varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Солигалич



Когда в путеводителях пишут о каком-либо городе, что он "стоит в одном ряду с Суздалем", обычно не уточняют, по какому признаку. На самом деле "суздальский тип" - это не город с обилием древностей, а город, состоящий почти только из исторической части. В России, пережившей в ХХ веке взрывную урбанизацию, можно считать чудом то, что сохранилось хоть несколько таких городов.
Один из них - Солигалич, заповедный деревянный город (6 тыс. жителей) в тупике дороги на севере Костромской области.

Солигалич известен с 1332 года как Соль Галицкая - один из старейших на Руси центров солеварения и важный пункт на пути между Волгой и Белым морем, что подстегнуло развитие купечества. В историческом смысле это уже Вологодщина (к Вологодской губернии, бывшей до Революции намного обширнее, чем сейчас, относились многие города в сопредельных регионах), причём как и все уважающие себя вологодские городки, Солигалич дал России великого мореплавателя - Геннадия Невельского, исследователя Сахалина.

Из Галича в Солигалич два с небольшим часа пути через городок Чухлома. Автобусы около 4 раз в день. Последние 20км перед Солигаличем - дорога в стиле "Москве плевать на периферии":


Помимо разбитости обращает на себя внимание и пустота - машины по дороге проезжают редко. Солигалич - это тупик, дальше на обычной машине не проехать, начинается безлюдная полоса южной части Вологодщины. 

Солигалич представляет собой почти правильный круг около 2,5км в диаметре с несколькими "выемками", обусловленными рельефом. Он прекрасно сохранил радиально-кольцевую планировку, и в самом центре расположена тоже круглая Торговая площадь:



В центре площади, в свою очередь - Крестовоздвиженская (Борисоглебская) церковь (1809-1816), обезглавленная и переделанная то ли в магазин, то ли в кинотеатр, используемый как магазин. За церковью видна краснокирпичная управа, а слева - торговые ряды:



Деревянный корпус (1833) - одна из самых запоминающихся построек Солигалича, да и всего Севера. Ряды обветшали, насквозь покосились, просели в нескольких местах и ныне не используются:



Чёрная дыра в полу - не провал, а люк, в котором хранился товар. В полу галереи несколько таких люков, но открывать их на глазах честного народа я постеснялся:



С обратной стороны ряды напоминают гигантский амбар:



За рядами - еще парочка интересных домиков, а далее улица уходит к автовокзалу:



Неподалёку от этой стороны площади - городской ДК, единственное крупное советское здание:



С другой стороны параллельно Крестовоздвиженской церкви вытянулся еще один корпус торговых рядов:



Состояние этих рядов не в пример лучше, а кое-где видел сведения, что это новодел 1990-х годов! Но в Солигаличе это звучит убедительно...



Такие галереи у меня ассоциируется с городами Дикого Запада из американских вестернов:



Если в том корпусе рядов люки снизу, то в этом - сверху:


Задняя сторона. Обратите внимание на деревянные киоски, также использующиеся по назначению:

Дома перед фасадом новых рядов:

Отсюда дорожка ведёт к мосту через речку Кострому (в устье которой и стоит областной центр), но туда мы также пойдём позже.

Еще из объектов на площади можно отметить Санаторий им. Бородина - ведь еще в 1841 году уроженец Солигалича фабрикант Василий Кокорев (строитель первого в России нефтеперегонного завода) нашёл новое применение соляным колодцами - устроил тут минеральный курорт. Впрочем, ныне санаторий выглядит жалко, а его территория - обычный парк, где пьют пиво гопники. Однако с боковой улочки снял деревянную башенку соляной скважины.



Северный край Торговой площади. Эта круглая площадь по-прежнему остаётся сердцем города, самым оживлённым и многолюдным местом Солигалича, где вполне можно сесть на лавочке и просто понаблюдать за жизнью маленького северного городка.



Даже по маркам машин видно, что город довольно бедный. По сравнению с тем же Галичем неадекватно много УАЗов и немолодых мужиков в камуфляже. Попадаются и классические гопники в абибасе. И тем не менее, город живёт - много детей и молодых мам, а откровенных пьяниц не видел. Впрочем, это свойство многих именно северных городов - нищета без вырождения.

Пройдёмся теперь по расходящимся от Торга улицам. Сначала - на север, от красных домиков за старыми рядами, по улице, ведущей к автовокзалу:









Солигалич деревянный примерно на 90%, и эта улица не исключение. Проходит она вдоль оврага, за которым хорошо видны "окраины":



Северный быт как он есть - во дворах лежат кучи поленьев или берёзовые обрубки, которые тут уже начинают заготовлять на зиму:



Узкие переулки с деревянными мостовыми:



Здесь же, недалеко от площади - Входоиерусалимская церковь (1804):





Теперь вернёмся к площади, к новым рядам, совсем рядом с которыми стоят еще две церкви - Преображения (1821, ближе) и Николы на Наволоке (1688, дальше):



Они стоят уже у мостика через Кострому, и особенно эффектно выглядят с другого берега вместе с Входоирусалимской церковью:





А в другую сторону открывается вот такой вид:



Кострома уносит свои воды в сторону Волги. Над рекой нависают два монастыря правого берега (где стоит город) - Рождественский (ближе) и Воскресенский (дальше). На другом берегу - Городище, кольцо валов 14-15вв.:



Слева руины Успенской Старособорной церкви (1778), посредине просто заброшенный дом. Внутри бывшего кремля ныне обычные жилые дома, но поверху вала есть тропинка. Под сосной я устроил привал - сидел, обедал, созерцал.
За рекой напротив - Рождественский собор:



К собору можно пройти от площади по улице Вылузгина - это мимо санатория. Рождественский монастырь в Солигаличе был основан в 1668 году, тогда же и освящён собор. В 1764 году монастырь закрыт, а собор перестроен в 1792-1808 годах. Получилось нечто очень северное - мне кажется, здесь есть влияние соседней Тотьмы:



Ныне в соборе идёт реставрация:



Вообще, Солигаличу нужна комплексная реставрация храмов - почти все они тут или заброшены, или обезображены. Например, Воскресенский монастырь в квартале от Рождественского (в народе известен как Храм-за-Интернатом):



Этот монастырь основан в 1335 году, одновременно с городом. Монастырские корпуса занимает интернат (вход на двор свободный, но рабочий с косой глядел на меня так пристально, что я решил не ходить). Воскресенский собор (1660-69) в плачевном состоянии, стены рассечены трещинами во всю высоту, на крыше бурьян, а центральная главка обрушилась совсем недавно:



Богоявленская церковь (1681) примечательна абсолютно необычной формой главок:



Два пятиглавия:



А вообще-то, сами руины очень живописны. Мне кажется, консервация и внутреннее укрепление тут даже уместнее, чем реставрация.

Другая улица также ведёт от площади на юг, переходя в дорогу на Галич. У поворота - Петропавловская церковь (1815):



На воротах:



В роще - кладбище, а в домике у входа воскресная школа:



Вот, собственно, и все достопримечательности. В основном же Солигалич вот такой - типичный пейзаж почти всего города:



Типичные дома:





Действующая (!) обувная фабрика на улице Вылузгина (южнее Воскресенского монастыря). В мутных окнах горит свет, внутри шум станков. Жалование два целковых и трёшка, а работницу Евфросинью Сидорову из села Твердислево намедни-то выгнали, листовку РКП(б) у неё изыскали, и кто ж это ей подложить-то мог?!



Солигалич - он, как кто-то выразился, "пронзительно деревянный". Деревянное зодчество в России занимает ту же нишу, что средневековая архитектура в Европе. Но еще больше впечатляет здесь почти полное отсутствие зданий ХХ века, и там, где кончается исторический центр, начинаются сразу поля да болота...



Я очень люблю такие города.

Есть в Солигаличе и еще одна достопримечательность - железнодорожная станция. Вот так странно: в Кострому - только автобусы, а железная дорога есть! Дело в том, что это боковое ответвление знаменитой среди транспортников Монзы - то есть Монзенской железной дороги, ведомственной лесовозной линии длиной более 200км, построенной в 1930-е годы в глуши лесов на стыке Вологодской и Костромской областей. Причём, к ГУЛагу Монза не имела никакого отношения. Когда-то это была мощная лесовозная система: центральная линия широкой колеи, многочисленные боковые ветки (в основном узкоколейки), в том числе ответвление широкой колеи на Солигалич, по которому возили и возят продукцию известкового комбината.
Ныне Монза в глубоком упадке, рельсы проржавели, деревни умирают. Но на ней всё еще активное движение, в том числе пассажирский поезд, сохранились действующие семафоры (одна из 6 линий в России), и в целом кто бывал на Монзе - рекомендовали её как "затерянный мир".
К станции Солигалич я так и не добрался - она довольно далеко за городом. Прибыв в 11 утра, я собирался уехать в 17, но за три часа прогулки неспешным шагом, с привалами и парой разговоров с местными, понял, что обошёл весь город. Выбирая, на каком из двух автобусов ехать (в 14:00 или 17:00) я выбирал, что не увижу - станцию Солигалич здесь или Паисиев монастырь в Галиче. 
Tags: "К студёным морям", "Молох", Русский Север, деревянное, дорожное
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →