varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Ревельский тракт. От Бегуниц до Кингисеппа.



Что ни говори, а на машине путешествовать удобно. Увидел что-нибудь интересное, и вместо того, чтобы судорожно хвататься за фотоаппарат с осознанием "Всё равно не успею", просто останавливаешься, выходишь и спокойно осматриваешь место. Особенно актуальна машина в таких местах, как Подмосковье или Ленобласть - ведь история здесь на каждом шагу.
Так что в очередной раз спасибо Юрию yarmola , который довёз меня от Копорья до самого Кингисеппа.

Под катом - немного фотографий из двух деревень на трассе: Чирковицы и Ополье.

От Копорья до Таллинского шоссе около 20 километров, по глухой лесной дороге до деревни Бегуницы:



Сами Бегуницы мне ничем особенным не запомнились, кроме размера (3,6 тыс. чел., хотя и деревня) и нескольких покрашенных в яркие тона пятиэтажек. От Бегуниц до Кингисеппа - еще 55 километров. Таллинское шоссе (Ревельский тракт) со времён Петра Первого и до 1991 года было одной из главных магистралей Петербурга, но последние 20 лет его значение снизилось - в Европу теперь удобнее ехать через Финляндию. Говорят, еще недавно асфальт этой "международной магистрали" был в ужасном состоянии, и лишь в этом году Таллинское шоссе привели в порядок.

Однако на всей его протяженности вы будете видеть вот эти сооружения:



Это почтовые станции, построенные в 1806-1808 годах по проекту Луиджи Руска. Ведь сейчас уже не столь известно, что большинство российских шоссе старше железных дорог, и были как бы предшественниками последних. Схема была проста (и много раз описана в классике 19 века) - на каждой почтовой станции меняли лошадей, что позволяло двигаться по дороге почти без остановок (1-2 часа по меркам того времени - не остановка). На этих же станциях были постоялые дворы, харчевни, здесь же можно было дать отдых своей лошади (если путешествовал не на казённых).
В общем, по своей сути почтовые станции мало отличались от железнодорожных.



Именно на такой станции работал Самсон Вырин, станционный смотритель из одноимённой повести (только на Московском тракте станции выглядели немного иначе, одна из них - в Выре - превращена в музей).
Вообще, до наступления эпохи автотранспорта Россия обладала одной из лучших транспортных ифраструктур в мире - это касалось и гужевых шоссе, и водных систем, и железных дорог.
Окрестности Петербурга, по понятным причинам, особенно богаты старинным транспортным наследием: на магистральном Ревельском тракте почтовые станции стояли через каждые 40 вёрст.

Конкретно эта станция расположена в деревне Чирковицы, и именно она заставила нас остановиться. Сами Чирковицы, расположенные в 80км от Петербурга (и в 50 - от Кингисеппа) относятся к числу древнейших русских селений в Ингерманландии, основанных еще новгородцами (тогда это была Водская пятина - одна из пяти новгородских провинций).



Напротив почтовой станции - церковь Нерукотворного Образа (1868):



Рядом - красивый металлический обелиск:



Надпись на котором гласит:



Николай Демидов - внук Акинфия Демидова, один из ярчайших представителей легендарной металлугической династии. Сам он, правда, металлургией не занимался, зато на свои средства построил фрегат, снарядил в 1812 году целый полк солдат, построил в Петербурге 4 чугунных моста. Большую часть жизни Николай Никитич провёл во Флоренции, собрал там большую картинную галерею и создал детский приют (в России, впрочем, он занимался тем же). Во Флоренции существует даже памятник Николаю Демидову (1871). Вообще, Личностями окрестности Петербурга тоже чрезвычайно богаты.

Ну а мы едем дальше:


(извините за белые пятна над деревом - это я хреновый фотошопщик).

Недалеко от Чирковиц - стадо комбайнов в загоне. Новенькие, чистенькие... Надо сказать, что за последние несколько лет Ленинградская область очень сильно ожила: в 2004 году она выглядела как регион, переживший войну, и меня её пейзажи с разрухой и упадком угнетали даже на фоне всей прочей нашей провинции. Нынешняя Ленобласть - конечно, не процветает, но смотрится вполне достойно даже по нынешним меркам (а с тем временем вообще не сравнить).



Еще 40 вёрст позади - и перед нами следующая станция в селе Ополье, на подступах к Кингисеппу:



Посреди села - большая Крестовоздвиженская церковь (1885):





Недалеко от церкви - добротный бревенчатый дом. Ныне таких осталось в этих краях немного, но видимо, именно такими избами была застроена дореволюционная Ингерманландия. Есть тут и старые каменные дома - но встречаются на порядок реже, чем на Псковщине.



И странные руины, заросшие кустарником. Больше всего похоже на разрушенный усадебный дом. Или еще что-то в этом роде:







На дереве у церкви - аистиные гнёзда:



В общем, чувствуется, что это область бывшей столицы. До Кингисеппа от Ополья еще 15 километров, до Эстонии - соответственно, около 35.
Tags: "Балтийские ветры", "Западные рубежи", Северо-Запад, дорожное
Subscribe
promo varandej сентябрь 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments