varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Кунгур. По городу.



Не все уральские города выросли из заводов - есть тут и целый пласт городов купеческих и воеводских, которые стояли на путях "за Камень" (то есть в Сибирь), и одновременно служили крепостями на границах татарских и мансийских земель. Самые известные из таких городков - Чердынь, Верхотурье и Кунгур.
Кунгур был основан в 1622 году, в 1662 году сожжён башкирами, и основан заново на нынешнем месте в 1664. Освоение Прикамья шло с севера на юг, со стороны вычегодских волоков, так как путь через Волгу принадлежал татарам. Лишь в 17 веке русские в Прикамье вышли в лесостепную полосу. И вплоть до создания Пермской губернии именно Кунгур был главным городом Прикамья. Расцвет его пришёлся на первую половину 18 века, когда пришёл в упадок Соликамск.

Больше всего Кунгур известен среди путешественников Ледяной пещерой. О ней я расскажу позже, а пока прогуляемся по городу - ведь старый Кунгур вполне достоин лучших малых городов Средней России и Русского Севера.

Кунгур стоит на Транссибе, в 2 часах пути от Перми на восток. То есть, при желании сюда можно доехать из Москвы напрямую, это около суток пути. С поезда хорошо видны вертикали кунгурский церквей и красивая природа окрестностей - увалы, лесостепь с участками тайги, скалы ("камни"), глубокая долина Сылвы (особенно живописные места на перегоне Кунгур-Кишерть восточнее города). Многие, наверное, видели с поезда модерновый кунгурский вокзал начала 20 века, времён постройки Северного Транссиба.
Вот он со стороны города:



Рядом и автовокзал на первом этаже торгового комлпекса (на третьем этаже - неплохое кафе). Расположен вокзальный комплекс на самой окраине города, где-то на полпути между центром и пещерой, и до центра отсюда 30-40 минут ходьбы. Впрочем, городского транспорта в Кунгуре довольно много. К вокзалу примыкает огромная и весьма живописная грузовая станция, далее промзона, пятиэтажки, избы...
Надо сказать, что Кунгур неплохо сохранил "внутренние окраины", в основном деревянные:



Город расположен у слияния трёх рек - Сылва, Ирень и Шаква. При этом все они очень похожи, почти одинаковы по размеру, все очень извилистые, и отличить одну от другой просто невозможно. Центр Кунгура - на высоком берегу Сылвы:



Справа - усадьба купца Дубинина (1879, ныне занята администрацией), а Тихвинская церковь с высоченной колокольней - главная доминанта Кунгура, её шпиль виден почти везде в старом городе. Колокольня и трапезная построены в конце 19 века:



Но основной объём - типичный для Урала барочный храм 1750-х годов:



Между прочим, помимо "сибирского барокко" существует и "уральское барокко" - связующее звено между устюжско-вятской и тюменско-тобольской барочными школами. По крайней мере, уральские церкви не спутать ни с теми, ни с другими.

Перед Тихвинской церковью - смотровая площадка на берегу Сылвы:



Как на ладони заречная часть города и две её церкви: Спасо-Преображенская (1768-71) и Всехсвяская (1847):



Церковь Всех Святых поближе - она кладбищенская, а кладбище в березняке на увале:



Налево хорошо виден купеческий центр города, Успенская церковь (1755) и автомобильный мост (судя по конструкции - построен где-то в первой половине 20 века, когда авто- и ЖД-мосты строились по одним технологиям):



Церковь поближе - у её подножья базар:



А направо видна уходящая вдоль Сылва - типичный уральский пейзаж. Ведь Средний Урал - это не горы, а холмы-увалы и прорезающие их реки в скалистых берегах:



Сылва, наряду с соседней Чусовой (а эти реки имеют общее устье на Каме чуть выше Перми) - одна из самых крупных и красивых рек Среднего Урала, очень популярная у сплавщиков из-за доступности.

От смотровой площадки 5 минут ходьбы до улицы Гоголя и площади Пугачёва. Исторически здесь располагался самый центр города, от которого остался ансамбль трёх зданий: Дом Воеводы (он же Магистрат, 1750), Большой и Малый Гостиный дворы (1860-70-е). Однако больше всего впечатляет расположение зданий у крутого изгиба улицы, идущей под гору:









Дом Воеводы - старейшее здание Кунгура. При всей лаконичности облика в нём можно различить черты уральского барокко - например, "жучковый" орнамент под крышей. Это был дом-крепость, здесь незаменимый - Кунгур подвергался набегам башкир, был одним из важных пунктов Пугачевской войны. Ныне в доме краеведческий музей.



Памятник (он же на вводном кадре) - Алексею Семеновичу Губкину, крупному купцу и бургомистру Кунгура в 1870-е годы. В историю России Губкин вошёл как создатель одной из крупнейших на российском рынке чайной фирмы (ведь в 19в. через Россию шёл Великий Чайный путь из Китая, начинавшийся в знаменитой Кяхте, поэтому чаеторговцы были одним из самых сильных русских купцов), а в историю Кунгура как успешный бургомистр, много сделавший для своего города.



Вообще, второй расцвет Кунгура пришёлся на конец 19 века (когда весь Урал переживал кризис) - окончившиеся башкирские восстания позволили подняться кунгурскому купечеству, сумевшему использовать выгодное положение города. Наследство тех времён - два Гостиных двора. Малый (ныне занят Музеем истории купечества) неплохо виден на кадрах выше, а на Большой посмотрим отдельно:



По размеру он вполне достоин губернского города:



С другой стороны от двора - военный мемориал, красиво расположенный у края холма:



И площдадь Пугачёва, на которой в прошлом стояли два собора. Уцелела Алексеевская церковь (1880-е годы), за которой видна бывшая управа (1820-е)  и обелиск, поставленный еще в 19 веке в честь защитников города от пугачёвцев. В сочетании с названием площади - весьма странно!



Купеческие дома на площади:



Торговое прошлое Кунгура видно невооруженным глазом, в том числе и по торговому настоящему. Здесь нет гнетущей атмосферы городов-заводов - напротив, ощущение бесконечного базара, а к городскому рынку ведут все дороги.



Нижняя часть улицы Карла Маркса - "кунгурский арбат". Арбатик в райцентре - явление довольно редкое, а в Кунгуре он был создан еще и довольно давно, когда эта мода только-только распространялась по России. В Перми, кстати, арбата нет. Впрочем, и в Кунгуре он длиной от силы метров сто:



Набережная Сылвы. Мы уже видели чайник, теперь вот кораблик - это символы того, чем жил в 19 веке Кунгур:



Этот район - сердце города. Тут рынок, тут же и главный транспортный узел, и гостиница "Ирень" (а в жизни Кунгура туризм играет не последнюю роль). Домики в окрестностях рынка:





Успенская церковь над базаром. Если бы я прошёл вперёд сотню метров - снял бы намного более интересный вид с фасада, а так только из окна автобуса посмотрел. Но - что есть:



Пойдём теперь за Сылву, по уже показанному ажурному мосту:



С моста хорошие виды на центр города... Увы, сняты против Солнца, поэтому качество снимков УЖАСНОЕ. Но всё же представление о старом Кунгуре они дают. Постройки всё уже знакомые:







Дома по другую сторону моста:



И сам мост, вид с другого берега:



Район за Сылвой - это предместье, застроенное в основном небольшими домиками и массивными избами:





С запущенной набережной открываются виды вроде тех, что с моста, а главная достопримечательность заречья - Спасо-Преображенская церковь, самая поздняя из барочных и на мой взгляд самая красивая в Кунгуре:





Вообще же, старый Кунгур довольно большой по площади - чтобы пройти старый город из конца в конец, потребуется не менее получаса, а на осмотр Кунгура надо где-то полдня. Так, еще один очень интересный ансамбль находится в 10-15 минутах ходьбы от торговых рядов в сторону вокзала по улице Гоголя.



Прямо по курсу - Никольская церковь (1894), а у её подножья можно различить вышки и забор. Дело в том, что к церкви вплотную примыкает тюрьма:



В прошлом здесь был женский монастырь, и вторая церковь Иоанна Предтечи (1917) находится на тюремной территории.
Сама же Никольская церковь - самая крупная в Кунгуре, и построена весьма эффектно:



Неподалеку можно увидеть и современную мечеть типично татарского вида:



Юг Пермского края - это на самом деле историческая часть Большой Татарии (где Татарстан и Башкирия - лишь ядро). В самом Кунгуре татар много, их постоянно видишь на улицах, а в окрестных сёлах попадаются деревянные мечети:



В следующей части отправимся в Кунгурскую Ледяную пещеру. Впрочем, путеводителя по залам не будет: во-первых, пещера очень большая, во-вторых, у меня не настолько хорошая техника, чтобы фотографировать там адекватно.
Tags: "Уральская быль", Урал, деревянное, дорожное, татары
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments