varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Архив. По городам и весям Синегорья (август-2009).



По совести, стоило этот пост написать еще в августе-2009, вернувшись из Дикого поля, когда мы с periskop.su  проехали от Челябинска до Астрахани (я через Казахстан, он через Самару). Не помню, что меня тогда остановило, но в общем помимо показанных тогда городов Челябинского Урала у меня набралось на целый пост материалов о разных прочих весях Синегорья: ведь мы тогда ездили на машине  с polar_bee и vedmed1969  , останавливаясь в самых живописных местах.

В общем, восполню я этот пробел сейчас, тем более что в моих планах на 2010 есть поездки на Урал. Ведь Синегорье - ни что иное, как граница Южного и Горнозаводского Урала. Или, точнее, собственно Урала (башкирских гор у ворот Великой Степи) и Каменного пояса - страны горных заводов и у ворот Сибири.

Не буду здесь давать подробных историко-географических справок - скорее формат "картинки с подписями". Такое воспоминание о путешествиях лета-2009 и мечта о путешествиях лета-2010.
Все показанные веси - в треугольнике между Челябинском, Кыштымом и Златоустом (37 фото).

Аргаяшский район. На полпути из Челябинска в Кыштым, а для нас - в Карабаш. Далёкие горы, стена между Европой и Азией.



В Челябинском Зауралье много озёр, кое-где они занимают почти столько же, сколько суша. Недалеко отсюда - большое озеро Увильды, а вода у подножья гор - краешек Аргазинского водохранилища. Вообще, на Урале много воды, и со времён Демидовских заводов на уральские реки нанизаны цепочки прудов.



А здесь на переднем плане озеро Малые Ирдяги, а на заднем озеро Увильды - одно из крупнейших на Южном Урале:



Посмотрим в другую сторону с того же места - увидим озеро Большие Ирдяги и степь:



Мы на перешейке меж двух озёр, а у разных концов этого перешейка стоят огромные сёла Кузнецкое и Губернское, основанные в 18 веке крепостными крестьянами, пригнанными сюда для строительства заводов.

Название села Губернское - из-за положения на границу двух губерний: Пермской и Оренбургской. То есть Горнозаводского и Южного Урала.



Тивхинская церковь (середина 19 века) - самая большая, а в прошлом и самая роскошная сельская церковь Челябинской области:



Типичные избы уральских рабочекрестьян (а как еще назвать крепостных, работавших на заводах 18 века?):



Еще одна церковь в том же Губернском:



Памятник Салавату Юлаеву на въезде в Аргаяшский район - уменьшенная копия Салавата в Уфе. Аргаяшский район населён в основном башкирами (Губернское и Кузнецкое - исключения среди местных сёл), в 1922-30 годах входил в состав Башкирской АССР (причём её уезды назывались тогда кантонами, и был Аргаяшский кантон), в 1934 году Аргаяшский район имел статус национального.

А горы манят к себе. Их высота 500-600 метров, а цвет вполне оправдывает название Синегорье.
Впрочем, Синегорье - единственный топоним, обозначающий синеву, и в русской, и в тюркской топонимике Урала. Стало быть, в древности эти горы не были такими синими. Вероятно, синяя дымка Урала - промышленного происхождения.



За этими горами стоит Карабаш - один из самых жутких городов Земли.

Уральские горы около Миасса. Совершенно такие же:



Те же покатые склоны, мягкие очертания, синий цвет. Только вода - уже Миасский пруд. А сам Миасс вытянут вдоль подножья гор на 20 километров (ширина его при этом редко больше 1-2км).



Миасс был основан в 1773 году как медеплавильный завод, потом стал центром добычи золота и самоцветов. Ныне - 4-й по величине город Челябинской области (167 тыс. чел., уступает Магнитогорску и с небольшим отрывом соседнему Златоусту), известный машиностроением (грузовики "Урал" и всякая строго режимная военная продукция). Форма города же вызвана тем, что западнее его горы, а восточнее - Ильменский заповедник, на центральную усадьбу которого мы заехали по дороге из Златоуста (музей был закрыт, так как мы ехали уже часов в 6 вечера).
Вид от входа, на заднем плане заповедный лес:



Созданный в 1920-м году, Ильменский заповедник минералогический: в его холмах скрыто 256 различных минералов и 70 горных пород, причём 18 минералов были впервые здесь и открыты. Кроме того, здесь богатые флора и фауна, и на белых стендах  перечислена статистика Ильменского заповедника - она впечатляет! 



А вот это здание, вероятно, относится ко времени основания заповедника:



Есть в Синегорье, несколько севернее, еще более экзотический заповедник - Восточно-Уральский. Еще более страшный, чем Карабаш - он был организован в зоне заражения Кыштымской трагедии: 29 сентября 1957 года на предприятии "Маяк" в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск) произошла авария, сопровождавшаяся выбросом радиации. И хотя масштабы выброса были в 19 раз меньше, чем в Чернобыле, образовалась обширная зона заражения, было уничтожено 23 деревни.
По ссылке - фотография реки Теча, сделанная Перископом на подъездах к Челябинску. Воды этой реки до сих пор заражены и непригодны для питья, так как в 1949-52 годах в неё сбрасывались радиоактивные стоки.

В Миассе я не фотографировал почти ничего: то ли устал, то ли замёрз, да и вообще о Миассе летом-2007 и летом-2009 подробно рассказал Перископ. Здесь - о вокзале и центре города (в конце поста), здесь - об автозаводе (где делаются знаменитые "Уралы"), здесь кратко о Миассе-2009.

А вот и мои 5 копеек кадров.
ДК Автомобилестроителей на главной площади:



Две почти одинаковые сталинские башни по разные стороны от него (один из кадров - почти на 100%, до машин, совпадает с кадром Перископа):





Впрочем, для нас главной достопримечательностью Миасса в этот приезд стал Старый вокзал в километре восточнее нынешнего:



Построенный в 1891 году еще до официального начала строительства Транссибирской магистрали, ныне он может считаться старейшим вокзалом на Транссибе (а здесь пролегает южный, "изначальный" ход великой магистрали).
 
Разные привокзальности (путейские дома, водонапорки):



На станции в это время грузили на поезд армейские "Уралы", и снимать вокзал со стороны путей было очень рискованно. Столкнувшись с проходившей мимо женщиной, предупредившей нас, что "там снимать нельзя", мы отступили - даже Перископ не отважился, при всём его опыте незаметной съёмки на ЖД.



Едем дальше, уходим в горы (правда, вот эти горы - между Карабашем и Миассом):



В Башкирии они почти такие же:



Не зря русское название Урала - Камень:



Кое-где камень покрыт петроглифами. Современными:



А в глубине Башкирии есть и петроглифы палеолита в Каповой пещере.

Дороги Урала (окрестности Златоуста):





Спуск прямиком в Новый Златоуст:



Люди в горах:





Странное село, стоящее точно на вершине одинокого холма:



Транссиб. Хотя сейчас пассажирского транзита здесь почти нет - самый дальний московский поезд по ней идёт до Петропавловска в Казахстане, а из-за извилистой дороги путь длиннее, чем по северному Транссибу на треть:



И конечно же - горные заводы, которыми столь богат Урал:





О Златоусте подробнее - здесь (Часть 1 - на трамвае через город) и здесь (Часть 2 - Старый город).

Еще немного зарисовок.
Памятник Суровым Челябинским Мужикам:



Автостоянка после дождя:



Vedmed69, Periskop и Polar_bee, снято с электровоза-памятника ВЛ-19 в Златоусте.



В Челябинск я еще вернусь. Но сначала мне надо вернуться на свою малую родину - в Пермь. И надеюсь, в 2010-м году я это сделаю.
Tags: "Воля вольная", Золотая Орда, Урал, дорожное, природа, этнография
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments