varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Краснотурьинск



Краснотурьинск - второй по величине (61 тыс. жителей) город на севере Свердловской области и важнейший в Североуральском бокситовом комплексе. Рудники Североуральска и Черемухова, угольные разрезы Волчанска и Карпинска - всё это лишь сырьевые придатки Богословского алюминиевого завода, расположенного здесь. Да и Богословск (нынешний Карпинск), бывший центром горнозаводского округа - лишь пригород Краснотурьинска.
Ну и в целом Краснотурьинск - достаточно чистый и благоустроенный, очень целостный в архитектурном плане заводской город. Мне он понравился не меньше, чем Североуральск - но совсем по-другому.

Вот такой вид открывается на Краснотурьинск от вокзала, расположенного на самой окраине города, на полпути от автовокзала в Карпинск:



Город очень компактный, по площади даже меньше, чем Североуральск, собор и водонапорная башня стоят реально на другом конце города. Хорошо видна и характерная застройка - урезанные сталинки, покрашенные в яркие цвета. Но собор на холме - не новодел, а вполне исторический храм середины 19 века. Недалеко от него автовокзал, туда и пойдём.



Район вокзала от центра города отделяет пруд, а застроен он панельными многоэтажками - единственный такой квартал в городе. От разноцветного центра этот микрорайон отличается еще и непроницаемой серостью:.



От центра этот район отделяет глубокая долина Турьи и заводской пруд, за которым дымят трубы Богословского алюминиевого завода:



БАЗ - это настоящий Краснотурьинский кремль. По крайней мере сходство форм тут достигает апогея - даже градирни стоят как крепостные башни:



БАЗ был построен в 1940-45 годах, частично на базе эвакуированных Днепропетровского, Тихвинского и Волховского алюминиевых заводов. Название он унаследовал от Богословского медеплавильного завода в Карпинске, который в свою очередь был назван по церкви (а от названия завода происходило и название горного округа), и почему остался Богословским при коммунистах - загадка.



До этого здесь располагался посёлок Турьинский Рудники, основанныц Максимом Походяшиным в 1758 году, вместе с Богословском (Карпинск) и Петропавловском (Североуральск). В те годы нынешний Краснотурьинск был ресурсным придатком соседних городов, но после строительства СУБРа и БАЗа ситуация поменялась на диаметрально противоположную.



Сталинские дома у берега пруда - начинается исторический центр:



Плотина - обратите внимание на уклон русла:



Как и многие промышленные города сталинской эпохи (например, Норильск), Краснотурьинск проектировали ленинградские архитекторы. Петербургский почерк смутно угадывается в стилевом единстве и цельности старого города, если бы не кривые улочки, карабкающиеся по склонам. Преобладающая архитектура здесь - это "пленные немцы строили" и "урезанные" сталинки: примерно так же построены Североуральск и Волчанск, но скромнее.



Краснотурьинск не очень красив - но его облик очень характерный и запоминающийся:







Центр этих улочек - площадь Ленина:



Очень большая для районного городка, площадь разделена надвое пересекающей улицей, и южная часть - пешеходная, с плиткой и лавочками, является здесь, очевидно, любимым местом прогулок и отдыха. В плане южная часть представляет собой треугольник, у "вершины" которого - церковь Иоанна Богослова (2000), "перекочевавшая" сюда из Карпинска следом за Богословским заводом (на средства БАЗа и выстроена):



Еще южнее - памятник воинам-интернационалистам (не снял, так как рядом были и сами воины-интернационалисты в изрядном подпитии), а севернее - памятник героям Великой Отечественной, состоящий из двух рельефных плит - о погибших на фронте и о труженниках тыла:



Кругом - лавочки, и на одних мамы играют с детьми, а на других гопники пьют пиво. Но в целом атмосфера на площади весьма доброжелательная, по крайней мере по меркам Заводского Урала.
Улица Ленина, пересекающая площадь:



Северная часть - полукруглая, окружена очень эффектной дугой из телецентра, администрации и почему-то общежития МВД:





Неподалёку отсюда есть старая (1870) и очень красивая часовенка Александра Невского, которую я умудрился не найти:


(фото из Википедии)

Но в целом, по Краснотурьинску разбросано довольно много отдельных интересных зданий. Например, единственная "полная" сталинка из виденных мной в этом городе - больница у дороги на Воронцовку:



Или кирха в здании бывшего театра кукол на той же улице, но недалеко от дороги на вокзал:



Или сам кукольный театр (современный), или офисное здание с часовой башней (оно видно на панораме от вокзала).

А еще в Краснотурьинске есть трамвай - правда, всего 2 маршрута. Вообще, трамвай на Урале любят: в Екатеринбурге он представляет некое подобие "легкого метро", в Перми и Нижнем Тагиле просто разветвлённые сети, а в бывшем Богословском округе плотность трамвайных городов вообще беспрецедентна для России: Волчанск (при 10 тысячах населения), Краснотурьинск (60 тысяч населения), а до 1994 года еще и Карпинск (30 тысяч.), кроме того в 1960-е действовал междугородний трамвай Карпинск-Волчанск.



Трамвайных городов с населением менее 100 тыс. человек в России в пределах десятка: Волчанск (10 тыс.), Усть-Катав (25 тыс.) в Челябинской области, Осинники (46 тыс.) в Кемеровской, Краснотурьинск (61 тыс.) и Усолье-Сибирское (85 тыс.), В городе действует два маршрута, представляющие собой почти независимые друг от друга линии длиной по 5км. Из окна маршрутки я увидел и трамвайное депо размером примерно с детскую площадку (весь парк - 8 вагонов), а после твердо вознамерился до него дойти - но почему-то не дошёл...

В целом, от плотины до собора - около получаса ходьбы. Вот так выглядят кварталы верхнего города, на подходах к автовокзалу:



На улице Попова - музей Радио, включающий в том числе и дом, где провёл детство (1859-67) Александр Попов - изобретатель радио. Точнее, изобретателем радио он считается в России, а всего кандидатур на это звание четыре - Маркони (в большинстве стран Европы), Тесла (в США), Генрих Герц (в Германии). И дело не в том, что "Россия - родина слонов", в научных (не массовых) кругах заслуги Попова признаются и на Западе, ЮНЕСКО отмечало столетие изобретения радио 7 мая 1995 года, то есть спустя сто лет после презентации радио Попова, а не Маркони... Герц же своё изобретение презентовал и вовсе в 1888 году, и Попов активно использовал его опыт.
В общем, это слишком большая тема для отдельного поста, но есть хороший разбор в Википедии. Большинство изобретений создавалось несколькими учёными независимо друг от друга, будь то радио или паровая машина, и правильнее не комплексовать, что Попов не единственный изобретатель радио, а гордиться тем, что один из изобретателей наш соотечественник.



На другой стороне улицы, напротив музея Радио - еще одна протестантская церковь, на этот раз Новоапостольская:



А от неё сотня метров до собора Максима Исповедника:



Освященный в 1857 году, собор имеет весьма редкое посвящение - и думается, это намёк на Максима Походяшина, основавшего Богословский завод и Турьинский Рудник. Собор построен в "тоновском" стиле, но на удивление оригинален для "клона ХХС":



Да и украшен красиво:


Внутри собора - очень красивое убранство, фаянсовый иконостас, очень доброжелательная атмосфера. Как и Петропавловский собор в Североуральске, один из лучших храмов Урала, совершенно неожиданный в этих краях.
От ограды собора видны еще две строящиеся церкви, и как минимум одна из них непохожа на православную:



Отсюда недалеко и до автовокзала, я проделал этот же путь в обратном порядке. Параллельно городу вытянут Богословский завод, его трубы и градирни постоянно возникают за домами. Такая вот типично уральская перспектива:



И в завершение горнозаводской темы, скажу такую вещь: нам здесь, в столицах, сложно понять рабочих. Нас ужасает жизнь рядом с заводом и работа на нём как единственная перспектива. Но на Урале живут рабочие с трёхвековым стажем. Они не стыдятся того, что работают в цехах тяжёлым трудом - напротив, гордятся этим. Они не мыслят для себя иной судьбы, кроме как работа на заводе, где работали их отцы, деды, прадеды... вплоть до крепостных крестьян, пригнанных сюда в эпоху Петра Великого. Рабочие хотят достойных условий, и зарплат как минимум не ниже, чем у офисных работников. Но не имея шансов улучшить свою жизнь, настоящий уральский рабочий предпочтёт терпеть, чем бросить свой завод.

Впереди - последняя группа постов этой серии, посвященная Екатеринбургу.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010.
Вступление. Фотообзор путешествия.
Пермь..
Пермь. По центру.
Пермь. Пермь-Первая и музей современного искусства.
Пермь. Мотовилиха.
Пермское Прикамье.
Кунгур. По городу.
Кунгурская ледяная пещера.
Пермь-36. Последний лагерь ГУЛага.
Горнозаводской Урал.
Невьянск. Столица Демидовых.
Быньги. Урал старообрядческий.
Нижний Тагил. Лисья горка.
Нижний Тагил. По городу.
Нижний Тагил. Демидовский завод.
Северный Урал
Дороги, станции, города и веси.
Североуральск.
Краснотурьинск.
Екатеринбург.
Tags: "Уральская быль", Урал, дорожное, индустриальный гигант, невольничье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments