varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Прогулка по Электростали



Наверное, самая яркая черта России - непредсказуемость. Вот, например, вчера: поехал я в гости в  Электросталь - промышленный пригород Ногинска в 40км от столицы по дороге на Владимир. Взял с собой фотоаппарат - думал, золотую осень пофотграфирую... В итоге фотографировал центр города - прекрасно сохранившийся и очень колоритный соцгород сталинских времён.

Чёткой логики повествования здесь не будет - просто прогулка, с севера (где въезд со стороны Ногинска) на юг, к железнодорожной станции.

Северная часть Электростали, почти прилегающая к Ногинску (между двумя городами всего 5 километров леса) - это обычный спальный район, застроенный многоэтажками. В одном из этих домов я и провёл большую часть дня в гостях, и немного пофотографировал золотую осень. С неё и начнём:









А под вечер, на закате, мы отправились пешком к железнодорожной станции, до которой от северной окраины идти около часа. Электросталь - это крупный (146 тыс. жителей) промышленный город, выросший из села Затишье, а название своё получивший в 1928 году от металлургического завода, основанного еще до Революции купцом Николаем Второвым (по данным журнала "Форбс", это был богатейший человек России по состоянию на 1916 год, владевший множеством предприятий и торговых домов по всей Империи). Впрочем, помимо собственно "Электростали" в городе находится еще несколько огромных предприятий, в основном тяжелого машиностроения. Электросталь - классический "индустриальный гигант", но от других своих "собратьев" отличается тем, что ближайший к Москве.



Индустриальных гигантов советской эпохи в моём ЖЖ показано уже немало - Магнитогорск, Кемерово, Запорожье, Кирово-Чепецк и многие другие. И почти все они примечательны одним и тем же: сталинским соцгородом, то есть построенным по единому плану в 1930-50-е годы городским центром. Более того, как правило соцгорода отличаются цельностью - ведь строительный бизнес в таких местах невыгоден, поэтому "точечная застройка" обходит сталинские соцгорода стороной.
Электросталь - не исключение. И её соцгород действительно достоин отдельного осмотра!

Дома по улице Ленина (которая тянется до северной окраины города, и самая дальняя её часть застроена многоэтажками):





Кто бы что ни говорил, а сталианс - один из лучших архитектурных стилей России. И нечего Сталина вспоминать. Колизей вообще-то тоже построили, чтоб там людей на потеху публике убивать.



Площадь Ленина с огромным зданием театра (или ДК?), краешек которого виден слева:





Тот же самый ДК с другой стороны:



Здесь улицу Ленина пересекает Советская улица. Пойдём по ней направо:







На дальнем конце улицы странный домик, похожий на дореволюционный. Возможно, таковым и являющийся - ведь завод тут действовал и до Революции, а может быть и усадьба какая-нибудь стояла еще до Второва.



С левой стороны Советской улицы внимание не могут не привлечь колоритные домики с островерхими крышами - это местный Немецкий городок, то есть квартал, построенный пленными немцами (вероятно, немецкие специалисты тут и жили). Я уже видел Немецкие городки в Челябинске и Магнитогорске, но в Электростали он, по-моему, даже колоритнее.











Тихие улочки, обшарпанные, но красивые домики, патриархальные дворы, обилие кошек - кажется, этот район почти не изменился с послевоенных лет.







Вид на Немецкий городк с другой стороны.



Можно вернуться к улице Ленина:



Которая за ДК представляет собой бульвар, украшенный всякими странными штуками типа этой:



Здесь тоже интересная сталинская архитектура:





Улица Ленина выходит к площади с Дворцом Спорта:



Налево отсюда недалеко до ЖД-вокзала, который расположен в глубине промзоны:



Цеха Электростали я фотографировал осторожно - не хотелось проблем с органами (как государственными, так и внутренними). По сравнению с Магниткой или ДМК этот завод совсем небольшой. Основан он был в 1914 году, в советское время несколько раз расширялся, и на проятжении всей истории производил спецстали.







Железная дорога в Электростали - это в первую очередь подъездной путь заводов, и уже второстепенно - пассажирская ветка. Электричек тут ходит довольно много (все идут от/до Ногинска), но намного удобнее пользоваться расположенный чуть южнее станцией Фрязево на лении Москва - Владимир, куда из Электростали ходят городские маршрутки (скажем, №103) - мало того, что все электростальские электрички её всё равно проходят (и не только они), так еще и путь от Элекстростали до Фрязева давно не ремонтировался, а потом электричка идёт очень медленно.

На мой взгляд, если уж ехать в Электросталь электричкой, то основной резон - осмотр из её окон гигансткой промзоны, вытянутой вдоль железной дороги. Такие пейзажи легко представить в Донбассе или на Урале, но в Подмосковье цеха, трубы и разные агрегаты инфернального вида, тянущиеся на 10 километров сплошняком - зрелище очень непривычное. Часть корпусов "Электростали" действительно дореволюционные, из красного кирпича. Увы, я всё это не заснял, так как стемнело.



С привокзальной площади же отправляются каждые 10-15 минут автобусы в Москву, к метро "Партизанская". И кажется, поеду я на них еще не раз.
Tags: "Атомная быль", "Молох", Подмосковье, дорожное, индустриальный гигант
Subscribe
promo varandej декабрь 16, 10:05 19
Buy for 500 tokens
Никогда ещё я не давал анонса путешествия, которое состоится через полгода с лишним. Но здесь не просто анонс - здесь приглашение в эксклюзинвый тур. И более того, судьба этого путешествия зависит от вашего в нём участия! Итак, совместный проект блога varandej и трэвел-сообщества…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →