varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Сортавала. Часть 2: Северная сторона.



Продолжаем исследовать Сортавалу - прекрасно сохранившийся финский уездный город на территории России, интересный не только как пункт отправления на Валаам. В прошлой части мы обошли южные районы, примечательные деревянными домами и железнодорожным наследием. Теперь же осмотрим север города, где и находится важнейшие архитектурные памятники.

В прошлой части мы остановились на Карельском мосту через залив Ладожского озера, разделяющий Сортавалу. С моста уже прекрасно видны функционалистические здания, образующие городской "фасад":



Две гостиницы рядышком, а у самого их подножья - пристань, с которой ходят суда на Валаам. Ведь Валаамский архипелаг административно является частью (!) Сортавалы, по прямой до "монашеской республики" отсюда около 50 километров - это час на скоростном судне и два-три на обычном.

Гостиница "Нево" в старинном здании - одна из двух самых дешёвых (наряду с "Ладогой"). Изначально тут располагалась гостиница "Сеурахуоне", в которой останавливался Рерих в 1916 году, но нынешнее здание 1939 года:



Карельская улица - главная на обоих берегах:



Пересекая залив, улица приводит к сердцу Сортавалы - треугольной площади Вяйнямёйнена. Это вовсе не какой-нибудь финский коммунист, а один из трёх героев "Калевалы" - карело-финского эпоса. Правда, площадей Ильмаринена и Лямикяйнена здесь нет. Кстати, ударения в фамилиях на последний слог перед окончанием: ВяйнямЁйнен.
Центр площади украшает памятник Рунопевцу, то есть сказителю (ведь Карелия всегда славилась сказителями, тут была впервые записана не только "Калевала", но и русские былины):



Название площади не имеет аналогов в России. Архитектура - тоже (вид с севера):



Функционалистические жилые дома были построены Уно Ульбергом - великим финским архитектором, постройки которого определили облик городов Выборгской губернии периода независимости. Деревянное здание с башней - пожарное депо (1888). Есть на площади и памятники северного модерна.

Почта:



Мэрия (1907, изначально дом купца Сиитонена):





Прежде, чем идти дальше по Карельской, осмотрим окрестные кварталы. Если на площади Вяйнямёйнена повернуть налево (стоя спиной к мосту), выйдешь к скверику, где до Зимней войны размещались деревянная кирха и ратуша. Кирха сгорела в войну, Ратуша (1885) стоит и по сей день:



Я видел деревянные храмы (в том числе мечети), деревянные крепости, деревянные вокзалы, даже деревянный завод - но деревянную ратушу вижу первый раз!



Ныне Ратуша занята библиотекой. Обратите внимание - табличка продублирована, но на карельском или финском - не знаю:



Чуть поодаль на холме - стоящие рядом Мужской лицей (1911) и Женская гимназия (1901):





Теперь пойдём с площади Вяйнямейнена направо, в район функционалистических зданий. Сортавала проигрывает Выборгу в плане количества и качества зданий этого стиля - но даже опережает целостностью:





Другие улицы в центре Сортавалы, между Карельской улицей и берегом Ладоги:







В том числе автовокзал (1923, Уно Ульберг) в конце улицы Кирова - опять же то, чего нет в России:



Напротив автовокзала стоит одно из самых больших и красивых зданий Сортавалы - управление Православной Церкви Финляндии, построенное в 1931 году архитектором Юхани Вийсте:



Сейчас здание используется не по изначальному назначению, но нужно обязательно заглянуть в его арку (обратите внимание на ажурную решетку, кстати):



Во дворе Архиерейского дома стоит церковь Иоанна Предтечи, похожая на кирху. Тем не менее, церковь изначально строилась как православная, а Юхани Вийсте пытался обыграть в ней тему шатровых храмов:



Вплотную к бывшему Архиерейскому дому примыкает ГРЭС, что создаёт очень необычные ракурсы.

А еще Сортавала, особенно модерновые здания, крайне богата архитектурными деталями:









Деревянные дома попадаются и в северной части сортавальского центра:





Вообще, целостность Сортавалы очень высока, но не уникальна. При желании столько же можно найти в очень многих русских райцентрах... Но непривычность здешней архитектуры заставляет видеть то, чего не видишь обычно.

Возвращаемся на Карельскую улицу:





Никольская церковь (1875):



Две "коробки" - финская и хрущевская:



Если смотреть на карту Сортавалы, можно обнаружить, что северную часть центра охватывает полукольцом железная дорога. Это действительно так - только ветка не используется, её пути погребены под толстым слоем снега и не видны даже на тротуарах - только на проезжей части. Но придорожные постройки определяются безошибочно:



Чуть дальше, на холме - функционалистическая кирха. По идее, Новая кирха в Сортавале была построена в 1939 году, но по фотографиям она выглядит совершенно не так. Видимо, эта кирха - новодел... Однако всё равно в традициях 1930-х годов, которые так и не дошли до русского храмостроения (по причине того, что в 30-е годы храмостроения у нас и не было):



Обратите внимание на звонницу в виде сторожевой вышки - такое в Старофинляндии распространено.
Здесь исторический центр Сортавалы заканчивается, начинают избы, прилепившиеся к склонам сопок и извилистым улицам:



Я дошёл до вот этого финского здания, оказавшегося школой:



С её заднего двора открывались красивые виды на районы частного сектора, старинную фабрику и лесистые сопки:





Напоследок - еще один кадр с площади Вяйнямёйнена. Обыкновенный вечер в районном городке:



Переночевав в гостинице "Ладога", утром я уехал в Приозерск на поезде Костомукша-Петербург. Ходит он через день, покидая Сортавалу в 7:20. Ежедневно ходит еще две электрички - вечерняя (около 6 вечера) и утренняя, выходящяя в 5:17. На узкой полосе между Ладогой и финской границей расположен лесопильный городок Лахденпохья, куда я не успел, и село Лумиваара с одной из лучших кирх Старофинляндии (1935). Теоретически, я мог бы осмотреть и их, но поленился вставать в пол-пятого утра.

Впрочем, летом в этих краях намного красивее (а я был тут летом-2004, когда ездил на Валаам), и возможно я сюда еще вернусь.

Старофинляндия
Старая Финляндия на довоенных фотографиях.
О моём путешествии и его сюрпризах.
Белоостров (Раяйоки). Бывшая граница (архивные фото).
Зеленогорск (Териоки)
Приморск (Койвисто).
Выборг. От вокзала к замку.
Выборг. Виды с башни Олафа.
Выборг. Старый город.
Выборг. Новый город.
Выборг. Остров Твердыш.
Железная дорога Лодейное Поле - Янисъярви и станция Ляскеля.
Сортавала. Южная сторона.
Сортавала. Северная сторона.
Приозерск (Корела, Кексгольм, Кякисалми).
Tags: "Балтийские ветры", "Западные рубежи", Русский Север, деревянное, дорожное, ксенополисы
Subscribe
promo varandej june 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments