varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Сортавала. Часть 1: Южная сторона



Сортавала - городок (18 тыс. жителей) на крайнем юго-западе Карелии, у северного берега Ладожского озера. Для большинства путешествеников Сортавала - не более чем "ворота" Валаама, но на самом деле и сам город весьма интересен. Наверное, если бы Сортавала не была в составе Финляндии, она бы почти не выделялась среди сотен уездных городков России. Но Сортавала - не русский, а финский уездный город с прекрасно сохранившимся историческим центром. И думается, если бы не финская сущность, я бы ограничивался получасовой прогулкой и одним небольшим постом, но так мой рассказа о Сортавале будет состоять из двух частей. Просто потому, что здесь почти каждая мелкая деталь интересна своей "нерусскостью".

Городок разделён на 2 части заливом Ладожского озера, и в южной находится вокзал и основная часть финской деревянной застройки, а в северной - главная площадь и модерново-функционалистический центр первой половины ХХ века. Осмотрим сначала южную часть.

Местность Сортавала (Сордавала) или Сердобольская волость известна с 1468 года, причём не установлено не только происхождение этого названия, но и какой из двух вариантов первичен - карельско-финско-шведское Сортавала или русское Сердоболь. В 1632 году здесь был основан шведами одноимённый город, пришедший в упадок после Северной войны. К 1782 году Сортавала восстановилась настолько, что вновь получила статус города. Традиционно это была столица Северного Приладожья, крупный уездный город Выборгской губернии. После войны статус Сортавалы резко упал, а её рост остановился, однако это крупный центр туризма: для наших через Сортавалу лежит путь на Валаам, а финны ездят кто на землю предков, кто за дешёвым алкоголем.

Сортавальский вокзал - к сожалению, новостройка, как и вокзал в Питкяранте.



Однако проходит здесь Западно-Карельская железная дорога, по архаичности сопоставимая с соседней линией Лодейное Поле - Янисъярви, а по живописности даже превосходящая её. Строилась она в несколько этапов: от Петербурга до Хийтолы - в 1890-е годы, до Сортавалы её дотянули при финнах, а в 1960-е годы линия была продлена до Костомукши в связи с разработкой месторождений железа. Из Костомукши же линия уходит на запад, в Финляндию.
В отличие от Янисъярвской линии, Западно-Карельская дорога лишена семафоров, но зато на ней есть крупные станции со всяким раритетным оборудованием.

Вид от вокзала:



С той же стороны, но под другим углом. Хорошо виден паровозный гидрант:



Парковка локомотива в неположенном месте:



Пойдём понемногу в город, мимо водонапорной башни - нигде больше таких не видел:



Какая-то фабрика явно финской постройки:



Сосульки на крыше депо:



Магазинчик в стиле деревянного функционализма. Вот это я понимаю - коробка! И нечего хрущёвки ругать...



Вид на станцию в обратном направлении - увы, против солнца:



Западно-Карельская дорога, как видите, однопутная. Линия уходит вдаль:



Движение на ней редкое, народ по путям ходит, как по улице, лишь иногда уступая дорогу поездам:



А поезда ездят так, будто бы и рельсов нет:



Вообще, финские дороги в этих краях - и железные, и автомобильные - по сравнению с нашими очень ландшафтные и незаметные. Однако и в Финляндии, и в России это небольшие, отнюдь не магистральные ветки - добиться такого же эффекта на Николаевской дороге или Транссибе, думаю, невозможно.

Деревянный дом Общества сестёр милосердия (1907), ныне принадлежащий железнодорожной больнице - у переезда, с которого был снят вид на станцию:



Большую часть южной стороны Сортавалы занимает частный сектор, и финские деревянные дома разительно непохожи на наши:







Резьба:





Каменных зданий на южной стороне немного, и большинство из них - на Карельской улице, главной в городе. Вот такая открывается перспектива от гостиницы "Ладога" - хорошо видна площадь Вяйнямёйнена на северной стороне.



Дом с магазинчиком у самого моста:



Или стоящая чуть-чуть дальше от залива гостиница "Ладога" (по-фински "Лаатока"), где я и ночевал:



Между прочим, старейшее гостиничное здание города. Сохранились весьма интересные интерьеры, в частности винтовая лестница:





В гостинице все надписи продублированы на финском, персонал также владеет этим языком, да и самих финнов в гостинице много круглый год. Гостиница довольно уютная - но ужасающе тесная. Впрочем, это одна из характерных черт функционализма.

Немного поснимал виды из окон четвертого этажа. Частный сектор около гостиницы:



Вид на Ладожское озеро, точнее, один из его заливов - перед Сортавалой находится огромный по озёрным меркам архипелаг, острова и скалы-шхеры которого трудно не запомнить по пути на Валаам:



Вид на центр Сортавалы:



Отсюда хорошо видна и местная ГРЭС с высокой для такого маленького городка трубой:



Еще немного погуляем по южной стороне. Сортавала очень компактна, исторический центр можно пройти из конца в конец за 20 минут, реально за несколько часов обойти все его улицы и дворы. На южной стороне есть несколько отдельных красивых зданий:

Дом у железной дороги, известный как "Ладожская крепость" (1931) - название связано с тем, что в эпоху независимости он принадлежал военным:



Здание Народной школы у берега залива - доминанта южной части, особенно хорошо видимая с северной стороны:



Расположенная рядом дача Винтера (1900) - замечательный образец деревянного модерна:



С моста можно различить необарочное здание больницы и железнодорожный госпиталь правее, которые ближе снять, увы, не смог (мешают деревья и контровое Солнце):



Эти два здания стоят на склоне горы Кухавуори, с которой открываются хорошие панорамы города - но протоптанных тропинок наверх нет, а снег варьируется от по колено до по пояс. Тем не менее, вот на эту скалу я всё-таки залез:



Но наверху убедился, что до вершины еще далеко, а вершина загораживает город, и поэтому заснял только вот этот вид на дальнюю часть южной стороны:



Теперь посмотрим на северную сторону через залив. Там намного меньше деревянных домов, но преобладает функционализм, причём автором многих зданий был Уно Ульберг - автор нескольких знаковых (таких как Окружной архив и школа живописи на бастионе Панцерлакс) и многих рядовых зданий Выборга





На северную сторону ведёт Карельский мост. Почему-то в некоторых путеводителях пишут, что он был самым длинным в Финляндии, но даже в Выборге есть мосты длиннее:



С моста виден остров Риеккалансаари, на котором стоит деревянная церковь Николая Чудотворца (1765, нынешний облик 1895) характерной для Финляндии архитектуры:



Этот кадр я снял 20-картным зумом, причём случайно - целился я по катеру у берега (а здесь находится пристань, с которой ходят суда на Валаам), церковь заметил только при просмотре фотографии.
Дальше пойдём на северную сторону.

Старофинляндия
Старая Финляндия на довоенных фотографиях.
О моём путешествии и его сюрпризах.
Белоостров (Раяйоки). Бывшая граница (архивные фото).
Зеленогорск (Териоки)
Приморск (Койвисто).
Выборг. От вокзала к замку.
Выборг. Виды с башни Олафа.
Выборг. Старый город.
Выборг. Новый город.
Выборг. Остров Твердыш.
Железная дорога Лодейное Поле - Янисъярви и станция Ляскеля.
Сортавала. Южная сторона.
Сортавала. Северная сторона.
Приозерск (Корела, Кексгольм, Кякисалми).
Tags: "Балтийские ветры", "Западные рубежи", Русский Север, деревянное, дорожное, ксенополисы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments