varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Заметки о Петербургском метро



Как известно, в августе-2009 года стараниями Дениса Юсупова _dyr  в Петербургском метрополитене была легализована фотосъёмка. Правда, только без вспышки. С тех пор я успел побывать в Петербурге и его метрополитене трижды, и практически везде вволю пользовался этим разрешением.
Теоретически, я собирался в этом году в Петербург еще как минимум один раз, и думал там зафотоконспектировать еще несколько интересных объектов. Однако будет ли по понятным причинам такая возможность теперь?
В общем, если будет - то набрать материала на еще один метропост не составит труда.

А пока выложу то, что есть. Это будет не путеводитель по метро Санкт-Петербурга - оно для этого слишком большое (63 станции), а именно что субъективные заметки, касающиеся в первую очередь облика и "фишек" метрополитена. Подборка станций случайная (обусловлена маршрутами по городу и окрестностям), но на мой взгляд весьма интересная и иллюстрирующая почти все стили и яркие особенности Петербургского метро.
И еще: я не специалист в метрополитенах, и этот пост - субъективные впечатления. Возможны ошибки, так что жду поправок.

Первые проекты Петербургской подземки разрабатывались еще в конце 19 века, но на том этапе конкурентом метро был электрический трамвай, в итоге победивший. Первый раз к строительству метро в Ленинграде преступили накануне войны, но в блокаду и позже тут было не до метрополитена. В итоге, строительство первой очереди велось в 1946-1955 годах. Был построен южный участок Кировско-Выборгской ("красной", "первой") линии - от Московского вокзала ("Площадь Восстания") до основной промзоны на юго-западе города ("Автово"). Метрополитен активно строился и в последующие десятилетия, и ныне включает 5 линий и 63 станции, общая длина его путей 112км, а по пассажирообороту он на 12-м месте в мире.
Петербург - город вообще крайне специфический и с огромным количеством "изюминок". Ну а каков город - таков и метрополитен.



Первое, что в Петербургском метро бросается в глаза - запредельная длина эскалаторов. По средней глубине заложения питерское метро самое глубокое в мире: 56 из 62 станций имеют глубину свыше 50 метров (а самые глубокие 70-80м), глубина тоннелей достигает 110м..



Это вызвано во-первых сложными болотистыми грунтами, а во-вторых невозможностью адекватно вписать метромост в центр Петербурга (учитывая, что ширина Невы около 800 метров, мост был бы почти как в Новосибирске). И надо сказать, поездки на питерских эскалаторах реально выматывают!



Характерные для Питерского метро окончания эскалаторов. На кадре выше - "Ладожская", на кадре ниже "Садовая":



Впрочем, речь идёт о средней глубине. Отдельные станции на глубине 80м и больше есть и в других метрополитенах.

Вагон питерского метро. Вагоны здесь местного производства и чуть-чуть другой конструкции (обратите внимание - дверь из кабины машиниста ведёт в салон). Рекламы немного - кажется, из постсоветских метро меньше только в Минске. Само метро по сравнению с московским намного более чистое, менее душное и менее шумное. Вообще, питерское метро выглядит как-то "современнее". Однако народу там много, на некоторых станциях толпа хуже московской.



Самая известная особенность Петербургского метрополитена - это "горизонтальные лифты", или станции закрытого типа. То есть, дверями оснащён не только вагон, но и вестибюль станции. По одной версии, это сделано для безопасности пассажиров, по другой - для защиты от наводнений:



В Петербурге таких станций всего 10: "Парк Победы", "Петроградская", "Василеостровская", "Гостиный двор", "Маяковская", "Площадь Александра Невского", "Московская", "Елезаровская", "Ломоносовская", "Звёздная". Проект не оправдал себя из-за сложностей эксплуатации, и больше в Ленинграде-Петербурге таких станций не строили, однако позднее "горизонтальные лифты" появились в некоторых метрополитенах дальнего зарубежья (Копенгаген, французский Ренн, Сингапур и др.).



Другая интересная особенность - вестибюли. В историческом центре многие вестибюли встроены в первые этажи старинных зданий (например, Гостиного двора) и не заметны. А вестибюли первой очереди метро выделяются размером и помпезностью, которым позавидовала бы и Москва.
Например, вестибюль станции "Площадь Восстания" напротив Московского вокзала:



Отделка:





Или вестибюль станции "Кировский завод", который вполне можно принять за какой-нибудь Дом Культуры или театр:



И это не случайно - рядом находится собственно Кировский завод, до Революции известный как Путиловский завод. Основанный в 1801 году, это был флагман российской металлургии и машиностроения, классический "молох" (по Куприну), на котором трудились 36 тысяч рабочих. Именно со стачки на этом заводе началась Февральская революция 1917 года.



А вот - роскошный витраж в наземном вестибюле станции "Невский проспект" в подвале старинного дома. Это уже вторая очередь, 1963 год:



Вообще, сталинские станции первой очереди вполне на уровне своих московских "современниц".
Например, "Площадь Восстания":







На ней же видна интереснейшая особенность пересадочных узлов: эскалаторы, ведущие напрямую от середины одной станции к началу другой. В Москве таких переходов нет, и зрелище это москвичу слегка сносит крышу:



А с "Площади Восстания" переход ведёт на станцию "Маяковская" (1967). Оформлена она тоже со вкусом, а по бокам видны двери "горизонтального лифта":



Станция оправдывает своё название:



Станция "Технологический институт" - часть первой очереди, оформлена барельефами с лицами учёных:



Это кроссплатформенная пересадочная станция - то есть типа московского "Китай-города", когда два зала станции обслуживают по одному направлению разных линий. Более того, это еще и первый в бывшем СССР пересадочный узел такого типа: второй зал был построен в 1963 году, и украшен уже не лицами учёных, а хроникой достижений советской науки с 1920 по 1979 год:


(заранее прошу прощения у всех, чьи лица попали в кадр).

В плане архитектуры мне больше всего нравятся станции первой очереди в пролетарских районах. "Автово" я не сфотографировал, "Кировский завод" несколько проще - но тоже очень красив:





Не совсем понимаю, в чём именно разница, но ведь эти станции не перепутать со станциями Московского метро тех же лет!

Впрочем, большая часть станций Петербурга всё равно лаконичны и функционалистичны, как на окраинах Москвы и в "малых метрополитенах" провинции.
Например, станция "Невский проспект" (1963), на которой я бывал чаще всего:



"Московская" (1969) - одна из "горизонтельных лифтов":



Надо сказать, что больше всего в Петербургском метро почему-то любят станции сводчатого типа - их тут 15, причём почти все глубокого заложения. Кстати, обратите внимание, на ребристые своды - здесь они очень распространены. Видимо, это типовой проект вроде московских "сороконожек" - хотя столь же безликих станций в Питере или нет, или я не видел.
"Чёрная Речка" (1982):



"Ладожская" (1985) у Ладожского вокзала:



"Площадь Мужества" (1975):



Отдельная питерская тема - перегон "Лесная"-"Площадь Мужества". В 1995 году здесь случилась авария - тоннель размыло плывуном, и линия оказалась разорвана на две части. "Лесная" стала конечной, а на участке "Площадь Мужества" - "Девяткино" ходили всего два состава, с интервалом 15-20 минут. Между станциями ходил бесплатный автобус. Разрушения тоннелей оказались настолько велики, что для восстановления перегона потребовалось построить новый тоннель, и вновь участок заработал лишь в 2004 году. Эти события вошли в историю Петербурга как Размыв.
"Пьяный машинист, заснув на рабочем месте, осуществил восстановление перегона "Лесная"-"Площадь Мужества" (анекдот).

"Лесная":



Еще несколько станций - эволюция петербургской метроархитектуры 1970-2000-х годов:
"Академическая" (1975):



"Выборгская" (1975):



"Приморская" (1981, конечная на Васильевском острове):



"Садовая" (1991):





"Спасская" (2008):





Переход "Садовая"-"Спасская", Ныне это единственный узел трёх станций, причём "Спасская" еще и конечная:



Ещё одна фишка Петербургского метрополитена - это загородные станции метро. Кажется, в России такого нет более нигде.
Станция "Девяткино" была пущена в 1979 году, и находится в посёлке Мурино Ленинградской области, совмещена с электричкой и автовокзалом:



Сейчас у неё есть лишь один аналог - станция "Мякининская" Московского метрополитена (2010), то есть еще несколько месяцев назад эта станция была "единственной в бывшем СССР". Впрочем, на Западе загородное метро - не редкость:



Другая похожая станция "Парнас" (2006) находится формально в черте Петербурга, фактически же почти в поле. Вот такой вид открывается из её вестибюля:



Вестибюль станции можно принять за загородный торговый комплекс:



Витражи в вестибюле:



Зал. Виден свет в конце тоннеля:



В общем, в Петербурге метро - это, как и в Москве, полноценная достопримечательность города.
Так как мой обзор очень неполный, за кадром остался ряд интереснейших объектов (таких как "Автово" с необычной архитектурой, "Спортивная" с уникальной планировкой, вестибюли в парках и т.д.) - дам ссылку на статью в Википедии.

P.S.
Просьба не придираться к качеству фотографий. Ну да - плохие. Я фотографировал в основном на ходу, без вспышки (нельзя ж!) и как придётся, чтобы меньше людей в кадре было. Да и когда я только начинал фотографировать Петербургское метро - ещё не знал, что сделаю об этом пост, и ни одну из показанных станций не посетил целенаправленно.
В общем, не нравится - сделайте свой пост с хорошими фотографиями. Я буду благодарен, да и не только я.
Tags: Петербург, дорожное, транспорт
Subscribe
promo varandej november 29, 13:19 45
Buy for 500 tokens
Армения. Здесь мы провели 40 дней, и я прекрасно понимаю, почему Мандельштам назвал её "орущих камней государством"... Грузия, где мы были краешком и в основном отдыхали в Батуми. Действительно не в меру душевна... Турция, в этой своей части некогда бывшая Арменией, Грузией и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →