varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Pro РПЦ

Хотя я считаю себя православным человеком, от "воцерковлённых" людей я весьма далёк. Я не соблюдаю постов, не молюсь по расписанию, не помню, когда был последний раз на службе, а в храмы захожу преимущественно в дороге.
Более того, я абсолютно терпим к иным религиям. Я спокойно вхожу в мечеть или костёл, я был в старообрядческих общинах и на молебне в марийской Священной роще. Словом, обвинения в фанатизме и мракобесии считаю беспочвенными.

Тем не менее, не люблю наезды на РПЦ. Вспомнив основные претензии к нашей Церкви, решил высказаться по пунктам.

1. Женщина в брюках

Очень часто антиклерикализм рождается так: зашла женщина в джинсах в храм, а там на неё бабки наорали (реже - поп наорал) и выпихали за дверь. Женщина пишет об этом в своём ЖЖ, заодно вспомнив, какие все добрые в Польше или на Западной Украине. Её пост получает богатый отклик, и в итоге складывается впечатление, что в православную церковь зайти нормальной образованной городской женщине - это что-то на грани самоубийства.
Не могу не признать, что такое действительно имеет место. Но - "бывает" и "норма" - не одно и то же. В эти выходные я был на службе в церкви в Клину (Подмосковье), куда ездил к родственникам, и насчитал из примерно 30 прихожан трёх девушек в обтягивающих джинсах/брюках (и еще несколько женщин в широких штанах). Вообще, заходить "на посмотреть" в действующий храм мне случается очень часто, и в подавляющем большинстве виденных мной церквей (в особенности в крупных городах) я видел женщин в джинсах или брюках. Более того, скажу по секрету, но чрезмерно усердные бабки - проблема для многих священников, так как последние сами понимают, что такое поведение прихожан отпугивает потенциально ищущих. Подобным персонажам просто свойственно ругаться - в автобусе, в очереди, в поликлинике, в парке, даже просто на улице... и храм тут не исключение.

Кроме того, стоит задуматься, ПОЧЕМУ именно женщина в джинсах в храме не приветствуется.
Во-первых, может быть это не вполне очевидно, но люди в храме заняты делом. Насколько суть этого дела понятна им самим - другой вопрос. Женщина в обтягивающих джинсах непроизвольно приковывает к себе взгляд, особенно если долго стоишь на одном месте, а она стоит в паре метров перед тобой. А это уже, как бы, ИСКУШЕНИЕ. Да и откровенно говоря, приятно ли было бы лично Вам, стоя в храме, осознавать, что сзади на вас пялятся? Сами мысли об этом в храме неуместны, и не стоит на них провоцировать.
И мне кажется, не последняя причина того, почему настолько проще к этому относятся к церквях Запада - скамьи. Там человек совершает службу сидя, и вышеозначенная проблема в принципе не актуальна.
Да, заранее отвечаю на гневный коммент: это НЕ обвинение в "изголении" или чем там еще - просто попытка донести взгляд на проблему с другой стороны. И если Вы хотите понимания - потрудитесь сами понять другого. Это просто честнее. Тем более, как уже говорилось, в большинстве храмов (не во всех, еще раз повторяю!) к женщине в джинсах относятся терпимо.

2. Поведение попов

Не секрет, что очень многие священнослужители мягко говоря не соответствуют своему статусу. Дело не только в пьянстве, бездуховности или хамстве, но часто и в откровенной уголовщине: например, где-то год назад активно обсуждалась история об одной московской церкви, где поп спускал на туристок сторожевых собак за попытку сфотографировать.

Но почему надо всех грести под одну гребёнку?!

Церковь - не монолит, а довольно большая и сложная организация. Священники - такие же люди, как мы. У них много профессиональных заморочек - так же, как у учителей, врачей, учёных, военных, милиции, чиновников, писателей, художников, шахтёров, железнодорожников, офисных работников, металлистов, панков и даже профессиональных путешественников. Хороший священник - такая же редкость, как хороший учитель. Про учителей можно найти много не менее вопиющих случаев (в том числе с прямым рукоприкладством, порчей имущества и весьма изощренными издевательствами). Про врачей и милицию - тем более. Да и вообще ПРО ЛЮДЕЙ.

Разница в том, что встретив склочную училку, мы возмущаемся поведению этой училки.
А встретив склочного попа, возмущаемся поведением Церкви в целом. И прежде, чем рассуждать о том, какие попы то да сё, вспомните - много ли священнослужителей вы знаете лично?
Я считаю, что нападки на Православие на основе поведения отдельно взятого священника - это то же самое, как признать лженаукой физику из-за того, что в школе "физичка" бухает в лаборантской.

Контролировать всю РПЦ на предмет чистоты рядов - задача из той же области, что контролировать на предмет чистоты рядов медицину или РЖД. Безнаказанность и бесконтрольность свойственны почти любой официальной организации в России. Церковь не лучше и не хуже многих других в этом смысле. Однако её преимущество для нас - в том, что выбрать "свой" храм и "своего" батюшку - намного легче, чем выбрать "свою" больницу или "своего" милиционера. Лучшим способом борьбы с "плохими" попами мне кажется бойкот их храмов, найти "хорошего" батюшку не так сложно. Только вот встретив плохого, большинство людей теряет такое желание.

3. Церковный фашизм.

Есть мнение, что РПЦ люто ненавидит и отрицает другие конфессии. Однако, вот что написано в уставе Церкви:

Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство.
Православие не является «национально-культурной принадлежностью» Восточной Церкви. Православие – это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских
.

То есть, если вкратце: православие - не конфессия, а учение. В определённом виде оно присутствует в большинстве христианских церквей. На официальном уровне РПЦ признаёт, что общение с Господом и спасение возможно и в других Церквях.

Подтверждений этому достаточно много. Например, в Кафедральном соборе Кёнигсберга (Калининград) проводятся и православные, и католические, и лютеранские службы. А еще в 1977 году на Вселенском соборе РПЦ сняла проклятия со староверов.
Другой пример - отношения РПЦ с Армянской церковью намного более гладкие, чем с католицизмом. При том, что канонические отличия Русской и Армянской церквей намного больше: армяне - монофизиты (то есть у них другое понимание природы Христа), в то время как с католиками важнейшее отличие - это власть Папы Римского (хотя и не единственное, но таких же глубоких отличий, как с армянами, нет).
Традиционная вражда РПЦ и Католической церкви - в плоскости политики и истории, а не религии.

4. Церковь навязывает.

С этим утверждением мне спорить трудно. Так как лично мне РПЦ никогда ничего не навязывала. Навязывали отдельные люди, и не по прямой указке сверху. Вообще, как понимать это "навязывание"? Командными методами Церковь что-то навязывать не имеет возможности (а если такое происходит - то это на совести чиновников/директоров/преподавателей и т.д.). А словесными методами... Ну а своя голова на что?! Неужели если Вас в чём-то пытаются убедить, Вы или верите этому беспрекословно, или отметаете на корню, без промежуточных вариантов и критического осмысления? 

5. Церковь и Власть.

Тут вообще не знаю, что ответить. Ну да, Церковь и власть друг друга поддерживают. И что? Давайте теперь осудим ядерную физику и космические технологии, закроем атомные станции и космодромы, порежем на металлолом атомные корабли и отключим все спутники только потому, что ядерную и космическую программы СССР поддерживал Сталин и они являлись национальной гордостью Советского Союза.

Ну и напоследок хочу сказать еще вот что.
Даже философия внутри Церкви не монолитна. Между священниками, иерархами, просто верующим самых разных уровней и статусов огромный плюрализм мнений. Практически на все вопросы, касающиеся религии, есть целый спектр взглядов.
Это касается и богословия, и трактовки Библии, и христианской этики, и обрядов, постов и молитв, и отношений с другими конфессиями, политикой, культурой и наукой. По суждениям одного, двух и даже десяти церковных людей нельзя составить представление о Церкви в общем. Это касается, увы, не только обычных людей, но и крупных иерархов, поэтому различия между церквями зависят и от региона.
Tags: с человеческим лицом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →