varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Гуслицы. Часть 2: селения староверов



Исторически старообрядцы жили небольшими "анклавами", где по какой-то причине им удавалось закрепиться. Самые известные из таких "старообрядческих республик" Европейской России - Керженец, Иргиз и Гуслицы (все три названы по рекам). В Гуслицу, в глухие Мещерские леса, староверы бежали начиная с 1660-х годов, и именно они освоили в основном безлюдный угол, а позднее купцы-старообрядцы начали создавать на его перифериях крупные производства, сделав западную часть Мещеры главным промышленным районам Подмосковья.
О Егорьевске - одном из таких фабричных городов, будет отдельный рассказ. Пока же я рассажу о трёх гуслицких сёлах:  Слободище, Ильинский Погост и Шувое, где по-прежнему, несмотря на близость Москвы и обилие дачников, живо староверие.

В эти края ведёт Егорьевское шоссе, и в принципе отсюда совсем недалеко до крупных городов и промышленных центров: в 30км южнее находится химический гигант Воскресенск, чуть дальше - Коломна; в 50км севернее - Орехово-Зуево и сплошная цепочка городов и посёлков вдоль дороги на Владимир. Полчаса пути на запад автобусом - и начиется сплошная застроенная территория, где деревни следуют одна за другой без перерыва.
Но здесь - удивительно глухой угол!



В этих лесах и жили староверы. Хотя Москва и была рядом, карательные экспедиции сюда ходили редко и своей цели не достигали. Возможно, причина была в том, что в непосредственной близости от столицы (даже и если это "вторая столица" в 18-19вв.) опасно вести боевые действия; возможно, в том, что староверы имели хороших покровителей - купцов, на которых держалась во многом и экономика Москвы.
Так или иначе, гусляки жили тут относительно безопасно. Трудились на фабриках - купцы охотно брали "своих", занимались ремёслами (например, иконописью - конечно же, для других староверов), а также - фальшивомонетничеством. Было нормально иметь несколько чеканных станков на деревню, а иконописцы в тайне "писали" и ассигнации. Кроме того, гусляки считались лучшими в России "тараканниками", то есть дезинсекторами. Известно, что именно гусляки были тараканниками в Кремле и в Большом театре.
Не брезговали тут и разбоем, поэтому Касимовский тракт считался опасной дорогой. Но еще больше Гуслицы известны как "кузница кадров" для Белокриницкого согласия - зажиточность и поголовная грамотность стали причиной того, что значительная часть духовенства РПСЦ на протяжении всей её истори является выходцами из Гуслиц (в том числе нынешний митрополит Корнилий).

Слободище

Панорама села Слободище - правда, не с трассы, от которой оно отрезано полосой рощ, а с окрестных лугов. Слободище находится у перекрёстка Егорьевского шоссе и дороги, соединяющей Егорьевск и Куровское. Именно в Слободище я и отправился из Куровского.



Крест у северного въезда в село (остановка "Слободище-Первое") - еще есть южный, но от северного ближе до церкви.

 

С первого взгляда Слободище - это обычный дачный посёлок дальнего Подмосковья, с небольшим количеством старых домов, и только вот эта табличка напоминает - село не такое простое:



От креста на възде до церкви идти минут 10-15 - она находится в северо-западном углу села, довольно далеко от обеих трасс  - что и немудрено для нелегальной религии:



Деревянная Казанская церковь построена как молельный дом в 1882 году, и при взгляде издали только опытный человек мог признать в ней церковь. Главка появилась позже - в 1905-м, после манифеста о свободе вероисповедания, в "золотое десятилетие" староверов (тут повторяться не буду - могу лишь отослать к моим же постам о Москве старообрядческой).



По своей архитектуре эта церковь больше всего похожа на деревянные татарские мечети - ведь те сформировались так же: молельный дом с минаретом на крыше. Только тут вместо минарета - главка. Сравните с фотографией по ссылке. 



Старообрядческие церкви, татарские мечети, еврейские синагоги - любые храмы угнетаемой на протяжении долгого времени религии приобретают похожие черты.





Имеется в Слободище и некоторое количество деревянных домов с резными наличниками:





А еще в Слободищах мне очень понравилась живность.

"Над твоей могилой будут кукареки петухать":



"Тебе кто разрешил тут снимать?!"



Видите, как укоризненно гусь на меня смотрит?



А положив фотоаппарат на землю и врубив максимальный зум, можно получить интересный вид:





Из Слободищи я прошёл через луга и рощу, и выбрался на Егорьевское шоссе.



Ильинский Погост

От Слободищ около 4 километров до отворота к следующему интересному селу - Ильинскому Погосту. За отворотом нужно пройти еще 800 метров по лесной дороге:



Помню, как когда-то я ехал поздним вечером на автобусе из Касимова, 6 часов по таким лесам. Была зима, мороз, темнота, мало машин - и мне казалось, что я в Сибири. В этому году обнаружил, что по крайней мере в Западной Сибири трассы действительно похожи на Егорьевское шоссе (на кадре выше - не оно).
А тем временем, за поворотом дороги открывается вот такой вид:



Гигантская колокольня Воскресенской церкви. Дело в том, что Ильинский Погост - это и есть село Гуслицы, "столица" всей "старообрядческой республики", а нынешнее название он получил в конце 19 века, когда Гуслицы объединили с несколькими соседними деревнями. 



Северный въезд в Ильинсий Погост - не главный, поэтому здесь путника встречают сюрреалистические пейзажи развалин совхоза:





Неподалёку есть и еще один совхоз, действующий, но его сооружения фотографировать неинтересно.

Между тем, недалеко до Воскресенской церкви, построенной в 1822-50 годах. Освящена церковь была в 1840-м (последующие 10 лет ушли на строительство колокольни), и при её освящении присутствовал московский митрополит Филарет:



Храм вмещает до 2000 молящихся - для села это сверхестественный размер! И думается, строительство такой огромной и в общем-то ненужной тут церкви, которую освящал сам Митрополит - это один из элементов миссионерской деятельности, еще одна попытка искоренить гуслицкое староверие без кровопролития.

Дома и виды вокруг церкви:







На земле валялся вот такой агрегат - кажется, соха. Трудно поверить, что отсюда люди ездят в Москву на работу:



Хотя над Ильинским Погостом доминирует Воскресенская церковь, старообрядческого колорита здесь намного больше, чем в Слободище. На улицах постоянно видишь суровых бородатых мужиков с тяжёлым взглядом. Окладистые старорусские бороды всегда считались характерной чертой староверов, и здесь их видишь чаще на порядок. Если внешность современного "простого русского мужика" восходит скорее к облику фабричных рабочих, то староверы сохранили облик исконных крестьян. Но фотографировать их даже издалека я не рискнул.

В Ильинском Погосте хорошо сохранился небольшой, но чётко локализованный центр села:



Резьба с характерными для Гуслиц полукруглыми завершениями:



Отдельные здания, такие как сельская больница:



Ильинский Погост показался мне самым интересным из трёх посещенных сёл. Да и просто очень красивым:



По южной его окраине пролегает собственно Егорьевское шоссе (на севере - это объездная Егорьевска, переходящая в дорогу на Касимов):



Между Ильинским Погостом и Егорьевском можно увидеть еще несколько совершенно крышесносящих старых изб, облик которых вряд ли изменился за 100 лет - но заснять их у меня не получилось. Однако этот 15-километровый участок трассы интересен и сам по себе, может быть, на нём стоит сделать как минимум 1-2 остановки.

Шувое

Третье село находится севернее Егорьевска, в 10 километрах от последнего, и носит странное название ШувОе (ударение на "о"). Туда каждый час ходят автобусы с автовокзала Егорьевска и маршрутки из другой части города (остановка у перекрёстка Советской и Профсоюзной). Шувое - это даже не село, а ПГТ (до недавнего времени носил название Красный Ткач, оставшееся на некоторых картах).
Здесь, в бывшем селе Нареево (часть Шувого) сохранилась еще одна деревянная старообрядческая церковь - Троицкая. Чтобы пройти к ней, надо высадиться на первой остановке в селе и пройти еще 800 метров налево (теоретически, церковь видна на подъездах к селу).



Троицкая церковь, в отличие от Казанской в Слободищах, изначально строилась как храм - но имеет очень много черт молельного дома (о вероятных причинах я уже писал чуть выше)..



То, что я фотографирую церковь, заметила смотрительница - жещина лет 30, и сразу же подошла и потребовала представиться.
Я уже настроился на неприятный разговор с очередным "ловцом злоумышленников" (на этот раз заподозрили, что я могу привести сюда воров, а воры здесь бывают ежегодно), тем более что вид у женщины был очень боевой... но уже спустя 5 минут разговора она мне поверила, и вскоре мы уже говорили о вере. Вообще, эта женщина произвела на меня впечатление - чем дальше, тем больше я вижу, что не понимаю сути старообрядчества, но чувствую, что суть эту понять надо.
Впрочем, "доверяй - но проверяй". Я оставил смотрительнице свой номер телефона, а стало быть, если в ближайшее время церковь обворуют, я теоретически в круге подозреваемых.

...Среди других сёл Шувое примечтельно количеством сохранившихся деревянных домов с резьбой:





На некоторых домах - солярные знаки. Такой же знак я увидел на доме священника, так что весьма вероятно, что традиционно они символизировали принадлежность хозяина к староверам:





Недалеко от Шувого находится село Устьяново с Никольской старообрядческой церковью начала ХХ века в новгородском стиле - она считается здесь главной из старообрядческих храмов, и даже служит местом паломничества. Но я туда ехать уже поленился.



Далее - рассказ о Егорьевске, одном из "детищ" старообрядческого купечества и просто красивом городе.

Tags: "Раскол", Подмосковье, деревянное, дорожное, староверы, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments