varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Полярная ночь. Часть 4: полдень ночи и полночь дня





Что общего у этих двух кадров? Оба они были сняты за Полярным кругом, в Мурманской области.
Чем эти кадры отличаются? Они были сняты не только в разное время года, но и в разное время суток.
На "зимнем" кадре - полдень.
На "летнем" кадре - полночь.
Под катом - подборка видов, снятых из окна поезда в декабре-2009 под Кандалакшей и в начале июля-2007 под Оленегорском. "Летние" виды я у себя в ЖЖ выкладывал и раньше, но здесь не могу воздержаться от повтора - так нагляднее.
(18 фото - поровну "дня" и "ночи").

Полярная ночь в Лапландии еще не совсем тёмная - в полдень тут наступают сумерки. Всё же Солнце подходит к горизонту достаточно близко, чтобы можно было увидеть его свет. Надо сказать, что Приполярье и Заполярье визуально отличаются не очень сильно: полярный день вполне можно наблюдать на Соловках.
А так как поезд шёл строго на север, в 11 утра на станции Энгозерео(Карелия, 75км южнее полярного круга) и в 13 дня на подъездах к станции Княжая (Лапландия, 45км севернее) освещениее примерно одинаковое.



В Энгозере успел сфотографировать дом - судя по всему, дореволюционный. Ведь Мурманская железная дорога строилась в 1914-17 годах как первая в России северная магистраль. И эта стройка была немногим легче Беломорканала (трудились в основном солдаты, военнопленные и гастрбайтеры из Китая и Японии). В октябре 1916 года был основан Романов-на-Мурмане (вскоре переименованный в Мурманск - последний город, основанный в Российской империи), в апреле 1917 года дорога достигла станции Званка (нынешний Волховстрой) соединившись с общей железнодорожной сетью России.



Кляксочка над крышей - это птица. Здесь достаточно темно, чтобы было невозможно фотографировать в движении. В том числе и на ходу из окна поезда заснять что-то почти нереально - из нескольких десятков кадров ни один не получился полностью резким. Напримеер, этот снят на малом ходу около какой-то станции, о чём напоминает вышка за лесом.



В Карелии и Лапландии очень много маленьких глухих станций, не имеющих с внешним миром иной связи, кроме железной дороги. Многие поезда тут ходят как электрички, останавливаясь каждые 20 минут.



Водонапорная башня - по всей Карелии и на юге Мурманской области можно видеть подобные водонапорки, больше похожие на крепостные башни.



Разруха здесь, как и на всём Крайнем Севере, страшная. Еще летом-2007 посёлки Мурманской области произвели на меня тягостное впечатление обилием заброшенных домов. Люди бегут с Севера, выживают лишь наиболее значительные и важные города: Мурманск и Кандалакша (порты), Оленегорск и Мончегорск (медно-никелевая металлургия), Аппатиты (название говорит само за себя), Полярные Зори (Кольская АЭС).



Хотя кое-какая жизнь всё-таки теплится. Зимой - в буквальном смысле слова:



А в основном сопровождает вот такой пейзаж - замороженный лес, замёрзшие озера и болота. Всё синее и заиндевелое. А "пурга" на переднем плане - не деффект фотоаппарата, а метель, которую поднимает поезд на большом ходу. Заснять этот кадр мне удалось, используя зум - лес довольно далеко от дороги, и "движется" относительно медленно.



Еще раз напоминаю - всё это снималось в полдень. Светлее здесь не становится.

Теперь же перенесёмся в полночь. Которая в начале июля в Лапландии выглядит так:



Эти кадры были сняты несколько севернее "зимней" фотсессии, в самом живописном месте Мурманской магистрали - между Оленегорском и Апатитами.

С одной стороны от дороги здесь раскинулось озеро Имандра - самое северное из цепочки великих карельских озёр, начинающихся Ладогой и Онего.



За ним - Мончетундры. "Тундра" - слово карельского происхождения (финский вариант - "тунтури"), и обозначает оно "безлесное место". Поэтому в Лапландии тундрами называют горные массивы: Хибинские тундры (то есть Хибины), Мончетундры, Ловозерские тундры и т.д.



Хибины - самый высокий и обширный из массивов "тундр", но отнюдь не единственный. За Мончетундрами же стоит Мончегорск, известный огромным медно-никилевым заводом, где продолжается переработка сырья из Норильска (откуда прошедшую первичную обработку продукцию везут морем). Второй завод находится в Оленегорске, и по крайней мере в прошлом этот район был зоной экологического бедствия, не лучше чем Карабаш. Ныне, как мне рассказывали попутчики, завод стал намного чище, а мёртвый лес вокруг постепенно оживает.



С железной дороги заводы Мончегорска и Оленегорска почти не видны. Города я и не фотографировал - тогда у меня была лишь 4-мегапиксельная цифромыльница с 4-кратным зумом.

Река Кола, давшая название Кольскому полуострову. У слияния Колы и Туломы в Кольский залив стоит Мурманск. Река очень красивая - не хуже любой из карельских рек, с чередованием медленных плёсов и мощных порогов.



А за Колой видны Хибины - небольшой (40х60км) горный массив с высотами до километра. В июле на их вершинах еще остаются снежники:



Хибины - самые доступные из Москвы "северные" горы, а из Петербурга самые доступные горы вообще. Летом на станциях вдоль Хибин постоянно высаживаются и загружаются в поезд туристические группы. Горы близко, до них от железной дороги кое-где можно дойти пешком.



Есть тут и горнолыжные курорты, и древние памятники саамской культуры (сейды - священные камни, в прошлом тут кочевали и сами саамы), и действующие шахты, и многое другое. Хибины - тема для отдельного путешествия. Причём пешего или водного.

Полночь. Солнце яркое и довольно высоко, но всё же на тайгу ложится длинная тень от поезда:



Вот так бывает в Заполярье.
Летом в полночь тут ранний-ранний закат:



Зимой в полдень ранний-ранний рассвет:



В 3 часа дня тут уже тёмная ночь. А когда темнеет у нас, здесь наступает жуткая, лишённая сиевы тьма, больше похожая не на обычную ночь, а на подземный мрак. Сами ночи тут кажутся намного темнее, чем в наших широтах - хотя может быть это обман восприятия от того, что днём не хватило света.
Но на подъездах к Мурманску мне вдруг отчаянно захотелось на юг.
Меня накрыло жуткое осознание: завтра не взойдёт Солнце. Вдумайтесь в эти слова.

Полярная ночь-2009.
Часть 1: Олония.
Вступление.
Видлица. Рассвет у замёрзшего моря.
Олонец. Самый карельский город Карелии.
Мегрега. Село и деревянная церковь.
Часть 2: Заполярье.
Полдень в полярную ночь и полночь в полярный день. Фотосравнение.
Мурманск. (1)
Мурманск. (2)
Часть 3: Вологда.
Tags: "К студёным морям", Крайний Север, Русский Север, дорожное, природа, событийное
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →