varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Пермь. Часть 2: вокзал Пермь-Первая и музей современного искусства



В первой части мы дошли до дома Мешкова, где ныне обитает краеведческий музей. Отсюда буквально сотня метров до весьма интересного места - района бывшей станции Пермь-Первая. Здесь по разные стороны улицы стоят бывший ЖД-вокзал (ныне тут только остановка электричек) и бывший Речной вокзал. Один заброшен, другой занят музеем современного искусства - мягко говоря нетипичным явлением для провинции.
Об этих двух местах и пойдёт речь. Первая половина поста - станция, история Горнозаводской магистрали, пара фотографий из Екатеринбурга и Тюмени. Вторая половина - музей. В конце - о Петропавловской церкви.

Вот так район Перми-1 выглядит с моста через Каму. Внизу - Речной вокзал, наверху, за долиной Егошихи - многоэтажки и новая телебашня Мотовилихи (2002г., старая тоже есть неподалёку):



Чуть-чуть правее - Петропавловская церковь (1750, старейшее здание Перми), а за ней на холме дом и купол планетария в уголке - это "парадный въезд" в Мотовилиху. А внизу, у подножья церкви - здание бывшего управления Уральских железных дорог.



Теперь - общий вид станции Пермь-Первая с путепровода:



Как видите, полноценная станция, не считая того, что вокзал заброшен и находится на грани обрушения. Но история этого места сложнее, чем кажется.

Из-за расположения вдалеке от столиц, к концу 19 века заводской Урал начал приходить в упадок. Одной из причин стала отмена крепостного права, положившая конец подневольному труду на заводах, а перейти на новые формы труда мешало отсутствие железных дорог. В 1860-е годы началась разработка проектов, хотя остановить деградацию некогда мощнейшего промышленного региона Земли было уже невозможно.
Тем не менее, в 1874-78 годах была построена Горнозаводская железная дорога, проходившая по маршруту Пермь-Кушва-Екатеринбург. Линия связала два главных города Горнозаводского Урала, прошла через Тагильский и Невьянский заводы, и стала как бы продолжением Камы как судоходной артерии. При этом дорога была изолирована от железнодорожной сети России.

В начальном и конечном её пунктах сохранились аутентичные вокзалы.
Пермь-Первая:



И Старый вокзал в Екатеринбурге:



В 1885 году линию дотянули до Тюмени, где возникла станция Тура у берега одноимённой реки:



Таким образом, Горнозаводская железная дорога связала бассейны Волги и Оби, став важным звеном путей с запада на восток. В 1890-е годы Горнозаводская магистраль перестала быть изолированной: в 1894 году ветка Екатеринбург-Челябинск соединила её с Транссибом, а в 1895 была пущена Пермь-Котласская железная дорога, давшая выход в Европейскую Россию.

Бывшая дирекция Горнозаводской дороги (дата постройки на фасаде), вид с того же путепровода в другую сторону:



Горнозаводская линия удержала Урал от полной деградации. Стали возникать новые заводы (например, Чусовской в Пермском крае; Надеждинский в Зауралье - ныне город Серов), в том числе химические на базе камских соляных месторождений. Однако роль дороги постепенно снижалась, и ныне по ней ходит только один дальний поезд (Москва - Нижний Тагил) и электрички.

Но на Перми-Второй до сих пор есть два "направления" по разные стороны вокзала - Главное (по Транссибу) и Горнозаводское. Линия очень живописно проходит по берегу Камы, у подножья высоток, мечети, Кафедрального собора, мимо Мотовилихинского завода, музея пушек... По ней стоит проехать хотя бы в черте города.



Ныне есть идея передать вокзал Перми-Первой музею. Вероятно, сюда переедет художественная галерея из Кафедрального собора или будет организован Палеонтологический музей пермского периода. Правда, пока отдавать вокзал РЖД не спешит.

----

А вот в Речном вокзале, который много лет стоял заброшенный, ныне обитает музей современного искусства Марата Гельмана:



На самом деле у Перми очень сильный комплекс "бывшей столицы" к Екатеринбургу. Отношения этих двух городов сильно напоминают отношения Питера и Москвы. Пермяки на Екатеринбург поглядываю с завистью, но твердят, что Ёбург (так его на Урале называют) - город не для жизни, а для бабла, люди там злые, а вот в Перми..... Екатеринбуржцы же на Пермь поглядывают свысока как на бедноватый грязноватый город, отставший от жизни. Тем не менее, по российским меркам оба города довольно богаты и амбициозны, оба лидируют по числу высоток (хотя Екатеринбург и мощнее), и всё же Пермь действительно во всех смыслах (и хорошем, и плохом) провинциальнее.
Ну а один из главных симптомов "комплекса бывшей столицы" - это упование на культуру. Пусть де, там, у них, буржуев (будь то Москва или Екатеринбург) денег навалом, зато у нас (будь то Пермь или Петербург) есть КУЛЬТУРА! И в общем, одна из идей-фикс пермского руководства - превратить город в культурную столицу как минимум Урала, как максимум Европы.



Музей современного искусства как один из главных элементов этой идеи открылся в 2009 году, до этого тут располагалась выставка "Русское бедное", организованная московским галеристом Маратом Гельманом и пермским сенатором Сергеем Гордеевым.
Я в арте понимаю очень мало, поэтому не буду выносить об этих вещах никаких суждений. Впрочем, к негативным оценкам буду относиться более скептически, чем к позитивным, так как хорошо знаю психологию русского блоггера. Скажу только, что мне скорее понравилось, чем нет.







Внутри домиков из папье-маше - кино крутят:



Внутри мусорных баков - города. Концептуально?



То ли поезд, то ли больница. Шумит как поезд, по крайней мере:



Серия "Живой уголок":



Г....но какое-то:



Вот это мне показалось интересно - аллегорические изображения всяких философов да творцов на выжатых чайных пакетиках:



Но больше всего мне понравилась серия "Населённый пункт", креативы которой выставлены в тёмных комнатах с чёрными стенами:





А тут - огромный зал, в котором стоит гудение:



В каждой теплице греются у тряпичного костра туземцы:



Что еще порадовало - очень доброжелательная атмосфера и беслпатная фотосъёмка.
Ну а в целом "современное искусство" - это не временное, а стилевое понятие. Сама попытка эксперимента не может не вызывать у меня уважения. Но о результате, еще раз повторяю, судить не берусь.

Из музея я снова направился к Перми-Первой, пересёк путепровод, оказавшись в жутковатых задворках, и направился в сторону улицы Ленина:



По дороге достиг Петропавловской церкви. Совсем рядом - Егошиха, в 18 веке именно здесь находился Егошихинский завод, из которого Екатерина Вторая и сделала губернский город Пермь. Эта церковь - заводской храм, довольно распространённое явление на Урале, единственное здание, уцелевшие от Егошихинска.



Под церковью - железнодорожная промзона. Примерно так же выглядел и Егошихинский завод:



В третьей части отправимся в Мотовилиху.
Tags: "Молох", "Уральская быль", Малая Родина, Урал, дорожное
Subscribe
promo varandej сентябрь 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments