varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Полярная ночь. Часть 1: Видлица; у замёрзшего моря.



Я давно мечтал увидеть замёрзшее море. И планируя путешествие в полярную ночь, искал разные варианты сделать остановку на побережье.
Однако Белое море, говорят, еще не замёрзло, да и подходящих мест не нашлось. И вместо моря я решил отправиться на Ладожское озеро, в село Видлица в 40км от Олонца. Олонец в любом случае был промежуточным пунктом моего путешествия, а расписание транспорта было устроено так, что в Видлицу я приехал бы точно к рассвету.

Что ж... На Балтике, Ладоге и Белом море много похожих мест. Думается, замёрзшая Ладога немногим хуже замёрзшего моря.
Так что под катом - морозный рассвет на Ладоге и дорога к нему по экзотической железной дороге Лодейное Поле - Янисъярви, где всё еще действуют семафоры (19 фото).

Первым пунктом был город Лодейное Поле на востоке Ленинградской области. Нынешняя Лодейка - унылый лесопильный райцентр на реке Свирь (которая соединяет Онежское и Ладожское озера), однако в 1702-1830 годах тут действовала одна из лучших в России верфей, заложенная Петром Первым для нужд Северной войны. Здесь был спущен на воду фрегат "Штандарт" - первенец Балтийского флота; здесь в последние годы существования верфи был построен шлюп "Мирный", на котором Лазарев достиг Антарктиды.
Однако от всего этого остался только музей и несколько памятников, которые я осмотреть не успел.



Вообще, Посвирье - тема для отдельного путешествия. Около Лодейного Поля есть как минимум два уникальных монастыря (Александро-Свирский и Тервеничский), около соседнего Подпорожья - несколько деревянных церквей  (Согиницы, Гимрека, Щелейки) из числа шедевров Севера. Туда я поеду когда-нибудь потом, а пока в Лодейном Поле я видел только вокзал.

Сойдя в пол-шестого утра с петрозаводского поезда, я купил билет на поезд Лодейное Поле - Янисъярви до Видлицы, выходивший в 6-10 и прибывающий в Видлицу в 8-40. Поезд этот оказался двумя плацкартными вагонами, которые в Лодейке были уже с пассажирами (в Питере их цепляют к какому-то другому поезду). Стоял он не у платформы, а на грузовом пути, и подойти ко входу в вагон можно было только нарушив догмат "НЕ ХОДИ ПО ПУТЯМ".



В тёмном вагоне ехало от силы человек 5 - несколько спящих пассажиров из Питера, а также старый карел с женой - оба чертами лицами, движениями и голосами напомнили мне героев "Калевалы". До конечной станции Янисъярви (в переводе с карельского - Заячье озеро) поезд идёт около 6 часов (220км), через Питкяранту и почти через Сортавалу. В Лодейном Поле поезд проходит по мосту через Свирь:



Совмещённый авто- и железнодорожный мост используют эта линия и трасса Петербург-Мурманск. Асфальт на автомобильной части разбит так, что похож на карельские скалы. К тому же, мост разводной - на Свири раньше было активное судоходство. Построен он был в 1970-е годы, вместе с участком Олонец - Лодейное Поле.

Однако линия от Олонца до Янисъярви значительно старше. Самый дальний её участок, от Янисъярви до Питякаранты, был пущен в 1933 году, когда эта территория принадлежала Финляндии. Когда точно дорогу дотянули до Олонца, сказать не могу, но сталинский вокзал обозначает приблизительные временные рамки.



Но вокзал в Олонце - единственный "капитальный" вокзал на этой линии. Вместе с линиями Петербург - Лодейное Поле (часть Мурманской магистрали) и Петербург - Костомукша эта линия замыкает железнодорожное кольцо вокруг Ладожского озера. Западно-Карельская железная дорога и Янисъярвская ветка стыкуются в 30км от Сортавалы. Янисъярвская ветка здесь вспомогательная, и поэтому наиболее интересна:



Главная "фишка" Янисъярвское ветки - действующие семафоры. Ныне это огромная редкость - железных дорог с электрожезловой регуляцией в России осталось всего 5 или 6. Почти повсюду семафоры заменены светофорами, и соотносятся эти два агрегата примерно как паровоз и тепловоз. Между Олонцом и Лодейным Полем семафоров никогда не было, а вот западнее Олонца их осталось еще несколько штук.
Я заснял один из них - на автомобильном переезде в Видлице. Качество - увы, так себе, поскольку снималось через заиндевелое стекло автобуса.



В Видлице я сошёл с поезда. Стоянки на всех станцциях тут совсем короткие, и почти в чистом поле. От железной дороги я направился прямиком к берегу Ладоги, и на всё про всё у меня был час - в 9-40 отправлялся автобус в Олонец.

Саму деревню почти не фотографировал - когда шёл к озеру, было слишком темно, а когда шёл обратно - надо было спешить. Но вообще, в Видлице есть свои достопримечательности: две церкви (очень красивый каменный новодел "под классицизм" и деревянная часовенка 19 века) и военный мемориал - всё это я видел лишь издали, с автобуса. Впрочем, в Карелии каждая деревня окучена несколькими турфирмами, а каждая сосна сфотографирована хоть одним туристом - поэтому о достопримечательностях Видлицы информации больше, чем о достопримечательностях иных облцентров...



Вообще же, Видлица - настоящая карельская деревня. В отличие от русских деревень, она стоит не на поляне, а прямо под сводами соснового леса. В Олонецком районе карелы составляют до 60% населения (а в целом по Карелии - лишь 10-12%, плюс столько же финны), и здесь живы их язык и культура. Когда я спросил дорогу у мальчика лет 18, набиравшего воду из колодца, он ответил мне с сильным акцентом, больше всего похожим на акцент прибалтов из анекдотов.



Примерно за 15 минут ходьбы быстрым шагом я достиг берега Ладожского озера:



Было очень темно и очень холодно - с озера дул пронизывающий ветер. Тем не менее, зрелище красного рассвета над ледяным пространством было очень величественным, и я постарался отснять его, как сумел.

Почти арктический пейзаж. На этом кадре, снятом со вспышкой, хорошо виден белый пар, поднимающийся из полыньи:



Взгляд в ту сторону, которую не освещает Солнце. Легко вообразить, что это не Ладожское озеро, а Карское море, и не рассвет, а полдень глухой полярной ночи.



Медленно-медленно светает. Но вместе с Солнцем поднимается туча:





В заливе у озера - небольшой порт, видимо, рыболовный:





Чуть-чуть светлеет (а я дома "помог" рассвету Фотошопом):





Фотографировал без вспышки, так как рядом расположена вахтёрка - могли и поинтересоваться (даже в Карелии бдительность лучше не терять, тем более когда до автобуса на счету каждая минута).

Ну вот и рассвело. Бросим последний взгляд на порт:



И на замёрзшее море (ладно, озеро), пейзаж которого сделался еще более инопланетным:



А дальше я отправился искать автобусную остановку, и вскоре уже ехал в Олонец.
Продолжение следует...

Полярная ночь-2009.
Часть 1: Олония.
Вступление.
Видлица. Рассвет у замёрзшего моря.
Олонец.
Мегрега.
Часть 2: Заполярье.
Часть 3: Вологда.
.
Tags: "К студёным морям", Русский Север, дорожное, природа, рыбацкое
Subscribe
promo varandej ноябрь 29, 13:19 45
Buy for 500 tokens
Армения. Здесь мы провели 40 дней, и я прекрасно понимаю, почему Мандельштам назвал её "орущих камней государством"... Грузия, где мы были краешком и в основном отдыхали в Батуми. Действительно не в меру душевна... Турция, в этой своей части некогда бывшая Арменией, Грузией и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments