начинаются размышления.
 

Tags: "Воля вольная", география, дорожное, казаки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments